Кривошеева Елизавета
Песок и вода — чудо-помощники в организации игр по развитию речи дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Овладение разговорной речью
является важным приобретением ребенка
в дошкольном детстве.
Ее возникновение и развитие происходит
во время общения ребенка с другими детьми и взрослыми
в играх и в процессе познания окружающего мира.
В раннем детстве ребенок чувствителен к информации. Он воспринимает мир всеми органами чувств. Одновременно с чувственными впечатлениями, представлениями о предметах и явлениях дети усваивают и слова, их значения, правильное произношение, учатся правильно согласовывать слова и строить свои высказывания. Все это происходит на основе подражания. Отсюда становится понятным, что для развития речи нужны речевая практика самих детей и речевая среда, которая дает образцы правильной речи. Речевой средой в дошкольные годы является, прежде всего, речь взрослых и детей в семье.
Публикация «Песок и вода — чудо-помощники в организации игр по развитию речи дошкольников» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Игры для детей
- Игры с песком
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
Зависимость речи детей от речи людей, с которыми они живут и общаются, очень велика. Подражая окружающим, дети перенимают все несовершенства и ошибки, которые встречаются в речи взрослых. Речевые привычки, сложившиеся в детстве, сохраняются и закрепляются. Поэтому одним из условий развития правильной речи детей является правильная речь родителей, которая должна быть для них образцом.
1. Взрослые не должны подделываться под детский лепет, употреблять исковерканные ребенком слова, которые он еще не в состоянии произнести.
2. С раннего возраста необходимо развивать интерес к сказкам, загадкам, стихотворениям.
3. Обращать внимание на содержание телевизионных передач, просматриваемых детьми, так как даже на телевидении и радио нередко допускаются ошибки, употребляются жаргонизмы, лишние присловья типа «как бы», «на самом деле», «это самое», «так сказать» и др.
4. Повышать уровень своей речевой культуры: устранять из речи неправильные словоупотребления, нелитературную лексику.
Уважаемые родители, наступила долгожданная весна, а за ней поспешит лето. Наблюдая за своими детьми на песчаном берегу реки, вспомните наши советы и постарайтесь эффективно использовать игровые упражнения с песком и водой для развития их речи. Вот несколько приемов использования песка и воды:
Развиваем дыхание
Для того, чтобы ребенок мог говорить длинными фразами; не «комкал» предложения; говорил громко и уверенно, необходимо развить умение набирать необходимый объем воздуха и правильно его выдыхать. Очень важно, чтобы воздушная струя проходила равномерно, достаточно сильно и была продолжительной.
Перед началом работы по развитию дыхания необходимо обучить детей следующим правилам: «Набирай воздух через нос, не поднимая плечи, и надувай живот “шариком”. Выдыхай медленно и плавно. Старайся так дуть, чтобы воздушная струя была очень долгой».
Игровые моменты:
1. От детской машинки или куклы провести неглубокую канавку в песке, ребенок воздушной струей выравнивает дорогу перед машинкой или куклой.
2. Игрушка засыпается тонким слоем песка. Сдувая песок, ребенок находит ее.
3. Ребенок выдувает ямку в песке, кладет мелкую игрушку, при помощи воздушной струи прячет ее.
4. Ребенок длительной плавной струей образовывает на песке дорожку от одной игрушки до другой.
5. Во влажном песке выкапывается углубление и заполняется водой. Ребенок длительной сильной воздушной струей вызывает «бурю».
6. Воздушной струей ребенок передвигает кораблик, лодочку, рыбку по поверхности воды.
Развиваем пальчики и тренируем язычок.
Полезно включать упражнения для пальцев рук, так как они – второй орган речи, который способствует более быстрому становлению и закреплению звуков. «Пальчиковые игры» очень увлекательны и эмоциональны. Скоординированное проговаривание стихотворного текста с движениями пальцев рук эффективно развивают речь.
1. Ребенок погружает пальцы в песок или воду, сжимает и разжимает кулачки, поочередно, то мизинец, то большой палец на одной руке, на обеих руках одновременно.
2. Ребенок погружает пальцы в песок или воду и легкими движениями создавать «волны».
3. Ребенок погружает пальцы в песок и попеременно чередует упражнения для пальцев («ушки», «рожки», «один пальчик - все пальчики»).
4. Попросите ребенка изобразить лошадку и поцокать языком, одновременно пальцами «скакать по песку» или по воде.
5. Попросите ребенка изобразить индюка (языком быстро облизывать верхнюю губу со звуком «бл-бл-бл», пальцами в такт движениям языка двигать в толще песка или по воде.
6. Попросите ребенка изобразить качели (языком ритмично двигать вверх-вниз, указательным пальцем двигать по песку или воде в том же направлении.
7. Попросите ребенка изобразить часики (языком ритмично двигать вправо-влево, указательным пальцем двигать в том же направлении по песку или воде.
Закрепляем звуки и учим буквы.
1. Попросите ребенка изобразить мотор (произносить звук [р], проводя указательным пальцем дорожку по песку. Вариант этого упражнения — рисовать на песке или на воде букву р, произнося одновременно звук [р]. Аналогично можно работать с другими звуками, сочетая написание буквы с произнесением звука.
2. Попросите ребенка набрать в руку песок или воду и произносить звук [с], насыпая горку (или выливая воду из ладошки). Вариант этого упражнения — выбрать из лежащих или наполовину закопанных в песке игрушек игрушку со звуком [с] и, набрав песок и произнося этот звук, засыпать ее.
3. Попросите ребенка вспомнить и рассказать стихотворение, «прошагивая» слова (или слоги) пальчиками или легко отшлепывая по песку или воде ладошками.
4. Попросите ребенка спрятать руки в песок или воду, услышав заданный звук (например «гудок парохода-у-у-у»). Затем, взрослый произносит разные звуки, чередуя их со звуком «у».
5. Попросите ребенка достать из воды или песка игрушки, в названии которых есть звук «а» (или любой другой звук).
6. Попросите ребенка написать заданные буквы, слоги и слова, а взрослый их читает. Допускается и обратный вариант: взрослый пишет, а ребенок читает.
Учим новые слова.
1. В игровых упражнениях с водой или песком можно учить правильно употреблять в речи:
- «короткие слова» (предлоги):на, под, от, к, над, между, в, у, из-за, из-под;
- глаголы: приплыл, уплыл, отплыл, переплыл, подплыл, построил, пристроил, надстроил
- наречия: далеко, близко, быстро, медленно, глубоко;
2. Ребенок обнаруживает спрятанные в песке или плавающие по воде различные предметы или игрушки, и подбирает к их названиям прилагательные, согласовывая их в роде с существительными (рыбка - маленькая, игрушечная, резиновая, мокрая, полосатая; кораблик - новый, синий, пластмассовый, гладкий, легкий).
При рисовании песочной картины можно отрабатывать умение строить как простые, так и сложные предложения.
1. Взрослый рисует на песке мяч, скакалку, воздушный шар или другие предметы. Задача ребенка — дорисовать песочную картинку и составить по ней предложение («Таня держит в руках воздушный шар»).
2. Ребенок рисует на песке предмет и начинает предложение, взрослый заканчивает фразу.
3. При рисовании на песке ребенок составляет сложные предложения («У Тани воздушный шар, у Миши — резиновый мяч»). Очень нравится детям пересказывать рассказы и сказки, демонстрируя действия героев, используя игрушки. Часто в процессе пересказа дети начинают фантазировать, придумывая продолжение рассказа. Особенно любят дети сочинять небылицы.
В процессе рисования на песке и одновременного рассказывания дети дополнительно используют короткие веточки, шишки, косточки плодов, которые становятся пришельцами из космоса, сказочными драконами, волшебниками. В играх с водой они превращаются в морских чудищ, повелителей воды, водолазов. В процессе такого сочетания ребенок исподволь постепенно овладевает необходимыми речевыми навыками и умениями.
Роботы, машины, компьютеры не могут заменить ребенку взрослого человека, понимающего и любящего его, способного вместе с ним фантазировать и играть!