Алла Новоселова
Перспективный план по экологии в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Перспективный план по экологии в старшей группе
Составила воспитатель: Новоселова Алла Николаевна.
Тема занятия Цель и задачи наблюдений Форма работы
Сентябрь.
Овощи и фрукты на
нашем столе.
Грибы.
Осень.
В хороводе деревьев.
Октябрь.
" Зелёная аптека. "
Мир растений.
"Домашние
животные. "
Ноябрь.
" Волшебница вода. "
"Как дикие звери
готовятся к
зиме. "
Песок, глина,
камень, почва.
Воздух.
Декабрь.
Лесные жители.
Публикация «Перспективный план по экологии в старшей группе» размещена в разделах
В гостях у птиц.
"Как помочь
зимующим
птицам. "
Январь.
Зимушка -зима.
Белый снег пушистый.
Путешествие в зимний лес.
Февраль.
"Комнатные растения. "
Стекло и металл.
Жизнь птиц зимой.
Март.
Весна - красна.
Путешествие по Красной книге.
Бумага, древесина,
ткань.
Апрель.
Человек - живой организм.
Земля - мой дом.
Насекомые - наши помощники.
Май.
Природа и люди.
Одуванчик.
Хлеб - всему голова.
Чудо - ягода.
Закрепить представления
детей об овощах и фруктах; учить их классифицировать, правильно называть и различать; знать их место произрастания. Определить взаимосвязь сезона и развития растений (действия тепла и холода на растение).
чувства, речь, внимание.
Познакомить детей с грибами, учить выделять съедобные и несъедобные грибы (рыжик, белый гриб, мухомор, поганка). Дать знания о полезных свойствах грибов.
Уточнять и расширять представления детей о сезонных изменениях в природе и их влиянии на жизнь растений, животных, на деятельность людей. Показать связь между живой и неживой природой. Воспитывать любовь к природе и интерес к её явлениям.
Накапливать впечатления о деревьях; учить детей различать их по коре, листьям, цветам, плодам (берёза, клён, тополь, дуб, рябина).Продемонстрировать приспособленность растений к сезонным изменениям в природе; находить и называть отличия, сходство лиственных и хвойных деревьев. Воспитывать интерес к познанию.
Познакомить детей с новыми
лекарственными растениями:
ромашкой и подорожником. Закрепить понятие о взаимосвязи растительного мира и человека. Воспитывать бережное отношение к растениям.
Учить различать и называть садовые и дикорастущие растения, классифицировать их по окраске, строению, запаху. Убеждать детей в необходимости ухаживать за растениями. Воспитывать эстетические чувства.
Уточнить и расширить представления детей о домашних животных, их внешнем виде. Дать первоначальные знания детям об их образе жизни и приносимой ими пользе. Познакомить детей с трудом людей по уходу за домашними животными (их кормят, лечат, выгуливают). Прививать добрые чувства к животным.
Продолжать знакомить со
со свойствами и признаками воды (вода может быть холодной, тёплой, может нагревать другие вещества; вода прозрачная, но может менять окраску; имеет запах, если в ней растворить пахучие вещества: чем больше этого вещества, тем интенсивнее запах и цвет; чем теплее вода, тем быстрее растворяется вещество, с различным его состоянием. Расширять знания детей о значении воды в нашей жизни.
Обобщить представления детей о жизни диких зверей. в зимний период года. Прививать добрые чувства к диким животным.
Научить узнавать и называть песок, глину, камень. Выявлять особенности взаимодействия с водой, влияние воды на их свойства. Дать представления о том, как образуется перегной.
Учить выявлять свойства воздуха (невидим, без запаха, не имеет формы); учить сравнивать свойства воды и воздуха (воздух легче воды). Подвести детей к выводу о необходимости воздуха для роста растений.
Дать первоначальное представление о лесе и жизни в нём диких животных (как передвигаются, чем питаются, как спасаются в зимних условиях, о запрещении охоты на диких животных). Помочь детям устанавливать зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе. Воспитывать любовь и заботу к животным.
Продолжать знакомить детей с зимующими и перелётными птицами (сорока, ворона, голубь, скворец, грач). Расширять знания детей о жизни птиц зимой, об их повадках, питании. Воспитывать сочувствие, сопереживание к "братьям нашим меньшим"
Обобщить представления детей о птицах как живых существах. Учить проявлять заботу
Расширять представления детей о сезонных изменениях в природе и их влиянии на жизнь растений, животных, на деятельность людей. Показать детям связь между живой и неживой природой. Воспитывать любовь и интерес ко всему живому.
Способствовать установлению свойств и качеств снега и льда, их сравнение. Подвести детей к пониманию защитных свойств снега и зависимости свойств снега от температуры воздуха (на морозе снег рассыпчатый, чтобы можно было лепить, он должен быть влажным
Расширить представления детей о сезонных изменениях в природе и их влиянии на жизнь растений, животных, на деятельность людей. Показать детям связь между живой и неживой природой. Воспитывать любовь и интерес ко всему живому.
Познакомить с новыми растениями (аспидистра и герань) и со способами их черенкования. Закрепить названия знакомых комнатных растений (бальзамин, фикус). Продолжать обучать детей описывать растение, отмечая различие и сходство между ними, характерные признаки. Поддерживать интерес к комнатным растениям, желание наблюдать и ухаживать за ними.
Познакомить детей с новым материалом (стекло, металл); учить определять признаки свойства материалов (структура поверхности, мягкость, твёрдость, прочность, хрупкость). Способствовать определению материала, из которого сделан предмет.
Уточнить представления детей о жизни зимующих птиц, сформировать желание помогать им, показать взаимосвязь с живой и неживой природой, развивать мышление; воспитывать доброе отношение к природе.
Уточнить знания детей о последовательности весенних изменений в природе (увеличения продолжительности дня, повышения температуры воздуха, рост и цветение растений, изменение в жизни животных, появление насекомых, прилёт птиц, воспитывать чувство любви к природе.
Познакомить детей с Красной книгой, редкими, находящимися под угрозой исчезновения видами растений и животных; вызвать чувство сопереживания, умение видеть взаимосвязь в природе. .Приучать бережно относится к цветам, животным, как части природы, источнику красоты, радости людей.
Расширять знания детей о свойствах и качествах различных материалов, уметь их сравнивать. Продолжать учить пользоваться различными материалами (бумага, мягкая проволка, ткань, нитки, "бумажное тесто", соломка, пробки, крышки и т. д.) и инструментами. Воспитывать интерес и желание преобразовывать из известных материалов в поделки.
Подвести к осознанию себя как живого существа, имеющего особенности и потребности. Формировать представления
детей о некоторых органах и системах строения человека, о "+" и "-" влиянии на них. Развивать сенсорную чувствительность при решении познавательных задач.
Дать представления о суше и водном пространстве, разнообразии рельефа земной поверхности, водоёмов (пруд, болото, озеро, река, море, видах поселения (деревня, город, страна, о звёздах. .Приветствовать стремление детей овладеть разнообразными способами получения информации. Поощрять желания делится своими впечатлениями с окружающими.
Дать элементарные знания
о жуках (майский, носорог, божья коровка, пчела, кузнечик, муравей); бабочках (крапивница, капустница); на доступных примерах показать, что скрывается за названием некоторых бабочек. Показать пользу насекомых.
Воспитывать интерес и доброе отношение к насекомым.
Расширять знания детей о деревьях. Воспитывать бережное отношение к родной природе.
Познакомить с лекарственным растением - одуванчик.
.Закрепить знания о строении и назначении одуванчика. Развивать наблюдательность.
Уточнить представления о последовательности роста и развития растения.
Познакомить детей с процессом выращивания хлеба: дать представление о том, как хлеб пришёл к нам на стол; обратить внимание на содержание труда людей, на их слаженность и взаимопомощь в работе, воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к человеческому труду.
Расширять знания детей о ягодах: лесных, садовых; их пользе, среде произрастания, качествах (лечат, имеют запах)
Наблюдения.
Д/игра" Чего не стало. "
"Угадай на ощупь. "
"Узнай по описанию.
Беседа " Что нам осень принесла. "
Чтение Ю. Тувим " Овощи. "
Пальчиковая гимнастика " Засолка
капусты. "
Загадки Лесовичка о грибах
-Рассматривание муляжей грибов, иллюстраций.
-Рассказ о месте произрастания грибов, их строении, размножении
-Аппликация "Поможем белочке заготовить грибы"-Рассматривание иллюстраций, муляжей.
Наблюдения за состоянием погоды на участке
-Наблюдения за трудом взрослых
-Чтение стих-я Ерихеева "Осень"
-Рассматривание картины "Времена года"
-Дидактические игры:
"Найди такой листок, как на дереве"
"Кто скорее соберёт"
"Так бывает или нет"
"Детки на ветке"
-Игра "Какая сегодня погода"
-Развлечение "Осень разноцветная"
Рассматривание листьев, коры, плодов деревьев
-Отгадывание загадок
-Игра "Дорисуй листочек", "Соедини листья с плодами"
-Дидактическое лото "С какого дерева листочек"
-Рисование "Разноцветные листочки"
-Чтение стих-я А. Майков "Кроет уж лист золотой"
-И. Токмакова "Сосны"
-Беседа о лекарственных травах
-Загадки
-Рассматривание иллюстраций с растениями
-Доктор лечит от простуды: "Чай из листьев смородины, мяты, зверобоя"
Рассматривание иллюстраций с изображением знакомых садовых и дикорастущих растений
-Чтение рассказа "Зелёные страницы"
-Беседа "Мой любимый цветок"
-Дидактические игры:
"Собери букет"
"Узнай растение"
-Рисование "Поляна цветов"
-Опыт "Что любят растения",
"Как развивается растение"
• Отгадывание загадок о домашних животных
• Рассматривание игрушек, иллюстраций, картин с изображением домашних животных
• Создание альбома о кошках
• Создание фотовыставки «Мой четвероногий друг»
• Рассматривание иллюстраций к сказкам, в которых героями являются домашние животные
• Дидактические игры:
"Назови детёнышей"
"Какая польза от домашних животных"
"Кто, где живёт"
• Игра "Угадай, это зверь или птица?" (по модели)
• Сравнение живой кошки и игрушечного котёнка
• Чтение сказки "Как собака друга искала"
• Драматизация сказки "Три поросёнка"
-Чтение стих-я Н. Рыжовой "Вы слыхали о воде"
-Игра "Как сосулька превратилась вводу"
-Изготовление цветных льдинок
-Взаимодействие воды и снега
-Окрашивание воды (сравнение чистой и грязной воды)
-Дидактическая игра "Вода"
-Опыт с водой
- Чтение рассказа Николаевой "Путешествие капельки"
Рассматривание картины "Звери в зимнем лесу"
Настольный театр: "Маша и медведь"
-Опыт с песком, глиной
- Опыт: как почва влияет на рост и развитие растений (рыхление, прополка, удобрение)
-Рассмотреть песок, глину (сравнить)
Опыт с воздухом (вкус, запах, цвет)
-Надувание мыльных пузырей
-Пузырьки-спасатели
-Надувание шаров
-Поиск воздуха
-Загадочные пузырьки
-Опыт с растениями (как воздух в почве влияет на рост и развитие растения)
-Рассказ о значении чистого воздуха на жизнь людей
Рассматривание картины "Звери в зимнем лесу"
-Игра- имитация "Звериная зарядка"
-Дидактические игры:
"Найди детёныша".
"Кто, что ест", "Кто, где живёт"
-Театр на фланелеграфе "Маша и медведь"
-Настольный театр "Снегурушка и лиса"
-Рисование "животные в лесу" (трафарет)
-Сюжетно-ролевая игра "Зоопарк"
-Сказки "Лисичка-сестричка и волк", "Заюшкина избушка"
--Рассказ Е. Чарушина "Что за зверь?"
-Рассказ Н, Носов "Лисята"
-Беседа о зимующих и перелётных птицах.
-Отгадывание загадок
-Рассматривание иллюстраций с изображением птиц.
-Дидактические игры: "Кто, где
живёт".
"Нарисуй птицам дорожку в сказку.
-Рассматривание альбома "Пернатые друзья"
-Рисование "Чудо- птица" (по мотивам дымковской игрушки)
-Чтение стихотворения:"Покормим птиц зимой".
Изготовление с детьми кормушек для птиц. Беседа: "Чем мы угостим синичку и воробья"
Наблюдения за птицами на участке
-Беседа о зиме
-Рассматривание картины "Зимние забавы"
-Рассказ и рассматривание картины "Как зимуют дикие звери"
-Игрушечный зайчик хочет узнать о жизни зайцев в лесу
-Диафильм "Зима в лесу"
-Рассматривание картины К. Коровин "Зима"
-Аппликация "Деревья зимой" (коллективная, обрывание полосок)
-Рисование "Зимушка- зима"
-Лепка из снега крупных фигур (совместно со взрослыми)
Опыт со снегом
-"Нужен ли зимой растениям снег?"
-Цветные льдинки
-Рисование "Снежинки"
-Постройка горки с помощью взрослых
• Беседа о зиме
• Рассматривание картины "Зимние забавы"
• Рассказ и рассматривание картины "Как зимуют дикие звери"
• Игрушечный зайчик хочет узнать о жизни зайцев в лесу
• Рассматривание картины К. Коровин "Зима"
• Аппликация "Деревья зимой" (коллективная, обрывание полосок)
-Рисование "Зимушка- зима"
• Лепка из снега крупных фигур (совместно со взрослыми)
• Чтение сказки "Зимовье"
• С. Козлов "Зимняя сказка"
• А. Фет "Мама, глянь-ка из окошка:"И. Суриков "Зима"
Рассматривание картины из серии "Уход за комнатными растениями"
-Игра "Какого растения не стало"
-Пальчиковая гимнастика "Посадим цветы"
-Рассматривание растений
-Опыт по ознакомлению с потребностями растений (свет, тепло, влага, почвенное питание)
-Игра "Цветы"
-Беседа о строении растений
-Беседа об уходе за комнатными растениями
-Дидактические игры "Живые картинки",
"Опиши, я отгадаю"
-Рассматривание картины "Цветущий кактус"
-Лепка "Кактус"
-Опыт со стеклом, металлом
-Сравнение предметов
-Дидактическая игра "Из чего сделан предмет"
-Рассматривание иллюстраций с предметами из этих материалов
-Беседа о зимующих птицах.
- Чтение отрывка из рассказа К. Д. Ушинского "Проказы старухи зимы. "
- Игра с мячом "кого чем угостим?"
-Чтение К. Ф. Юон "Мартовское солнце", "Ранняя весна"
-А. К. Саврасов "Грачи прилетели"
-Стих-е С. Вангели "Подснежники"
-Дидактические игры : "Какие животные живут в лесу", "Когда это бывает", "- Где будут первые проталинки?-Где снег не тает?
-Где быстрее наступит весна?
-Рисование "Волшебница весна"
-Театр "Заюшкина избушка"
-В. Берестов "Песенка весенних минут"
-М. Пришвин "Мать-и -мачеха", "Одуванчик", "Ребята и утята"
-Игра "Покажи птиц, которые прилетают весной"
-Игровое упражнение "Посели цветы там, где они выросли"
-Игра "Где живут животные"
-Игра "Какой цветок просит помощи, нарисуй его"
-Рассматривание Красной книги, беседа
-Оригами из бумаги
-Рассматривание предметов, игрушек из знакомых материалов
-Беседа
-Опыт с бумагой, древесиной
Рассматривание плакатов, иллюстраций со строением органов человека.
-Дидактическая игра "Валеология"
"Понюхай и отгадай"
-Беседа о потребностях человека.
-Рассказ о вредных привычках.
-Язычок- помощник
-Игра "Угадай на вкус"
-Гимнастика для глаз
Беседа "Где я живу"
-Сравнение речки, болота, моря
-Рассматривание картины "Семья дома"
-Рассматривание семейных фотографий
-Дидактические игры:
"Рассели животных"
"Кто живёт на суше, а кто в воде"
"Наша семья"
-Беседа о звёздах
-Рисование" Звёздное небо. "
- Отгадывание загадок
-Наблюдения за насекомыми
-Рассматривание иллюстраций
-Дидактические игры:
"Найди насекомых, поедающих листья"
"Как спрятаться бабочкам
-Чтение стих-й М. Пришвина: "Божья коровка", "Кузнечик", "Майский жук" (из книги В. Зотова "Лесная мозаика")
-Рисование "Божья коровка"
-Лепка "Зелёная гусеница"
-Рассматривать иллюстрации с изображением деревьев.
- Чтение рассказов, заучивание стихотворений.
- Беседы о лесе, деревьях.
-Рассматривание картины Шишкина "Дубовая роща. "
-Загадки об одуванчике.
- Чтение стихов.
-Беседа.
-Изучение строения.
- Составление рассказа "Путешествие семечка. "
-Чтение отрывка из сказки "Колосок" и беседа по прочитанному.
-Д/игра "Угадай на вкус. "
-Пословицы о хлебе.
-Рассматривание иллюстраций:
"Вспашка. " "Посев", "Уборка,"
"Появление всходов,"
"Хлеборобы. "
-Отгадывание загадок
-Дидактическая игра "Лесные и садовые ягоды"
Перспективный план
по экологии
в старшей группе
Воспитатель: Новоселова А. Н.