Венера Нянюкина
Конспект занятия по аппликации «Украшение татарской тюбетейки»
▼ Скачать + Заказать документы
Украшение татарской тюбетейки
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество».
Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, восприятие художественной литературы, продуктивная.
Программное содержание:
Образовательные задачи:
*закреплять знания детей о татарском орнаменте;
*учить создавать декоративный узор способом аппликации, располагая элементы на тюбетейке, подбирая их цветочные сочетания;
Публикация «Конспект занятия по аппликации „Украшение татарской тюбетейки“» размещена в разделах
- Аппликации. Конспекты занятий, НОД
- Аппликация из бумаги. Все виды аппликации
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Республика Татарстан
- Темочки
*закреплять умения наклеивать фигуры тюльпана и листьев;
* закрепить знания раннее полученного материала: основные составляющие национального костюма и татарского орнамента.
Развивающие задачи:
*развивать творческие способности детей, глазомер, художественный вкус; самостоятельное выполнение аппликации, используя приобретенные умения;
*развивать связную речь, память, мышление, внимание.
Воспитательные задачи:
*воспитывать любовь к народному искусству, к обычаям и традициям татарского народа;
*воспитывать стремление доводить начатое до конца, аккуратность в работе.
Словарная работа: обогащение словаря – ичиги, калфак, тюбетейка, камзол, шаровары, исэнмесез, саубулыгыз.
Предварительная работа: чтение татарской сказки «Шурале», рассматривание татарского орнамента, беседы.
Планируемые результаты: имеет представления о героях татарских сказок, татарской национальной одежде, имеет представления о татарском орнаменте, самостоятельно выполняет на тюбетейке аппликацию по мотивам татарского орнамента, правильно организуя композицию и подбирая цветовые сочетания.
Занятие соответствует ФГОС и Санпину.
Материалы и оборудование: диски с татарской национальной музыкой, заготовки тюбетеек из бумаги, вырезанные детьми; конверты с татарским национальным орнаментом и предметными картинками (национальная одежда татар); заготовки цветов и листьев; кисти и клей, салфетки.
Содержание организованной деятельности детей
1. Организационный момент.
-Исэнмесез, балалар!
-Здравствуйте ребята! У нас сегодня гости. Давайте улыбкой поприветствуем наших гостей. Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь нашим гостям. Пусть от этой улыбки вам всем станет хорошо.
(Стук в дверь)
-Здравствуйте, ребята! (входит Шурале).
-Ребята, кто пришел к нам в гости?
-Шурале.
-Правильно,это Шурале!
-А где мы его встречали?
-В сказке.
-В какой сказке?
-В татарской сказке «Шурале».
Шурале: Странное дело, а может быть нет.
Живу я в лесу уже тысячу лет
Свой дом берегу и лес сторожу
Тихо ступаю и неслышно хожу!
Я – Шурале! Имя мое очень нравится мне!
Хоть и грозен мой вид,
Я о том не грущу
Кто со злом в лес придет,
Тех я в лес не пущу.
11. Дидактическая игра «Узнай костюм»
-Посмотрите, что у Шурале в руках. (два конверта)
-Покажи нам, Шурале, очень просим!
-Я вижу здесь много картинок, на которых изображены красивые вещи.
-Что это?
-Рубаха, камзол, шаровары. (кулмэк, камзул, ыштан)
-Что вы знаете о них?
-У женщин камзол из бархата, рубаха из парчи. Вся одежда из ярких, дорогих тканей.
-Что это?
- Это обувь – ичиги. (читеклэр)
Их шили из кожи, и узоры вышивали цветными нитками, мужские ичиги шились из черной кожи. А женская обувь была многоцветной и узорной.
-Что это?
-Тюбетейка (тюбэтэй) – это мужской головной убор, ее вышивали золотыми нитками и бисером.
-Что это?
-Калфак – женский головной убор, его украшали золотыми нитками и бисером.
-Ребята, вы назвали элементы костюма какой национальности?
-Это элементы татарского национального костюма.
111. Знакомство с татарским народным орнаментом
-Покажи нам, Шурале, что в другом конверте?
-Ребята, да это же рисунки! Точнее узоры.
-Хотите узнать, что это за узоры? А на этот вопрос нам ответит Шурале, ведь это он нарисовал эти элементы. Расскажи, пожалуйста, нам очень интересно!
Рассказ Шурале:
-Ребята, так как я герой татарской сказки, и поэтому очень люблю искусство татар. Это – рисунки, в которых нарисованы узоры, именно из татарского орнамента.
-Я сегодня расскажу вам о татарском орнаменте. У татарского народа существует три вида орнамента:
1) Цветочно-растительный. В нем встречаются мотивы волнообразных побегов (в виде виноградной лозы) цветов тюльпанов, пиона, ромашки, фиалки, трилистника. Таким видом орнаментов украшались занавески, покрывала, платья, обувь, фартуки, калфаки, тюбетейки.
2)Второй вид орнамента – «геометрический» - применялся он в украшении сельского жилища, ювелирных изделий.
3) Третий вид – «зооморфный» - среди узоров получили распространение изображения соколов, голубей, уток.
-Спасибо, Шурале! Ты много интересного рассказал нам.
-Ребята, я очень рад, что вы заинтересованы татарским искусством.
4. Рассматривание образцов орнамента
-Ребята, а мы с вами рассмотрим эти красивые узоры. (Вывешиваются две основы тюбетейки)
-Посмотрите на эти два рисунка. Чем они отличаются?
-На одном рисунке нарисованы узоры в виде цветочков, а ан втором листья, стебельки растений.
-А какие цветы можно увидеть?
-Мы видим колокольчики, тюльпаны.
-Скажите, какие цвета используются в татарском орнаменте?
-В татарском орнаменте используются яркие цвета (красный, синий, зеленый, голубой, розовый, оранжевый, желтый).
5. Физкультминутка
Говорит цветку цветок
- «Поднимай-ка свой листок» (дети поднимают руки вверх)
Выйди на дорожку (ходьба на месте)
Да притопни ножкой (топнуть правой ногой)
Да головкой покачай,
Утром солнышко встречай (наклоны головы вправо, влево)
Стебель наклони слегка (наклоны вперед)
Вот зарядка для цветка.
Мин йорим болында (ходьба на месте)
Чэчэклэр куп мында. (развести руки в сторону)
Чэчэклэр жыям, тэкыя урэм. (имитируем сбор цветов)
Кынгырау чэчэк
Бер елмаеп кол эле (улыбнуться)
Кочагыма кер эле. (обнять соседа).
6. Аппликация орнамента на тюбетейке.
-Ребята, у нас на столах лежат головные уборы и заготовки узоров, которые мы вырезали на предыдущем занятии, и давайте сегодня, хотя бы ненадолго, станем дизайнерами и украсим тюбетейки народным орнаментом. Хотите попробовать?
-Сначала посмотрите, как располагается узор на тюбетейке?
-Узор помещается в центре основы и по низу окантовки. Узор может повторяться по окантовке с чередованием листьев и цветков.
-Какие элементы мы с вами вырезали на прошлом занятии?
-Цветы тюльпана и листики.
-Какой цвет мы выбрали для тюльпанов и листьев.
-Красные или желтые цветы с зелеными листьями.
-Давайте вспомним приемы наклеивания.
-Тогда берите заготовки, тюбетейки и начинайте украшать. А я и Шурале будем вам в этом помогать под красивую татарскую музыку.
(Работа детей под звуки татарской национальной музыки.)
7. Итог занятия
-О чем мы сегодня говорили на занятии?
-О татарском народном костюме и татарском орнаменте, в татарском орнаменте используются яркие цвета, люди используют орнамент для украшения.
-Что мы с вами делали на занятии?
-Украшали аппликацией татарскую тюбетейку.
-Давайте посмотрим, у всех ли получились работы?
-Шурале очень понравились ваши тюбетейки, давайте подарим ему на прощание.
-Саубулыгыз. Досвидания.