Евгения Филичева
Консультация для педагогов «Песочная терапия в работе с дошкольниками»
▼ Скачать + Заказать документы
«ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА».
В практике дошкольных учреждений сегодня применяется множество интересных терапевтических и развивающих методик, одной из которых является песочная терапия.
Песочная терапия представляет собой одно из направлений сказкотерапии и имеет как индивидуальную, так и групповую формы.
Публикация «Консультация для педагогов „Песочная терапия в работе с дошкольниками“» размещена в разделах
- Арт-терапия. Консультации
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Песок, песочные игры. Консультации
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песочная терапия
- Темочки
Песочная терапия наиболее интересна, так как направлена на снятие напряжения, стресса, достижения комфорта и, кроме всего, на развитие воображения, творчества, мелкой моторики и, как следствие, речи и когнитивных функций.
Метод песочной терапии описан для детей с особыми воспитательными потребностями, тогда как он может быть достаточно эффективен в практике педагогов ДОУ, не только как средство коррекции, но и как средство развития.
Игры и опыты с песком дают больший воспитательный и образовательный эффект, чем стандартные формы обучения. Практика показывает, что игры с песком более устойчивы и целенаправленны, чем другие виды игр. Именно поэтому для коррекционных, познавательных и развивающих занятий используют песок :
• во время таких игр и занятий у ребёнка существенно усиливается желание узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.
• развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта».
• в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление, а также речь и моторика.
• совершенствуется предметно-игровая деятельность, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.
• песок, как и вода, является прекрасным психопрофилактическим средством; он способен «заземлять» отрицательную энергию, стабилизировать эмоциональное состояние.
В детском саду песочная терапия используется для сенсорного развития; развития познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности; формирования целостной картины мира, расширение кругозора детей.
Все игры с песком условно можно разделить по трем направлениям:
-обучающие (облегчают процесс обучения счету, грамоте,чтению,письму)
Моделирование игр-сказок на песке (после прослушивания детьми сказки, взрослый предлагает построить в песочнице «сказочную страну» и заселить ее сказочными персонажами). Детям предлагается продолжение сказки, в которой некто или нечто разрушает созданный мир. Жители сказочной страны обращаются к детям за помощью. Дети отыгрывают ситуацию борьбы со злом: восстанавливают мир.
Игры на развитие тактильно - кинестической чувствительности и мелкой моторики рук: «чувствительные ладошки», «отпечатки рук», «необыкновенные следы», «секреты сухого и влажного песка», рисование узоров на песке ладонями и пальцами, выкладывание фигур и узоров камушками, бусинками, пуговицами и т. д. ; игры и упражнения с погружением рук в песок, «песочные прятки»; игры на развитие фонематического слуха, коррекцию звукопроизношения, обучение чтению и письму.
-познавательные (получение детьми начальных энциклопедических знаний).
Игры на знакомство с окружающим миром ( моделирование на песке различных сообществ: лес, поле, река, море, город, деревня, дикие и домашние животные, транспорт и т. д.); географические игры (моделирование в песочнице различных климатических зон и жизнь в них, фантастические игры (имитация на песке жизни на других планетах, использование роботов, трансформеров, получение информации о космических телах, кораблях, исследованиях); исторические игры, игры-экскурсии.
- проективные (через них осуществляется психологическая диагностика, коррекция и развитие ребенка). Проективные игры делятся на индивидуальные и групповые. Создавая «Сказочную страну» на песке, ребенок самостоятельно работает над своей проблемой, проговаривает «с самим собой».Групповые игры направлены, в основном, на развитие коммуникативных навыков, умения взаимодействовать.
Использование песочной терапии в работе с детьми дает положительные результаты: дети чувствуют себя увереннее, занятия проходят более разнообразно и весело, ребенок легче вступает в контакт со сверстниками и взрослыми, снимается напряжение и купируются страхи, развивается моторика и, как следствие, речь, облегчается процесс адаптации.
Список литературы
1. Абрамян, Л. А. Эмоциональное благополучие ребенка как основополагающий фактор развития личности / Л. А. Абрамян // Диагностика и регуляция эмоциональных состояний. Ч. 2. Одесса, 1990. С. 2-7.
2. Александрина У. Ю., Янькова Н. В. Песочная арттерапия, как технология в работе с детьми дошкольного возраста // Образовательные проекты «Совёнок» для дошкольников. – 2013. – № 8.– URL :https://www.covenok.ru/kids/issue/130313.htm.
3. Зинкевич-Евстегнеева, Т. Д., Грабенко, Т. Н. Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии / Т. Д. Зинкевич-Евстегнеева, Т. Н. Грабенко. – СПб. : Речь, 2010. – 340 с.
4. Кошелева A. Д., Перегуда В. И., Шаграева О. А. Эмоциональное развитие дошкольников / А. Д. Кошелева, В. И. Перегуда, О. А Шаграева; Под ред. О. А. Шаграевой, С. А. Козловой. М. : Академия, 2003. -176 с.