Людмила Сапожникова
Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе «Письмо от друга с фронта»
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция образовательных областей :
«Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Цель: Формирование уважения к людям, участвовавших в Великой Отечественной войне, гордости за победу русского народа, патриотических чувств на ярких примерах жизни своих прадедов, земляков в годы войны.
Задачи:
Образовательные :
1. Расширить знания и представления детей о празднике Победы. Уточнить представления о России.
Публикация «Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе „Письмо от друга с фронта“» размещена в разделах
2. Дать представление о том, что война велась во имя мира, процветания и благополучия нашей Родины, солдаты проявляли мужество, стойкость, храбрость и другие качества в борьбе с врагом.
3. Подвести к пониманию того, что народ хранит память о людях, отдавших свою жизнь за Родину. Познакомить с терминами: «Полевая почта», «письма-треугольники».
Развивающие:
Развивать способность отражать впечатления о войне.
Воспитательные:
Воспитывать у дошкольников патриотизм, уважение к заслугам и подвигам воинов Великой Отечественной войны, ветеранам.
Предварительная работа: Чтение художественной литературы и рассматривание иллюстраций из книг о войне, слайдов, экскурсии в детскую библиотеку, прослушивание военных детских песен.
Оборудование и материалы: «Книга Памяти», компьютер, конверт, «треугольное письмо», военная карта, пазлы «Танк», портреты бессметного полка, листы для складывания писем.
Ход:
1. Психологический настрой
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Посмотрите в окно! Как прекрасен этот мир! Солнце, облака, птицы и растения – все радует нас! Давайте, возьмемся за руки, согреем друг друга улыбками и поприветствуем друг друга : «Влево – вправо повернись и друг другу улыбнись!»
2. Мотивационно-ориентировочный этап
Презентация «Урок мужества»
Воспитатель читает стихотворение:
Праздников у нас немало,
Мы повторяем каждый раз,
Спасибо деду за Победу,
За то, что Землю нашу спас!
Воспитатель: Ребята, о каком празднике говорится в этом стихотворении? (Ответы детей)
Воспитатель: Правильно, 9 мая 1945 года вся страна праздновала Победу над фашистскими захватчиками.
3. Проблемно-поисковый этап
Воспитатель: Сегодня утром, когда я шла в детский сад, мне встретились 2 сестрички-школьницы. Они рассказали вот такую историю: «Их прадедушка Витя попал на фронт в Великую Отечественную войну. Он воевал 4 года, встретил Победу. А сейчас еще жив, но плохо слышит. Бывший солдат попросил своих внучек разыскать своего друга- одноклассника Николая, с которым воевал, но после трудного боя потерялся». Но они не знают как? Поможем школьницам найти друга дедушки? (Да)
4. Практический этап
Воспитатель: Посмотрите, как вы думаете, что у меня в руке?
(ответы детей)
Воспитатель:Да, конверты. Сейчас вы их можете купить на почте и отправить письмо. В войну, на конверты марок не хватало, потому письма были треугольные : «Солдатский треугольник».
Воспитатель: У меня в руках настоящее письмо с фронта прадедушки Вити. Давайте мы его прочтем:
Чтение письма.
«Здравствуй, дорогая мамочка!
Шлю вам свой горячий привет и сообщаю, что я здоров и жив, чего и вам желаю.
Чувствую себя еще лучше, чем до ранения. Ранило меня, как я тебе уже писал, в ногу. Мы были с другом Колей в прорыве между Оршей и Витебском, потом он исчез. В госпитале я лежал в городе Ярцево Смоленской области. Сфотографироваться, конечно, есть возможность, но нет денег. Мама, если ты знаешь, напиши подробней, что с Николаем Борисовым. Ну, а пока писать нечего, привет, всем! Ваш сын Виктор».
Задание «Военная карта»
Воспитатель: Какое трогательное написал письмо сын маме. Посмотрите, а вот военная карта. Давайте изучим карту и посмотрим маршрут движения солдат. Флажками отметим города: Орша, Витебск, Ярцево.
Воспитатель: А какие в армии вы знаете войска?
- Военно-воздушные силы;
- Сухопутные войска;
- Военно-морской флот;
Интерактивная игра «Угадай-ка виды войск»
Воспитатель: Давайте позвоним школьницам и спросим, кем был Николай Борисов? Звонок.
Воспитатель: Он был танкистом. А как вы думаете, ребята, сколько человек должны ехать в танке? Сейчас я вам покажу картинку, но кто-то ее разрезал.
Игра «Собери пазлы»
Давайте соберем пазлы и узнаем, сколько человек должны ехать в танке. (В танке 4 человека)
Игра: «Правда или ложь!»
Воспитатель: А теперь мы поиграем в игру: «Правда или ложь!» Если правда это бывает — то хлопаем, если нет — то топаем.
1 вопрос: Немцы живут в Нигерии. (Ответы детей)
2 вопрос: В армии помимо основных войск были созданы специальные войска – связисты, занимающиеся организацией каналов связи. Благодаря их работе, обеспечивается обмен сообщениями между людьми. Есть специальные войска – связисты, правда это? (Ответы детей)
3 вопрос: Все, кто воевал, были очень далеко от своего дома, но дома их очень ждали и за них переживали. Были тогда уже телефоны, но фашисты специально разрывали провода, чтобы была потеряна связь с людьми. А некоторые солдаты соединяли их. Но после была создана полевая почта. (Ответы детей)
Воспитатель: У почты не было постоянного адреса, поэтому называлась полевой. (Слайд 11) Вместе с солдатами она атаковала и побеждала, она была помощницей на фронте и в тылу, находила своих родных и близких.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, на войне, кто почту разносил?
Дети: Военные почтальоны (почтовый корреспондент).
Воспитатель: Они носили специальную форму военную, но и брали оружие с собой воевать. Как вы думаете, какие были почтальоны по характеру?
Дети: Мужественные, смелые, выносливые, сильные, трудолюбивые герои.
Воспитатель: Правильно, а, чтобы стать сильным, нужно дружить с физкультурой.
Физкультминутка:
Мы сегодня на параде,
Мы шагаем рядом,
Левой — раз, правой — два,
Выше голова!
Раз присели, два присели,
Друг на друга посмотрели.
А теперь мы тихо сели.
Воспитатель: Почтальоны старались быстро дойти на передовую, рисковали своей жизнью, чтобы нашло своего адресата каждое письмо. В военное время складывать письмо умели все, даже маленькие дети, которые, играя, складывали «письмо» из куска газеты и «отправляли» отцу на фронт.
Изготовление «Письма-треугольника»
Воспитатель: Сейчас мы с вами тоже попробуем сложить письмо треугольником. Возьмите бумагу и сделайте по образцу, смотрите и повторяйте за мной. Выполняют под песню «Бессмертный полк»
Воспитатель: Некоторые письма очень долго шли до адресата, если боец попадал в другую часть, или в госпиталь. В семьях, где не вернулись с войны солдаты, письма стали единственной памятью о погибших. Война всколыхнула всю страну, разлучила тысячи семей. Письмо с фронта – это документ, который является живой памятью истории. В каждом из них — трагическая судьба!
Воспитатель: А теперь вернемся к письму прадедушки Вити, давайте откроем Книгу Памяти, которую я взяла в библиотеке, и посмотрим, фамилию, отчество, где родился, где служил.
Вот полностью написано:
Борисов Николай Александрович, 1926 г. Место службы: 3 г в. Тибр КалФ
Дата подвига: 21.01.1942 г Награжден орденом «Красное знамя»
Исследовательская часть.
Воспитатель: А теперь поищем информацию, жив он или нет, в интернете, в военном архиве «Подвиг народа».
Информация: Борисов Николай Александрович, 1926 г – 1999г.
Воспитатель: Посмотрите внимательно у нашей Лены, на портрете, все данные об этом человеке, значит, Борисов Николай Александрович оказался ее прадедушкой. Лена расскажи нам о нем, что ты знаешь.
Лена: Мой прадедушка Коля был танкистом и пришел с войны с несколькими пулями, в ноге и в плече. Потом он работал плотником. Женился, у него была большая семья: 3 дочки и 3 сына. Одна из дочек моя бабушка Люба. А у бабушки Любы трое детей, один из сыновей мой отец.
Воспитатель: Нужно сообщить это школьницам и их дедушке. Лена, проведайте дедушку Витю, ведь ему уже 95 лет. И он расскажет о дружбе с твоим прадедушкой.
5. Рефлексивно-оценочный этап
Воспитатель: Дети, давайте вспомним, когда День Победы отмечает вся страна?
- Мы поздравляем в этот праздник кого и как?
- Как солдаты называли письма?
- Солдаты жаловались в письмах, что им трудно на войне?
- Чем гордились в письмах солдаты?
- И в заключение нашего занятия я хочу вам сказать: «С праздником! С днем Победы!».
6. Последующая работа
Чтение рассказов о войне.