Кучиева Светлана Николаевна
Перспективный план по развитию речи (чтение художественной литературы) согласно ФОП в средней группе детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Сентябрь.
1. Тема: Чтение русской народной сказки «Жихарка» (обработка И. Карнауховой).
Цель: воспитывать эмоционально-образное восприятие содержания сказки; учить понимать и оценивать характер и поступки героев; подвести к пониманию жанровых особенностей сказки.
2. Тема: Чтение стихотворения Благинина Е. А. «Дождик, дождик…»
Публикация «Перспективный план по развитию речи (чтение художественной литературы) согласно ФОП в средней группе детского сада» размещена в разделах
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Планирование. Планы работ
- Развитие речи. Планы
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2024
Цель: продолжать учить детей составлять рассказы об игрушке; познакомить со стихотворением о ранней осени, приобщая к поэзии и развивая поэтический слух.
3. Тема: Чтение и заучивание потешки «Дождик-дождик, веселей».
Цель: знакомить детей с малыми формами фольклора, заучить её наизусть.
4. Тема: Абрамцева Н. К. «Дождик» (проза).
Цель: учить слушать небольшие по объёму произведения, отвечать на вопросы.
5. Тема: Родари Д. «Собака, которая не умела лаять» (из книги «Сказки, у которых три конца», пер. с итал. И. Константиновой.
Цель: вызвать у детей радостное настроение от встречи со сказочными героями; развивать умение эмоционально воспринимать образное содержание сказки, последовательность событий, придумывать новые эпизоды, названия.
6. Тема: Чуковский К. И. «Путаница».
Цель: показать особенности стихотворного текста. Помочь детям понять содержание поэтического текста.
7. Тема: Чтение сказки Р. Сеф " Сказка о кругленьких и длинненьких человечках".
Цель: учить детей понимать характеры и поступки героев; замечать и понимать образные выражения, развивать умение отвечать на вопросы по прочитанному.
8. Тема: Ю. Тувим «Овощи».
Цель: учить слушать небольшие по объёму произведения, отвечать на вопросы по тексту.
Октябрь.
1. Тема: Чтение сказки К. Чуковского «Телефон».
Цель: порадовать детей чтением весёлой сказки; поупражнять в инсценировании отрывков из произведения.
2. Тема: Барто А. Л. «Я знаю, что надо придумать».
Цель: показать особенности стихотворного текста, помочь детям понять содержание поэтического текста.
3. Тема: «Смоляной бычок» (обработка М. А. Булатова).
Цель: воспитывать эмоционально – образное восприятие произведения, учить осмысливать идею; уточнить знание детей о жанровых особенностях сказки; формировать навыки творческого рассказывания. Довести до сознания детей замысел сказки, воспитывать у детей добрые чувства, потребность заботиться о близких.
4. Тема: Маяковский В. В. «Что такое хорошо и что такое плохо?»
Цель: сформировать основные ценности и о правилах поведения людей.
Довести до сознания детей замысел произведения.
5. Тема: Чтение детям песенки «Дон – дон- дон»
Цель: уточнить и закрепить представление детей о жанровых и языковых особенностях потешек, песенок, воспитывать умение понимать содержание.
6. Тема: Чтение любимых стихотворений.
Заучивание стихотворения Лукашиной М. «Розовые очки».
Цель: выяснить, какие программные стихотворения знают дети; помочь запомнить новое стихотворение.
7. Тема: «Сказки у которых три конца» Дж. Родари.
Цель: воспитывать эмоционально – образное восприятие произведения, учить осмысливать идею; уточнить знание детей о жанровых особенностях сказки; формировать навыки творческого рассказывания. Довести до сознания детей замысел сказки.
8. Тема: «Колосок», укр. нар. сказка (обработка С. Могилевской).
Цель: формировать речевую активность в диалогической речи, обратить внимание на название сказки и сюжет. Побуждать детей понимать и объяснять поступки, поведение, выделять положительные и отрицательные поступки героев.
Ноябрь.
1. Тема: Чтение сказки «Три поросёнка».
Цель: познакомить детей с английской сказкой «Три поросёнка»; помочь понять её смысл и выделить слова, передающие страх поросят и страдания ошпаренного кипятком волка.
2. Тема: «Уж небо осенью дышало» А. С. Пушкин.
Цель: раскрыть перед детьми многообразие литературного слова, созвучного с самой природой. Обратить внимание на мелодичность и напевность стихотворной формы.
3. Тема: Чтение русской народной сказки «Гуси лебеди».
Цель: учить детей понимать образное содержание и идею сказки, передавать структуру сказки с помощью моделирования, замечать и понимать образные слова и выражения в тексте; развивать творческое воображение.
4. Тема: Чтение потешки «Гуси, вы гуси…»
Цель: знакомить детей с потешкой, заучить её наизусть.
5. Тема: Пришвин М. М. «Ребята и утята».
Цель: учить слушать художественное произведение, отвечать на вопросы по тексту, высказывать свою точку зрения.
6. Тема: Чарушин Е. И. «Тюпа, Томка и сорока» (сборник рассказов).
Цель: учить слушать рассказ, знакомиться со способами зверей; пытаться спасаться от врагов, расширять знания о природе, развивать интерес к животному миру; воспитывать бережное отношение к природе.
7. Тема: «Кискино горе» Б. Заходер.
Цель: продолжать учить детей понимать содержание стихотворения, юмористический смысл несоответствия.
8. Тема: «Красная шапочка» Ш. Перро Пересказ.
Цель: подвести детей к воспроизведению текста, развивать творческую речевую активность в пересказе художественных текстов.
9. Тема: Загадывание загадок о перелетных птицах.
Цель: Развивать логическое мышление, воображение.
Декабрь.
1. Тема: Чтение и заучивание стихотворений о зиме.
Цель: приобщать детей к поэзии; помогать запоминать и выразительно читать.
2. Тема: Чтение русской народной сказки «Лисичка – сестричка и волк».
Цель: познакомить с русской народной сказкой; помочь оценить поступки героев, драматизировать отрывок из произведения.
3. Тема: Аким Я. Л. «Первый снег».
Цель: показать красоту зимней природы через восприятие поэтического текста, побуждать детей передавать свои чувства по содержанию литературного текста, формировать речевую активность.
4. Тема: «Раз, два, три, четыре, пять – вышел зайчик погулять».
Цель: уточнить и закрепить представление детей о жанровых и языковых особенностях потешек, воспитывать умение понимать содержание.
5. Тема: Балинт А. «Гном Гномыч и Изюмка» (главы из книги).
Цель: учить слушать художественное произведение, отвечать на вопросы по тексту, высказывать свою точку зрения.
6. Тема: Горький М. «Воробьишко».
Цель: продолжать учить ребят внимательно слушать художественное произведение, отвечать на вопросы, поддерживать диалог, пересказывать своими словами основной смысл рассказа; воспитывать чувство сопереживания; воспитывать интерес к художественным произведениям.
7. Тема: Пересказ русской народной сказки «Заяц-хваста» (обработка А. Н. Толстого).
Цель: развивать творческую речевую активность в пересказе художественных текстов.
8. Тема: «Бременские музыканты» из сказок братьев Гримм.
Цель: подвести детей к воспроизведению текста, развивать творческую речевую активность в пересказе художественных текстов.
Январь.
1. Тема: Чтение русской народной сказки «Зимовье».
Цель: помочь вспомнить известные им русские народные сказки; познакомить со сказкой.
2. Тема: «Федорино горе» К. Чуковский.
Цель: учить детей воспринимать и осознавать образное содержание сказки, замечать образные слова и выражения в тексте; упражнять в подборе синонимов; учить понимать содержание, придумывать новые эпизоды.
3. Тема: Хогарт Э. «Мафин и его веселые друзья» (главы из книги).
Цель: учить слушать художественное произведение, отвечать на вопросы по тексту, высказывать свою точку зрения.
4. Тема: Потешка-песня «Уж ты, зимушка-зима».
Цель: знакомить детей с малыми формами народного фольклора, раскрыть перед детьми многообразие литературного слова, созвучного с самой природой. Обратить внимание на мелодичность и напевность стихотворной формы.
5. Тема: Есенин С. А. «Поет зима – аукает…»
Цель: показать красоту русской природы, чувствовать напевность и богатство выразительных средств языка. Понимать содержание поэтических текстов, различать особенности стихотворений.
6. Тема: С. Михалков «Дядя Степа».
Цель: познакомить детей с новым произведением, учить характеризовать поступки героя. Воспитывать уважение к взрослым, интерес к их профессиям.
7. Тема: Бианки В. В. «Подкидыш».
Цель: учить слушать литературные произведения, оценивать поступки героев, воспитывать усидчивость, развивать внимание и память.
Февраль.
1. Тема: Чтение произведения К. Чуковского «Айболит и воробей».
Цель: помочь детям вспомнить названия и содержание сказок К. Чуковского; познакомить с новой.
2. Тема: Чтение венгерской народной сказки «Два жадных медвежонка»
Цель: учить детей понимать образное содержание и идею сказки, видеть взаимосвязь между содержанием и названием произведения, понимать и формулировать тему, стимулировать желание придумывать новые детали, эпизоды, фрагменты к сказке.
3. Тема: «Багаж» С. Маршак.
Цель: познакомить детей с произведением, учить проявлять чуткость к художественному слову при знакомстве со стихотворением С. Маршака.
4. Тема: Потешка «Барашеньки…»
Цель: воспитывать умение слушать, заучивать наизусть потешки, осмысливать усушенное, отвечать на вопросы.
5. Тема: «Шли два товарища» Л. Н. Толстой.
Цель: продолжать учить ребят внимательно слушать художественное произведение. Учить детей отвечать на вопросы, поддерживать диалог, пересказывать своими словами основной смысл рассказа; воспитывать чувство сопереживания.
6. Тема: Брюсов В. Я. «Колыбельная.
Цель: раскрыть перед детьми многообразие литературного слова, созвучного с самой природой. Обратить внимание на мелодичность и напевность стихотворной формы.
7. Тема: «Пожар» С. Маршак.
Цель: познакомить детей с произведением, развивать умение слушать внимательно, строить полные ответы, развивать слуховое внимание.
8. Тема: Михалков С. В. «А что у Вас?».
Цель: учить детей эмоционально воспринимать произведение; учить находить различные средства для выражения и передачи образов и переживаний; развивать образность речи, творческое воображение.
Март.
1. Тема: Чтение сказки «Петушок и бобовое зёрнышко».
Цель: помочь детям вспомнить названия и содержание уже известных сказок; познакомить со сказкой.
2. Тема: Квитко Л. М. «Бабушкины руки» (пер. с евр. Т. Спендиаровой).
Цель: воспитывать доброе, внимательное отношение к бабушке, стремление помогать ей. Учить проявлять чуткость к художественному слову.
3. Тема: Благинина Е. А. «Посидим в тишине».
Цель: продолжать учить ребят внимательно слушать художественное произведение. Учить детей отвечать на вопросы, поддерживать диалог. воспитывать чувство сопереживания.
4. Тема: Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».
Цель: учить детей понимать характеры и поступки героев; замечать и понимать образные выражения.
5. Тема: «Иди весна, иди, красна…»
Цель: воспитывать умение слушать, заучивать наизусть потешки, осмысливать услышанное, отвечать на вопросы.
6. Тема: «Праздник мам» В. Берестов.
Цель: учить выражать эмоции при прочтении стихотворения, учить поддерживать беседу. Высказывать свою точку зрения.
7. Тема: «Пришла весна» Л. Н. Толстой.
Цель: побуждать детей пересказывать небольшое по объему литературное произведение близко к тексту, развивать интонационную выразительность речи.
8. Тема: Ивамура К. «14 лесных мышей» (пер. Е. Байбиковой).
Цель: учить детей понимать характеры и поступки героев; замечать и понимать образные выражения. Довести до сознания детей замысел сказки.
Апрель.
1. Тема: Чтение стихотворений о весенних деревьях. Заучивание стихотворения Е. Благининой «Черемуха».
Цель: учить детей эмоционально воспринимать образное содержание поэтического текста, понимать средства выразительности; развивать образность речи детей.
2. Тема: Рассказы о маленьком автомобильчике. «Малыш у себя дома» Л. Берг
Цель: познакомить детей с произведением, развивать умение слушать внимательно, строить полные ответы, развивать слуховое внимание.
3. Тема: Первый в космосе. Из книги В. П. Бороздина.
Цель: продолжать учить детей внимательно слушать рассказы, отвечать на вопросы по их содержанию.
4. Тема: Заучивание стихотворения Г. Ладонщикова «Весна».
Цель: учить детей эмоционально воспринимать стихотворение, учить находить различные средства для выражения и передачи образов и переживаний; развивать образность речи, творческое воображение.
5. Тема: «С добрым утром!» С. Есенин.
Цель: показать красоту русской природы, чувствовать напевность и богатство выразительных средств языка. Понимать содержание поэтических текстов, различать особенности стихотворений, закличек, песенок.
6. Тема: «Вот какой рассеянный», С. Маршак.
Цель: познакомить детей с произведением, развивать умение слушать внимательно, строить полные ответы, развивать слуховое внимание.
7. Тема: В. Сутеев «Мышонок и карандаш».
Цель: учить слушать художественное произведение, поддерживать беседу, обсуждая сказку.
8. Тема: Носов Н. Н. «Заплатка»
Цель: формировать речевую активность в диалогической речи, обратить внимание на название рассказа и сюжет. Побуждать детей понимать и объяснять поступки, поведение, выделять положительные и отрицательные поступки героев.
9. Тема: Цыферов Г. М. «В медвежачий час».
Цель: учить понимать тему, образное содержание и идею произведения; видеть взаимосвязь между содержанием и названием произведения; формулировать тему и основную мысль сюжета.
Май.
1. Тема: Чтение сказки Д. Мамина – Сибиряка «Сказка про Комара Комаровича – Длинный нос и про Мохнатого Мишу – короткий хвост».
Цель: познакомить детей с авторской сказкой; помочь понять им, почему автор так уважительно называет комара.
2. Тема: «Что такое День Победы? А. Усачев.
Цель: знакомить детей с произведениями о великой победе, воспитывать чувство гордости за свой народ, армию, желание защищать свою страну. Развивать речь, мышление, сочувствие.
3. Тема: Л. Кассиль «Памятник советскому солдату».
Цель: учить слушать художественное произведение формировать представление о героизме солдат.
4. Тема: Сеф Р. С. «На свете все на все похоже…»
Цель: учить внимательно слушать художественное произведение, отвечать на вопросы по его содержанию, воспитывать интерес к литературе.
5. Тема: «Солнышко-ведрышко…»
Цель: учить понимать эмоционально-образное содержание произведения; нравственный смысл заклички. Углублять представления детей о соответствии названия текста его содержанию. Знакомить с малыми формами фольклора.
6. Тема: Чтение сказки К. И. Чуковского «Краденое солнце».
Цель: закрепить знания о значимости солнца для всего живого, развивать слуховое восприятие и познавательный интерес.
7. Тема: Блок А. А. «Ветхая избушка…»
Цель: формирование любви к природе через художественное слово.
8. Тема: Литературный калейдоскоп.
Цель: выяснить, есть ли у детей любимые стихи, сказки, рассказы; знают ли они загадки и считалки.