Лысикова Надежда
Конспект занятия «Писатель и художник Е. И. Чарушин»
▼ Скачать + Заказать документы
Первое занятие. «Писатель и художник Е. И. Чарушин»
Цель. Познакомить детей с творчеством Е. И. Чарушина, его добрым и внимательным отношением ко всему живому. Обратить внимание детей на своеобразие художественной манеры в изображении птиц и животных.
Материал. Портрет Е. И. Чарушина, его книга «Вот они какие», бумага для рисования.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Чарушин Е.И.
- Чтение, детская литература
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2022
Предварительная работа. Чтение книг Е. И. Чарушина, рассматривание его рисунков.
Организация. Дети сидят за столами, на которых лежит книга, иллюстрированная художником, на мольберте перед детьми – портрет художника.
Ход занятия.
Воспитатель: «Дети, сегодня я хочу вам рассказать об очень интересном человеке – Евгении Ивановиче Чарушине. Посмотрите на его портрет. Это писатель и художник – большой друг зверей и птиц. Очень он любил их и всю жизнь писал, рассказы и рисовал к ним рисунки.
Родился Евгений Иванович в г. Вятке. Ещё мальчиком он вместе с отцом часто бывал в лесу, бродил по полям, наблюдал повадки зверей и птиц. Дома и во дворе у него жили кошки, собаки, кролики, утки, гуси. Вместе с родителями маленький Женя ухаживал за животными, лечил их, спасал от беды. Знакомые часто дарили ему маленьких животных. Мальчик внимательно наблюдал за их поведением. Все в их жизни было ему интересно. Он стал рисовать их движения, позы, настроение, учился понимать животных и птиц.
Позднее, когда он вырос и стал художником, то начал сам писать рассказы о животных и рисовать иллюстрации к ним. Впечатления детства и охотничьи наблюдения помогали художнику. Он говорил: «Я хочу понять животное, передать его повадки, характер, движения. Мне хочется передать настроение животного, испуг, радость, сон и т. п. Все это надо наблюдать и почувствовать. Больше всего я люблю изображать молодых животных, трогательных в своей беспомощности и интересных, потому что в них уже угадывается взрослый зверь».
Рисунки Чарушина удивительны, их не спутаешь ни с чьими другими. Все его звери нарисованы как живые. Давайте посмотрим, как художник рисует малышей – маленьких животных. (Показывает книжку, «Вот они какие!») Кто это изображен на обложке книги? Да, зайчата, А какие они? Что, о них можно сказать? (Маленькие пушистые комочки.) А как вы догадались, что пушистые?
Как интересно шерстку нарисовал художник. А какие зайчата по цвету? Коричневато-серенькие. Да, дело-то летом происходит. Вон они в травке спрятались, цветочки кругом. Притаились зайчата, чего-то боятся, даже ушки прижали, тихо-тихо сидят, только глазки блестят. (Открывает первую страничку.)
А что это за зверь такой? Медвежонок малину ест. Расскажите, какой он? Маленький лохматая коричневая шерстка. У него круглые ушки. А сидит он как забавно: три лапы с толстыми пятками расставил, а одной кустик малины придерживает – ягодки кушает. Сам урчит, от удовольствия – какие они вкусные! Вот какой забавный! А как художник нарисовал мохнатую шерстку? Да, видны штрихи, которые торчат в разные стороны. А вот, другие медвежата. (Переворачивает страничку.) Они по очереди молоко из бутылочки сосут. Прижались друг к другу, как два пушистых, лохматых коричневых комочка. Вкусное молочко, никак не дождаться своей очереди одному, он облизывает бутылочку, будто просит братца: «Дай скорее и мне!» Так увлеклись, даже глазки блестят.
А рядом художник нарисовал ещё одного зверя. Кто же это? Нет, не киска. Это тигренок – вон он как рычит, зубки показывает, а лапы с когтями большие, сильные, хоть он и маленький, и на кошку похож. Но это серьезный зверь. Его все боятся. Расскажите, что в нем необычного? Какого он цвета? А шерстка какая?
Посмотрим следующую страничку. Это кто же такой рыженький? (Лисенок.) Большой он или маленький? Да, еще маленький – хвостик тоненький, не пушистый, ножки тоненькие. Боится, страшно одному – вон как лает, спрятался за елочку, шерстку взъерошил. А как художник это нарисовал?
На другой страничке ещё один зверек. Кто же это? Волчонок. Он похож на щенка, но это будущий волк. Он кость грызет, зубы у него крепкие. Расскажите мне о нем. Какой он?
А вот ещё один из малышей. Кто же это? Олененок. Какой он? Как художник нарисовал, что это совсем ещё маленький, очень слабый малыш? Да, он с трудом стоит на тоненьких длинных ногах, они разъезжаются в разные стороны. Поэтому и такая неудобная поза – сжался весь. А как художник нарисовал его шерстку? Да, она короткая, торчит в разные стороны. Но какие красивые белые пятнышки на его красно-коричневой, кирпичного цвета шкурке и черная полосочка на спине. Очень красивый будет олень, когда вырастет.
Мы посмотрели, как художник Чарушин рисует зверей. А сейчас вы будете художниками и нарисуете зайчат или котят так, как их рисовал Е. И. Чарушин. Я покажу, как можно нарисовать животных».
Воспитатель показывает способ изображения зайчат или котят путем создания округлого пятна серого цвета. Из большого и маленького пятен создается форма зайчонка. Затем дает немного обсохнуть изображению и, обмакнув кончики щетинной кисти в коричневую или черную краску, немного отжав ее о край баночки, делает несколько отрывистых движений по нарисованному контуру. (Можно показать и точечный удар кистью.) Затем дети рисуют, сами придумывая детали (глаза, лапки, хвостики, травку, грибки и т. д.). По окончанию работы рассматривают рисунки; воспитатель одобряет работы детей, говорит о том, что они сегодня очень красиво нарисовали маленьких животных, которые получились пушистые, забавные – совсем как у Е. И. Чарушина.
Можно сделать выставку рисунков.