Елена Коршенинникова
Перспективный план в старшей группе по экологии.
▼ Скачать + Заказать документы
Сентябрь
1 неделя Диагностика
2 неделя Диагностика
3 неделя Грибное царство, ягодное государство
Цель: Показать детям многообразие растительного и животного мира, научить их наблюдать за жизнью природы; помочь детям почувствовать красоту и многообразие природы; развивать творческое воображение, фантазию;с помощью игровых имитаций дать почувствовать сопричастность всему живому и прекрасному Поиск грибов на участке д/с, рассматривание, уничтожение ядовитых грибов.
4 неделя «Путешествие в осеннюю сказку
Публикация «Перспективный план в старшей группе по экологии,» размещена в разделах
Цель: Закрепить знания о явлениях осенней природы; обратить внимание на красоту этого времени года; воспитывать экологическую культуру, любовь к природе и доброе отношение друг к другу; развивать любознательность, творческое воображение, связную речь, логическое мышление.
Октябрь
1 неделя Заповедники родного края
Цель: Познакомить детей с заповедниками, памятниками природы своей местности; показать. какие ценные, охраняемые виды растений и животных произрастают и живут в нашем крае; воспитывать чувство гордости и сопричастности к природным достопримечательностям Воронежской области,пробуждать желание побывать в этих местах.
2 неделя Царица-водица
Цель: познакомить детей с некоторыми свойствами воды, обратить внимание на то что вода таит много неизвестного, дать детям представление о роли воды в жизни человека, животных и растений. Моделирование «Как рождается речка».
Наблюдения за растениями. Экскурсия на водоём «Перед долгим сном»
Цель: Развивать у детей умение наблюдать за осенними приметами на реке.
3 неделя «В гостях у морского царя»
Цели: продолжать знакомить детей с животными и растениями подводного мира морей и океанов. Развивать творческое воображение; обогащать словарный запас; воспитывать экологическую культуру. Показать многообразие, красоту окружающего мира. Наблюдения за туманом, дождём, облаками.
Экспериментирование «Ловись, рыбка, и мала, и велика»
4 неделя Здоровая пища
Цель: Рассказать детям, что здоровье зависит от правильного питания: еда должна быть не только вкусной, но и полезной. Дать представление о том, какие продукты наиболее полезны и необходимы человеку каждый день для здоровья, научить детей выбирать самые полезные продукты, познакомить детей со значением витаминов и минеральных веществ в жизни человека, сформировать представление о связи рациона питания и образа жизни.
Ноябрь
1 неделя Воздушный океан»
Цели: уточнить и расширить знания детей о воздухе, его составе; о природном явлении «ветер»,причинами его возникновения, влиянием на жизнь живых организмов и человека. Развивать речь, логическое мышление, интерес к природным явлениям. Формировать интерес к экспериментальной работе, моделированию. Наблюдения за окрашиванием листьев в цвета осени, за игрой ветра с листьями, за направлением и силой ветра.
Наблюдение за трудом людей осенью в парке Экскурсия в парк «Как растения готовятся к зиме?»
Цель:закре-пить знания детей о сезонных изменениях в природе.
2 неделя «Перелетные птицы»
Цели: расширять представления о перелетных птицах. Развивать логическое мышление – формирование причинно-следственных связей и закономерностей в природных явлениях. Знакомить с народными приметами. Воспитывать чувство сопричастности с окружающей природой. Наблюдения за птицами, за их поведением; за продолжительностью дня.
3 неделя «Проводы осени»
Цели: обобщить и систематизировать знания детей об осени. Учить устанавливать связи между продолжительностью дня, температурой воздуха, состоянием растений, наличием пищи для животных и приспособлением их к зиме. Учить замечать красоту осенней природы. Наблюдение за травянистым покровом земли; за местами, которые выбрали насекомые для зимовки. Посещение выставки «Палитра осени».
Цель: обобщить и систематизировать знания детей об осени
4 неделя Воздух и его свойства
Цель: Дать детям представления о воздухе, его роли в окружающем мире.
Объяснить на основании проведённых наблюдений в ходе опытнической деятельности некоторые свойства воздуха
(невидим, не имеет запаха, может двигаться, лёгкий и т. д.
Развивать познавательный интерес, воспитывать устойчивое внимание, наблю-дательность, активизировать речь. Наблюдения и опыты с воздухом; за температурой воздуха в помещении и на улице; за чистотой воздуха
Декабрь
1 неделя «Зимушка – зима»
Цели: закрепить у детей признаки зимы, сезонные изменения в природе, связанные с зимним периодом. Воспитывать интерес к изучению природы, любовь к ней, умение видеть красоту окружающего мира. Обогащать и активизировать словарь; развивать умение подбирать образные выражения к описанию зимней природы. Наблюдения за погодой. Выделение характерных признаков зимы. Экскурсия в парк.
Цель: продолжать учить детей видеть и понимать связь между живой и неживой природой.
2 неделя «Русский лес. Этажи леса»
Цели: закреплять знания детей о понятии «лес»; знакомить с разновидностями лесов: лиственный, хвойный, смешанный. Закреплять знания детей о деревьях, кустарниках, лесных ягодах как представителях флоры Земли, их красоте и пользе. Дать понятие «этажи леса». Наблюдение за снегом, измерение глубины снега и занесение результатов в альбом.
Рассматривание льда на лужах.
3неделя ««Если хочешь быть здоров»
Цели: закрепить представления детей о приспособляемости человека к зимним условиям жизни. Познакомить детей с использованием факторов природной сре-ды для укрепления здоровья; дать знания об использовании средств нар. медицины при простудных заболеваниях; знакомить с правилами поведения при простудном заболевании.
Наблюдения за высотой неба, за осадками, за снежным покровом (находить взаимосвязь между температурой воздуха и консистенцией снега.
Измерять t воздуха, глубину снега.
4 неделя Елочная игрушка
Цель: знакомить с историей елочной игрушки ;обеспечить эмоциональное благополучие детей; предупреждать утомляемость; вызвать желание больше узнавать об истории родного края ; воспитывать любовь к своему народу,его обычаям.
Январь
Дни недели Занятия Наблюдения Экскурсии
1неделя каникулы
2 неделя Интегрированное занятие животные зимой
Цель: Рассказать детям о диких животных, живущих в лесах нашей республики; уточнить с детьми признаки домашних животных; показать, что они отличаются от диких; упражнять умственные способности детей; развивать воображение и творчество.
3 неделя Берегите птиц Обобщить знания детей, полученные при наблюдении за птицами; установить связи между формой клюва и питанием птиц; отметить взаимоотношения птиц во время зимовки; вызвать желание помочь нашим крылатым друзьям в зимнюю бескормицу.
4 неделя «Чудесное яблоко, или «Зеркало нашей души»
Цели: воспитывать у детей познавательный интерес к человеку. На уровне элементарных представлений познакомить детей с органом зрения – глазом. Раскрыть функции и значение органов зрения. Учить беречь своё зрение. Наблюдения за деревьями (рассматривание трещин на коре после сильных морозов; почек); рассматривание следов от человеческой обуви на снегу. Обратить внимание детей на реакцию глаз в пасмурную погоду и в солнечный зимний день.
Цель: воспитывать у детей познавательный интерес к человеку.
Февраль
Дни недели Занятия Наблюдения Экскурсии
1 неделя «Животный мир полярных районов земли»
Цели: дать детям представление о природных условиях тундры, животном и растительном мире. Научить устанавливать взаимосвязь между климатическими условиями и состоянием растений. Активизировать и пополнять словарь детей. Способствовать воспитанию интереса к разнообразию природы. Наблюдения за продолжитель-ностью светового дня, за температурой воздуха. «В царстве снега и льда» - экскурсия на водоем.
Ц: раскрыть перед детьми новые качества и свойства реки. Обобщить знания о том, как приспособились к зиме речные обитатели.
2 неделя «Животный мир жарких стран» африка-страна-вечного солнца»
Цели: расширять представления детей о жарких странах, о животных, их населяющих. Познакомить с приспособленческими особенностями растений и животных. Развивать любознательность и воспитывать стремление к изучению природы Земли. Обогащать словарь детей. Наблюдения за осадками, за силой ветра.
3 неделя «Домашние животные»
Цели: расширять знания детей о домашних животных и их детёнышах, знания об их назначении и пользе для человека. Объяснить, что дом. Животных не может заменить машина. Развивать умение отстаивать своё мнение, доказывать свою правоту. Формировать знание о взаимосвязи всего живого в природе. Воспитывать уважение к труду людей, работающих в сельском хозяйстве. Наблюдения за снежным покровом. Обсудить защитные свойства снега
4 неделя «Самая быстрая улитка в мире»
Цели: познакомить детей с важным органом чувств – ухом. Дать понятия об основных функциях уха. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью. Наблюдения за птицами (отметить оживление в их поведении, обратить внимание детей на явление «февральские окна».
Март
Дни недели Занятия Наблюдения Экскурсии
1 неделя «Зима недаром злится….»
Цель: Продолжать формировать у детей представления о марте как месяце пробуждения природы; развивать умение замечать нарастающие изменения в неживой природе; закрепить знания о том, что в марте есть день весеннего равноденствия; дать знания об изменениях в жизни животных и птиц; воспитывать интерес к народному календарю. Наблюдения за таянием снега: обратить внимание на то, что в разных местах снег тает по-разному. Наблюдение за птицами.
2 неделя Земноводные
1. Цель: Углублять у детей знания и представления о земноводных животных.
2. Продолжать учить сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие, причинно-следственные связи, делать обобщения, Наблюдение за лягушкой,ее поведением в искусственной среде обитания (террариум)
3 неделя Человек –часть природы
цель Развивать у детей понимание того, что планета Земля наш общий дом, в котором живут звери, птицы, рыбы, насекомые, а человек часть природы.
- Сформировать представление о том, что на жизнь и здоровье человека влияют чистота водоемов, почвы и воздушной среды.
4 неделя Экологическая игра как победить грипп
1. Цель: Познакомить детей с вирусными заболеваниями.
2. Дать знания о лечении и профилактике гриппа.
3. Закрепить у детей умение выполнять основные виды движений (равновесие, ползание, прыжки).
4. Учить детей профилактике гриппа и простудных заболеваний.
Апрель
Дни недели Занятия Наблюдения Экскурсии
1 неделя Встреча пернатых друзей
Цель: уточнить и расширить представления о перелетных птицах, об их жизни в весенний период; дать сведения о звуковых сигналах птиц, о видах гнезд и их размещении; развивать интерес к жизни птиц, воображение, мышление, речь детей, обогащать их словарь; воспитывать доброе, заботливое отношение к птицам.
Наблюдения за птицами (отметить оживление в их поведении,
2 неделя «Космос. Вселенная. Звёзды.»
Цели: уточнять и расширять представления детей о космосе, работе космонавтов; подчеркнуть уникальность планеты Земля, ответственность людей за её будущее; вызвать познавательный интерес к космосу, развивать фантазию, воображение. Воспитывать уважение к труду космонавтов. Дать задание на дом: наблюдать за луной (новолуние, полнолуние).
Рассматривание почек на деревьях и кустарниках Экскурсия в выставочный зал
«этот загадочный космос»
Цель: вызвать познавательный интерес к космосу, развивать фантазию, воображение. Воспитывать уважение к труду космонавтов.
3 неделя Лекарственные растения
Цели: продолжать знакомство детей со свойствами лекарственных растений; через постановку проблемных вопросов активизировать умственную деятельность, учить находить выход из сложившейся ситуации; помочь прочувствовать единство и взаимосвязь всего живого на земле. Рассматривание альбома «Лекарственные растения»,
Рассматривание растения мать-и-мачехи у водоёма.
4 неделя День земли Закрепить знания детей о природе;
- Уточнить знания детей о жизни на Земле, воспитывать гордость за свою планету, пробуждать желание сделать приятное для неё;
- Через эмоциональное отношение формировать устойчивый интерес к природе, заложить основы экологического воспитания;
- Воспитывать бережное отношение к природе, чувство доброты, сопричастности и сопереживания ко всему и прекрасному, что нас окружает
Май
1неделя «Шестиногие малыши»
Цели: расширять знания и представления детей об особенностях внешнего вида и жизненных проявлениях насекомых. Учить анализировать, устанавливать простейшие причинно – следст-венные связи, делать обобщения; учить отвечать на вопросы; активизировать память и внимание детей; обогащать словарный запас. Воспитывать доброе отношение к маленьким соседям по планете. Наблюдения за насекомыми Экскурсия в парк «Улыбкой ясною природа сквозь сон встречает утро года…»
Ц: систематизиро-вать знания детей о признаках наступившей весны.
2 неделя ««Путешествие в мир цветов»
Цель: закрепить знания детей о весенних цветах
- развитие словаря детей: названия весенних цветов, понятие «первоцветы», «лекарственное растение», «весенние признаки»; развитие связной речи
-закрепить знания детей о том, как развивается растение, что ему для этого необходимо
. Рассматривание молодых листочков на берёзе, липе.
Наблюдение за тенью от дерева и измерение её.
Наблюдение за погодой. Целевая прогулка к посаженному осенью дереву груши.
Ц: понаблюдать за изменениями, произошедшими с ним (принялось или нет).
З неделя Посвящение в экологи
Цель: сформировать экологически-грамотное отношение детей к природе. Задачи:
формировать устойчивый интерес к природе;
закрепить знания детей о природе;
упражнять в совместной командной деятельности (прислушиваться к мнению товарищей по команде, уметь убеждать в своей правоте, быть выдержанным) ;
развивать быстроту реакции, сообразительность, находчивость,
4 неделя диагностика