Светлана Пьяных
План исследовательской деятельности в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность темы Детская любознательность,
если её удаётся сохранить,
даёт постоянный стимул к развитию.
Н. С. Лейтес
На сегодняшний день модернизация российского образования требует пересмотра технологии обучения дошкольников, ориентируя педагогов на использование в своей деятельности более эффективных форм и методов, позволяющих строить педагогический процесс на основе развивающего обучения. Одним из таких методов является детское экспериментирование. Очень важно понять, что дошкольникам присуще наглядно – действенное и наглядно – образное мышление, поэтому экспериментирование можно рассматривать как метод, близкий к идеальному. Знания, добытые самостоятельно, всегда являются основными и более прочными. Использование этого метода пропагандировали также классики педагогики, как Я. А. Каменский, И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинский и многие другие. По мнению Н. Н. Поддъякова, «фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую».
Публикация «План исследовательской деятельности в старшей группе» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Планирование. Планы работ
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2017
Основной целью экспериментальной деятельности является развитие познавательно – исследовательской активности детей дошкольного возраста. Задачи:
• Формировать представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.
• Совершенствовать способность детей ставить вопросы и получать на них фактические ответы.
• Развивать познавательно - исследовательскую деятельность детей как интеллектуально – личностное, творческое развитие.
• Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, самостоятельность.
Перспективный план исследовательской деятельности.
№ п/п месяц тема цель Материалы и оборудование
1. сентябрь «Слушай во все уши» Дать детям представление об органах слуха – ухо (улавливает и различает звуки, слова и т. д.). Познакомить со строением уха человека и животного, уточнить, что уши у всех разные, учить при помощи опытов различать силу, высоту, тембр звуков. Закрепить знания о правилах ухода за ушами, составить коллективные рекомендации по предупреждению нарушения слуха. Схема человеческого уха, картинки животных (слона, зайца, волка, д/и «Определи по звуку», гитара, бумажные листы на каждого ребенка, баночки с разными предметами (скрепки, деревянные палочки, поролон, песок, аудиозапись со звуками леса, реки, птиц и т. д.
2. «Движение воздуха» Показать детям, что хотя воздух невидим, его можно почувствовать.
3. октябрь «Необходимость воздуха для дыхания человека» Обобщить знания детей о воздухе и его свойствах (невидимость, прозрачность, движение, перемещение). Дать детям представление о том, что в человеке тоже есть воздух, необходимый ему для дыхания. Воздушные шарики по количеству детей, вертушки по количеству детей.
4. «Состояние почвы в зависимости от температуры» Выявить зависимость состояния почвы от погодных условий. Комочки земли (на солнце, политой из лейки) на участке детского сада.
5. ноябрь «Здравствуй, ветер!» Показать детям движение воздуха, его свойство быть невидимым; дать детям представление о том, что движение воздуха можно ощущать. Лужа на участке, кораблики из бумаги.
6. «Замерзнет-не замерзнет» Дать детям представление о том, что вода под воздействием низких температур изменяет свои свойства. 2 одинаковые 0,5 литровые банки, вода, термометры.
7. декабрь «Прозрачность льда» Продолжать закреплять знания детей о состояниях воды, развивать их познавательные интересы. Дать представления о том, что лёд прозрачен. Лёд, прозрачная ёмкость, банка объёмом 0,5 литра, мелкие игрушки (из Киндер сюрприза).
8. «Свойства снега» Продолжать знакомить детей со свойствами снега, дать представление о том, что липкость снега зависит от температуры окружающей среды. Детские ведёрки, лопатки, снег
9. январь «Определение следов» Продолжать формировать познавательный интерес к природе, развивать наблюдательность, дать детям представление о том, что у всех птиц следы разной величины. Кормушки для птиц, следы птиц на снегу.
10. «Зависимость состояния воды от температуры» Продолжать развивать знания детей о твердом и жидком состояниях воды. Дать представления о том, что вода при изменении температуры переходит из одного состояния в другое. Вода, краски, формочки для воды, леска.
11. февраль «Лёд – твёрдая вода» Закрепить знания детей о том, что лёд и снег – это тоже вода, изменившая своё состояние под действием температуры. Сосульки большие и маленькие, ведерки
12. «Зачем дереву корни?» Продолжать закреплять знания детей о деревьях как живом объекте природы; дать детям представление о том, что корни деревьев держат его в земле, давая ему вертикальное положение. Дерево на участке (береза, палочки.
13. март «Движение воздуха» Уточнять и расширять знания детей о воздухе, о причинах возникновения ветра; дать детям представление о том, что воздух - не «невидимка», его движения можно почувствовать.
14. Опыт с ветром Продолжать закреплять знания детей о неживой природе; дать детям представления о том, что легко бежать под ветер, чем на ветер
15. апрель «Уличные тени» Формировать умение устанавливать связи между положением солнца на небе и изменениями в природе; дать детям представление о том, что тень появляется при наличии света и предмета.
16. «Весёлые кораблики» Показать детям различные свойства предметов; дать представление о том, что плавучесть предметов зависит от материала, из которого они изготовлены. Деревянные брусочки, палочки, металлические пластины, бумажные кораблики и. т. д.)
17. май «Защитная окраска кузнечика» Углубить и расширить знания детей о некоторых формах защиты насекомых (защитная окраска); развивать интерес к жизни насекомых. Силуэт кузнечика, вырезанный из зеленой бумаги, лист белой бумаги.
18. «Солнце высушивает предметы» Обогащать и систематизировать представления детей о солнце, как объекте неживой природы; дать детям представление о том, что солнце прогревает предметы. Вода, кукольное бельё, верёвка для сушки, песок в песочнице, вода.
Литература:
1. Дыбина О. В. Из чего сделаны предметы.
2. Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников
3. Организация деятельности детей на прогулке. Старшая группа /авт. -сост. Т. Г. Кобзева, И. А. Холодова, Г. С. Александрова. - Изд. 2-е. - Волгоград: учитель, 2015.
4. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста «Детство-пресс», 2009.