Анна Ушанова
Перспективный план по самообразованию воспитателя подготовительной к школе группы
▼ Скачать + Заказать документы
Не травите детство спором, не судите разговором.
Не давите злом и страхом, не бросайте слов с размаху.
Душу детскую щадите, пуще глаза берегите.
За шалость не корите, ни родитель и ни взрослый,
Развивая детский разум, не влезайте в дебри сразу,
Детства дни не торопите, детству солнце подарите
Перспективный план по самообразованию
воспитателя подготовительной к школе группе
Ушановой Анны Владимировны
Тема "Правовое воспитание детей дошкольного возраста"
Публикация «Перспективный план по самообразованию воспитателя подготовительной к школе группы» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Подготовительная группа
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Направление: Социально-личностное.
Образовательная область: социально-коммуникативное развитие.
Цель: повысить свой профессиональный уровень; систематизировать работу по формированию социально-правовых норм и правил поведения у детей подготовительной к школе группы.
Задачи:
закрепление у детей представления о своих правах как важной составляющей формирования личности для приобретения знаний, умений и навыков
формирование у детей: социальной ответственности, способностей понимать и оценивать свое поведение и поступки окружающих людей, навыков общения в различных ситуациях с ориентацией на ненасильственную модель поведения;
воспитание у детей уважительного и терпимого отношения к людям независимо от их происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия, в том числе внешнего облика и физических недостатков;
содействие процессу формирования у детей: чувства собственного достоинства, своего мнения и навыков его выражения, умений конструктивного разрешения конфликтов и споров;
воспитание уважения к достоинству и мнению другого человека;
воспитание в детях любознательности, произвольного внимания, потребности в самостоятельном поиске ответов на возникающие вопросы.
АКТУАЛЬНОСТЬ
Права детей сегодня- это «модная» тема. Сегодняшние дети - это будущее страны. Каким станет будущее детей и государства зависит от многих причин. Несомненно, одно: благополучие граждан России возможно только в цивилизованном правовом государстве
Формирование человека начинается с раннего детства, и дети усваивают ценности того общества, в котором живут. Именно в детстве закладываются основы не только знаний, но и норм поведения, убеждений, потребностей личности. Немалую роль в этом призвано сыграть правовое образование всех участников педагогического процесса. В правовых нормах четко формулируются правила (разрешение, требование, запрет, условия их применения, указываются на правомерный способ действия. Вследствие этого человек, усвоивший правовые нормы, действует более четко, уверенно, результативно.
Ребенок, приученный в дошкольные годы искать и находить взаимоприемлемые решения в согласии с другими, в своей взрослой жизни не будет прибегать к ущемлению прав и свобод других людей.
Правовому воспитанию дошкольников стали уделять большое внимание, так как дошкольное детство - наиболее благоприятный период для становления личности ребенка.
Для формирования у детей элементарных представлений о своих правах и свободах, развития уважения и терпимости к другим людям и их права, важно не только давать знания, но и создавать условия их практического применения. То есть эту работу нельзя сводить к простому заучиванию статей документа и отдельных прав человека. В детях нужно воспитывать уверенность в себе, самоуважение и уважение к другим.
Полнота самоощущения и толерантность – вот основа правового воспитания дошкольников. Раннее правовое воспитание способствует общему социальному развитию ребенка, созданию условий для формирования его правосознания и правосообразного поведения.
Организуя работу по данному направлению, необходимо опираться на ведущие для дошкольников виды деятельности : игровую и художественно-продуктивную.
При разработке организованной образовательной деятельности учитывается индивидуальные качества ребенка психологическая готовность ребенка к новому виду деятельности. Предлагается примерный тематический план на год, где планирование и организация занятий позволит приобщить к делу каждого ребенка и родителей, активно включая их в педагогический процесс.
Месяц Статья Конвенции
что регламентирует Тема
ООД
Задачи Изменения
в развивающей среде Связь
с другими видами деятельности Работа с родителями
С
Е
Н
Т
Я
Б
Р
Ь
Статья 6
Ребёнок имеет неотъемлемое право на жизнь, и государство обязано обеспечить выживание и развитие ребёнка.
«В мире людей –
права детей»
-сформировать представления о понятии “Право».
-воспитывать уважение к правам человека.
-способствовать воспитанию правовой культуры.
-вспомнить содержание важнейших международных законов.
-вспомнить символические обозначением прав человека. Пополнить иллюстрациями «Конвенция о правах ребёнка»
Настольная игра «Что такое хорошо и что такое плохо»
Словесно – дидактические игры:
«Можно- нельзя» «Скажи кто такой я», «Четвертый лишний», «Не ошибись».
Развивающие игры
- «Мои права»
- «Я должен…»
- «Кто нарушил права?»
- «Мы разные, но у нас равные права»
Речевое развитие «Пересказ рассказа «Сила – не право» К. Д. Ушинского»
«Нужны ли правила поведения в обществе»
Чтение художественной литературы
- В. Катаев «Цветик — семицветик»
- А. Волков «Волшебник Изумрудного города»
- К. Д. Ушинский «Умей обождать»
-К. Д. Ушинский «Вместе тесно, а врозь скучно»
- Л. Толстой «Два товарища»
- - В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо» Папка – передвижка «Права детей"
О
К
Т
Я
Б
Р
Ь
Статья 9
Ребёнок имеет право жить вместе с родителями «Моя семья» -закрепить знания детей о себе, о своей семье, воспитывать ласковое, чуткое отношение к близким, потребность радовать их своими добрыми делами;
-сформировать представления детей о семейном благополучии и о защите прав ребенка членами семьи.
-закрепление права на жилище, на собственное мнение.
-наглядно продемонстрировать с помощью художественного произведения право на жилье.
-закрепить знания о правах и обязанностях.
Книги, иллюстрации и картинки «Семья», репродукций, фотографий с изображением различных семей.
Атрибуты к играм, предметы заместители для игр, костюмы.
Книжки-раскраски тематического характера; схема последовательного рисования человека.
«Семья» (мебель, предметы быта, одежда для членов семьи). Фотографии, иллюстрации, открытки с изображением домов разного вида;
Развитие речи:
«Составление рассказа по картине «Моя семья»
«Составление творческих рассказов «Вместе – целая семья»
Цель: закреплять умение составлять связный, последовательный рассказ.
Художественное творчество рисование:
«Моя семья», «Мой дом», «Страна, где я живу», «Портреты моих родных», «Дом, в котором я живу», «Моя семья», «Папа (мама) гуляет со своим ребенком в сквере (по улице)»,
Лепка «Петушиная семья»
Пальчиковые игры:
«Семья», «Дружная семейка», «Дом»
Дидактическая игра «Моя семья».
Логоритмика – игра «Считалка под мяч»«Как у нас семья большая».
Чтение художественной литературы
Я. Аким «Кто кому кто?» (о семье,
р. н. ск. «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».
рассказа Н. Носова «Приключение Незнайки и его друзей».
Цель: знакомство с новым произведением, учить детей внимательно слушать, дать понять детям, что малыши должны жить вместе с родителями.
Инсценировка сказки «Заюшкина избушка».
Заучивание:
Я. Аким «Моя родня»
- О. Липатова «Я люблю свою сестрёнку»
-Р. Сеф «Совет»
Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Путешествия». Создание альбома «Моё генеалогическое дерево» Организация фотовыставки «Наша дружная семья» Консультация «Как организовать условия в семье для жизнедеятельности ребенка»
«Права ребенка в семье»,
«Роль отца в семейном воспитании»
«Уроки семьи и семейных ценностей».
Н
О
Я
Б
Р
Ь
Статья 7.
Ребенок имеет право на имя при рождении и гражданство
Я и мое имя. Что значат наши имена».
"Моя Родина»
-довести до сознания детей, что каждый человек, проживающий на планете Земля, имеет право на имя,
-уточнить, что такое «отчество», «фамилия», их происхождение,
-вспомнить о традициях именования людей в соответствии с возрастом и роли имени в жизни человека
-углублять и уточнять представления о Родине — Россия.
-поддерживать интерес детей к событиям, происходящим е стране, воспитывать чувство гордости за ее достижения.
-закреплять знания о флаге, гербе и гимне России.
-расширять представления о Москве — главном городе, столице России; объяснить детям понятие «гражданство»;
-воспитывать уважение к людям разных национальностей и их обычаям.
Книга «НАШИ ИМЕНА»
Пополнение
«Уголка права» иллюстрациями документов: паспорт, свидетельство о рождении
Символика России: флаг, герб, текст
(фонограмма) гимна.
Фотография президента.
Выставка литературных произведений на тему: «Моя Родина», «Природа России»; иллюстрации о России, Москве;
фонограммы песен о России. Карта России, глобус.
Кукла в национальном костюме.
Фотоальбом «Мой любимый город Нижний Новгород
Речевое развитие «Как зовут твоих родителей, где они работают», «Как тебя называют дома», «Что такое именины», «Что такое фамилия».
Цель: уточнить представления о семье, принадлежности к ней ребенка.
Игры-упражнения: «Раздаем имена», «Ласковые имена», «Обратись по имени», Кто я?», «Назови меня ласково», «Можно- нельзя», «Угадай по голосу», «Я знаю много имён девочек (мальчиков)», «Когда я стану взрослым».
Театрализованные игры: «Где родился, там и пригодился».
Игры-викторины: «Измени имя», «Что в имени тебе моем», «Как вас теперь называть».
Чтение художественной литературы
Э. Успенский «Ты и твое имя», Н. Носов «Приключение Незнайки и его друзей», Е. Чарушин «Почему Тюпу прозвали Тюпой».
Познавательно-исследовательская деятельность (познание предметного и социального мира)
«Я люблю тебя, Россия»
«Широка страна моя родная!»
«Наша Родина-Россия»
Речевое развитие: беседа о гимне (что такое гимн, как его надо слушать, «Флаг России»
Цель: воспитывать патриотические чувства, обогащать словарь.
«Права и обязанности», «Что такое документы»
Цель: закреплять знания детей о правах и обязанностях маленького гражданина страны; рассказать о документах, в которых закреплены основные права и обязанности людей и о документах, удостоверяющих личность.
«Путешествие в разные страны».
Цель: дать представление о том, что в разных странах живут разные люди.
Дидактическая игра «Путешествие»
Конструирование: «Построим модель микрорайона»
Строительная игра «Моя улица»
Игровая ситуация «Родные улицы»
Сюжетно-ролевая игра «Строители» : сюжет «Новая улица»
Художественное творчество: рисование «Город вечером», «Папа (мама) гуляет со своим ребенком в сквере (по улице).
Чтение художественной литературы
«Моя первая книга о России» Т. Коти
Рекомендации: «Как отметить день рождения ребенка»
Совместно с родителями изготовить бейджики с именем ребёнка
Папка-передвижка
«4 ноября – День народного единства»
Выпуск стенгазеты
«День народного единства»
Д
Е
К
А
Б
Р
Ь
Статья 21.
Право ребенка на пользование услугами системы здравоохранения, средствами лечения болезней и восстановление здоровья
«Сохрани свое здоровье сам».
«Здоровье и болезни»
«Здоровая пища»
«Скорая помощь»
«Страна Спортландия»
-формировать у детей представление об условиях, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья каждого ребенка; воспитывать потребность в здоровом образе жизни.
- учить ребенка заботиться о своем здоровье.
- помочь детям понять, что здоровье зависит от правильного питания.
- учить детей реагировать на ситуацию: позвать взрослого или вызвать скорую помощь.
- формировать привычку к ЗОЖ, заботе о своем здоровье.
Настольная игра «Кому что нужно»,
Детское лото
«Кем быть?»
Опытно-исследовательская деятельность
Проверка зрения, как бьется твое сердце, посчитаем пульс
Цель: ознакомление со своим организмом, формирование заботы о своем здоровье.
Речевое развитие:
Беседа «Белоснежная улыбка», «Здоровые зубы»
Цель: формировать представления детей о значении здоровья зубов для здоровья организма в целом. Закреплять представления о необходимости ухода за зубами и полостью рта.
Беседа «Мои поступки и здоровье»
Цель: формировать представление о понятии «образ жизни», о значении образа жизни для здоровья человека.
Беседа «Важность соблюдения режима дня»
Цель: формировать осознанное отношение быть здоровыми и бодрыми
Художественное творчество:
рисование «Доктор Айболит спешит на помощь».
аппликация: «Машина скорой помощи»
Конструирование: «Медицинский городок»
Ручной труд: изготовление медицинских карт для игры в больницу.
Сюжетно-ролевые игры: «Больница», «Чистота – залог здоровья», «Диагностический центр».
Игра-шутка: «На что жалуетесь?», «Расскажите, что болит».
Чтение художественной литературы
К. Чуковский «Айболит», «Мойдодыр»; С. Михалков «Тридцать шесть и пять», «Чудесные таблетки», «Про девочку, которая сама себя вылечила», «Прививка»
«Зачем соблюдать режим?», «Я хочу быть здоровым», «Чистим зубы». Шалаева Г. П «Правила для воспитанных детей», «Как Антон полюбил ходить в детский сад».
пословицы, поговорки, загадки о здоровье
Спортивные развлечения. Дни здоровья.
Игра–импровизация по сказке
К. Чуковского «Айболит».
Д/игра «Полезные продукты».
Посещение медицинского кабинета ДОУ. «Маленькая поликлиника детского сада»
Игровое упражнение «Как вызвать «скорую помощь» Консультации:
«Как организовать физкультурный досуг дома»
«Как сделать зимнюю прогулку с ребенком приятной и полезной?»
Оформить папку-передвижку: «Чтобы дети не болели»
Мастер-класс для родителей: «Изготовление чесночных бус и кулонов для профилактики заболеваний верхних дыхательных путей»
Фотовыставка: «Семья -здоровый образ жизни»
Я
Н
В
А
Р
Ь
Статья 31.
Ребенок имеет право на отдых, досуг Как и зачем люди отдыхают»
«Театр»
«Праздники»
«Как человек отдыхает», «Как ты проводишь свободное время», «Что такое отдых», «Какие бывают праздники», «Мое любимое занятие».
познакомить детей с понятием отдыха и показать его необходимость, обучать детей способам организации самостоятельной деятельности.
- углубить знания детей о театре как виде искусства
- закрепить знания о том, какие бывают праздники, как организуют празднование разных событий.
- закрепить понятие о видах отдыха, его необходимости
Фотоальбом «Любимые места отдыха нижегородцев» Развитие речи: беседа «Зачем человеку свободное время?»
Ручной труд по желанию детей или предложению воспитателя.
Цель: учить детей содержательно проводить свободное время, общаться друг с другом, использовать поделки во время отдыха (атрибуты к играм, подарки на день рождения).
Театрализованные игры, игры- драматизации.
Цель: учить детей разыгрывать спектакли, сказки, отражать в них свои впечатления.
Сюжетно-ролевые игры: «Путешествия». «Семья», «Поход».
Цель: учить детей применять свои знания об окружающем в игре
Конструирование: театр
Буклет
«Возможные формы совместного отдыха родителей и детей
Цель: расширить представления о видах совместного отдыха детей и родителей, побуждать родителей больше времени проводить с детьми.
Ф
Е
В
Р
А
Л
Ь
Статья 16
Дети имеют право на защиту от вмешательства в их личную и семейную жизнь
«Если вдруг тебя обидели»
Что такое дружба»
Кого можно назвать другом?»,
«С кем бы ты хотел дружить?», «Мы такие разные и такие похожие»
углублять представление детей о доброте, как о ценном, неотъемлемом качестве человека.
-закреплять знания правил вежливого общения.
-совершенствовать коммуникативные навыки (умения выслушивать товарища, искренне высказывать свое мнение, проявлять доброжелательность к суждениям других детей).
-поощрять стремление ребенка совершать добрые поступки.
-воспитывать доброту, отзывчивость, дружелюбие, желание сделать что-то для других людей, принести им пользу.
-формировать у детей умение избегать ссор, уступать и договариваться друг с другом
- Фонограммы песен: «Дорогою добра», «Доброта» (м/ф про Фунтика, Барбарики «Доброта», Леопольд «Ярко светит солнце»
«Есть друзья, а для них у друзей нет выходных»
Игра–инсценировка «Доброе слово лечит, а худое калечит»
Развитие речи
Беседы о добре, добрых поступках и делах.
Разучивание мирилок
Художественное творчество:
рисование: «Я – человек», «Мои желания», аппликация Коллективная творческая работа «Дерево доброты».
Игры на разрешения ситуаций: «Не поделили игрушку», «Пойми меня», «Скажи другу комплимент»
Чтение художественной литературы:
-С. Маршак «12 месяцев»
- С. Михалков «Три поросенка»
-Л. Толстой «Два товарища»
-А. Кузнецов «Подружки»
-А. Неелова «Даром ни одно добро не пропадает» - Осеева «Добрые слова»
- Е. Серова «Нехорошая история»
-Е. Благинина «Подарок»
-А. Барто «Вовка - добрая душа»
Папка – передвижка «Десять заповедей для родителей»
М
А
Р
Т
Право на труд и свободный выбор работы
Все работы хороши, выбирай на вкус!» -каждый человек имеет право на труд и свободный выбор работы.
-формировать представление, что жизненный уровень зависит от качества труда.
-воспитывать уважение к труду взрослых и желания выбрать свою профессию
-сформировать у детей устойчивое эмоционально-положительное отношение к труду, желание трудиться.
-вызвать желание трудиться по внутреннему побуждению, проявляя инициативу, оказывая конкретную посильную помощь взрослым.
-подвести к пониманию значимости, ценности коллективного труда, к сознанию, что труд может принести радость, удовольствие.
-развивать дружеские чувства, способность к эмоциональному сопереживанию.
-воспитывать трудолюбие, гуманное отношение к родным,
близким,
сверстникам, природе.
Альбом «Профессии бывают разные»
Алгоритм для составления рассказа «Профессии»,
Мнемотаблицы для заучивания стихотворений по теме «Профессии» Развитие речи: беседа «Зачем и как работают взрослые люди»
беседа о профессиях с рассматриванием плаката «Профессии»
Составление рассказов на тему: «Мужская профессия», «Кем работают мои родители! «Профессия моей мечты».
Перессказ худ. произведения Е. Пермяка «Для чего руки нужны»
словесная игра «Где мы были, мы не скажем, а что делали – покажем»,
- с / р игры «Шоферы», «Магазин».
Дидактические игры:
«Угадай профессию по описанию»,
«Кому что нужно для работы»,
лото «Профессии».
Сюжетно-ролевые игры: «Пожарные», «Почта», «Супермаркет», «Транспорт», «Салон красоты», «Служба спасения», «Поликлиника».
Чтение художественной литературы
С. Михалкова «Дядя Степа», С. Маршака «Почта»
Н. Саконская «Руки-умельцы», В. Катаев «Дудочка-кувшинчик», Н. Емельянова «Окся-труженица», Пермяк «Мамина работа», Токмакова «Золотые ложки», рассказа Воронкова «Необыкновенный учитель
Заучивание стихотворения «Хороши мои дела» Прокофьева
Художественное творчество:
рисование «Мы сажаем деревья», по сказке «Золушка», «Профессии, которые мне нравятся»
Познавательно-исследовательская деятельность (познание предметного и социального мира)
«Кем ты будешь, когда станешь взрослым», «Кем быть, кто важнее?» Домашние творческие задания
«Домашние обязанности вашего ребенка»
А
П
Р
Е
Л
Ь
Статья 28
Ребенок имеет право на образование
Грамоте учиться всегда пригодиться
«Как люди получают информацию»
-
-раскрыть право на образование,
зачем нужно учиться, какую роль играет образование в жизни людей;
-рассказать детям о преимуществе образованных людей над необразованными
-уточник источники информации Пополнить «Уголок книги» энциклопедическими словари для дошкольников
Цель: развитие любознательности, умение пользоваться научной литературой Экскурсия в школу
Цель: дать представление о праве детей на образование.
Экскурсия в библиотеку
Цель: развивать интерес детей к чтению, книге, библиотеке.
Художественное творчество: рисование «Скоро я пойду в школу», «Моя любимая телепередача».
Конструирование: «Книжки-малышки»
Составление и разгадывание ребусов, кроссвордов.
Реставрация книг. Библиотечка сказок.
Цель: воспитание любви к чтению, трудолюбию и аккуратности
«День знаний», «Неделя детской книги», «Выпускной в детском саду»
Цель: закреплять представление об образовании и получении информации, развитии интереса к чтению
Памятка
«Что необходимо знать и уметь ребенку, поступающему в школу
Цель: повышать педагогическую компетентность родителей
Консультация
«Самостоятельность ребенка. Ее границы»
Цель: сформировать представления о необходимости предоставления самостоятельности ребенку в пределах разумного.
М
А
Й
Презентация проекта.
1."Каждый маленький ребенок, должен знать это с пеленок". Закрепление знаний у детей о их правах и обязанностях, формирование навыков безопасного поведения во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками в общественных местах. рекомендации родителям по воспитанию детей в духе уважения и соблюдения прав и свобод человека.
Изучение литературы:
1. Всеобщая Декларация прав человека. Принята Генеральной Ассамблеей ООН от 10 декабря 1948 г. Мн. – "Беларусь", 1998.
2. В. Н. Гуров «Социальная работа образовательных учреждений с семьей»
3. «Воспитателю о работе с семьей» п/ред. Н. Ф. Виноградовой
4. Давыдова О. И., Вялкова С. М. Беседы об ответственности и правах ребенка. – М. : ТЦ Сфера, 2008.
5. Доронова Т. Защита прав и достоинства маленького ребёнка // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 9
6. Зеленова Н. Г. ,Осипова Л. Е. Я – ребенок, и я имею право. -М. : Изд. Скрипторий 2003 г
7. Знакомим дошкольников с Конвенцией о правах ребенка /Авт. -сост. : Е. В. Соловьева, Т. А. Данилова, Т. С. Лагода, Н. М. Степина. – 2-е изд.
8. Калинина Л. В. Изучаем права вместе с любимыми персонажами. - «Ребенок в детском саду».- №3.- 2008 г.
9. Ковалева Г. А. Воспитывая маленького гражданина. Практическое пособие для работников ДОУ, - М. : АРКТИ, 2003
10. Конвенция о правах ребенка: Конвенция ООН. – М. : РИОР, 2007
11. Конституция Российской Федерации. – М. : Юрайт-Издат, 2008 г.
12. Маханева М. Д., Скворцова О. В. Учим детей трудиться. М. ТЦ «Сфера», 2012.
13. Николаева С. О. Занятия по культуре поведения с дошкольниками и младшими школьниками : Учеб. – метод. пособие. – М. : Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003 г.
14. Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы», под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой
15. Парамонова Л. Общественное дошкольное воспитание : современные тенденции развития и права ребёнка // Дошкольное воспитание. - 2007. - № 6
16. Педагогика / под ред. П. И. Пидкасистого. М. : 2009.
17. Пчелицева Л. М. Комментарии к Семейному Кодексу Р. Ф. М. : 2008.
18. З. Ф. Семенова, С. Ф. Семенова «Психологические рисуночные тесты»
19. Суслова Э. Растим гражданина //Дошкольное воспитание. -2009. - №1
20. Усачев А. Н. Всеобщая Декларация прав человека для детей и взрослых. М: " Ангстрем", 1993.
21. Фарафонова И. И. и др. Права ребенка (семейные проекты) – журнал «Ребенок в детском саду».- №3.- 2008 г.
22. Шорыгина Т. А. «Беседы о правах ребенка» М. :2011
23. Шорыгина Т. А. Беседы о хорошем и плохом поведении. - М. : ТЦ Сфера, 2007
24. Шорыгина Т. А. Профессии, какие они? Издательство ГНОМ и Д, 2010.
Интернет-ресурсы:
1. https://nsportal.ru/
2. https://detsad-kitty.ru
3. https://www.1umka.ru
4. https://pochemu4ka.ru/
5. https://doshkolnik.ru/
6. https://my-rabota.3dn.ru/