Получи документы

Песочная терапия в практике работы с детьми с ДЦП

Наталья Колесникова
Песочная терапия в практике работы с детьми с ДЦП

Проблема реабилитации детей с ДЦП, а также потребность интеграции их в общество ставят перед специалистами задачи, требующие поиска эффективных путей помощи. У детей с болезнями нервной системы, сопровождающимися нарушениями опорно-двигательного аппарата, сочетающиеся с психическими и речевыми расстройствами, нарушениями функций других анализаторных систем (зрения, слуха, глубокой чувствительности, незрелостью эмоционально-волевой сферы, формируются специфические отклонения в развитии.

Песочная терапия является одним из таких методов, который, по нашим убеждениям, достаточно эффективен в реабилитации детей с ДЦП. Технология песочной терапии многофункциональна, она позволяет одновременно решать задачи диагностики, коррекции и развития речи, познавательных процессов и эмоционально-волевой сферы. Помимо общепринятых направлений в работе по коррекции нарушения речи и высших психических функций у детей с ДЦП, мы используем на занятиях элементы песочной терапии в качестве вспомогательного средства, позволяющего стимулировать как мотивационную, эмоциональную, так и познавательную сферы ребенка. Игры с песком можно использовать, как в индивидуальных, так и в подгрупповых формах работы.

Основными задачами песочной терапии являются:

1. Повышение уровня мотивации и интереса ребенка узнавать что-то новое.

2. Развитие тактильной памяти и чувствительности, как основы развития ручного интеллекта.

3. Развитие всех видов восприятия, речи.

4. Формирование сенсорных эталонов формы, величины, ориентировки в пространстве.

5. Развитие зрительно-моторной координации, формирование графических умений.

6. Развитие предметно-игровой деятельности, что в дальнейшем способствует развитию коммуникативных навыков.

7. Формирование и развитие механизмов эмоциональной регуляции деятельности.

Группы методов и приемов песочной терапии, используемых в работе:

-исследовательская, практическая деятельность: работа с раздаточным материалом (совочки, формочки, кисточки, наблюдения, элементы экспериментирования,;

-игровая деятельность (обыгрывание ситуаций, инсценировки, элементы театрализации);

-словесные: беседы, рассказ педагога, чтение произведений литературы (стихи, сказки)

-наглядные: показ игрушек, рассматривание картин и иллюстраций, моделирование;

Существуют разнообразные формы работы с песком, которые мы используем, учитывая индивидуальные психофизические возможности ребёнка.

Манипуляции с песком: погружение рук в песок, проговаривание педагогом или ребёнком ощущений, фиксация внимания на ощущениях полного расслабления или полного напряжения (на уровне мышечных).

Работа над праксисом позы руки: ставить ладонь на ребро, горизонтально, удерживать ладонь ровно; ставить отпечатки на песке ладоней, пальцев, кулачков, сравнивать отпечатки правой и левой рук, откапывать одним, двумя и более пальцами предметы в песке, пальчиковые игры, лепить из мокрого песка. В процессе игр дети узнают о свойствах сухого и мокрого песка. Игры: «Следы», «Узоры на песке», «Пальчики гуляют», «Змейка», «Построим заборчик», «Игра на пианино», «Найди предмет», «Откопай сюрприз», «Испечём пирожки», «Лепим буквы», «Замок» и т. д. Можно применять палочки, камушки, ракушки, мелкие игрушки, сита, воронки, формочки, совочки и др. оборудование. В процессе игр-манипуляций выполняется самомассаж песком. Такие игры направлены на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук. Проговаривая о своих ощущениях, спонтанно развиваем речь ребёнка, расширяем, активизируем словарный запас, восприятие.

Следующие серии игр - это игры на развитие диафрагмального дыхания: «Выровни дорогу», «Что под песком?», «Замети следы», «Буря»; на развитие фонематического слуха и восприятия: «Спрячь ручки», «Два города», «Найди фигурки на заданный звук».

Формирование метрических и оптико-пространственных представлений, закрепление сенсорных эталонов, лексико-грамматических категорий.

Отрабатывается и анализируется положение объектов (игрушек, предметов букв, цифр, геометрических фигурок) в песочнице, через понятия «выше, чем», «ниже, чем», «между», «над» «под», «в» «за» и др. Дети делают отпечатки геометрических фигур, предметов, букв, цифр на песке, закапывают и откапывают предметы, проговаривая их местоположение, учатся правильно употреблять в речи грамматические категории (предлоги, приставочные глаголы, наречия). Постепенно дети усваивают эти понятия. Можно использовать игры: «Чего не стало?», «Подбери слово», «Что ты делаешь, скажи» и др.

Конструирование.

Дети сооружают природные ландшафты города, деревни, леса, используя элементы детских конструкторов «Транспорт», «Весёлый городок», «В деревне». Песочные картины сопровождаются рассказами.

Конструирование на песке из палочек, ракушек, декоративных камней.

Дети копируют предметы и их изображения по подражанию, по образцу, по памяти, по инструкции; сравнивают изображения двух и нескольких предметов, находя сходства и различия, при необходимости внося изменения. Последовательность работы: от натурального объема предмета его изображения к его модели, образцу, выполненному взрослым, к его отображению ребенком.

Письмо и рисование на песке.

При обучении грамоте и математике детям очень нравится писать пальцем, палочкой заданные цифры, примеры, буквы, слоги, слова, читать их и решать. Детям предлагаются игры: «Напиши на песке», «Я начинаю, ты продолжаешь», «Отгадай слово и напиши» и др. При рисовании предметов, песочной картины на мокром и сухом песке можно отрабатывать умение строить как простые, так и сложные предложения. Игры: «Волшебная палочка», «Дорисуй картинку и составь предложение», «Начни предложение», «Друзья» и др.

Песочная сказка: учить соотносить речь с движениями персонажей и самостоятельно или совместно с педагогом проигрывать сюжеты с фигурками в песке; стимулировать проявление творчества, фантазии, мышления, связной речи ребенка. Для сказок используются фигурки для настольного театра.

Опыт работы показывает, что использование песочной терапии дает положительные результаты. У детей значительно возрастает интерес к занятиям, вследствие чего повышается уровень мотивации, саморегуляции и самоконтроля, они чувствуют себя более успешными, на занятиях нет места монотонности и скуке.

Публикации по теме:

Песочная терапия в работе педагога-психолога ДОУ Основоположником песочной терапии является Карл Густав Юнг (1875-1961 гг.) – швейцарский психиатр, создатель аналитической психологии..

Опыт работы по здоровьесберегающим коррекционным технологиям. Песочная терапияОпыт работы по здоровьесберегающим коррекционным технологиям. Песочная терапия Продолжаю делиться своим опытом работы по арт-терапии. Итак, на очереди песочная терапия. Игра с песком – это естественная и доступная.

Песочная терапияПесочная терапия Актуальность программы: Специалистами отмечаются следующие изменения в психологическом и эмоциональном состоянии детей занимающихся с песком.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Песочная терапия в практике работы с детьми с ДЦП
Опубликовано: 7 октября 2024 в 11:21
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Песочная терапия в практике работы с детьми с ДЦП» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Колесникова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 октября. Всероссийский день ходьбы

В первые выходные октября проводится Всероссийский день ходьбы. Цель праздника — повысить популярность ходьбы как самого доступного и полезного вида физической активности, а также собрать всех любителей...

5 октября. С днем учителя!

5 октября отмечается День учителя — профессиональный праздник работников сферы школьного образования. Дата празднования установлена в честь принятия в этот день в 1966 году ЮНЕСКО рекомендаций о статусе...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД