Бабкина Елена Анатольевна
Перспективный план работы опытно-экспериментальной деятельности для детей подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Тематическое планирование образовательной деятельности
Месяц № Название недели Тема Программные задачи Оборудование и материалы
Сентябрь 1 Мониторинг Обследование детей Выявления уровня и показателя сформированности экологической культуры детей дошкольного возраста. См. Приложение 1
2 Мониторинг
3 Мониторинг
Публикация «Перспективный план работы опытно-экспериментальной деятельности для детей подготовительной группы» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Опыты и эксперименты. Планы
- Планирование. Планы работ
- Подготовительная группа
- Темочки
4 Детский сад. Игрушки. Из чего же, из чего же сделаны наши игрушки? Расширять представления детей об игрушках и многообразии материалов, из которых они сделаны, определять их качество; обогащать знания детей о связи образа и материала игрушек с развитием общества; побуждать правильно подбирать определения (прилагательные) к игрушкам из разного материала. Игрушки из различного материала, вода.
Наша группа Учить соотносить расположение предметов на макете с реальными предметами в пространстве. Способствовать участию детей в коллективном преобразовании, проявлению устойчивого стремления преобразовывать предмет. Коробочки разных размеров, бумага, карандаши, краски, кисточки, клей
Октябрь 5 Осень. Осенние признаки. Знакомство со свойствами воздуха Расширять представления детей о свойствах воздуха (прозрачный, не имеет запаха и цвета) Полиэтиленовые пакетики, ёмкости с водой, трубочки, шарики.
Осенние деревья Формировать представление об осенних изменениях в жизни деревьев Осенние листочки, лупа
6 Овощи. Огород. Овощная лаборатория «Красавица картошка» Познакомить с основными компонентами в составе картофеля. Прозрачные, стеклянные сосуды; пластмассовые формы для муки и крахмала по кол-ву детей, йод, пипетки, полоски белого цвета по кол-ву детей, половинки
картофеля, терки.
Почва Формировать представление о том что состояние почвы зависит от погоды. Тарелки пластиковые по кол-ву детей, емкость с водой
7 Фрукты. Сад. Фруктовая лаборатория Закрепить знания детей о пользе фруктов их свойствах. Апельсин, лимон, ёмкости с водой, стаканчики с чаем.
Изменения вкуса ягод при замораживании Учить детей различать на вкус замороженные и не замороженные ягоды. Замороженные и не замороженные ягоды, блюдца чайные ложечки салфетки, картинки с изображением ягод, баночка с вареньем.
8 Лес (грибы, лесные ягоды) Лесная лаборатория Выяснить о пользе и вреде лесных ягод (рябине, что внутри. Ягода рябина, белая ткань, тарелочки.
Грибы- загадочные обитатели леса Формировать знания о грибах, как о загадочных обитателях леса. Иллюстрации с изображением съедобных и не съедобных грибов, грибов которые можно встретить на камнях, в воде, на растениях, в домах. Корзинки для сбора грибов, грибу ядовитые и съедобные.
Ноябрь 9 Перелетные птицы Перелётные птицы
Познакомить с образом жизни перелетных птиц и устройства их гнезда. Природный и не природный материал: сухая трава, сухие листья, веточки, пух, перья, шерсть животного, кусочки бумаги, ткани, мох, вата и т. д.
Как с гуся вода Установить связь между строением и образом жизни птиц в экосистеме. Объяснить выражение «Как с гуся вода» Перья гусиные и перья куриные, контейнер с водой, пипетка, жир, растительное масло, бумага, кисточка.
10 Одежда (головные уборы) Ткань Познакомить детей со свойствами ткани и их видами. Лоскутки ткани (шёлк, шерсть, лен, нитки, вода, утюг.
Резина Дать представление о деревьях, дающих каучук, о способах его добычи людьми, о резине и ее свойствах. Изделия из резины: шарик, резиновые перчатки, резинка для волос, лейка с водой, чашка, ватман, карточки-рисунки с изображением различного состояния резины.
11 Посуда. Этикет и культура поведения за столом. Поможем Маше вылепить посуду Формировать представление детей о свойствах глины (влажная, мягкая, вязкая, сухая, твёрдая, крошиться) Тарелки пластиковые (по кол-ву детей, лупы, воронки, стаканы, салфетки, глина влажная, сухая и сырая, песок, палочки.
Удивительный мир стекла Познакомить со способом получения стекла. Помочь детям выявить св-ва стекла. Колба, баночки, ваза фруктовая, стаканы различной толщины, цветные стёкла, стеклянные игрушки, посуда.
12 Человек. Части тела. Наши помощники – органы чувств Закрепить знания детей о мозге, об органах чувств (слух, зрение, вкус, обоняние и осязание); уточнить, какое значение для человека имеют органы чувств при восприятии им окружающего мира, развивать тактильные, зрительные, слуховые, вкусовые ощущения, воспитывать бережное отношение детей к органам чувств, культуру их охраны. Шоколад, апельсин, лук, лимон, шарф, игрушки, мешочек
Большой-маленький Продемонстрировать детям, как зрачок меняет размер в зависимости от освящения. Зеркало на каждого ребёнка, настольная лампа.
Декабрь 13 Зима. Зимние признаки. Почему идет снег (на прогулке) Расширить представления детей о свойстве снега и льда. Учить устанавливать элементарные причинно-следственные связи. Снежинки, ключ.
Снег и лёд Формировать реалистическое понимание неживой природы. Закреплять знания о разнообразных свойствах воды. Вода, снег, лёд, горячая и холодная вода.
14 Домашние животные и птицы зимой Свет Познакомить со значением света и тепла (солнце, лампа, фонарик, свеча) Коробка с прорезью, лампа, свеча, фонарик.
Тень Дать представление, как появляется тень Лампа, различные предметы.
15 Дикие животные зимой Где снег не тает? Выявить зависимость изменений в природе от сезона. Ёмкости со снегом и льдом, салфетки.
Трава зимой Расширить и углубить знания о защитных свойствах снега для растений (травы) Лопатки
16 Новый год Зимние забавы Почему растаяла Снегурочка Расширить представления детей о свойстве воды, снега и льда. Учить устанавливать элементарные причинно-следственные связи. Снег в емкости, лед, снежинки из бумаги, темные листы бумаги, белая гуашь, кисти, вода.
Как происходит смена дня и ночи Объяснить детям почему происходит смена дня и ночи. Глобус, фонарик
Январь 17 Мебель Древесина, её качества и свойства Научить узнавать вещи из древесины (вычленять её качества (твёрдость, структура поверхности –гладкая, шершавая; степень прочности (толщина) и свойства (режется, горит, не бьётся, не тонет в воде) Деревянные предметы, емкости с водой, небольшие дощечки и бруски, спиртовка, спички, сапожный нож.
Железо, его качество и свойство. Научить узнавать вещи из железа (вычленять его качества (твёрдость, структура поверхности –гладкая, шершавая; степень прочности (толщина) и свойства (режется, горит, не бьётся, не тонет в воде) Железные предметы, емкости с водой, небольшие железные предметы, спиртовка, спички, сапожный нож.
18 Дом. Бытовая техника. Магниты. Магнетизм Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы. Магнит, мелкие предметы из разных материалов, рукавичка с вшитым во внутрь магнитом.
Что находится в зеркале? Выяснить способность зеркала отражать предметы, научить определять что находится в зеркале справа, слева, внизу, вверху. Зеркала по кол-ву детей
19 Семья. Родственные отношения. Мыльные пузыри Познакомить с тем, что при попадании воздуха в каплю мыльной воды образуется пузырь. Тарелка, стеклянная воронка, соломинка, палочки с колечком на конце, мыльный раствор в ёмкости.
Невидимки Баночки с водой, гвоздик на ниточке, гуашь, кисточки, салфетки.
20 Зимующие птицы нашего края. Как устроены перья птиц? Установить связь между строением и образом жизни птиц. Перья гусиные, куриные, ножницы, кисточки, стаканчики с водой, пипетки, мелкие предметы, лупа, дощечки, ноутбук.
Февраль 21 БЖД.
Транспорт Наш помощник–светоотражатель Закрепить знания детей о правилах дорожного движения; дать детям знания об отражателях незаменимых помощников на дороге; воспитывать заботливое отношение к малышам и безопасное поведение на дорогах. Различные стикеры -светоотражатели, одежда со ставками отражающие свет, коробка, фонарь
«Извергающийся вулкан» Формирование и расширение представлений у детей об объектах живой и неживой природы через практическое самостоятельное познание. Конус слепить из пластилина (можно взять уже однажды использовавшийся пластилин)
- Сода, 2 ст. ложки.
Лава:
1. Уксус 1/3 стакана
2. Красная краска, капля
3. Капелька жидкого моющего средства, чтобы вулкан лучше пенился
22 Профессии Волшебный шарик Установить причину возникновения статического электричества, возможности снятия его с предметов, выявить взаимодействие двух наэлектризованных предметов; повторить правила безопасности с электричеством Воздушные шары, шерстяная нитка, фигурки из бумаги, нитки, стекло, расческа
«Электрическая расческа» Познакомить детей с проявлением одного вида электричества. Расческа.
23 Защитники Отечества «Подводная лодка» Познакомить детей со свойствами солёной воды удерживать предмет на её поверхности. 3 пустые стеклянные банки (2б-0.5л, 1б-1л.)
3 сырых яйца, соль, вода в мерной кружке, столовая ложка, салфетки.
«Компас». Познакомить с устройством, работой компаса и его функциями. Компас
24 Комнатные растения Чудеса растений Дать теоретические, практические умения и навыки по вегетативному размножению растений (черенками, закреплять навыки ухода за комнатными растениями. Комнатные растения, земля в горшочке, черенок в воде с появившиеся корнями, салфетки.
«Есть ли у растений органы дыхания?» Определить, что все части растения участвуют в дыхании. Прозрачная емкость с водой, лист на длинном черешке или стебельке, трубочка для коктейля, лупа.
Март 25 Весна. Весенние признаки. Мамин праздник. Корешки Доказать, что корешок растения всасывает воду; уточнить функцию корней растений; установить взаимосвязь строения и функции растений Луковицы по кол-ву детей, пластмассовые бутылочки 0,5 л., вода.
«Как влияет солнце на растение» Установить необходимость солнечного освещения для роста растений. Как влияет солнце на растение. Проросшие луковицы по кол-ву детей, пластмассовые бутылочки 0,5 л., вода, бумажные колпачки.
26 Обряды и традиции. Масленица. Подсолнечник Познакомить детей со свойствами подсолнечного масло (имеет цвет, запах, легче воды и т. д.) Ёмкости с водой, маслом, халва, козинаки, семечки.
Лавовая лампа Показать что вода с маслом не смешиваются, а под воздействием пузыриков от растворения аспирина капли масла с красителем будут подниматься. Бутылка или колба, вода, растительное масло, пищевой краситель, таблетки растворимого аспирина.
27 Цветы. Первоцветы Кузбасса Волшебные цветы Продемонстрировать образование разных цветов (на слияние 2-3 цветов спектра, белого цвета на слияние семи цветов спектра Набор бумажных цветов, стакан с водой, бумажные полоски, краски, кисти, бумага.
«Что нужно для питания растения?» Установить, как растение ищет свет Комнатные растения с твердыми листьями (фикус, сансевьера, лейкопластырь.
28. Водоёмы. Пресноводные и аквариумные рыбы. Животный мир морей и океанов. Чем дышат рыбы? Доказать, что в воде есть воздух. Ёмкость с водой, кусочек пластилина.
Живая вода Познакомить детей с животворным свойством воды Сосуд с водой, этикетка «Живая вода», свежесрезанные веточки.
Апрель 29 Наш огород. Весенние сельскохозяйственные работы. Знакомство с почвой Формировать у детей представления о почве как компоненте природы и круговороте веществ; о взаимосвязи и взаимозависимости почвы и растений; при помощи опытов показать, из чего состоит почва (в почве есть воздух, влага, как происходит ее загрязнение. Микроскоп, баночки с водой, плодородная почва, мешочек, белые листы бумаги, жестяная банка, спиртовка, шапочки червяка, дерево.
Где лучше расти? Установить необходимость почвы для жизни растений, влияние качества почвы на рост и развитие растений. Черенки традесканции, чернозем, глина с песком.
30 Мониторинг
Космос Как дождинка Представить, как выглядит вода в условиях невесомости Стекло и парафин, одеколон, вода, растительное масло, рюмка
Космические туманности Показать как молоко взаимодействует с со средством для мытья посуды, создавая причудливые картины. Цельное молоко, пищевые красители, жидкое моющее средство, ватные палочки, тарелка.
31 Мониторинг Хлеб. Злаки. Живые дрожжи Познакомить детей со свойствами дрожжей. Продемонстрировать что дрожжи состоят из живых микроорганизмов, называемых микробами. А это значит, что микробы бывают не только вредными, но и полезными.
Два стакана с водой, дрожжи, сахар, мука, соль, пластиковая бутылка, воздушный шар.
«Заплесневелый хлеб» Установить, что для роста мельчайших живых организмов (грибков) нужны определенные условия Полиэтиленовый пакет, ломтики хлеба, пипетка, лупа.
32 Животные Севера. Животные жарких стран. Зачем слону хобот? Узнать, каким образом слон использует хобот в своей жизни. Показать роль длинного хобота в жизни слонов. Емкость с водой, трубочки.
Тайное послание, написанное молоком. Показать что можно писать молоком, при подогреве такого листочка строчки, написанные молоком проявляются. Молоко, кисточки по кол-ву детей, белый лист бумаги, свеча.
Май 33 День Победы! Фокус шпиона Расширить представления детей о свойстве зеркал. Учить устанавливать элементарные причинно-следственные связи. Зеркала, палочка
Пизанская башня Показать что вода может подниматься вверх и окрашивать. Кубики сахара, краситель, тарелка, вода.
34 Эти удивительные насекомые Почему комар пищит, а шмель жужжит Выявить причины происхождения низких и высоких звуков Пластмассовые расчески с разной частотой и размером зубьев
Эти удивительные насекомые Развивать умение логически мыслить, рассуждать, делать выводы. Презентация «Насекомые», схемы.
35 Здоровье и спорт Вырастим лук, посадим семечко огурца Расширить представление детей об условиях, необходимых для роста и развития растения (почва, влага, тепло и свет). Дать элементарные понятия о природных витаминах. Формировать трудовые умения и навыки Игрушка, мешочек, лук, для посадки: земля, стаканчик, лейка с водой, салфетки
Делаем мыльные пузыри Познакомить детей со способом изготовления мыльных пузырей, со свойством жидкого мыла: может растягиваться, образует пленочку. Жидкое мыло, кусочки мыла, петля с ручкой из проволоки, стаканчики, вода, ложки, подносы.
36 Продукты питания Вредная пища Показать, что вкусная еда не вся полезна для здоровья Чипсы, чупа-чупс, спички, жвачка, ёмкости с водой.
Польза и вред кока-колы Исследование вредного влияния “Кока-колы” на организм человека. пять прозрачных стаканчиков; ржавый и новый гвоздь; кусочек колбаски; молочный зуб (можно заменить на куриную скорлупу).
Каникулярный режим
Июнь 37 Занимательные опыты с воздухом Способ обнаружения воздуха Доказать, что банка не пустая, в ней находиться воздух Стеклянная банка 1,0 литра, бумажные салфетки, кусочек пластилина, кастрюля с водой.
Что в пакете Обнаруживать воздух Прозрачный пакет
38 Воздух вокруг нас Доказать, что вокруг нас невидимый воздух, который мы вдыхаем и выдыхаем. Стаканы с водой по кол-ву детей, коктейльные соломинки, полоски легкой бумаги.
Игры с соломинкой Формировать представление о том, что внутри человека есть воздух, и его можно обнаружить. Соломинки, емкость с водой, карта –схема
39 Воздух может перемещаться Доказать, что невидимый воздух может перемещаться. Прозрачная воронка, сдутый воздушный шарик, кастрюля с водой, слегка подкрашенной гуашью.
Лодочка Показать, что воздух обладает силой. Таз с водой, лодочка, карта-схема
40 Плавающий апельсин Доказать, что в кожуре апельсина есть воздух. 2 апельсина, большая миска с водой.
Надувание мыльных пузырей Ознакомить с тем, что при попадании воздуха в каплю мыльной воды, образуется пузырь. Соломинки длиной 10 см разного диаметра, крестообразно расщепленные на конце; мыльный раствор, карта- схема
Июль 41 Занимательные опыты с водой Вода не имеет вкуса, запаха, цвета. Доказать, что вода не имеет вкуса, запаха, цвета. Прозрачные сосуды разной формы, по 5 стаканчиков с чистой питьевой водой для каждого ребенка, гуашь разного цвета, соль, сахар, лимон, чайные ложки по количеству детей.
«Окрашивание воды». Выявить свойства воды: вода может быть тёплой и холодной, некоторые вещества растворяются в воде. Чем больше этого вещества, тем интенсивнее цвет; чем теплее вода, тем быстрее растворяется вещество. Ёмкости с водой (холодной и тёплой, краска, палочки для размешивания, мерные стаканчики.
42 Соленая вода плотнее пресной, она выталкивает предметы. Доказать, что солёная вода плотнее пресной, она выталкивает предметы, которые тонут в пресной воде (пресная вода-вода без соли) 2 поллитровые банки с чистой водой и 1 пустая литровая банка, 3 сырых яйца, соль, ложка.
«Вода нужна всем». Дать детям представление о роли воды в жизни растений. 2 горошины, блюдце, мокрая и сухая ватка.
43 Мы делаем облако и дождь Показать, как образуются облака и что такое дождь. 3-х литровая банка, электрический чайник, металлическая крышка на банку, кубики льда.
«Как вытолкнуть воду?» Формировать представления о том, что уровень воды повышается, если в воду класть предметы Мерная ёмкость с водой, камешки, предмет в ёмкости.
44 Круговорот воды в природе Рассказать детям о круговороте воды в природе. Показать зависимость состояния воды от температуры. Лёд и снег в небольшой кастрюльке с крышкой, электроплитка, холодильник.
«Откуда берётся иней?» Рассказать детям как образовывается в природе иней Термос с горячей водой, тарелка.
Август 45 Занимательные опыты с песком «Какой он песок»? Выяснить из чего состоит песок. Лупа, песок.
«Растворяется песок или нет»? Выявить растворимость песка Стакан с чистой водой.
Ложка.
Песок.
46 «Пропускает песок воду или нет»? Выявить пропускные свойства песка Воронка.
Песок.
Стакан с водой.
«Нагревание песка солнцем».(лампой) Выявить способность песка нагреваться. Настольная лампа
Песок.
47 «Песчаный конус». Показать свойство песка (может двигаться). Сухой песок
«Песчаные картинки». Выяснить, может ли песок приклеиваться на клей Карандаши, картон, клей, кисти, сухой песок.
48 «Тоннели и пещеры» Выявить свойства мокрого песка - как строительного материала. Поднос с сухим песком, вода.
«Рисуем песком» Продолжать знакомить со свойствами песка: можно ли рисовать сухим песком. Сухой песок, подносы по кол-ву детей, палочки для рисования.