Лысикова Надежда
Конспект занятия «Писатель и художник Е. И. Чарушин»
▼ Скачать + Заказать документы
Первое занятие. «Писатель и художник Е. И. Чарушин»
Цель. Познакомить детей с творчеством Е. И. Чарушина, его добрым и внимательным отношением ко всему живому. Обратить внимание детей на своеобразие художественной манеры в изображении птиц и животных.
Материал. Портрет Е. И. Чарушина, его книга «Вот они какие», бумага для рисования.
Предварительная работа. Чтение книг Е. И. Чарушина, рассматривание его рисунков.
Публикация «Конспект занятия „Писатель и художник Е, И, Чарушин“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Чарушин Е.И.
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2022
Организация. Дети сидят за столами, на которых лежит книга, иллюстрированная художником, на мольберте перед детьми – портрет художника.
Ход занятия.
Воспитатель: «Дети, сегодня я хочу вам рассказать об очень интересном человеке – Евгении Ивановиче Чарушине. Посмотрите на его портрет. Это писатель и художник – большой друг зверей и птиц. Очень он любил их и всю жизнь писал, рассказы и рисовал к ним рисунки.
Родился Евгений Иванович в г. Вятке. Ещё мальчиком он вместе с отцом часто бывал в лесу, бродил по полям, наблюдал повадки зверей и птиц. Дома и во дворе у него жили кошки, собаки, кролики, утки, гуси. Вместе с родителями маленький Женя ухаживал за животными, лечил их, спасал от беды. Знакомые часто дарили ему маленьких животных. Мальчик внимательно наблюдал за их поведением. Все в их жизни было ему интересно. Он стал рисовать их движения, позы, настроение, учился понимать животных и птиц.
Позднее, когда он вырос и стал художником, то начал сам писать рассказы о животных и рисовать иллюстрации к ним. Впечатления детства и охотничьи наблюдения помогали художнику. Он говорил: «Я хочу понять животное, передать его повадки, характер, движения. Мне хочется передать настроение животного, испуг, радость, сон и т. п. Все это надо наблюдать и почувствовать. Больше всего я люблю изображать молодых животных, трогательных в своей беспомощности и интересных, потому что в них уже угадывается взрослый зверь».
Рисунки Чарушина удивительны, их не спутаешь ни с чьими другими. Все его звери нарисованы как живые. Давайте посмотрим, как художник рисует малышей – маленьких животных. (Показывает книжку, «Вот они какие!») Кто это изображен на обложке книги? Да, зайчата, А какие они? Что, о них можно сказать? (Маленькие пушистые комочки.) А как вы догадались, что пушистые?
Как интересно шерстку нарисовал художник. А какие зайчата по цвету? Коричневато-серенькие. Да, дело-то летом происходит. Вон они в травке спрятались, цветочки кругом. Притаились зайчата, чего-то боятся, даже ушки прижали, тихо-тихо сидят, только глазки блестят. (Открывает первую страничку.)
А что это за зверь такой? Медвежонок малину ест. Расскажите, какой он? Маленький лохматая коричневая шерстка. У него круглые ушки. А сидит он как забавно: три лапы с толстыми пятками расставил, а одной кустик малины придерживает – ягодки кушает. Сам урчит, от удовольствия – какие они вкусные! Вот какой забавный! А как художник нарисовал мохнатую шерстку? Да, видны штрихи, которые торчат в разные стороны. А вот, другие медвежата. (Переворачивает страничку.) Они по очереди молоко из бутылочки сосут. Прижались друг к другу, как два пушистых, лохматых коричневых комочка. Вкусное молочко, никак не дождаться своей очереди одному, он облизывает бутылочку, будто просит братца: «Дай скорее и мне!» Так увлеклись, даже глазки блестят.
А рядом художник нарисовал ещё одного зверя. Кто же это? Нет, не киска. Это тигренок – вон он как рычит, зубки показывает, а лапы с когтями большие, сильные, хоть он и маленький, и на кошку похож. Но это серьезный зверь. Его все боятся. Расскажите, что в нем необычного? Какого он цвета? А шерстка какая?
Посмотрим следующую страничку. Это кто же такой рыженький? (Лисенок.) Большой он или маленький? Да, еще маленький – хвостик тоненький, не пушистый, ножки тоненькие. Боится, страшно одному – вон как лает, спрятался за елочку, шерстку взъерошил. А как художник это нарисовал?
На другой страничке ещё один зверек. Кто же это? Волчонок. Он похож на щенка, но это будущий волк. Он кость грызет, зубы у него крепкие. Расскажите мне о нем. Какой он?
А вот ещё один из малышей. Кто же это? Олененок. Какой он? Как художник нарисовал, что это совсем ещё маленький, очень слабый малыш? Да, он с трудом стоит на тоненьких длинных ногах, они разъезжаются в разные стороны. Поэтому и такая неудобная поза – сжался весь. А как художник нарисовал его шерстку? Да, она короткая, торчит в разные стороны. Но какие красивые белые пятнышки на его красно-коричневой, кирпичного цвета шкурке и черная полосочка на спине. Очень красивый будет олень, когда вырастет.
Мы посмотрели, как художник Чарушин рисует зверей. А сейчас вы будете художниками и нарисуете зайчат или котят так, как их рисовал Е. И. Чарушин. Я покажу, как можно нарисовать животных».
Воспитатель показывает способ изображения зайчат или котят путем создания округлого пятна серого цвета. Из большого и маленького пятен создается форма зайчонка. Затем дает немного обсохнуть изображению и, обмакнув кончики щетинной кисти в коричневую или черную краску, немного отжав ее о край баночки, делает несколько отрывистых движений по нарисованному контуру. (Можно показать и точечный удар кистью.) Затем дети рисуют, сами придумывая детали (глаза, лапки, хвостики, травку, грибки и т. д.). По окончанию работы рассматривают рисунки; воспитатель одобряет работы детей, говорит о том, что они сегодня очень красиво нарисовали маленьких животных, которые получились пушистые, забавные – совсем как у Е. И. Чарушина.
Можно сделать выставку рисунков.