МААМ-картинки

Петербурговедение как основа нравственно-патриотического воспитания

Елена Князева
Петербурговедение как основа нравственно-патриотического воспитания
▼ Скачать + Заказать документы

ГБДОУ № 84

Воспитатель Князева Е. В.

2022 г.

Петербурговедение-как основа нравственно- патриотического воспитания

«поля Родины, ее язык, ее предания и жизнь

никогда не теряют непостижимой власти

над сердцем человека», они помогают возгореться

«искрами любви к Отечеству»

К. Д. Ушинский

Публикация «Петербурговедение как основа нравственно-патриотического воспитания» размещена в разделах

Формирование отношения к стране и государству начинается с детства. Поэтому одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений является нравственно- патриотическое воспитание. Ушинский обосновал необходимость включения местного материала в преподавание учебных предметов, связывал с преподаванием «отчизноведения» развитие речи детей, изучение родного языка, подчеркивал важность выработки у детей «инстинкта местности»

Краеведение лучше других отраслей знания способствует воспитанию патриотизма, любви к родному краю, формированию общественного сознания.

Что же такое краеведение?

Краеведение – это совокупность знаний об истории, экономике, природе, быту, культуре того или иного края. Это - наследство, оставленное нам предками. Это - живая легенда и бабушкины рассказы, обычаи родного края и богатства недр, полей, лесов, трудовые достижения и ратные свершения отцов и дедов. Это - опыт хозяйственного освоения края и его вековая культура. Это - то самое наследство, которое мы должны не только использовать по назначению в жизни, а и беречь, развивая и распространяя среди потомков.

Актуальность изучения краеведения в современном обществе очевидна. Краеведение является одним из важнейших источников расширения знаний о родном крае, воспитания любви к нему, формированию гражданственности. В настоящее время общественное развитие страны требует от педагогов детских садов воспитания социально активных, самостоятельных, творческих личностей, адаптированных к условиям современной жизни.

Цель: сформировать у воспитанников целостное представление о родном городе, пробудить в них любовь к родной природе., помочь осознать значение Санкт Петербурга, города в котором живем,в жизни большой страны, роль каждого жителя в жизни своего города, района, а, значит, и страны.

Задачи Петербурговедения :

1. Формирование представления о Родине как месте, где человек родился и где он живет.

2. Воспитание чувства привязанности к своей малой родине, гордости за нее, восхищение ее красотой.

3. Развитие у дошкольников способности эмоционально-эстетического восприятия окружающего мира.

4. Воспитание потребности узнавать о культурных и природных ценностях родного края, беречь и охранять их.

5. Воспитание уважения к людям труда, знаменитым петербуржцам.

6. Расширение кругозора детей на основе материала, доступного их пониманию.

В современном мире дети, имея общее представление о стране, гимне и гербе, не имеют достаточных знаний в области краеведения. Они могут назвать президента, столицу, а достопримечательности, улицы своего района, уважаемых жителей, живущих с ними на одной улице, они не знают. Именно поэтому краеведческая работа должна вестись уже с детского сада - с возраста, когда начинается процесс социализации и становления личности.

Для воспитанника формирование краеведческих знаний — способ расширить кругозор, так как углубленное изучение Петербурга, происходит в сравнении обычно со всей страной или со всем цивилизованным пространством, кроме того, знание одного города пробуждает интерес к другим регионам и к Земле в целом.

Изучение истории Санкт Петербурга воспитывает стремление быть полезным своему родному городу, месту, где родился и вырос, становится фундаментом, на котором можно воспитать гордость за свою страну, свой край и стремление активно участвовать в общественных процессах. Кроме того, обращаясь к истокам местных традиций, изучая особенности народной культуры своего города со времён Александра Невского, Петра Первого, годы правления Екатерины Второй. Дни блокады и подвиг ленинградцев в Великой Отечественной войне, историю своей семьи, ребёнок получает неповторимый чувственный опыт позволяющий осуществлять личностное развитие и саморазвитие, воспитывается гражданственность, чувство собственной значимости.

Знакомя детей с историей города необходимо учитывать, что информация, данная воспитателем, должна вызвать в детях не только положительные чувства и эмоции, но и стремление к деятельности. Это может быть желание ребенка нарисовать то, о чем он только что услышал, рассказать родителям или друзьям то, что он узнал от воспитателя. Воспитатель должен научить дошкольников замечать вокруг то положительное, что создается руками людей, восхищаться этой работой, ценить и беречь то, что их окружает. Ознакомление дошкольников с родным городом входит в целостный образовательный процесс с учетом принципа постепенного перехода от более близкого ребенку, личностно-значимого, к менее близкому – культурно-историческим фактам.

Ведущей формой работы по ознакомлению с родным краем являются занятия по познавательному развитию. Одно из условий формирования этих знаний – руководящее участие в нем воспитателя, исходя из программы, состава воспитанников и местных возможностей. Педагог определяет объекты для исследования, виды и методы работы, организует и руководит их работой. Поэтому успешные результаты по формированию краеведческих знаний у детей во многом зависят от того, в какой степени воспитатель сам знает и любит Петербург и как он сумеет заинтересовать своих воспитанников

В зависимости от темы, цели занятия, времени проведения меняется его форма. Занятия по ознакомлению детей с историей края проводятся в группе за просмотром презентаций, слайдов и видео материалов; а так же в библиотеке. С детьми также организуются занятия-игры с музейными экспонатами, они принимают участие в мастер – классах.

Немаловажное значение в развитии детской активности имеет хорошо оборудованная, насыщенная предметно-развивающая среда, которая стимулирует самостоятельную деятельность ребенка, создает оптимальные условия для активизации хода саморазвития. В связи с этим, в группе, оформлен патриотический уголок, где созданы условия для совместной и самостоятельной деятельности детей. В центре имеется разнообразный материал: тематические альбомы о достопримечательностях игры «Немо- Петербург».», рабочие листы и раскраски достопримечательностей Учитывая ведущую деятельность детей, широко используем различные виды игр разрезные картинки, игра-ходилка «Прогулка по Петербургу», «Дорисуй- чего не хватает»,пазлы «Виды города», деревянный конструктор «Храмы СПб», речевые и подвижные игры о родном городе, книги, стихи и чистоговорки, альбом детского творчества «Петербург глазам детей» и др.

Работа по ознакомлению с предприятиями района и трудом земляков перерастает в интересную длительную сюжетно-ролевую игру, в которой дети применяют свои знания и уже накопленный жизненный опыт «Библиотека», «Магазин», «Экскурсовод» ,«Поликлиника»,«Салон красоты».

В последнее время в развивающей среде детских садов все чаще стал появляться такой элемент как мини-музей. В рамках патриотического воспитания мини-музей - необходимая часть развивающей среды. Работа с мини-музеем способствует воспитанию любви к малой Родине и Отечеству, развитию познавательного интереса, эстетических чувств, речевых, изобразительных умений, творческих способностей.

Совместно с родителями воспитанников были созданы книги «900 дней блокады», Памятники войны», «День Победы».

Ежегодно создаётся стен- газета «Наши герои». Эта форма краеведческой работы очень полезна и интересна для детей. Воспитанники и их родители являются главными в сборе информации и её оформлении. Дети с удовольствием выступают в качестве экскурсоводов.

Положительные эмоции играют значительную роль в формировании нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста. В нашем детском саду проходит очень много мероприятий в соответствии с перспективным планированием. Детям очень нравится принимать участие в праздниках, развлечениях – фольклорных (таких как «Праздник валенка», Масленица, «Ярмарка народных промыслов».) и государственных (День памяти (снятие блокады) 27 января; День защитника Отечества, 8 марта, день Победы, Новый год)

Прогулки и экскурсии по Санкт-Петербургу, - эти формы незаменимы в нашей работе, с этой целью мы активно привлекаем родителей. Просим сделать фотоотчёт, с его помощью дети вспоминают о местах,которые они посетили

Воспитание любви к родному краю невозможно без общения с природой, погружения в ее мир. Данная форма организации занятия дает образец гуманного отношения ко всему живому.

Значимым в работе по краеведению является метод проектов. Используя его, воспитатель становится организатором исследовательской деятельности детей, направленной на сбор, изучение, анализ, а затем презентацию материалов по взятой теме. Плодотворно, в тесном контакте с родителями мы поработали над следующими проектами:«Я и моя семья», «Родовое древо».«Моя Родина – Россия».

По мимо ознакомления с историческими местами и памятниками Санкт –Петербурга, мы прививаем детям культуру поведения. Знаком с понятием «культурная столица», «петербуржец» со знаменитыми петербургскими учёными, писателями, композиторами, художниками, скульпторами и архитекторами. Таким образом, разнообразие форм, средств, методов и приёмов краеведческой деятельности влияют на уровень знаний о явлениях и объектах окружающего мира, на положительное эмоциональное и эстетическое отношение к ним, а главное на содержание и качество детских взглядов на культурно-исторические ценности, на приобщение к культуре родного города

Начиная работу по воспитанию у дошкольников любви к родному городу, педагог, прежде всего, должен сам хорошо знать его, он должен продумать, что целесообразно показать и о чём рассказать детям, особо выделив то, что характерно, только для Санкт-Петербурга, что есть только здесь.

Надо помнить, что ознакомление с темой должно проходить системно, ненавязчиво, на основе принципа усложнения и узнавания материала. При этом нельзя забывать, что дошкольники еще не владеют многими понятиями. Привычные для взрослых слова и выражения могут быть им не знакомы, поэтому их надо в доступной форме расшифровывать.

Каждый момент ознакомления с Петербургом,должен быть пронизан воспитанием уважения к человеку – труженику, защитнику, достойному гражданину своей Родины.

Список используемых источников

1. Абрамова Л. В., Слепцова И. Ф /Социально-коммуникативное развитие дошкольников 5-6 лет/Мозаика –Синтез, Москва. 2020

2. Баранникова О. Н. /Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду/. Москва: АРКТИ, 2007

3. Ковалева Г. А. / Воспитание маленького гражданина/ Москва: Изд-во АРКТИ, 2003

4. Кондрыкина Л. А. /Занятия по патриотиескому воспитанию/- М. СФЕРА,2013

5. Князева О. Л., Маханева М. Д /Приобщение детей к истокам русской народной культуры/., Спб, «Детство-Пресс», 2006 Год – (с 5 до 7 лет).

6. Матова В. Н. /Краеведение в детском саду/. Изд-во СПб, ООО Детство-Пресс, 2015.

7. Новицкая М. Ю. / Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду/. Москва: Линка-пресс, 2003

8. Петрова В. И. /Этические бедеды с детьми 4–7 лет. /Мозаика-Синтез,2012

9. Толкачова Т. Ю. /Система работы по ознакомлению старших дошкольников с историей и культурой Санкт-Петербурга/ ООО»Издательство «Детство-Пресс» 2012

Публикации по теме:

Центр нравственно-патриотического воспитания дошкольниковЦентр нравственно-патриотического воспитания дошкольников Ребёнку от рождения не даётся важная составляющая становления будущей личности, такая как, чувство любви к своей Родине, уважение народных.

Консультация «Знание природы родного края — это основа патриотического воспитания» Родина, Отечество… В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, те кто даёт жизнь новому существу. Какая притягательная сила.

Центр нравственно-патриотического воспитания в группеЦентр нравственно-патриотического воспитания в группе Здравствуйте, мы с Мариной Александровной Блавацкой очень хотим рассказать про наш патриотический уголок. Наша группа имеет направленность.

Дидактические игры как средство нравственно-патриотического воспитанияДидактические игры как средство нравственно-патриотического воспитания Патриотическое воспитание через игру- наиболее простой способ воздействия на сознание детей. Чувство Родины начинается у ребенка с отношения.

Конспект занятия в подготовительной группе «Традиции и ценности семьи как основа патриотического воспитания»Конспект занятия в подготовительной группе «Традиции и ценности семьи как основа патриотического воспитания» Конспект занятия в подготовительной группе «Традиции и ценности семьи как основа патриотического воспитания.» Цель: воспитание гражданина.

Мини-музеи и коллекции в центре нравственно-патриотического воспитания. Значки и почтовые маркиМини-музеи и коллекции в центре нравственно-патриотического воспитания. Значки и почтовые марки Один из доступных способов, ярких и интересных для познания мира, своей истории, традиций- это работа с различными коллекциями, мини.

Проект по формированию основ нравственно-патриотического воспитания «Памятники Победы»Проект по формированию основ нравственно-патриотического воспитания «Памятники Победы» Проект по формированию основ нравственно-патриотического воспитания «Памятники Победы» Цель проекта: Формирование у детей дошкольного.

Проект «Русские народные сказки в системе нравственно-патриотического воспитания детей»Проект «Русские народные сказки в системе нравственно-патриотического воспитания детей» Проект. Русские народные сказки в системе нравственно-патриотического воспитания детей • Проект краткосрочный, практико-ориентированный,.

Уголок нравственно-патриотического воспитания в средней группеУголок нравственно-патриотического воспитания в средней группе Совместно с родителями мы организовали в группе уголок нравственно-патриотического воспитания. Актуальность: Д. С. Лихачев : «Любовь к.

Уголок нравственно патриотического воспитания в подготовительной группеУголок нравственно патриотического воспитания в подготовительной группе В нашем детском саду прошел смотр-конкурс уголков по нравственно патриотическому воспитанию. Цель смотра- конкурса: -активация деятельности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Петербурговедение как основа нравственно-патриотического воспитания
Опубликовано: 4 февраля 2022 в 12:29
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Петербурговедение как основа нравственно-патриотического воспитания» (включая файлы) размещена пользователем Елена Князева (УИ 337263) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД