Елена Охоткина
План-конспект НОД к проекту «От кареты к автомобилю» по технологии «Путешествие по «реке времени»
▼ Скачать + Заказать документы
План-конспект непосредственно образовательной деятельности к проекту «От кареты к автомобилю» по технологии «Путешествие по «реке времени» для детей 5-6 лет.
Тема: развитие транспорта.
Цель: Развитие у детей старшего дошкольного возраста познавательных интересов через совместную познавательно-исследовательскую деятельность.
Задачи: 1. Формировать у детей познавательный интерес к окружающему миру;
2. Использовать познавательно-исследовательскую деятельность для всестороннего развития ребенка;
Публикация «План-конспект НОД к проекту „От кареты к автомобилю“ по технологии „Путешествие по „реке времени“» размещена в разделах
3. Устанавливать причинно-следственные связи, последовательность развития мира по каждому направлению (древность, старина. наше время);
4. Формировать навыки исследовательской деятельности (узнавать, сравнивать,различать и соединять факты и явления в историческом времени) с помощью мультимедийной техники., разных дидактических игр, пособий, коллективных работ;
5. Воспитывать коммуникативные навыки у дошкольников: умение выслушивать друг друга, работать в группах, отстаивать свою точку зрения.
Оборудование: магнитофонная запись (шум транспорта, мультимедийный проектор, презентация «От кареты к автомобилю», красивая коробка, перевязанная бантом, в ней лежит машинка-отгадка на загадку, музыка «машины времени».
Демонстрационный материал: картинки с изображением различных автомобилей, пособие-плакат «Река времени», предметные картинки «Древность», «Старина», «Наше время».
Методы повышения познавательной активности:
• Элементарный анализ (установление причинно-следственных связей).
• Сравнение.
• Метод вопросов.
• Решение логических задач.
Методы повышения эмоциональной активности
• Игровые и воображаемые ситуации.
• Сюрпризный момент.
• Элементы творчества и новизны.
Методы обучения и развития творчества
• Эмоциональная насыщенность.
• Мотивирование детской деятельности.
• Исследование предметов и их функций (обследование).
• Прогнозирование (умение рассматривать предметы и явления в движении - прошлое, настоящее и будущее).
• Игровые приемы.
• Неясные знания (догадки).
• Предположения (гипотезы).
Использование образовательных технологий
Здоровьесберегающие технологии : динамическая пауза, смена видов деятельности.
Личностно-ориентированная технология с опорой на личный опыт детей и личное информационное пространство.
Интерактивная технология с включением беседы, дискуссии, практическая работа с обсуждением, просмотр и обсуждение презентации.
Ход НОД:
Дети входят в групповую комнату.
Вставайте в круг.
Здравствуй, друг! (правую руку вперёд)
Как, ты тут? (Обе руки протянуты в круг)
Где, ты был? (пожимаем плечами)
Я скучал! (обе руки к сердцу)
Ты пришёл! (разводим руки в стороны)
Хорошо! (берёмся за руки)
2. Обсуждение реального события
БЕСЕДА О ТРАНСПОРТЕ
Звучит магнитофонная запись «Шум транспорта».
- Что это за шум? (Шум машин)
- Шум каких машин можно услышать в нашем селе?
- Автобусы, такси машины – что это? (Транспорт)
СЮРПРИЗНЫЙ МОМЕНТ
Ребята, сегодня мы с вами узнаем о том транспорте, который спрятан в этой коробке. А ленточкой она завязана потому, что этот транспорт быстрый, шустрый, умчится быстрее ветра, и не догонишь. Послушайте загадку и ответьте хором:
Чтоб тебя я повёз,
Мне не нужен овёс.
Накорми меня бензином,
На копытца дай резину.
И тогда, поднявши пыль,
Побежит… (автомобиль).
БЕСЕДА ОБ АВТОМОБИЛЕ
- Верно, это автомобиль – верный друг и помощник человека. Сегодня на дорогах можно увидеть различные марки автомобилей.
- Какие марки автомобилей вы знаете? («Лада», «Волга», «Форд», «Москвич», «Газель», «УАЗ», «Шевроле», «Ниссан», «Мерседес», «Ауди»)
- Для чего человеку нужна машина? (Ездить, быстро передвигаться, перевозить грузы, путешествовать и др.)
Благодаря уму, таланту и фантазии человека была создана такая чудо-техника!
- Как же появился автомобиль?
Выдвигают предположения.
3. Постановка цели исследования
Сегодня я вам предлагаю стать учеными-исследователями и узнать, как появился автомобиль.
- На каком транспорте, как вы думаете, можно совершить путешествие в прошлое? (На машине времени)
Проходите в машину времени. Дети присаживаются на стулья - Закройте глаза, мы отправляемся в прошлое. Звучит магнитофонная запись «Звук машины времени».
Слайд. Древность
Посмотрите на экран, где мы оказались? (В древности)
Как вы думаете, как жил первобытный человек?
Давным-давно в древности первобытный человек жил в пещере, носил шкуру животных вместо одежды, жарил еду на костре и охотился на диких зверей, транспортом ему служили собственные ноги. Человеку приходилось догонять животных во время охоты, а иногда и убегать от хищников. Трудно было ему соревноваться с животными в беге. Древним людям приходилось нести добычу на себе или тащить по земле.
Слайд. Человек пашет землю
О том, что же было дальше мы сейчас узнаем…
Шли годы. Древний человек думал, как же ему облегчить себе жизнь? И однажды он приручил дикую лошадь, и она стала для человека другом и помощником. С помощью лошади человек охотился, пахал землю, перевозил грузы, она стала для него первым транспортом.
- Каких еще животных приручил человек, чтобы передвигаться и возить грузы? (Бык, осел, собака, слон, верблюд)
Продолжаем путешествие на машине времени.
Где мы оказались? (старина)
Слайд. Колесо. Человеку очень хотелось передвигаться быстрее, и как вы думаете, что он придумал?
КОЛЕСО - великое изобретение, которое изменило жизнь людей.
Люди стали делать повозки на колёсах. В них стали запрягать лошадей, быков. Появился первый транспорт на колёсах. - Какую роль выполняет колесо? (Необходимая часть машины)
Слайд. Повозка на колесах
Люди стали делать повозки на колёсах.
- Как вы думаете, кого в них запрягали? (Лошадей, быков)
Слайд. Телега и карета.
Как же развивались события в старину?
Долгие годы лошадь оставалась самым распространённым видом транспорта. Лошадей запрягали в телеги, в сани. Знатные люди ездили в каретах. В кареты запрягали не одну, а несколько лошадей.
Очень любили на Руси кататься на тройке лошадей, запряжённой в сани или повозку. Под дугой подвешивали колокольчик и слышно далеко, да и ехать веселей.
Прошло много лет, но весь современный наземный транспорт передвигается с помощью колес.
Физкультминутка «Мы шофёры»
Едем, едем на машине (дети изображают в руках руль)
Нажимаем на педаль
Газ включаем – выключаем, (рычаг к себе и от себя)
Смотрим пристально мы в даль (ладонь ко лбу)
Дворники счищают капли: влево, в право, чистота!
Волосы ерошит ветер (пальцами проводят по волосам)
Мы шофёры хоть куда! (поднимают большой палец вверх)
Молодцы, ребята, продолжим наше путешествие.
Слайд. Паровой автомобиль.
Что же произошло дальше?
Шли годы, людям хотелось, перемещаться удобнее, быстрее, на дальние расстояния. Человек хотел облегчить жизнь и себе, и бедной лошади, которая тянула повозку с тяжёлым грузом и в жару, и в мороз. Он думал: как сделать, чтобы тележка поехала сама? И вот наступило время создания автомобиля.
Он придумал для повозки двигатель, который работал с помощью водяного пара. В медный котел наливали воду и топили его дровами, чтобы получить пар. Пар приводил в движение двигатель и автомобиль сам двигался. Так появился первый паровой автомобиль.
- А знаете почему назвали «автомобиль»? («Авто» – сам, «мобиль» - движение, т. е. «самодвижущийся»)
Слайд. Бензиновый автомобиль
А это первый автомобиль, который заправлялся бензином.
- Что вы можете рассказать о нем? ( Колеса разные: два больших задних колеса и одно маленькое переднее колесо, нет тяжелого котла)
- Как управляли автомобилем? (С помощью ручки)
Слайд. Старинная улица
Машин на дорогах становилось всё больше и больше, не стало на улицах лошадей с повозками.
- Почему?
Началось время автомобилей. Посмотрите, как много на улице стало машин.
ПУТЕШЕСТВИЕ В НАШЕ ВРЕМЯ
- Ребята мы продолжаем наше путешествие.
Звучит запись «Звук машины времени».
Картинка. Современная улица
- В каком времени мы очутились, как вы догадались? (Наше время, современные машины)
Своими знаниями о современных автомобилях снами поделится Владик
Слайд. Современный автомобиль.
В настоящее время по дорогам ездят разнообразные модели автомобилей, с каждым годом появляются новые и новые: спокойные и надежные машины, удобные и скоростные, с хорошей проходимостью и безопасные. В современных машинах есть навигаторы, подушки безопасности, кондиционеры и многое другое. Человек чувствует себя уютно в своём автомобиле, он может ездить на далёкие расстояния, без особого труда, давит на педаль, немного поворачивает руль, и автомобиль едет сам. Автомобиль это великое изобретение человека.
Да, ребята, автомобиль - это великое изобретение человека, но всё ли так хорошо?
Игра «Хорошо-плохо» (с мячом)
Ребята, а сейчас поиграем в игру «Хорошо-плохо». В любом предмете есть хорошее и плохое. Автомобиль – это хорошо, почему? ( Хорошо: автомобиль используют для передвижения людей, перевозки груза, он быстро может довезти в нужное место, в нём тепло, уютно.) Автомобиль – это плохо. Почему? ( Плохо: автомобиль загрязняет воздух выхлопными газами при сгорании топлива, попадает в аварии, надо заправлять бензином, а он дорогой, пробки бывают.)
Человек постоянно хочет сделать автомобиль всё лучше и лучше.
Молодцы, разобрались, что хорошо в автомобиле, что плохо!
Наше путешествие продолжается, звучит музыка «машины времени».
Посмотрите, где мы очутились?
В будущем! Как вы догадались? (необычные машины)
Картинки. Автомобили будущего
Уже сегодня учёные, изобретатели, дизайнеры работают над машинами будущего. Они разрабатывают автомобили, работающие на солнечных батареях, от электричества и не загрязняют воздух; автомобили амфибии, которые могут ездить по дорогам и плавать по воде, во время плавания колёса убираются и автомобиль превращается в катер; летающие автомобили уже стали не из мира фантастики, их тоже разрабатывают и представляют на выставках, они проходят первые испытания. Пройдёт немного времени, и мир автомобилей изменится. Без автомобиля мы не можем себе представить жизнь, ведь теперь он - друг и помощник человека.
Ребята, мы сегодня совершили большое путешествие во времени и узнали историю появления автомобиля. И я предлагаю вам полученные знания перенести на «реку времени».
Подойдите к столам. Возьмите по одной картинке и расположите на макете «Реки времени», что было сначала, что потом. (Дети выполняют задание.)
Вот так человек на протяжении всего времени пришёл к созданию автомобиля, и сейчас продолжает делать его всё лучше.
- Ребята понравилось вам путешествие?
- Что нового интересного вы узнали?
- Как появился автомобиль?
- Что же люди изобрели, чтобы исполнить свою сказочную мечту о чудо-машинах? (сначала колесо, потом двигатель, его поставили на повозку, и появился автомобиль).
Раз, два, три, четыре, пять - скоро встретимся опять (левая рука вытягивается вперёд, образуется пирамида из ладошек).