Наталья Кожевникова
Перспективный план работы с детьми «Детское экспериментирование — путь к познанию окружающего мира»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Перспективный план :
по теме «Детское экспериментирование - путь к познанию окружающего мира» Цикл занятий, игр, картотека игр, опытов
Перспективный план работы с детьми
Занятия Наблюдения Игровая деятельность Экспериментальная деятельность Материал
Сентябрь – адаптационный период
На протяжении месяца Петрушка знакомит детей с групповым помещением. Он может разыграть перед детьми какую-нибудь забавную сценку. Можно дать детям самим попробовать поиграть с Петрушкой, показать как он «оживает», когда его надевают на руку. На прогулке дать возможность детям поэкспериментировать с осенними листьями и семенами. Показать, как по-разному подлетают опавшие листья, если их собрать и снова подбросить, провести игры «Большие и маленькие листочки», «Соберем букет».
Публикация «Перспективный план работы с детьми „Детское экспериментирование — путь к познанию окружающего мира“» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Планы
- Планирование. Планы работ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2024
Октябрь Тема «Вода»
«Водичка-водичка»
Цель: Закрепление первоначальных представлений о воде, вода может литься, а может брызгать.
«Дождик»
Цель:
Формировать навык правильно замечать и называть явление в природе («идет дождь», развивать внимание и наблюдательность. Подвижные игры:
«Птички и дождик»,
«Солнышко и дождик»
Чтение стихотворения П. Синявского «Дождик». «Вода прозрачная»
Цель: закреплять знание свойств воды: прозрачная, в ней растворяются некоторые вещества.
Лейка, пульверизатор
«Напоим кукол»
Цель. Дать представление о том, что вода жидкая, поэтому может разливаться из сосуда. «Лужи»
Цель:
Формировать умение устанавливать причинно-следственную связь (после дождя на дорогах образуются лужи). Дидактическая игра
«Времена года»
«Побродим по лужам». «Купание куклы Кати»
Цель: продолжать закреплять знание свойств воды: вода может быть чистой (прозрачной, грязной. Кукла Катя, ванночка с водой. Мыльница с мылом, губка, полотенце
Ноябрь Тема «Песок»
«Песочек»
Цель: Дать представление о том, что песок бывает сухой и мокрый. «Чудесные фигурки»
Цель: Закреплять знание свойств мокрого песка; развивать игровые навыки. Дидактическая игра
«Отпечатки»,
«Я пеку, пеку, пеку» «Следы»
Цель: Дать представление о том, что на мокром песке остаются следы и отпечатки. Емкость с песком, кувшин с водой
«Песчинки»
Цель: Дать представление о том, что песок – это множество песчинок. «Сыпучий песок»
Цель: Закреплять знание свойств сухого песка; развивать игровые навыки с песком. Дидактическая игра
«Фрукты из песка». «Песочные часы»
Показать детям, что сухой песок сыплется. Емкость с сухим песком, лист бумаги
Декабрь Тема «Воздух»
«Поймаем воздух»
Цель: Дать представление о том, что воздух не виден.
«Ветер»
Цель: Способствовать умению детей определять теплый и холодный воздух. Подвижные игры
«Ветер дует нам в лицо»;
«Снежинки и ветер»
Речевое упражнение «Ветерок». «Утопим игрушки»
Цель: Дать представление о том, что воздух легче воды.
Пакет, емкость с водой, резиновые игрушки
«Мой веселый звонкий мяч?
Цель: Дать представление о том, что мячик прыгает высоко, потому что в нем много воздуха. «Кораблик плывет по воде»
Цель: Закрепить знания детей о том, что предметы могут передвигаться при помощи воздуха. Игры с вертушками, мячами, шарами;
Подвижная игра «Красный и синий мячик».
«Сделаем ветерок»
Цель: Дать представления о том. Что ветер – это движение воздуха. Два мяча: новый и старый, проткнутый, вырезанные из бумаги бабочки, жучки с нитками, шары, вертушки
«Буря в стакане»
Цель: Дать представление о том, что воздух легче воды.
«Наблюдение за ветками деревьев»
Цель: Формировать умение определять скорость ветра.
«Игры с соломинкой»
Цель:
Формировать представление о том, что человек дышит воздухом;
Хоровод «Раздувайся пузырь»
Цель: Способствовать двигательной активности детей. «Выдувание мыльных пузырей»
Цель: Доставить детям радость; формировать умение выдувать мыльные пузыри.
Стаканы с водой, трубочки для коктейля
Январь
«Заморозим»
Цель: Дать представление о том, что вода может превращаться в лед. «Снег»
Цель: Формировать умение определять и называть явление природы (снег, различать и называть признаки снега (белый, холодный, из него можно лепить, он тяжелый). Подвижные игры
«Дед мороз»,
«Берегись, заморожу»
«Снежинки и ветер». «Плавает-тонет»
Цель: Показать. Что большинство легких предметов обладают плавучестью. Небольшие формочки с водой
«Легкий -тяжелый»
Цель: Дать представление о том, что камни бывают тяжелые и легкие.
«Снегопад»
Цель: Закрепить знание о явлении природы – снегопаде; определить вес снежинок. Дидактические игры
«Собери картинку»,
«Какой» (игра с предметами). «Твердый - мягкий»
Цель: Дать представления о том, что камни твердые. Три камня, резко контрастные по величине, кусочек поролона
Продолжаем игры-эксперименты со снегом, снежинками, льдинками и сосульками. Педагог обращает внимание детей на их свойства, дает возможность потрогать, нагреть, сжав в руках, подышать «горячим» воздухом. При этом следить. Чтобы дети не лизали и не засовывали в рот снег и лед.
Февраль
«Тайны снега и льда»
Цель: Расширять представления детей о свойствах снега и льда. «Тает льдинка»
Цель: Познакомить с тем, что вода замерзает на холоде и тает в тепле. Подвижная игра
«Снежинки». «Лед-вода»
Цель: Развивать наблюдательность. Емкости со льдом и снегом, пустые стаканы на каждого ребенка, картинки с изображением снежинок, зимних забав
«Цветные бусы»
Цель: Познакомить детей со свойствами льда, учить правильно называть цвета. «Лед»
Цель: Определить вес льда (лед легче, чем вода); закрепить знание свойств воды (вода замерзает при низкой t). Подвижная игра
«Снег кружится». «Украшение елочки на участке»
Цель: Создать радостное настроение. Формочки для замораживания воды
Март Тема «Бумага»
«Бумажные листочки»
Цель: Дать представления о том, что бумага легкая. Лото «Игрушки»
Цель: Закрепить знания детей о различных материалах, из которых сделаны игрушки (бумага, дерево, резина).
«Порвем бумагу»
Цель: Дать представление о том, что бумага может рваться. Лист бумаги, емкость с водой
«Лодочка, плыви»
Цель: Дать представление о том, что предметы могут передвигаться при помощи воздуха. Подвижные игры
Бабочки, жучки с прикрепленными к ним нитками. «Сделаем ветерок»
Цель: Дать представление о то, что ветер – это движение воздуха. Таз с водой, бумажные лодочки
Апрель Тема «Температура»
«Горячо-холодно»
Цель: Формировать умение определять на ощупь температуру воды, предметов.
«Снежная баба»
Цель: Формировать умение определять на ощупь температуру снега. Устанавливать причинно-следственную связь (из мокрого снега можно лепить, и, наоборот, в тепле снег тает, в холоде замерзает).
Подвижные игры
«Снег кружится»,
«Мишка, мишка, что ты долго спишь?»
Вода бывает теплой, холодной, горячей»
Цель: Определить температуру воды.
2 тазика с водой теплой и холодной
«Чудесный мешочек»
Цель: Продолжать определять температуру жидких и твердых предметов (металл холоднее, дерево теплее). «Наблюдение за состоянием погоды»
Цель: Определить температуру воздуха, отметить характерные признаки времени года. Дидактические игры
«Части суток»,
«Времена года». «Опыт с металлами и деревом»
Цель: Определить температуру воды. Мешочек с предметами из металла и дерева
Май Тема: «Свет»
«Солнечные зайчики»
Цель: Расширять представления о свете.
«Солнечные зайчики»
Цель: Развивать зрительные ощущения; формировать представления о свете и темноте
Подвижная игра
«Солнышко-ведрышко»,
Упражнение
«Где солнечный зайчик?»
Чтение стихотворения А. Бродского
«Солнечные зайчики» «Солнечный зайчик»
Цель: Детям предлагается поиграть с зайчиком в слабо освещенном помещении
Зеркала, мольберт, кисти, бумага
«Что в коробке»
Цель: Формировать познавательную сферу ребенка. «Тень»
Цель: Развивать зрительные ощущения, формировать представления о свете и темноте. Дидактические игры
«Волшебная коробочка»,
«Части суток» «Гуляем в темноте»
Цель: Развивать зрительные ощущения; формировать представления о темноте. Волшебная коробочка