Мария Андреевна Ходарева
Песочная терапия как средство развития речи детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Речь - важнейшая функция психики. От того, насколько развита, богата и правильна речь ребенка, зависит, может ли он легко, открыто и свободно высказывать свои мысли, познавать мир и полноценно общаться с окружающими детьми и взрослыми.
В настоящее время существует множество различных способов и методик, направленных на развитие речи, как в раннем, так и в старшем дошкольном возрасте. Одной из них является песочная терапия.
Публикация «Песочная терапия как средство развития речи детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песочная терапия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Песочная терапия - одна из разновидностей арт-терапии. Игра с песком – это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности.
Развитие речи детей в процессе работы с песком осуществляется в нескольких направлениях:
- во-первых, происходит обогащение словаря, которые первоначально используются ими на занятиях, а затем постепенно входят в активный словарный запас;
- во-вторых, осуществляется становление и развитие речи как средства общения;
- в-третьих, совершенствуется регулирующая функция речи, содержащая большой потенциал позитивного воздействия на коррекцию и развитие целенаправленной деятельности детей.
Песок - прекрасный посредник для установления контакта с ребенком. И если ребенок еще плохо говорит и не может рассказать взрослому о своих переживаниях, то в играх с песком все становится возможным. Через игры с песком легко решаются такие задачи, как развитие коммуникативных навыков, т. е. умение нормально общаться. Именно на песке мы можем создать свой мир: путешествовать во времени, по разным странам и планетам. При этом мы не только воображаем, представляем, фантазируем, но и реально создаем и проживаем.
Игры с песком разнообразны:
- обучающие игры обеспечивают процесс обучения чтению, письму, счету, грамоте;
- познавательные игры дают возможность детям узнать о многообразии окружающего мира, об истории своего города, страны и т. д. ;
- проективные игры откроют потенциальные возможности ребенка, разовьют его творчество и фантазию.
Предлагаю вашему вниманию следующие игры с песком:
Развитие мелкой моторики и снятия эмоционального напряжения.
1. Поскользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинки, санки и т. д.);
2. «Пройтись» по песку отдельно каждым пальцем правой и левой рук поочередно (сначала только указательными, затем — средними, безымянными, большими, мизинцами)
3. «Ползут змейки» - ребенок расслабленными или напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).
4. Игра-упражнение «Секретные задания кротов». Ребёнку предлагается найти в песке конкретный предмет (шарик, кубик, «яйцо», кирпичик и др.) без опоры на зрительный анализатор.
Развитие дыхания
1. «Что под песком?». Картинка засыпается тонким слоем песка. Сдувая песок, ребенок открывает изображение.
2. «Дорога к другу». На песке расставляются две игрушки. Нужно длительной плавной струей образовать на песке дорожку от одной игрушки до другой.
Упражнения по развитию фонематического слуха:
1. «Слоговые дорожки». Рисовать круги на песке, проговаривая слоговые дорожки с изучаемым звуком.
2. «Археолог». Со дна таза с пеком, ребенок достает, называет и откладывает разные игрушки или предметы, в названиях которых есть дифференцируемые звуки ([С]- [Ш]; [Д]- [Т]; [Р]- [Л] и т. д.).
3. Дидактическая игра «Два города»
Под толстым слоем песка спрятаны предметы, игрушки или защищенные картинки с дифференцируемыми звуками. Ребенок откапывает их, педагог называет слова и ребенок раскладывает их на две группы. Эту игру можно использовать для автоматизации звуков. В этом случае ребенок откапывает фигурки и сам их называет. После этого распределяет по группам.
Упражнения для автоматизации звуков
1. Дидактическое упражнение «Горочка».
Набрать в руку песок и произносить звук С, насыпая горку. Вариант этого упражнения - выбрать из лежащих или наполовину закопанных в песке игрушек игрушку со звуком С и, набрав песок и произнося этот звук, засыпать ее.
2. Дидактическое упражнение «Совпадение».
Логопед закапывает в песок игрушки со звуком Ш: мышку, мишку, матрешку, кошку так, чтобы игрушка на песке обозначалась невысоким холмиком. Затем предлагает ребенку вспомнить игрушки, в названии которых есть звук Ш. Ребенок, называет игрушку, и раскапывает песок. Если происходит совпадение выкопанной игрушки с названной ребенком, то он получает возможность поиграть с этой игрушкой.
Совершенствование грамматического строя речи.
1. «Чего не стало»- игровое упражнение для закрепления использования существительных в родительном падеже как единственного, так и множественного числа. Это упражнение используется только при работе с песком, когда педагог стирает часть предметов на песочной картинке, а затем просит ребенка рассказать, что изменилось в песочной картине.
Связная речь.
1. Дидактическая игра «Найди клад». Ребенок находит закопанные предметы, произносит название предмета, описывает его, называет первый звук названия предмета, последний звук названия предмета, составляет с ним предложение.
2. Игра «Найди отличие» развивает внимание, наблюдательность, умение составить связное высказывание. Ребенку предлагаем нарисовать на поверхности песка любой предмет или узор. Затем ребенок отворачивается, взрослый (другой ребенок) меняет некоторые детали и показывает полученное изображение. Воспитанник должен заметить и рассказать, что изменилось.