Попкова Ирина Васильевна
Песочная терапия как средство развития речи детей
▼ Скачать + Заказать документы
Челябинская обл., г. Коркино, пгт Первомайский, МКДОУ Д/c № 23
Попкова Ирина Васильевна
Песочная терапия как средство развития речи детей.
«Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка» К. Д. Ушинский.
Речь – величайшее богатство, данное человеку. И её, как и любое богатство, можно либо приумножить, либо незаметно растерять. Наша задача – развивать речь ребёнка, передать каждому из них любовь к слову, воспитать у них умение и желание чувствовать его красоту.
Темочки:
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песочная терапия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Говорить – это значит владеть определённым запасом слов, активно пользоваться ими, уметь строить высказывание, формулировать свою мысль, понимать речь окружающих. Всему этому ребёнок учится с помощью взрослого в дошкольные годы. Основные задачи развития речи - воспитание звуковой культуры речи, обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя речи, обучение связной речи.
Нарушение речи в той или иной степени всегда отражается на поведении и деятельности ребенка. Дети, страдающие задержкой речевого развития, начиная осознавать недостатки своей речи, нередко становятся замкнутыми, молчаливыми, нерешительными. Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи – фонетической, лексической и грамматической. Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время, показал, что количество детей, имеющих проблемы в речевом развитии, неуклонно растет. У многих детей отмечается недостаточность словарного запаса, возникают трудности в развитии связной речи и в формировании грамматического строя. Поэтому я считаю актуальной и необходимой тему развития речи дошкольников. Наиболее успешно происходит развитие детей, если у них есть интерес к проводимой деятельности. Наблюдая за детьми во время работы по речевому развитию, я сделала вывод, что детям более интересны нетрадиционные методы развития, и решила использовать в своей работе такой метод как песочная терапия. В настоящее время, значительно возрос интерес педагогов к специально организованным занятиям с детьми с использованием песочницы, не случайно, ведь игра с песком как процесс развития самосознания ребенка и его спонтанной «самотерапии», известна с древних времен. Принцип “терапии песком” был предложен еще Карлом Густавом Юнгом, замечательным психотерапевтом, основателем аналитической терапии. Игры на песке – одна из форм естественной деятельности ребёнка. Именно поэтому мы, взрослые, можем использовать песочницу в ходе развивающих и обучающих занятий. К тому же игры с песком стабилизируют эмоциональное состояние ребенка. Играя с песком, ребенок может выразить свои душевные переживания, освобождается от страхов, способствует избавлению от психологического напряжения, что помогает наладить тесный контакт с детьми.
Для того, чтобы определить направление своей работы, изучив литературу, я провела мониторинг по области «Коммуникация». Результаты показали, что у большей части детей существуют проблемы в речевом развитии.
После этого разделила на 4 проблемные группы:
1. Эмоциональная зажатость
2. Скудный словарь
3. Слабая речевая активность
4. Плохо развит речевой аппарат
В каждой группе в первую очередь я уделила внимание развитию мелкой моторики рук, так как научно доказана тесная связь между координацией движений рук и речью. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев, являются “мощным средством” повышения работоспособности головного мозга. Обычно у ребенка, имеющего высокий уровень развития мелкой моторики, достаточно развита речь.
Я использовала такие игры как:«Вышел дождик погулять», «Маша варежку одела», «Птичка крылышки сложила»,«В шапочках желтых», «Квасим капусту», «Вылезли на кочке»,«Погреемся»,«Круглый год", «Прилетайте птички», «Наступает Новый Год»и т. д.
1 группа. Основная часть этой группы дети недавно пришедшие в детский сад, тяжело проходящие адаптацию, с повышенной эмоциональной лабильностью.
В этой группе я использовала пескотерапию как способ снятия многих психологических проблем: страхи, тревоги, эмоциональная и мышечная напряжённость. Песок заземляет негативную психическую энергию, гармонизирует эмоциональное состояние детей, помогает развивать умения взаимодействовать и ладить друг с другом, соблюдать элементарные правила игры. Формирования эмоционально-волевой сферы. Получения первого опыта самооценки, саморегуляции собственных действий, и как следствие, формирования коммуникативных навыков общения.
С этой группой я проводила такие игры как:
«Собери грибы!», «Песочная кулинария», «Норки для мышки», «Угадай, что спрятано в песке", "Что же это, угадай"и т. д.
2. В этой группе я проводила игры на пополнение, обогащение, уточнение и активизацию словарного запаса.
С помощью песочной терапии, наряду с задачей количественного накопления словаря велась работа по формированию у детей способов словообразования, а так же способности к речевому анализу.
Здесь я использовала такие игры как “Найди названный предмет”, целью которой было закрепить умение группировать предметы по назначению (одежда, посуда, мебель, игрушки, предметы труда, научить, по описанным признакам находить предмет, закрепить умение называть предметы обобщенным словом, учить связно, излагать свои мысли.
3. В третьей группе дети со слабой речевой активностью. В играх с песком я даю понять ребёнку, что нуждаюсь в его разъяснениях. Если ребенок неохотно идет на контакт, то я терпеливо помогаю ему в этом. Если ребенок заговорил со мной, я внимательно выслушаю его и в дальнейшем говорю с ним. Ни в коем случай не останавливаю его. При этом повторяю какое-либо новое слово и помогаю построить простое предложение. Стараюсь при этом не нарушать эмоционального контакта с детьми, поощряю самостоятельные рассуждения ребенка и радуюсь его достижениям вместе с ним. С помощью пескотерапии я формирую потребность детей в общении со взрослыми и сверстниками.
Игры: "Вместе нарисуем солнышко",«Ссора рыб», «Алые цветы», «Раз,два,три,четыре,пять.»,«Пчёлки»,«Моя семья»,«Яблоня» и т. д.
4. Основная цель в этой группе – научить ребенка правильно произносить звуки, правильно пользоваться голосовым аппаратом.
Дефекты произношения затрудняют общение ребенка со сверстниками, поскольку его высказывания малопонятны окружающим. С помощью определённых игр мы тренируем артикуляционный аппарат.
Артикуляционная гимнастика
«Лошадка», «Индюк», «Качели», «Часики», «Накажи непослушный язычок».
Согласование артикуляционных упражнений с движениями на песке.
Игры на развитие речевого дыхания
("листопад", " птицы", "капельки», "снежинки", "перышко" "дом с трубой", "чьи следы", "ямка", "след от машины"и т. д.).
«Что под песком?»
(Картинка или предмет засыпается тонким слоем песка. Сдувая песок, ребенок открывает изображение или предмет и называет его).
("домашние животные","транспорт","одежда", "фрукты", "овощи","мебель","волшебный клад") и т. д.
Так же, во всех группах, я использовала такой приём как «проживание сказки». Дети выстраивали сказку на песке с помощью миниатюрных фигурок. Моя же задача была ввести детей в сущность сказки, т. е. научить детей, понимать действия персонажей, понять сущность каждого из них, анализировать правильность их поступков. В процессе беседы выясняли, как поступил персонаж, хорошо ли он сделал, для сравнения ставила детей на место героя сказки, спрашивала о том, а как бы вы чувствовали себя в той или иной ситуации, конечно при этом направляла детей, подсказывала им. При “проживании” сказок в словарь ребенка входили уже новые слова, обозначающие качества личности, характера (добрый, злой, плохой, хитрый, глупый, веселый, грустный и т. д.).
Цель моей работы: Способствовать развитию речи дошкольников посредством песочной терапии.
Задачи:
1. Изучить литературу по данной теме и отобрать нужную информацию.
2. Создать развивающую среду по использованию песочной терапии (центр песочной терапии) : подборку различных предметов для игр в песке, предметные и сюжетные картинки по теме.
3. Разработать картотеку игр с использованием песка, конспекты НОД, консультации для родителей и педагогов.
4. Привлечь родителей к работе по развитию речи посредством песочной терапии и познакомить их с методикой.
Применяя данную систему работы я предполагала:
1. Развить у детей речевую активность, коммуникативные качества.
2. Сформировать умение вести беседу.
3. Пополнить словарный запас детей.
4. Научить детей формулировать свои мысли, высказывать мнения.
В своей работе с детьми я применяла следующие методы и приё мы:
1. Наглядный (использование наглядно-дидактического опыта, ИКТ)
2. Игровой (игры-опыты, игры с песком)
3. Словесный (беседы, чтение художественной литературы)
Основным условием для решения задач является организация предметноразвивающей среды. Для этого я создала в группе центр песочной терапии. При оборудовании центра песочной терапии мною были учтены следующие требования: безопасность для жизни и здоровья детей; наполняемость; доступность расположения.
Основным оборудованием являются песочница и дополнительные объекты, с которыми можно играть в песке: • объекты природного мира (ракушки, шишки, камешки, веточки); • лопатки, широкие кисточки, сита, воронки; • разнообразные пластиковые формочки разной величины — геометрические; изображающие животных, транспорт, людей; формочки для теста; • миниатюрные игрушки (высотой 5–10 см, изображающие людей разного пола и возраста; различных животных и растения; транспорт ; • набор игрушечной посуды и игрушечные кроватки (для игр «Песочный детский сад» и «Семья»); • различные здания и постройки; • прочие материалы.
Игры в центре песочной терапии проводятся в утреннее, вечернее время как в самостоятельной, так и в совместной деятельности взрослого с ребёнком.
Была намечена и проведена работа с родителями – это и проведение беседы по использованию песочной терапии в развитии речи, были разработаны консультации для родителей: «Что такое песочная терапия?», «Использование игр с песком в домашних условиях» и другие, с целью повысить компетентность родителей в вопросах речевого развития их детей.
Подводя итог своей работы можно смело сделать следующие выводы: диагностический срез показал заметное продвижение: увеличился объем высказываний детей, усложнилась структура предложений, увеличился словарный запас детей, дети могли без особых затруднений назвать свойства, качества, признаки и действия предмета, а главное строили связные высказывания грамматически правильно.
Все перечисленные выше методы и приемы, применяемые мной в работе, эффективны, что проверено на практике и о чем свидетельствуют результаты диагностики, представленные в приложении, где прослеживается динамика роста качественных показателей.
В заключении хочется отметить еще то, что использование нетрадиционных методов и приемов в педагогической деятельности считаю важным и обоснованным, т. к. время не стоит на месте, изменяется сама жизнь, окружающая нас действительность, поэтому важно совершенствовать методы и приемы обучения и воспитания детей именно сейчас в дошкольном возрасте. Нетрадиционные формы работы не отрицают традиционные, а их совершенствуют, модернизируют, дополняют. Да и когда используешь в своей работе что-то новое, интересное – увлекаешься сам и соответственно увлекаешь детей, а когда данная деятельность приносит ощутимый, видимый результат – это интересно и увлекательно вдвойне.
Чтобы пополнить свои знания по теме, прежде всего я изучила литературу по песочной терапии : Рабочая программа по логопсихокоррекции детских нарушений «Песочная терапия или терапия песком» Е. Н. Моторкина, В. М. Токарь; «Песочная терапия в развитии дошкольников» О. Б. Сапожникова, Е. В. Гарнова; Н. А. Сакович «Технология игры в песок»; Н. В. Кузуб, Э. И. Осипук «В гостях у песочной феи. Организация «педагогической песочницы» и игр с песком для детей дошкольного возраста»; Большебратская Э. Э. «Песочная терапия»; Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. «Практикум по креативной терапии», а также я использовала интернет ресурсы.