Вера Астапова
Песенное творчество Белогорья как средство воспитания любви к малой Родине у дошкольников
▼ Скачать
В нашей стране патриотизм рассматривается, как фундамент государства и общества, основа их жизнедеятельности, одно из главных условий продуктивной деятельности социальных и государственных институтов. Согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", воспитание предусматривает формирование личности гражданина и патриота.
Публикация «Песенное творчество Белогорья как средство воспитания любви к малой Родине у дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Песни. Все материалы на тему песен
- Темочки
Формирование патриотических чувств происходит через воспитание любви к малой родине, в связи с этим при реализации ФГОС ДО большое значение приобретает региональная компонента учебно-воспитательного процесса.
В системе дошкольного образования Белгородской области в настоящее время уже активизировалась работа по развитию интереса к изучению родного края. Актуальным стал вопрос о приобщении дошкольников к духовно-нравственным и социокультурным ценностям, традициям семьи, общества с учетом этнокультурной ситуации развития детей.
Следует отметить, что с точки зрения возрастных и психологических новообразований дошкольный возраст – это важная ступень формирования патриотизма. В данный период жизни происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, воображения. Дети дошкольного возраста весьма любознательны, легко восприимчивы, они открыты к новым знаниям и познанию окружающего мира. Их образы ярки и сильны, а потому надолго или даже навсегда остаются в памяти, их эмоциональные переживания характеризуются глубиной и устойчивостью. Все это положительно влияет на развитие патриотических качеств личности ребенка.
Педагоги детского сада стараются не упускать выгодный момент для воспитания. Но как привить настоящую любовь к родным местам? Как научить замечать красоту родной земли и восхищаться ее пейзажами? Как вырастить уважение к близким людям? Как сделать так, чтобы дети гордились историей своего народа и его достижениями?
Известные российские фольклористы (Иван Иванович Веретенников, Вячеслав Михайлович Щуров и др.) не раз отмечали, что погружая ребенка в мир народных песен, мы создаем естественную среду для овладения родным языком, народными традициями, укладом жизни. При помощи средств региональной певческой культуры достигается связь детского творчества с повседневными реалиями, семьёй, бытом. В конечном итоге формируется неповторимое чувство Родины.
В большинстве песен Белгородского региона встречается выразительное описание природных явлений. Есть также песни, посвященные главным историческим событиям, рассказам о людских взаимоотношениях, чувствах, настроениях. Несомненно, их использование в воспитательных целях весьма эффективно. К тому же, все песенные тексты содержат в себе много живописных образов-аллегорий, образов-символов, много эпитетов и сравнительных оборотов, одновременно их отличает простая, естественная красота - они доступны и интересны современным детям.
В детском саду ребята знакомятся с некоторыми особенностями песен родного края. Например, они узнают о том, что для песенно-музыкального фольклора Белгородчины и Староосколья характерно широкое распространение обрядовых, календарных, земледельческих, а также «алилешных» песен, что отличительными чертами этих песен являются ритмические задержания, синкопы, словообрывы, заполнение интервалов опеваниями.
Народные песни часто используются в режимных моментах ДОУ (на зарядке, в непосредственно образовательной деятельности, на прогулке, во время подготовки ко сну, в играх и самостоятельной деятельности детей). Особое место им отведено в программе праздничных мероприятий и развлечений.
Наибольший интерес у дошкольников вызывают песни, сопровождаемые хореографическими движениями: игровые, хороводные, плясовые и танцевальные («Ой, пчелки, вы, пчелки», «Эх, рассыпался дробен жемчуг», «Соловушка, соловей», «Я посеяла ленку», «Гуси, вы, гуси», «Как у дедушки Егора», «Как на Танины именины», «Улица широкая» [ 2, 16-60], «Ой, ниточка тоненькая», «Порушка - Параня» и др.). Подвижные, с забавным текстовым содержанием, эти песни способствуют единению дошкольников в общем веселье, поэтому поющие ребята радостны, живы, энергичны. Процесс пения одинаково благотворно влияет на их физическое и на их духовное развитие.
Не меньшей популярностью пользуются частушки – короткие, обычно монострофические песенки лирического, юмористического либо сатирического содержания, отличающиеся злободневностью тематики, афористичностью поэтики и лаконизмом, отточенностью, закругленностью музыкальной формы в сочетании с современными музыкальными средствами. Частушки – это бодрость, оптимизм, озорство. В жизни народа они занимают очень значимое место. Дети с огромным удовольствием исполняют их. Поют открытым, ярким звуком звонко и свободно, стараясь подражать местным певцам. Каждый звук как бы с силой выталкивается ими из гортани. Такая манера исполнения издавна связана с открытым темпераментом жителей Белогорья, а также с особенностями их художественного мышления. Как заметил В. М. Щуров, благоприятствуют ей природно-климатические условия – художественное творчество исполняется обычно под открытым небом, в широком открытом пространстве.
Народные песни побуждают детей внутренне занять определенную позицию и в соответствии с ней смотреть на мир, оценивать свои поступки и отношения окружающих. Глубоко воздействуя на чувственный мир, они влияют на формирование взглядов и убеждений. Благодаря им патриотическое чувство у дошкольников становится устойчивым и перерастает в патриотическое сознание.
Таким образом, при целенаправленном отборе песенного репертуара можно с успехом решать многие задачи патриотического воспитания. Именно народные песни с их поэтичным и удивительным миром, эмоциональной выразительностью и мелодичностью формируют у детей бережное отношение к истории и культуре своего народа, усиливают связь и преемственность поколений, воспитывают высокие общечеловеческие качества, духовную красоту и чистоту, нравственное здоровье, любовь к родному краю. Поэтому использовать песенный фольклор в целях формирования патриотизма у детей, начиная с раннего дошкольного возраста, крайне важно и необходимо.