МААМ-картинки

Песенное творчество Белогорья как средство воспитания любви к малой Родине у дошкольников

Вера Астапова
Песенное творчество Белогорья как средство воспитания любви к малой Родине у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

В нашей стране патриотизм рассматривается, как фундамент государства и общества, основа их жизнедеятельности, одно из главных условий продуктивной деятельности социальных и государственных институтов. Согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", воспитание предусматривает формирование личности гражданина и патриота.

Публикация «Песенное творчество Белогорья как средство воспитания любви к малой Родине у дошкольников» размещена в разделах

Формирование патриотических чувств происходит через воспитание любви к малой родине, в связи с этим при реализации ФГОС ДО большое значение приобретает региональная компонента учебно-воспитательного процесса.

В системе дошкольного образования Белгородской области в настоящее время уже активизировалась работа по развитию интереса к изучению родного края. Актуальным стал вопрос о приобщении дошкольников к духовно-нравственным и социокультурным ценностям, традициям семьи, общества с учетом этнокультурной ситуации развития детей.

Следует отметить, что с точки зрения возрастных и психологических новообразований дошкольный возраст – это важная ступень формирования патриотизма. В данный период жизни происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, воображения. Дети дошкольного возраста весьма любознательны, легко восприимчивы, они открыты к новым знаниям и познанию окружающего мира. Их образы ярки и сильны, а потому надолго или даже навсегда остаются в памяти, их эмоциональные переживания характеризуются глубиной и устойчивостью. Все это положительно влияет на развитие патриотических качеств личности ребенка.

Педагоги детского сада стараются не упускать выгодный момент для воспитания. Но как привить настоящую любовь к родным местам? Как научить замечать красоту родной земли и восхищаться ее пейзажами? Как вырастить уважение к близким людям? Как сделать так, чтобы дети гордились историей своего народа и его достижениями?

Известные российские фольклористы (Иван Иванович Веретенников, Вячеслав Михайлович Щуров и др.) не раз отмечали, что погружая ребенка в мир народных песен, мы создаем естественную среду для овладения родным языком, народными традициями, укладом жизни. При помощи средств региональной певческой культуры достигается связь детского творчества с повседневными реалиями, семьёй, бытом. В конечном итоге формируется неповторимое чувство Родины.

В большинстве песен Белгородского региона встречается выразительное описание природных явлений. Есть также песни, посвященные главным историческим событиям, рассказам о людских взаимоотношениях, чувствах, настроениях. Несомненно, их использование в воспитательных целях весьма эффективно. К тому же, все песенные тексты содержат в себе много живописных образов-аллегорий, образов-символов, много эпитетов и сравнительных оборотов, одновременно их отличает простая, естественная красота - они доступны и интересны современным детям.

В детском саду ребята знакомятся с некоторыми особенностями песен родного края. Например, они узнают о том, что для песенно-музыкального фольклора Белгородчины и Староосколья характерно широкое распространение обрядовых, календарных, земледельческих, а также «алилешных» песен, что отличительными чертами этих песен являются ритмические задержания, синкопы, словообрывы, заполнение интервалов опеваниями.

Народные песни часто используются в режимных моментах ДОУ (на зарядке, в непосредственно образовательной деятельности, на прогулке, во время подготовки ко сну, в играх и самостоятельной деятельности детей). Особое место им отведено в программе праздничных мероприятий и развлечений.

Наибольший интерес у дошкольников вызывают песни, сопровождаемые хореографическими движениями: игровые, хороводные, плясовые и танцевальные («Ой, пчелки, вы, пчелки», «Эх, рассыпался дробен жемчуг», «Соловушка, соловей», «Я посеяла ленку», «Гуси, вы, гуси», «Как у дедушки Егора», «Как на Танины именины», «Улица широкая» [ 2, 16-60], «Ой, ниточка тоненькая», «Порушка - Параня» и др.). Подвижные, с забавным текстовым содержанием, эти песни способствуют единению дошкольников в общем веселье, поэтому поющие ребята радостны, живы, энергичны. Процесс пения одинаково благотворно влияет на их физическое и на их духовное развитие.

Не меньшей популярностью пользуются частушки – короткие, обычно монострофические песенки лирического, юмористического либо сатирического содержания, отличающиеся злободневностью тематики, афористичностью поэтики и лаконизмом, отточенностью, закругленностью музыкальной формы в сочетании с современными музыкальными средствами. Частушки – это бодрость, оптимизм, озорство. В жизни народа они занимают очень значимое место. Дети с огромным удовольствием исполняют их. Поют открытым, ярким звуком звонко и свободно, стараясь подражать местным певцам. Каждый звук как бы с силой выталкивается ими из гортани. Такая манера исполнения издавна связана с открытым темпераментом жителей Белогорья, а также с особенностями их художественного мышления. Как заметил В. М. Щуров, благоприятствуют ей природно-климатические условия – художественное творчество исполняется обычно под открытым небом, в широком открытом пространстве.

Народные песни побуждают детей внутренне занять определенную позицию и в соответствии с ней смотреть на мир, оценивать свои поступки и отношения окружающих. Глубоко воздействуя на чувственный мир, они влияют на формирование взглядов и убеждений. Благодаря им патриотическое чувство у дошкольников становится устойчивым и перерастает в патриотическое сознание.

Таким образом, при целенаправленном отборе песенного репертуара можно с успехом решать многие задачи патриотического воспитания. Именно народные песни с их поэтичным и удивительным миром, эмоциональной выразительностью и мелодичностью формируют у детей бережное отношение к истории и культуре своего народа, усиливают связь и преемственность поколений, воспитывают высокие общечеловеческие качества, духовную красоту и чистоту, нравственное здоровье, любовь к родному краю. Поэтому использовать песенный фольклор в целях формирования патриотизма у детей, начиная с раннего дошкольного возраста, крайне важно и необходимо.

Публикации по теме:

«Любовью к малой Родине дыша!» Сценарий конкурса чтецов«Любовью к малой Родине дыша!» Сценарий конкурса чтецов Звучит песня “Малая Родина”, Д. Майданов. Входят ведущие: Автор Иван Васильевич Кашпуров. Ты бывал в Ставрополье? А ты, побывай! Радушный,.

Анализ «Работа с родителями по патриотическому воспитанию. Любовь к малой Родине».Анализ «Работа с родителями по патриотическому воспитанию. Любовь к малой Родине». Анализ «Работа с родителями по патриотическому воспитанию. Любовь к малой Родине». Сегодня актуальным является вопрос воспитания чувства.

Интерес к природе как средство экологического воспитания дошкольниковИнтерес к природе как средство экологического воспитания дошкольников Ведущую роль в экологическом воспитании детей дошкольного возраста играет формирование у них познавательного интереса к природе. Во время.

Искусство как средство воспитания и духовного развития дошкольников Искусство как средство воспитания и духовного развития дошкольников. Калачева Л. А. Во все времена и эпохи подлинное искусство оказывало.

Истоки патриотизма, чувство любви к малой Родине, родной земле моих родителейИстоки патриотизма, чувство любви к малой Родине, родной земле моих родителей .

Огород как средство экологического воспитания дошкольниковОгород как средство экологического воспитания дошкольников Огород, как средство экологического воспитания дошкольников, позволяет ребёнку не только расширять свои познания в области окружающей.

Патриотический уголок как средство воспитания дошкольниковПатриотический уголок как средство воспитания дошкольников Патриотический уголок, как средство воспитания дошкольников. Автор: Баландина М. В., воспитатель МБДОУ «ЦРР – Детский сад № 224», г. Новокузнецк,.

Стихи и песни о большой и малой Родине «Прошу мою любовь принять!» Стихи и песни о большой и малой Родине «Прошу мою любовь принять». Авторские стихи и песни Калачевой Лидии Архиповны, музыкального руководителя.

Воспитание любви к малой Родине через знакомство с ансамблем песни и танца «Казачий круг»Воспитание любви к малой Родине через знакомство с ансамблем песни и танца «Казачий круг» Ростовская область традиционно является землёй Донского казачества. Именно культура Донского казачества является неотъемлемым региональным.

Фотоочерк «Экскурсия по моей малой Родине — Брединскому району Челябинской области»Фотоочерк «Экскурсия по моей малой Родине — Брединскому району Челябинской области» Недавно мне очень понравилась публикация Елены Пономарёвой, в которой она написала очень душевное и трогательное стихотворение «Детство.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Песенное творчество Белогорья как средство воспитания любви к малой Родине у дошкольников
Опубликовано: 19 марта 2023 в 17:06
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Песенное творчество Белогорья как средство воспитания любви к малой Родине у дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Вера Астапова (УИ 809256) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД