Марусина Елена
Песочная терапия в развитии дошкольников
▼ Скачать
Песок- природный материал, обладающий собственной энергетикой. Все, наверное, замечали расслабляющее действие песка. Ведь дети и взрослые, только оказавшись на пляже, начинают наслаждаться хождением босиком, запускают пальцы в песок, с удовольствием строят замки из песка. И все это не случайно. Мельчайшие частички песка активизируют чувствительные нервные окончания на кончиках пальцев и ладоней.
Песок- это загадочный материал, обладающий завораживающей способностью. Песок не требует от человека особых умений. Но при этом он обладает податливостью, способностью принимать любые формы.
Публикация «Песочная терапия в развитии дошкольников» размещена в разделах
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песочная терапия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Песочная терапия- возможность выразить то, что трудно иногда описать словами. Игры с песком способны заинтересовать любого человека, от мала до велика, отвлечь и расслабить каждого от своих проблем.
Для организации песочной терапии при работе с детьми предлагается использовать деревянный ящик 50х70х10см с учетом особенностей зрительного восприятия. Ящик используется на индивидуальных и подгрупповых занятиях. На дно высыпается мелкий песок высотой 5-7 см. В работу также добавляем различные фигурки людей и животных или картинки с их изображением, разнообразные символы символизации. Это могут быть дома, постройки, разные виды транспорта. А также просто разнообразные бусины, пуговицы и т. д.
В зависимости от задачи, над которой мы работаем, мы будем использовать в работе и соответственно разное количество предметов. Для проведения педагогического или коррекционного воздействия вполне достаточно ограничиться несколькими фигурками, которые нужны для решения поставленных задач. Для проведения психотерапевтической работы рекомендуется устроить «супервижн»- выставить на обозрение все фигурки и предметы. Мы, тем самым организуя коррекционные мероприятия в песочнице, даем ребенку новые возможности для создания мотива и получения новых знаний. Но мы должны, все же до начала своей деятельности в песочнице оговорить некоторые правила поведения.
Так, например, в начале выделяется ритуал входа. Целью данного этапа является определение правил поведения в песочнице. Особенность здесь заключается в том, что контролирующие функции за всем процессом переходят от педагога к некоему персонажу. Данный персонаж приглашает детей в свою страну и определяет и знакомит детей с правилами взаимодействия с песком. В структуре занятия на ритуал входа отводится примерно 3-5 минут.
Основная часть
Здесь мы можем ставить различные задачи в зависимости от того, над чем мы работаем, над какой речевой проблемой.
Деи старшего дошкольного возраста выполняют задания или движения по описанию, а вот малыши действуют по принципу «рука в руке». В ходе выполнения заданий мы можем работать над решением задач перцептивного развития. В игре можно использовать следующие действия с песком: отыскивать в песочнице предметы или определенный предмет, сжимать и разжимать песок в кулаке, или схватить только маленькую щепотку и т. д.
Продолжая тему мелкой моторики, можно организовать рисование на песке: дорожки, заборчики, дожди, лесенки, волны, следы, проводить закрепление букв.
Работа над фонетической стороной речи.
Работа в песочнице позволяет работать не только над развитием фонематического слуха, но и успешно автоматизировать и дифференцировать поставленные звуки. Для развития фонематического слуха или автоматизации определенного звука детям можно предложить выбрать фигурки с определенным звуком.
В случаях, когда игрушечных изображений нет или их недостаточно, можно использовать двухсторонние карточки.
Работа над лексико-грамматическим строем
В песочнице мы, конечно, будем работать над расширением и активизацией словаря, прежде всего глагольного: сыпать, гладить, грести и т. д. На базе песочнице мы будем проводить работу по закреплению и активизации словаря по соответствующей лексической теме.
Выполняя различные действия в песочнице можно также и закреплять приставочные глаголы и совершенствовать работу над пространственными предлогами. Песочница может стать стендом для создания ситуаций, выраженных действием: «Бабочка летает над цветком», «Заяц спрятался под кустом» и т. д. Здесь дети выполняют соответствующие движения.
Ритуал выхода.
Когда все поставленные задачи выполнены, персонаж сообщает об окончании игры, необходимости навести порядок «в стране». Дети могут в конце погладить песок, попращаться с ним до следующего раза. С этого момента и начинается ритуал выхода. Очень важно, чтобы ведущий персонаж поблагодарил детей за посещение, работу, бережное отношение к песку.
Ритуал выхода очень важен с психологической стороны, особенно благодарность. Получение положительных эмоций закрепляет желание вновь ее повторить. Продолжительность ритуала составляет 5-6 минут.
Ребенок, получив приятные ощущения и положительный заряд эмоций, будет стремиться повторить этот опят еще раз, прикладывая к этому свои усилия: и эмоциональные, и волевые, и когнитивные.