Екатерина Маркина
План-конспект непосредственно образовательной деятельности «Бумажный мир»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Бумажный мир»
Непосредственно образовательная деятельность по формированию целостной картины мира и художественному творчеству.
Возраст 5-6 лет.
Цель:
Закрепить знания детей о свойствах бумаги за счёт опытов, разминок, игровых моментов, нетрадиционного рисования.
Задачи:
1. Образовательная:
-познакомить детей с историей возникновения бумаги;
-уточнить и расширить представления детей о бумаге, о некоторых её свойствах;
Публикация «План-конспект непосредственно образовательной деятельности „Бумажный мир“» размещена в разделах
-способствовать развитию мышления, познавательного интереса, воображения, творческой активности;
-продолжать учить детей рисовать нетрадиционным способом: при помощи смятой бумаги и бумажных салфеток.
2. Развивающая:
-продолжать развивать логическое мышление, умение устанавливать причинно - следственные связи в процессе выполнения с бумагой различных действий (мнется, рвется, впитывает воду);
-развивать мелкую моторику рук;
-развивать активный и пассивный словарь по теме, умение правильно сочетать слова во фразах и по смыслу.
- развивать у детей диалогическую речь;
-развивать память, внимание, мышление, творческое воображение.
3. Воспитательная:
-воспитывать интерес к познанию окружающего мира, любознательность, бережливость;
-воспитывать аккуратность при роботе с красками, клеем.
Материалы и оборудование
Для педагога:
• мультимедийный проектор,
• ноутбук,
• сундучок,
• бумажный цветок,
• лист бумаги,
• квадратные листочки бумаги разных видов (салфетка, цветная, ватман, картон, конфетные фантики,
• емкости с водой, полотенце,
• предметы, изготовленные из бумаги (книга, альбом, салфетка, картинка, раскраска, игрушка, газета, журнал, шапочка-маска для театрализации и т. п. ,
• игрушка – снегурочка,
• иллюстрации снежинок.
Для детей
• затонированные листы бумаги с нарисованным контуром снежинок – формат А4;
• гуашь в тарелочках (белого цветов.
Музыкальное сопровождение:
«Я к вам пришла из сказки», «Белые снежинки», «Снова за окном зима».
Предварительная работа:
Заранее организуются экспозиции разных видов бумаги и бумажных изделий, подготавливаются столы для практической части.
Интеграция областей: познание, коммуникация, художественное творчество, чтение художественной литературы, социализация, безопасность, здоровье.
Методы и приемы: словесный метод (художественное слово, беседа, объяснение, пояснение, отгадывание загадок, наглядный метод (оперирование детьми непосредственно объектом опыта в различных видах деятельности детей, практический метод (самостоятельная работа детей по изодеятельности в нетрадиционной технике: рисование мятой бумагой, информационно – рецептивный метод (включение зрительных, тактильных рецепторов, проблемный метод (постановка проблемных вопросов, игровой метод (игровые упражнения, сюрпризный момент, пальчиковая гимнастика, аналитический метод (анализ работы детьми).
Виды детской деятельности: отгадывание загадок, слушание рассказа воспитателя об истории возникновения бумаги; проведение совместной опытно – экспериментальной деятельности с воспитателем по определению основных свойств бумаги (мнется, рвется, намокает, распадается, выполнение творческих работ по изодеятельности.
Виды интеграциватеи образольных областей:
Познание: познакомить детей с историей возникновения бумаги; уточнить и расширить представления детей о бумаге, о некоторых её свойствах.
Коммуникация: развивать активный и пассивный словарь по теме. Упражнять в подборе определений, в отгадывании загадок, в умении делать выводы и обобщения; формирование потребности делиться своими впечатлениями с воспитателем, желание задавать вопросы воспитателю и сверстникам. Развитие выразительности речи и навыков общения.
Чтение художественной литературы: формирование умения отгадывать загадки.
Социализация: формирование доброжелательных взаимоотношений между детьми.
Художественное творчество: развитие детского творчества в изодеятельности с помощью новой нетрадиционной изобразительной техники.
Музыка: развитие музыкально художественной деятельности (слушание музыки).
Безопасность: формирование элементарных представлений о способах взаимодействия с окружающим миром.
Здоровье: обеспечение в помещении оптимального температурного режима, регулярное проветривание, обеспечивать правильность осанки детей.
Ход непосредственно образовательной деятельности
1. Организационный момент(1 мин.)
Здравствуйте ребята! Давайте познакомимся.
Я бумажная фея. Меня зовут Екатерина Дмитриевна.
У меня в руках красивый бумажный цветок. И мы сейчас его будем передавать друг другу и называть свое имя ласково, так как вас называет мама. Меня мама называет Катюша, а тебя как?. (Цветок передают по кругу, дети называют свои имена). А теперь повернитесь друг к другу и улыбнитесь и мне улыбнитесь. Мне очень приятно видеть вас и ваши улыбки. Вы улыбаетесь как солнышки. Давайте скажем спасибо цветочку и поставим его в вазочку.
2Вводная часть (2мин.)
- Ребята, сегодня я принесла вот такой чудесный сундучок. А что в нем лежит нам подскажет загадка:
Она бывает документом,
Салфеткой, фантиком конвертом,
Письмом, обоями, билетом,
Альбомом, книгой и при этом
Она бывает и деньгами.
Что это? Догадайтесь сами!
(Бумага)
- Правильно ребята, это бумага. Как догадались? Какие слова вам подсказали?
(ответы детей)
- В жизни мы очень часто сталкиваемся с бумагой: дома, в детском саду вы на ней рисуете. Где еще применяют бумагу?
(ответы детей)
3. Основная часть НОД (20 мин.)
- Правильно ребята, бумагу используют по-разному.
- А оказывается, бумага была не всегда.
СЛАЙД № 1
Давным-давно, две тысячи лет назад, в Китае, была изобретена бумага.
СЛАЙД № 2 Люди из других, даже самых далеких стран покупали у них бумагу как самую большую драгоценность. Но время шло.
СЛАЙД № 3 И вот однажды арабские войска выпытали у пленных китайцев секрет изготовления бумаги.
СЛАЙД № 4 Постепенно секрет перестал быть секретом, и во всем мире люди научились делать бумагу по китайскому способу. Тогда ее изготавливали вручную.
СЛАЙД № 5
В наше современное время бумагу делают машины. Она состоит из волокон целлюлозы. Это вещество, которое можно найти во всех растениях, деревьях, хлопке, рисе, кукурузных стеблях. Но сначала в лесу рубят деревья. Бревна везут на фабрику. Здесь их очищают от коры и перемалывают на мелкие кусочки – дробят в машине (дробилке). Крошку, которая получилась, перемешивают с особой жидкостью, превращая в мягкую массу. Она идет на изготовление бумаги. Процесс производства бумаги сложный. Поэтому с бумагой нужно обращаться очень бережно, экономно её расходовать.
Слайд №6
Еще бумаге можно дать вторую жизнь. Старые книги, журналы, газеты, картон, можно сдавать в прием макулатуры. Из вторично переработанного сырья получается туалетная бумага,.
- Девочки и мальчики, а ведь в нашей группе тоже есть предметы, сделанные из бумаги, давайте подойдем к столу и посмотрим:
книга, альбом, салфетка, картинка, раскраска, игрушка, газета, журнал, шапочка-маска для театрализации.
- А теперь подумайте и скажите, может ли быть так, чтобы все предметы и вещи были сделаны из бумаги? (ответы детей: нет, не могут).
Как вы думаете, почему из бумаги не делают мебель, не шьют одежду? (различные варианты ответов детей).
- А сейчас поиграем в игру:
ИГРА «Бывает, не бывает».
Если я назову вам предмет, и он может быть выполнен из бумаги, вы хлопаете в ладоши. Если нет, приседаете. Будьте внимательными.
(Слова: книга, стул, обувь, альбом, газета, зеркало, шкаф, яблоко, журнал).
- Дома строят из камня, одежду шьют из ткани. Потому что эти материалы прочные и надежные. А прочная ли бумага? Мы проверим. Я хочу пригласить вас в мастерскую, где мы будем проводить опыты с бумагой. Вы, хотите там побывать? Тогда закройте глаза и скажем все вместе: Раз, два, три, в мастерскую заходи. (Дети заходят в мастерскую, обращаю внимание детей на тарелочки, где лежат листочки разной бумаги).
Опыт 1.
- А сейчас проведем первый опыт и попробуем узнать, у кого бумага мнется? (дети мнут бумагу)
- У всех бумага смялась? У всех. А всем было легко смять? Нет, а почему как вы думаете одну бумагу смять легко, а другую трудно? (ответы детей).
Вот видите ребята, с трудом, но все-таки всю бумагу удалось смять. Чем толще бумага, тем она крепче. Сделаем вывод и выставляем:
«Бумага мнется».
Опыт 2.
А теперь проверим, у кого бумага порвется? (дети отрывают небольшие кусочки бумаги) Вся бумага порвалась?
- Сделаем вывод и выставляем:
«Бумага рвется».
Опыт 3.
- Ребята, для следующего опыта нам понадобится вода.
- Положите листочки в воду. Что произошло? Вся бумага намокла? Какая бумага намокла быстрее? (достаем тонкую бумагу, она распадается). Толстая бумага тоже намокнет, только для этого потребуется больше времени.
Сделаем вывод и выставляем:
«Бумага намокает и распадается».
Ребята посмотрите на наши доказательства. Назовите, какие свойства бумаги вы узнали. Бумага мнется, рвется, намокает.
- Значит бумага материал не прочный. Вот поэтому ребята надо бережно относится к вещам, сделанным из бумаги.
Физминутка.
Мы потопаем ногами —
топ – топ – топ.
(Дети топают)
И похлопаем руками —
хлоп – хлоп – хлоп.
(хлопают)
Головой мы покачаем —
раз, два, три.
(качают головой)
И немножко полетаем —
посмотри.
(машут руками и кружатся).
Звонок в колокольчик, звучит музыка " Метелица"
Воспитатель:
Ребята, что это (воспитатель достает из сундучка куклу-Снегурочку.
(Звучит песня «Я к вам пришла из сказки»)
Ребята, здравствуйте! Меня зовут Снегурочка, я совсем одинока, потерялись мои подружки - Снежинки.
Не поможете мне найти их?
Дети отвечают (Да, поможем).
Вы сегодня очень много узнали о бумаге. А вы знаете, что с помощью бумаги можно рисовать? (Ответы детей)
Посмотрите, если смять бумагу вот так (показываю, то бумага станет сжатая, какая дети бумага получится? Дети отвечают (Сжатая").
А если обмакнуть ее кончик в краску и прислонить на бумаге, то на ней останется рисунок - оттиск. Ребята, что получится? Дети отвечают (Оттиск).
Давайте подойдем к следующему столу и нарисуем спомощью бумажных кисточек (палочек) снежинки для нашей Снегурочки. По уже готовому контуру нарисуем снежинку вот так. Показ воспитателя
Приступаем к работе.
(Дети рисуют снежинок, воспитатель помогает, подсказывает, и подбадривает детей. /Звучит музыка. «Белые снежинки», «Снова за окном зима».
Воспитатель (после выполнения работы): Ребята, мне кажется, теперь у Снежинки будет много друзей. Каких замечательных снежинок вы нарисовали. Теперь Снегурочка не будет скучать. Посмотрите как она рад! Мы с вами сделаем выставку наших снежинок и полюбуемся на них. Ребята, мы с вами сегодня познакомились с новой техникой рисования. Кто скажет как она называется? (Оттиск сжатой бумагой)
Воспитатель: Правильно. Молодцы!
Снегурочка благодарит всех за помощь.
3. Заключение (2 мин.)
- Все работы будет украшать нашу группу. Молодцы! Ну, что ж, пора возвращаться из мастерской. Закроем глаза и скажем слова: Раз, два, три, снова в группу заходи. Мы снова очутились в группе.
1. Рефлексия
- Интересно было в мастерской? А что нового вы узнали про бумагу? Как вы работали с помощью бумаги?
- Чтобы узнать про бумагу больше, я принесла вот такие книги. В них рассказывается и показывается как сделать необычные вещи из бумаги.
2. Переход НОД в самостоятельную игровую деятельность детей
Дети расходятся по игровым зонам, заинтересованные, рассматривают книги по оригами.