Елена Святовец
Перспективный план по ознакомлению с художественной литературой в старшей логопедической группе детского сада
сентябрь
1неделя Детский сад.
Начало осени
Чтение рассказа Е. Пермяка «Самое страшное» Задачи:
Формировать умение понимать переносное значением фразеологизмов, пословиц и подбирать определения к заданному слову.
Оборудование:
Иллюстрации о детях в детском саду.
О. С. Ушакова
«Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи», стр. 134
2 неделя
Игрушки Знакомство с творчеством Л. Толстого. Чтение были «Косточка».
Задачи:
Публикация «Перспективный план по ознакомлению с художественной литературой в старшей логопедической группе детского сада» размещена в разделах
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Планирование. Планы работ
- Работа логопеда. Логопедия
- Старшая группа
- Темочки
.Познакомить с новым жанром художественной. литературы – быль. Выявить ее основные особенности.
2. развивать умение объяснять значение поговорок, выявлять причины поступков.
3. Воспитывать чувство сопереживания героям, чувство вины, стыда. О. С. Ушакова
«Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи»,
3 неделя
Части тела. Умывальные принадлежности Рассказ в стихах «Что такое хорошо и что такое плохо» В. Маяковский. Задачи: учить детей эмоционально воспринимать идею, содержание художественных произведений.
Развивать диалогическую речь, активизировать словарь.
Воспитывать доброе отношение к близким. Литература : О. С. Ушакова
«Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи»,
4 неделя
Огород. Овощи. Сказка Д. Родари «Большая морковка».Сопоставительный анализ с русской народной сказкой «Репка».
Задачи: Учить чувствовать и понимать сходство и различие в построении сюжетов, идеях двух сказок;
Помогать детям замечать выразительные средства, понимать целесообразность их использования в тексте.
Оборудование:
иллюстрация к четвертому концу сказки Дж. Родари
«Большая морковка»
О. С. Ушакова
«Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи», стр. 118
5 неделя
Сад. Фрукты. Чтение В. Сутеев «Мешок яблок»
Расширять знания детей о современных авторских сказках. Закреплять знания о жанровых особенностях сказки, о понятиях «народная» и «литературная» сказка. Развивать умение выслушать другого и прийти к общему мнению, решению.
Литература :
О. С. Ушакова
«Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи»
октябрь 1 неделя
Дом и его части. Английская сказка «Три поросенка» в обработке С. Михалкова. Анализ фразеологизмов, пословиц.
Задачи: учить понимать эмоционально – образное содержание сказки, ее идею,
развивать образность речи детей, умение подбирать определения, сравнения, находить
фразеологизмы,
воспитывать положительные черты характера: трудолюбие, помощь товарищу.
Литература :
О. С. Ушакова
«Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи»,
2 неделя
Осень. Осенняя одежда Малые фольклорные формы. Составление сказок об одежде.
Задачи: закреплять знания о жанровых особенностях произведений малых фольклорных форм (потешки, песенки,загадки, чистоговорки, пословицы,
Учить понимать переносное значение образных выражений; развивать умение составлять сказки по пословицам с использованием образных выражений.
Формировать выразительность, точность речи. Оборудование:
Книжки-потешки, иллюстрации.
Литература : О. С. Ушакова
«Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи», стр. 119
3 неделя
Головные уборы. Обувь. Чтение стихотворений О. Григорьевой «Как ботинки ели кашу»,
Продолжать учить детей понимать содержание стихотворений, юмористический смысл и несоответствия;
Помогать осмыслить значение образных выражений;
Развивать чувство юмора, эмоциональную сферу. Методы и прием:
Сказочный персонаж «Кот в сапогах», разрезные картинки на тему: «Обувь», загадки, Предметные картинки,
Литература :
Интернет ресурс
4 неделя
Откуда хлеб пришел. Норвежская сказка «Пирог» «Задачи: Учить находить сходство и различие в сюжете, идее, характерах героев похожих сказок разных народов( «Пирог» и «Колобок»);
Замечать выразительные средства, понимать целесообразность их использования в тексте.
Оборудование:
иллюстрации к сказке
«Пирог».
Литература :
О. С. Ушакова
«Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи», стр. 112
ноябрь 1 неделя Поздняя осень. Грибы. Ягоды. Унылая пора! Очей очарованье! Поэзия А. С. Пушкина.
Задачи: Познакомить с творчеством великого русского поэта;
- расширять представления о пейзажной лирике А. С. Пушкина;
- вызвать чувство радости от восприятия стихов, желание услышать другие произведения А. С. Пушкина;
- учить детей выразительно читать наизусть отрывок из поэмы «Евгений Онегин» А. С. Пушкина «Уж небо осенью дышало…»;
- развивать умение передавать интонацией печаль осенней природы, чувствовать, понимать и воспроизводить образность языка стихотворения;
- воспитывать любовь к природе.
Оборудование: иллюстрации по теме, презентация.
Литература : О. С. Ушакова «Развитие речи» с. 168
2 неделя Деревья и кустарники. Чтение рассказа Г. Скребицкого «Осень»
Рассматривание картины В. Серова «Осень»
Задачи: формировать эмоциональное восприятие произведений живописи;
Учить передавать свои впечатления;
Обогащать словарь определениями;
Активизировать использование в речи глаголов, синонимов, антонимов.
Оборудование:Репродукция картины В. Серова «Осень»; иллюстрации с осенними пейзажами; аудизапись концерта А. Вивальди «Времена года»(часть «Осень»)
Литература : О. С. Ушакова «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи», стр. 108
3 неделя День матери. Татарская народная сказка «Три дочери» и рассказ В. Осеевой «Три сына»
Задачи: Учить понимать характеры персонажей, воспринимать своеобразие построения сюжета;
Помогать детям замечать жанровые особенности композиции и языка сказки и рассказа, передавать свое отношение к персонажам.
Оборудование:
книги со сказкой «Три дочери» и рассказом В. Осеевой «Три сына» с красочными иллюстрациями.
О. С. Ушакова
«Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи», стр. 117
4 неделя. Москва - столица России
Заучивание стихотворения
В. Гусевой «Родина».
Учить выразительно читать наизусть стихотворение;
Развивать умение менять силу голоса и интонацию в зависимости от контекста произведения;
Упражнять в подборе эпитетов, сравнений. Развивать память.
Презентация на тему «Москва- столица России»
Конспект интернет ресурс
декабрь 1 неделя Зима. Зимующие птицы. Чтение рассказа М. Горького
«Воробьишко»
Задачи: учить внимательно слушать литературное произведение;
отвечать на вопросы по содержанию произведения; последовательно, в соответствии с рассказом, выбирать картинки;
Создавать условия для развития логического мышления, внимания;
Развивать зрительную память, воображение;
Воспитывать интерес к художественной литературе;
Формировать способность сопереживать героям рассказа, и доброжелательного отношения к ним. Оборудование:
Книга с рассказом М. Горького «Воробьишко», плакат на тему «Зимующие птицы» Интернет ресурс
2 неделя Домашние животные. Творчество Е. Чарушина. Рассказ «Кошка Маруська»
Задачи: учить внимательно слушать литературное произведение; определять жанр произведения,замечать выразительные средства рассказа,
отвечать на вопросы по содержанию произведения, высказывать свое отношение к поступку главного героя.
Литература : Интернет ресурс О. С. Ушакова
«Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи»
3 неделя Дикие животные. Русская народная сказка «Хвосты»
Задачи: учить осмысливать характеры персонажей, замечать изобразительно- выразительные средства, помогающие раскрытию содержания сказки;
Обогащать словарь эпитетами, сравнениями;
Закреплять умения подбирать синонимы. Оборудование:
Книга со сказкой
«Хвосты» с красочными иллюстрациями
О. С. Ушакова
«Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи», стр. 106
4 неделя Новый год Чтение рассказа С. Георгиева «Я спас Деда Мороза»
Познакомить детей с новым художественным произведением, помочь понять, почему это рассказ, а не сказка.
Оборудование:
Детская литература, книга с сказкой С. Георгиева «Я спас Деда Мороза», иллюстрации по теме «Новый год», лепбук «Новый год»
В. В. Гербова «Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада», стр. 40
январь 2 неделя
У детей зимние каникулы. Чтение рассказа Н. Носова «На горке»
Развивать умение понимать характер героев художественных произведений, усваивать последовательность развития сюжета, замечать выразительно- изобразительные средства, помогающие раскрытию содержания;
Обогащать речь фразеологизмами;
Учить понимать переносное значение некоторых словосочетаний, предложений.
Оборудование:Картинка «На горке»
О. С. Ушакова «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи», стр. 123
3 неделя Мебель. Чтение стихов С. Маршака. «Откуда стол пришел» Знакомство с пословицей «Как человек чего захочет, так о том и похлопочет»
Задачи: учить эмоционально воспринимать образное содержание стихотворения;
- развивать умение подбирать рифмы к различным словам;
- учить выразительно читать наизусть стихотворение (отрывок, чувствовать напевность рифмованных фраз;
- формировать образную речь (понимание образных выражений в стихотворном тексте);
- развивать память и внимание.
Литература : О. А. Скоролупова с. 36
4 неделя Грузовой и пассажирский транспорт. Н. Носов
«Автомобиль» -
чтение рассказа.
Задачи: Учить понимать жанровые особенности рассказа, видеть его начало, основную и завершающую часть;
- учить оценивать поступки героев;
- развивать пантомимические навыки, учить создавать выразительные образы с помощью мимики, жестов, интонации;
- воспитывать навыки коллективной творческой деятельности;
- учить анализировать поступки героев рассказа, иметь свое мнение о прочитанном.
Литература : О. С. Ушакова
«Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи», стр. 110
февраль 1 неделя Детский сад. Профессии. Книги Е. Чарушина. Рассказ «Большие и маленькие» Задачи: Учить анализировать текст с помощью ответов и вопросов.
Развивать интерес к литературе о разных животных. Воспитывать любовь ко всему живому. Показать детям, что писатель может быть хорошим художником, развивать умение пользоваться рисунками для пересказа произведения.
продолжать воспитывать бережное отношение к книгам
Литература : О. С. Ушакова
«Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи», стр120
2 неделя Ателье. Профессии. Чтение русской народной сказки «Хаврошечка»
Задачи: учить понимать целесообразность использования в литературном произведении выразительно—изобразительных средств;
Обогащать речь фразеологизмами, развивать умение понимать и переносное значение.
Оборудование: красочные иллюстрации к сказке.
О. С. Ушакова
«Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи», стр. 127
3 неделя Наша армия. Чтение стихотворения З. Александровой «Дозор»
Задачи:
Познакомить детей со стихотворением З. Александровой «Дозор».
Задачи:приучать детей воспринимать большое по объему стихотворение на слух, соотносить услышанное с иллюстрациями;
Анализировать поступки героев. Отвечать на вопросы воспитателя по содержанию;
Активизировать речевые высказывания, запоминать имена героев;
Воспитывать чувство гордости за свою Родину, Армию, воинов, охраняющих на мир.
Иллюстрации о солдатах, собаке.
Интернет ресурс
4 неделя Стройка. Профессии строителей. Чтение рассказа С. А. Баруздина «Страна, где мы живем»
Учить детей внимательно и заинтересованно слушать произведение, отвечать на вопросы по содержанию. Закреплять умение запоминать последовательность развития сюжета. Воспитывать любовь к Родине, своему городу, окружающим людям.
Интернет ресурс
март 1 неделя Весна. Приметы весны. Чтение стихотворения С. Есенина
«Черемуха»
Учить выразительно читать наизусть стихотворение, самостоятельно подбирать эпитеты, сравнения для образного описания картин весенней природы;
Развивать умение чувствовать напевность языка, понимать языковые выразительные средства, образную речь.
Аудиозапись пьесы П. Чайковского «Апрель» из альбома «Времена года», репродукции картин с изображениями весенних пейзажей.
О. С. Ушакова
«Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи», стр. 131
2 неделя
Международный женский день 8 Марта.
Чтение рассказа Е. Пермяка «Мамина работа».
Задачи: закреплять знания детей об особенностях разных литературных жанров;
- учить детей эмоционально воспринимать образное содержание
произведения, осмысливать идею;
- учить, отвечая на вопросы, правильно
строить предложения.
Литература : Методический комплект программы «Детство»,
«Чтение художественной литературы»
М. Творческий центр СФЕРА, 2013
3 неделя
Перелетные птицы. Сказка Д. Мамина –Сибиряка «Серая шейка»
Задачи: учить внимательно слушать литературное произведение;
отвечать на вопросы по содержанию произведения; последовательно, в соответствии с рассказом, выбирать картинки;
Создавать условия для развития логического мышления, внимания;
Развивать зрительную память, воображение;
Воспитывать интерес к художественной литературе;
Формировать способность сопереживать героям рассказа, и доброжелательного отношения к ним.
Литература : Методический комплект программы «Детство»,
«Чтение художественной литературы»
М. Творческий центр СФЕРА, 2013
4 неделя Наш город. Знакомство с творчеством. Павленко. Задачи: познакомить детей с творчеством волгодонской поетэссы Г. Павленко.
Учить слушать стихи о своей малой Родине, находить и называть средства выразительности.
Воспитывать любовь к родному краю, гордость за своих соотечественников.
Литература : Н. В. Елжова «Ознакомление детей дошкольного возраста с историей Донского края»стр. 31
апрель 1 неделя Весенние работы на селе. Рассказ Н. Павловой «Случай с картошкой».
Задачи: закреплять знания детей об особенностях разных литературных жанров;
- учить детей эмоционально воспринимать образное содержание
произведения, осмысливать идею;
- учить, отвечая на вопросы, правильно
строить предложения.
Литература : Методический комплект программы «Детство»,
«Чтение художественной литературы»
М. Творческий центр СФЕРА, 2013
2 неделя Космос. Чтение, обсуждение и пересказ отрывка из книги В. П. Бороздина «Первый в космосе»
задачи - познакомить детей с биографической литературой; воспитывать у детей уважение к труду людей, связанных с космосом; сформировать у детей понятия «космическое пространство», «космос»; познакомить с биографией Ю. А. Гагарина
О. В. Акулова, Л. М. Гурович.
Оборудование: иллюстративный материа, презентация по теме,макет космической ракеты, и др.
Методический комплект программы «Детство»,
«Чтение художественной литературы»
М. Творческий центр СФЕРА, 2013
3 неделя Правильное питание. Здоровый образ жизни. Русская народная сказка «Крылатый, мохнатый да масляный»
Задачи: продолжать учить детей видеть особенности сказочного жанра; учить связно передавать содержание сказки;
- совершенствовать интонационную выразительность.
Литература : О. С. Ушакова
«Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи», стр. 131
4 неделя Почта. Рассказ Б. Житкова «Почта».
Задачи: закреплять знания детей об особенностях разных литературных жанров;
- учить детей эмоционально воспринимать образное содержание
произведения, осмысливать идею;
- учить, отвечая на вопросы, правильно
строить предложения.
Литература : Методический комплект программы «Детство»,
«Чтение художественной литературы»
М. Творческий центр СФЕРА, 2013
май 1 неделя
У детей весенние каникулы.. «Глупые ссорятся, а умные договариваются», по произведениям С. Михалкова «Бараны»,К. Тангры-кулиева «Петухи»,Е. Благининой «Подарок».
Задачи: Продолжать учить детей эмоционально воспринимать стихотворение и понимать его содержание и идею.
2. развивать диалогическую речь, умение поддерживать беседу.
3. Воспитывать дружеские отношения между детьми.
Литература : интернет ресурс.
2 неделя
9 мая
Чтение и обсуждение стихотворений С. Маршака «Быль для детей» и С. Смирнова «Солдат». Заучивание стихотворения «Солдат» наизусть. Воспитывать патриотизм, уважение к защитникам Родины и чувства гордости за подвиг нашего народа в Великой Отечественной Войне; учить внимательно слушать чтение произведения и отвечать на вопросы; учить подбирать определения к слову солдат; развивать у детей произвольное зрительное внимание и память, словесно – логическое мышление, речь и активизировать словарь; - закреплять знания о военной технике.
О. С. Ушакова, Н. В. Гавриш
«Знакомим с литературой детей 5-7 лет».
Москва, 2014.
Занятие 28, стр. 46
3 неделя Правила дорожного движения. Чтение сказки Д. Родари
«Дудочник и автомобиль».
Задачи: учить детей чувствовать и понимать
характер образов сказки, соотносить идею с содержанием, сравнивать сказку с другими литературными жанрами;
- упражнять детей в подборе сравнений, синонимов, антонимов;
- формировать ценностное отношение к положительным и отрицательным качествам героев.
Литература : интернет ресурс.
4 неделя Лето. Насекомые. Цветы луговые. Чтение словацкой народной сказки
«У солнышка в гостях». продолжать учить детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки, используя метод моделирования;
-запоминать действующих лиц и последовательность событий.