Якуш Ольга
Песочное рисование как способ развития одаренности у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст – интенсивный период для развития одаренности. Однако, анализ программ дошкольного воспитания показал, что меры, направленные на систематическое развитие детской одаренности практически отсутствуют. В связи с этим, одаренность развивается стихийно, либо не развивается вообще.
Публикация «Песочное рисование как способ развития одаренности у дошкольников» размещена в разделах
- Одаренные дети. Выявление и работа с одаренными детьми
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рисование песком и на песке
- Рисование. Все материалы
- Темочки
В связи с этим, необходимо своевременно выявлять детей с предпосылками одаренности, проводить специальную работу по сохранению и развитию способностей таких детей.
В нашем учреждении работа по выявлению одаренных детей началась в 2013 году и привела к необходимости разработки программы сопровождения одаренных детей.
В основу программы легли работы Л. С. Выготского, А. М. Матюшкина, П. Торренса, М. И. Лисицыной, Л. А. Венгера, В. Т. Кудрявцевой, А. Н. Лука, В. Синельникова, В. Н. Дружинина.
Под психолого-педагогическим сопровождением одарённых детей дошкольного возраста понимается специально организованное взаимодействие одарённых детей, их родителей и специалистов, владеющих знаниями в области выявления, развития, обучения, воспитания, а также умеющим оказать психологическую помощь и поддержку интеллектуально одарённым детям.
Для себя мы выделили четыре вида детской одарённости : интеллектуальная или академическая; художественно-эстетическая, спортивно-физическая, социально-лидерская. Социально-психологическая служба нашего учреждения занимается сопровождением интеллектуальной одаренности, которая включает в себя стремление ребенка к получению знаний и умений, познавательную активность, проявление интереса к новому, широкий кругозор, высокий уровень развития психических, познавательных процессов.
Работа ведется в рамках системного подхода, что предполагает в первую очередь проведение диагностики детской одаренности. Ориентирована она не на результат, а на процесс. Методики могут быть также поделены по содержанию на три группы: методики диагностики интеллекта, креативности и психосоциального развития личности дошкольника.
Вторым блоком сопровождения одаренных детей является консультативно-просветительская деятельность. Просветительская работа заключается в том, что предполагает знакомство педагогов и родителей с особенностями развития детей с признаками одаренности, их сопровождения и взаимодействия с ними.
Работа с одарёнными детьми предъявляет дополнительные требования к профессионализму и личности педагога. М. Карне выделяет следующие качества, которые необходимы педагогу для работы с одарёнными детьми : теоретические знания по вопросу одарённости, наличие практического опыта, позитивная Я-концепция, целеустремлённость и настойчивость, зрелость (чёткое знание своих целей и задач, эмоциональная стабильность, чуткость, креативность.
Третий блок, это профилактическая деятельность, которая предполагает разработку памяток, буклетов, информационных листов для родителей детей с признаками одаренности.
Четвертым блоком является развивающая деятельность. Отличительной особенностью является развитие интеллектуально-творческой одаренности через метод рисования на песке и песком. Разработана программа сопровождения детей с признаками интеллектуальной одаренности. Программа имеет развивающую направленность и предполагает развитие у детей интеллектуально-творческих способностей. Разработана она для детей старшего дошкольного возраста и направлена на: развитие индивидуальных творческих способностей, воображения, через освоение основных способов рисования на песке и песком; стабилизацию и гармонизацию эмоционального состояния, развитие тонкой координации движений и мелкой моторики рук, формирование стрессоустойчивости. Программа подразумевает комплекс разработанных занятий (25 занятий в течение года, с октября по апрель).
Занятия проводятся по подгруппам, два раза в неделю по 30 минут.
Система занятий разделена на три этапа:
• вводный (разминка)
• основной (развивающий, работа с песком и на песке по темам).
Цель этапа – формирование навыков рисования на песке и песком, развитие творческих способностей, воображения и фантазии, расширение кругозора и общей осведомленности, развитие познавательной сферы, развитие тонкой координации движений и мелкой моторики рук, формирование стрессоустойчивости.
Основные технологии работы данного этапа: дыхательная гимнастика, игры и этюды на тренировку отдельных групп мышц; психогимнастика, тематическое песочное рисование.
• Заключительный (рефлексия)
Закрепление и обобщение пройденного материала. Основные технологии работы данного этапа: беседы, свободное песочное рисование. Работа в рамках песочного рисования осуществляется не только на световых столах, но и предполагает такую форму занятий, как работа с продуктивными видами деятельности (аппликация, крупы, цветной песок и т. д.). Например, создание открытки из цветного песка или рисование картины клеем ПВА и солью, раскрашивание ее.
Такая структура работы мотивирует развитие интереса у ребенка к дальнейшим занятиям. Динамичность процесса позволяет ребенку быть активным на протяжении всего занятия. Результат своей работы ребенок может забрать с собой и показать родным, что является важным для детей в дошкольном возрасте.
Об успешности освоения данной программы можно судить по диагностическому срезу. А также предполагается участие детей в интеллектуальных конкурсах и викторинах, например, таких как Буквознайка, Светлячок (международный уровень, «Знай-ка» (муниципальный уровень, Любознайка (всероссийский уровень)
Список литературы
1. Белова Е. С. Одарённость малыша : раскрыть, понять, поддержать. М., 1998.
2. Богоявленская Д. Б., Богоявленская М. Е. Психология одаренности : понятие, виды, проблемы. М., 2005
3. Выготский Л. С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. М., 1991.
4. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. СПб., 1999.
5. Матюшкин А. М. Мышление, обучение, творчество. М. ; Воронеж, 2003.
6. Никитина О. Н., Соснина М. В. Метод Sand-Art. Ресурсы рисования песком. Песочные истории. Санкт-Петербург, 2012.
7. Одаренность и возраст. Развитие творческого потенциала детей с признаками одаренности / Под ред. А. М. Матюшкина. М. ; Воронеж, 2004.
8. Савенков А. И. Одаренные дети в детском саду и школе: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М., 2000.
9. Савенков А. И. Психология детской одаренности. М., 2010.
10. Синягина Н. Ю., Чирковская Е. Г. Личностно-отиентированный учебно-воспитательный процесс и развитие одаренности. М., 2001.
Интернет-источники
1. https://detstvo.solkamsk.ru/baby/rododdet/rododdet_12.html
2. https://lib.exdat.com/docs/1199/index-10496.html
3. https://old.depedu.tyumen-city.ru/html/gimc/?vosp/vosp_14
4. https://www.adalin.mospsy.ru/