Глыбина Вероника Сергеевна
План к проекту «Столовый этикет с малых лет» (средняя группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
д/с № 34 с. п. Селекционной станции
План к проекту «Столовый этикет с малых лет»
средняя группа «Солнышко»
Выполнила: Глыбина В. С.
с. п. Селекционной станции
2022 год
Тема проекта : «Столовый этик с малых лет»
Публикация «План к проекту „Столовый этикет с малых лет“ (средняя группа)» размещена в разделах
- Планирование. Годовые планы на учебный год
- Планирование. Планы работ
- Средняя группа
- Столовой этикет. Правила поведения за столом для детей
- Темочки
Тип проекта : долгосрочный (1 октября -30 апреля)
Вид проекта : комплексный (социально-нравственный, групповой, информационный)
Участники проекта : Дети, воспитатели, родители
Цель проекта : формирование навыков культурного поведения за столом, воспитание потребностей в соблюдении правил личной гигиены, формирование желания у родителей обращать внимание на этикет детей в повседневной семейной жизни.
Задачи проекта :
1. Обучать элементарным правилам столового этикета.
2. Способствовать освоению норм и правил в жизни общества, группы детского сада.
3. Воспитывать положительное отношение к окружающим, терпимость (толерантность) к детям и взрослым; уважение к чувствам, мнениям, желаниям, взглядам других людей.
4. Развивать коммуникативные умения и социальные навыки.
5. Учить следить за своим поведением, оценивать его (хороший – плохой поступок с точки зрения состояния окружающей среды, влияния на других людей).
Что я знаю? Что хочу знать? Где можно найти информацию?
Ложкой едят первое Овладение сервировкой праздничного стола Узнать на занятии
Салфеткой вытирают рот Как правильно держать вилку? Спросить у родителей
Перед едой нужно мыть руки Для чего нужна маленькая ложка? Спросить у воспитателя
Нельзя разговорить с полным ртом Почему пищу нужно брать понемногу, хорошо пережевывать Прочитать с родителями энциклопедию
Грязные руки и ротик вытирают салфеткой Сохранять правильную осанку во время еды Узнать на занятии
Правила поведения за столом Зачем нужно благодарить взрослых после еды? Спросить у бабушки
После еды задвинуть стул за собой Зачем нужен фартук и колпак «поваренка»? Спросить у родителей
Актуальность:
Воспитание этических норм поведения у ребенка – нравственная проблема, имеющая социальную значимость. На развитие у детей представлений о морали одновременно оказывают влияние семья, детский сад, окружающая действительность.
В последнее время необычайно возрос интерес к проблемам формирования культуры поведения. Неумение согласовывать своё поведение с этическими нормами создает человеку определенную репутацию, которая усложняет его отношения с людьми, мешает в жизни.
Поэтому с детства следует формировать у детей представление об этике поведения, воспитывать потребность соблюдать культурные нормы общества.
Эта проблема особенно актуальна в наши дни, когда, с одной стороны, наблюдается всеобщее снижение уровня культуры общения, поведения вследствие многих причин, а с другой – общество идет вперед, предъявляя новые требования к личности – наличие образования и культуры.
Утверждены и введены в действие федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Ее содержание направлено на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений через развитие игровой деятельности, приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
Задача современного ДОУ состоит в том, чтобы из его стен вышли воспитанники не только с определенным запасом знаний, умений и навыков, но и люди самостоятельные, обладающие определенным набором нравственных качеств, необходимых для дальнейшей жизни. Важно формировать у дошкольников умение строить взаимоотношения с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовность принять их привычки, обычаи, взгляды
Предполагаемый результат:
1. Знают основные правила этикета : пользование столовыми приборами, порядок приема пищи.
2. Осознают разумность, и необходимость соблюдения правил поведения принятых в обществе: знают, чем едят, умеют это делать.
3. Владеют культурно-гигиеническими навыками: знают для чего нужна салфетка и как ей пользоваться.
4. Умеют общаться с взрослыми и со сверстниками, соблюдая правила этикета : умеют благодарить взрослых после еды и владеют основным дизайном праздничного стола.
План работы над проектом :
Первый этап - подготовительный: постановка целей и задач, предварительная работа с детьми и родителями ( подготовка материала: скатертей, салфеток, красивых фартуков). Выбор оборудования и литературы.
Работа с познавательной и художественной литературой (подбор иллюстраций, книг, сказок, рассказов, загадок, стихотворений по темам); оформление книжного уголка,оформление альбома «Столовый этикет дома» (домашние фото).Подбор дидактических и подвижных игр; сюжетно-ролевые игры, беседы; конспекты занятий, памятки для родителей, развлечения. Сделать центр этикета для детей. Собрать дидактический материал: схемы складывания салфеток.
Второй этап - основной.
Срок исполнения Мероприятия с детьми Мероприятия для родителей
Сентябрь Чтение сказки К. Чуковского «Федорино горе»
Беседа о столовой и кухонной посуде. (Соответствие внешнего вида и материала функциональному предназначению посуды, как ухаживать за посудой).
С/Р игра «Угощаем чаем наших гостей»
Ситуация – «Готовим суп и салат».
Д/И «Что к чему» (посуда для сервировки и приготовления).
Упражнение: учимся правильно пользоваться вилкой. Консультация «Формирование у детей культуры поведения за столом».
Октябрь Чтение стихотворений С. Я. Маршака «Барабек», Д. Хармса «Очень-очень вкусный пирог»
Беседа о правильном питании и правилах питания.
С/Р игра «На приёме у врача-диетолога».
Ситуация – «Правильный перекус» (что можно съесть в перерыве между основными приёмами пищи).
Д/И «Съедобное-не съедобное», «Конкурс полезных блюд».
Упражнение: «Для чего нужна маленькая ложка?» Беседа - «Правильное питание ребёнка – залог его здоровья и успешного развития».
Консультация «Использование игровых ситуаций для привития ребёнку норм столового этикета»
Ноябрь Чтение стихотворения Г. Остёра «Хорошо спрятанная котлета».
Беседа о правилах поведения за столом во время приёма пищи, как и что есть за столом.
С/Р игра «Встречаем и угощаем гостей».
Ситуация – «Как расположить гостей за столом?»
Д/И «Столик, накройся!»
Упражнение: Зачем нужен фартук и колпак «поваренка»?
Наглядная информация «Важность столового этикета в воспитании детей среднего дошкольного возраста».
Принести (сшить) фартук для своего ребенка.
Декабрь Чтение русской народной сказки «Лиса и журавль», Н. Носова «Бобик в гостях у Барбоса». (Какие ошибки совершали гости и хозяева)
Беседа о традициях русского гостеприимства. Народные обряды к различным праздникам.
С/Р игра «Мы идём в гости».
Ситуация – «Приглашение на день рождения».
Д/И «Не ошибись, пожалуйста». (Ведущий предлагает ситуацию, игроки выполняют его просьбу, если произнесены «волшебные» слова)
Упражнение: Почему пищу нужно брать понемногу, хорошо пережевывать? Консультация «Роль «волшебных» слов в столовом этикете».(Подчеркнуть взаимосвязь культуры приёма пищи и культуры общения, речевого этикета).
Предложить к прочтению книгу О. Панкуяшь «Не только в детском саду».
Январь Чтение рассказа М. Зощенко «Показательный ребёнок».
Беседа «Доброе слово и кошке приятно» (этикет в пословицах и поговорках).
С/Р игра «Чаепитие у Мальвины»
Ситуация – «Почему у людей особое отношение к хлебу?»
Д/И «Доскажи словечко!» (Загадки про этикет в стихах).
Упражнение: Сделай салфетку по схеме из бумаги
Круглый стол «Азы воспитания» (делимся опытом) – как в семье происходит формирование норм культуры поведения у ребёнка за столом, культуры общения, доброжелательности и т. д.
Выставка на лучшую салфетку сделанную с родителями.
февраль Чтение Э. Мошковская «Вежливое слово», «Какие бывают подарки?»
Беседа на тему «Посмотрим на себя со стороны» (обсуждение распространённых ошибок в поведении за столом, речевого, гостевого этикета).
С/Р игра «Кафе».
Ситуация – «Поможем маме накрыть на стол».
Д/И «Что чем едят».
Упражнение:
Беседа: «Как и зачем нужно правильно держать осанку во время еды?» Памятка «Пример родителей – самый действенный приём воспитания ребёнка!»
Март Чтение Д. Самойлов «У слонёнка день рождения». Инсценировка ситуаций по теме.
Беседа о правилах поведения в гостях. Способы приглашения в гости. Подготовка к приёму гостей. Законы гостеприимства. Встреча гостей. Угощение за столом и умение вести беседу.
С/Р игра «Приготовим праздник для мамы».
Ситуация – «Красиво сворачиваем салфетки для праздничного стола».
Д/И «Чтобы гости не скучали».
Упражнение: Овладение сервировкой праздничного стола
Сладкий стол для мам к празднику 8 Марта.
Консультация «Что мешает нашим детям быть самостоятельными».
апрель Чтение рассказа Л. Н. Толстого «Косточка».
Инсценировка по произведению Толстого.
Беседа «Красота на столе и за столом» (Сервировка стола, эстетика украшения блюд, правила пользования столовыми приборами во время трапезы, хорошие манеры).
Ситуация – «Если в вазочке осталось одно пирожное».
Д/И – викторина «Правильно-неправильно» (разыгрывание ситуаций, поиск выхода из них)
Упражнение:
Беседа :«Зачем нужно благодарить взрослых после еды?»
Наглядная информация «Как появились современные столовые приборы».
Третий этап - заключительный
• Презентация о проделанной работе «Столовый этикет с малых лет»
• Оформление альбома