Гульнара Чилимова
Занятие по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие по познавательно – исследовательской деятельности в старшей группе.
Программные задачи:
1. Развивать умение фиксировать действия превращения на основе употребления пар слов: «Был – будет». Формировать действия «превращения».
2. Формировать представление об агрегатных состояниях воды. Уточнить знания детей о свойствах твердых, жидких и газообразных тел. Дать представление о трех состояниях воды и причинах перехода одного в другое.
3. Закрепить знания детей о свойствах и качествах металла.
4. Формировать представления о воздухе и его свойствах.
Публикация «Занятие по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
5. Развивать умение находить к каждому слову противоположное.
6. Воспитывать интерес детей к познавательно – исследовательской деятельности, любознательность.
Ход занятия:
Ребята, я очень рада вас видеть. Встаньте, пожалуйста, в круг.
Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Ребята, сегодня я предлагаю вам всем побывать в нашей мини – лаборатории. Посмотрите внимательно, в нашей мини – лаборатории несколько зон для работы. Мы начнем с первой.
Подойдите, пожалуйста, к первой лаборатории. Ребята, помните, мы с вами говорили о превращении? (предполагаемые ответы детей)
Но превращения бывают не только в сказках. Вот, например, сейчас у нас день, а потом будет ночь. Скажите, а ночь будет длиться все время? Во что потом превратиться ночь?
А кто хочет рассказать, как развивается человек? И бабочка?
Молодцы, я вижу, что вы все хорошо знаете схему превращения.
Теперь можно перейти к следующей лаборатории.
Ребята, посмотрите, пожалуйста, что это у меня стоит на столе?
Ответы детей.
Правильно, это колбы с водой. Посмотрите, на них и скажите, вода имеет форму? А какая вода прозрачная или имеет цвет? Ребята, скажите, а что вы еще можете рассказать о воде? Предполагаемые ответы детей (вода течет, разливается, не имеет формы, запаха, вкуса, цвета, вода прозрачная). Вода имеет свойство растворять в себе соль, сахар, кофе.
Ребята скажите, а во что может превратиться вода?
Возьмите льдинки в руки, погрейте их.
(Дети берут лед в руки.)
Что можно сказать про лед? Какой он?
Предполагаемые ответы детей (он очень холодный, мокрый, твердый, гладкий, скользкий, он тает).
А когда лед тает, что остается на ладонях и тарелочке?
Почему лед тает? (теплые руки).
Давайте бросим лед в банку с водой. Что вы видите? (Он плавает)
Ребята, скажите вода в банке какая? (она холодная)
А, что нужно сделать, чтобы вода была теплая? (подогреть ее)
Что происходит с водой? (она становиться теплой, горячей).
Посмотрите, вот вода закипела. Что это из банки идет? (пар).
Воспитатель: правильно дети, идет пар.
(Воспитатель над кипящей водой держит стекло, которое сразу покрывается капельками воды)
Воспитатель: ребята, был пар, а откуда вода на стекле появилась?
Дети: вода в паре, вот она и собралась на стекле.
Воспитатель: так что же получается, лед – это вода и пар – это вода?
Дети: да, и лед, и пар – все это вода. Лед – холодная вода, которая замерзла. Пар – горячая вода.
Воспитатель: И так, напомните мне, чем может быть вода?
Дети: паром, льдом, просто водой.
Воспитатель: ребята, давайте поиграем в игру (лед-вода-пар).
Лед растает, и тогда
Будет из него…. (вода). (Дети плавают)
Если сильный- сильный жар,
Из водички будет (пар). (Дети изображают пар движением рук – поднимают руки вверх и вращают кистями. Произнося «ф-ф-ф»)
Если пар вдруг охладиться,
Превратиться пар в … (в водицу). (Дети плавают)
Если холод вдруг придет,
Из водицы будет лед (лед) (Дети сжимают кулачки, прижимают руки к груди, съеживаются)
Молодцы и с водой мы с вами разобрались. Можно перейти к следующей лаборатории.
Отгадайте загадку, о чем я говорю.
Без него не сможешь жить
Ни есть, ни пить, не говорить
И даже, честно говоря,
Разжечь не сможешь ты огня. (Воздух)
1. Давайте поймаем воздух. Возьмите в руки пакеты и поймайте воздух.
Что вы можете сказать. Вывод: воздух невидим, но если мы поймаем его в пакет, то он принимает форму пакета.
2. А сейчас я предлагаю подуть через трубочки в стакан с водой. Что мы видим? Вывод: воздух, есть внутри нас, мы дуем в стакан с водой, воздух легче воды, поэтому он сплывает в виде пузырьков.
3. Ребята, вы сказали, что воздух есть везде. А как вы думаете воздух есть в земле? Посмотрите, если я отпущу землю в воду, то на поверхность всплывают пузырьки воздуха. Вывод: воздух есть везде, даже в земле.
4. Давайте надуем шарик. И отпустим его. Что помогает движению шарика. Вывод. Воздух помогает движению шарика.
Вот видите, как много мы знаем про воздух,
Воздух - невидимка. Воздух мы не видим, но без него не можем обойтись. Воздухом дышат люди, животные и растения.
Воздух прозрачен, потому что мы через него видим другие предметы. Вот, например, мы через воздух видим дверь, а что за дверью мы не видим.
Воздух бесцветен. Мы видим, что окно белого цвета, а стол коричневого, а у воздуха цвета нет.
Воздух не имеет запаха. В каждом помещении пахнет по – разному. В аптеке, парикмахерской, столовой разные запахи, а воздух не имеет запаха.
И вот наша последняя лаборатория.
Ребятам предлагается провести небольшие опыты, для чего они переходят в лабораторию.
Опыт 1. Опускаем гайку в воду. Что с ней случилось? Она тонет, значит, тяжелый, тяжелее воды.
Опыт 2. Кладем гайку в теплое место или на солнышко (нагревается). Она быстро нагревается, потому что металлический.
Опыт 3. Перед его проведением рассказываем о том, что железо обладает одним очень необычным, можно сказать, волшебным свойством (каким именно, дети узнают благодаря экспериментированию). Перед каждым ребенком на столике стоит одноразовая пластмассовая тарелка, на которой лежит скрепка. Как можно двигать скрепку, не дотрагиваясь до нее? (Водим небольшим магнитом по внешней стороне дна тарелки.)
В заключение делаются выводы, что железо обладает особым свойством — притягивается магнитами.
А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Скажи наоборот»