Ольга Перевалова
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром для детей старшей группы «Лаборатория зеленого листа»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром для детей старшей группы
Тема: "Лаборатория зеленого листа".
Цель: расширить знания детей о способах питания растений на примере дерева.
Задачи:
• познакомить с "фабрикой зеленого листа";
• закрепить знания детей о свойствах сахара;
• дать представление о таком веществе как крахмал, его свойствах в процессе исследовательской деятельности;
Публикация «Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром для детей старшей группы „Лаборатория зеленого листа“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2015
• поощрять и поддерживать активность и инициативность детей в познавательной деятельности;
• воспитывать познавательный интерес к природе.
Предварительная работа.
Наблюдение. Взяли веточку дерева с нераскрывшимися почками (палочку, поставили ее в воду. Веточка оказалась "волшебной". Произошло самое настоящее превращение: была себе палка палкой и вдруг ожила. На "волшебной" веточке лопнули почки и показались зеленые листочки.
Рассматривание иллюстраций деревьев. Беседа об особенностях внешнего вида, роста и развития различных деревьев.
Игра с "волшебной" веточкой. По взмаху "волшебной" веточки дети превращаются в "деревья". Они изображают, как деревья растут, качаются от ветра. С места сходить нельзя, ведь деревья удерживают корни. В завершение игры, когда "волшебная" палочка снова превращает "деревья" в детей, ребята говорят, кто в какое дерево превращался.
Словарная работа. Выяснение значения слов фабрика, лаборатория.
Материалы и оборудование. Рисунок дерева и "фабрики" зеленого листа (формата А1 или А2); несколько кусочков сахара, немного крахмала на тарелочке, стакан с водой; 10-12 кубиков из строительного материала; влажные салфетки (по количеству детей).
Ход НОД
(дети сидят на стульчиках полукругом)
Воспитатель. Настал новый день! Как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Возьмите за руку того, кто сидит рядом с вами. Почувствуйте тепло ваших друзей, которые вам будут добрыми помощниками. Сегодня к нам пришли гости. Давайте пожелаем нашим гостям и друг другу доброго здоровья и хорошего настроения. А я вам желаю внимательного и бережного отношения друг к другу.
Сегодня на занятии мы раскроем еще одну из тайн, которых существует великое множество в окружающем нас мире.
Слушайте задание: я назову несколько слов, а вы подумайте, о чем идет речь. Ветви, листья, ствол. Что же это?
Дети. Дерево.
(Открываю рисунок дерева)
Воспитатель. Посмотрите, это рисунок дерева. К чему мы отнесем дерево: к живой природе или к неживой? (ответы детей)
Докажите свой ответ.
Дети. Дерево относится к живой природе, т. к. оно растет, питается, размножается, дышит (если дети затрудняются, необходимо помочь им наводящими вопросами).
Воспитатель. В своем доказательстве вы произнесли, что дерево питается, а как это происходит?
Дети. Из почвы корни дерева забирают воду и питательные вещества.
Воспитатель. Вы правы, так оно и есть: корни дерева забирают из почвы воду и растворенные в ней питательные вещества. Но, оказывается, это еще не все.
Давайте вспомним "волшебную" веточку, почему мы ее так назвали?
Дети. На веточке лопаются почки и появляются листочки.
Воспитатель. Сегодня мы раскроем тайну зеленого листа. Волшебство продолжается. Оказывается, растения, в том числе и деревья.
( Сюрпризный момент: дерево ожило, заговорило. У него появилось "лицо".)
Дерево. Ох, ох, ох. Кто назвал мое имя? Здравствуйте, сколько здесь детишек! Что же вы хотели узнать?
Воспитатель. Уважаемое дерево, мы бы хотели узнать, как вы питаетесь? Волчица охотится, чтобы прокормить своих детенышей. Птицы целыми днями ловят мошек. Олени едят траву. Ведь и деревьям, чтобы расти, нужно "кушать".
Дерево. Хорошо, но чтобы поделиться с вами этой тайной, мне нужны зеленые листочки. А они еще не появились, вот. если бы вы смогли мне помочь.
Воспитатель. Ребята, давайте поможем дереву.
Дерево. Если вы отгадаете загадки, то у меня появятся листочки. О каком дереве эта загадка?
Клейкие почки
Зеленые листочки
С белой корой
Стоит над горой? (Береза)
О каком дереве эти слова?
Цветочки у этого дерева выделяют большое количество нектара.
Пчелы целыми днями собирают этот сладкий нектар. (Липа)
Дерево. Спасибо, уважили. Ох, ох, и листочки стали появляться. А теперь смотрите внимательно, слушайте старательно.
(Открывается рисунок «фабрики» зеленого листа).
Каждый листочек с виду маленький, а внутри у него настоящая фабрика. Вот окошки, через них проходит воздух с улицы. А по этим трубам течет вода. Эти плоские круглые коробочки - хранители зеленого цвета! Для того чтобы фабрика заработала, нужен солнечный свет. Вот солнечный лучик заглянул внутрь коробочки. И все тут же заработало: по трубам поступает вода, из окошек - воздух. А солнечный лучик помогает им соединяться вместе. Из всего этого получается сахар. Он по трубам отправляется по всему растению. Вот это и есть наша пища: сахар да еще крахмал. Он тоже создается на «фабрике» зеленого листа.
Уф, я устало, буду отдыхать.
Физкультминутка
У Дедушки Дерева
Добрые руки- (дети поднимают руки вверх и качают ими над головой)
Большие, зеленые
Добрые руки.
Какая-то птица (соединяем кисти рук, чтобы было похоже на крылья птицы)
В руках суетится. (поднимаем и опускаем кисти рук, как птица машет крыльями)
Какая-то птица (широкие взмахи руками)
На плечи садится. (подносим руки к плечам)
Дедушка Дерево славный такой- (опускаем руки вниз и раскачиваем ими)
Белку качает большущей рукой.
(Отрывок из стихотворения Э. Мошковской «Доброе дерево»)
Воспитатель. Что же создает «фабрика» зеленого листа? (ответы детей)
Пройдемте в лабораторию (воспитатель предлагает детям встать вокруг стола, на котором разложены необходимые для исследования материалы).
- Рассмотрите сахар, какой он по цвету? (ответы детей)
-Какой сахар на вкус? (ответы детей)
-Сахар твердый или мягкий? (ответы детей)
-Я беру кусочек сахара и опускаю в воду. Что мы наблюдаем? (ответы детей)
-Это крахмал, какого он цвета? (ответы детей)
-Возьмите немного крахмала в руки и потрите. Что происходит?
Дети. Крахмал поскрипывает (воспитатель предлагает детям взять влажные салфетки и протереть руки).
Воспитатель. Возвращаемся из лаборатории.
Давайте поиграем с солнечным зайчиком.
Физкультминутка «Солнечный зайчик»
Воспитатель произносит слова, а дети выполняют движения.
Воспитатель. Солнечный зайчик заглянул тебе в глаза. Закрой их. Он побежал дальше по лицу. Нежно погладь его ладонями: на лбу, на носу, на ротике, на щечках, на подбородке. Поглаживай аккуратно, чтобы не спугнуть, голову, шею, животик, руки, ноги. Он забрался за шиворот - погладь его там. Он не озорник - он любит и ласкает тебя, а ты погладь его и подружись с ним.
Воспитатель. Сахар и крахмал – это строительный материал, благодаря которому растение растет.
(Перед детьми на двух столах лежит разное количество кубиков).
Воспитатель предлагает двум ребятам построить башню, каждому из своих кубиков.
-У кого башня выше? Почему? (ответы детей)
-У кого башня ниже? Почему? (ответы детей)
-Сейчас мы вместе сделаем вывод, я начну произносить предложение, а вы помогайте.
-Чем кубиков больше, тем башня (выше, чем кубиков меньше, тем башня (ниже).
-Так же и у растений, чем больше «фабрика» зеленого листа создает сахара и крахмала, тем растение лучше растет.
«Фабрика» зеленого листа работает благодаря солнечному свету. Растения обладают удивительным свойством - ловить солнечный свет. Ловит свет оно своими волшебными ладошками - зелеными листьями.
Дидактическая игра «Закончи предложение»
Воспитатель. Дерево мне шепнуло, что хочет с вами поиграть.
Дерево. Я буду произносить предложение, ваша задача - добавить верное слово. Если вы назовете слово правильно, то появится зеленый листочек.
-«Фабрика» зеленого листа работает благодаря солнечному (свету).
-В зеленом листе растение создает … и … (сахар и крахмал).
-Благодаря сахару и крахмалу растение… (растет).
-Если растение лишить солнечного света, оно … (погибнет).
-Перечислите, какие деревья вы знаете?
-Спасибо, детишки, порадовали, да и много листиков на мне распустилось.
Инсценировка стихотворения
Воспитатель. Давайте встанем в круг и поблагодарим дерево за такой замечательный рассказ.
У Дедушки Дерева добрые руки-
Большие, зеленые, добрые руки…
Жучище примчался
И сел, и качался,
И все восхищался,
И все восхищался.
Дедушка Дерево пчел подхватил
И на ладони свои усадил.
У Дедушки Дерева добрые руки-
Большие, зеленые добрые руки…
Наверно, их сто…
Или сто двадцать пять…
Чтоб всех покачать,
Чтоб всех покачать!
Подготовила занятие и провела воспитатель
Перевалова Ольга Михайловна