Ольга Матвеева
Перспективный план по ознакомлению детей подготовительной группы с народными календарно-обрядовыми праздниками
▼ Скачать + Заказать документы
Велик тот народ,
который после тяжких трудов
способен от всей души веселиться
и радоваться жизни.
Б. М. Кустодиев
Влияние русских народных праздников на воспитание нравственного поведения детей старшего дошкольного возраста
Публикация «Перспективный план по ознакомлению детей подготовительной группы с народными календарно-обрядовыми праздниками» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Планирование. Планы работ
- Подготовительная группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Становление личности человека – сложный и длительный процесс. Особое место в этом процессе занимает дошкольное детство, которое А. Н. Леонтьев назвал периодом “перво-начального сложения личности”. В этом возрасте начинают развиваться первые “меха-низмы” поведения ребенка как личности, как члена общества, как активного субъекта, происходит усвоение первичных нравственных норм.
Исследования ученых, педагогов, психологов (Е. А. Аркин, В. Г. Нечаева, Т. А. Маркова, Р. С. Буре, А. В. Запорожец, Б. М. Теплов, Д. Б. Эльконин и др.) показывают, что дошколь-ный возраст характеризуется большими возможностями для нравственно-патриотического развития детей. Именно в эти годы при условии целенаправленного воспитания закладываются основы моральных качеств личности.
Каждому человеку и каждому народу, чтобы жить осмысленно и с достоинством, чтобы пользоваться уважением окружающих, надо знать себя, понимать свое место в мире при-роды, других людей, других народов. Такое знание и понимание возможны, когда органически освоена родная культура, когда понятно и осмысленно прошлое – далекое и близкое. Вот тогда можно самостоятельно и с успехом планировать свое будущее, выстраивая его фундамент в настоящем.
Прошлое, настоящее и будущее связаны в личности каждого человека, в творческой дея-тельности каждого народа. Если эти связи рвутся – теряются ориентиры движения вперед, снижаются эффективность и темпы естественного развития каждого человека и общества в целом.)
Именно поэтому родная культура как отец и мать должна стать неотъемлемой частью ду-ши ребенка, началом, порождающим личность. Многие педагоги обращались к проблеме использования устного народного творчества в работе с детьми дошкольного возраста (Е. Н. Водовозова, Н. С. Карпинская, О. И. Соловьева, Е. И. Тихеева, А. Н. Усова, Е. А. Фле-рина и другие).
Моя работа в этом направлении подчинена достижению следующих задач – воспитанию интеллектуально развитых детей, формированию в маленьком человеке устойчивых нрав-ственных категорий, любви к Отечеству и окружающим его людям, а также способствует подготовке детей к дальнейшему обучению в школе. Основные принципы работы сводятся к следующему: системность, постепенное углубление и усложнение знаний и представлений ребенка о конкретно-исторических, бытовых, природных явлениях и понятиях; взаимосвязь изучаемого материала с сезонными и временными особенностями, праздничными датами, с крестьянским земледельческим календарем; использование наглядности; сочетание интеллектуальной и двигательной активности ребенка на занятии.
Соприкосновение с народным искусством и традициями, участие в народных праздниках духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре. Народные праздники способствуют тому, чтобы дети хорошо знали и уважали свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа.
Сентябрь Разучивание русских народных игр «Воробьи – вороны; «Капуста». Фольклорный досуг “Осенины”. Рассказ воспитателя о празднике Семёнов день, о народных приметах и обычаях, с ним связанных. Осенний праздник “Капустница”.
Октябрь Конкурс загадок об осени.
Исполнение песни “Я по рыночку ходила”. Рассказ о празднике Покров, приметах и обычаях, с ним связанных. Досуг “Покров- натопи избу без дров”. Проведение русских народных игр “В углы”, “Карусель”.
Ноябрь Игротека “Встанем в круг”. Игры “Кузнецы”, “Чики- чикалочки”, “Подушечка” и другие. Рассказ Хозяйки о народных приметах и обычаях, связанных с днем Параскевы. Рассказ Хозяйки о народных приметах и обычаях, связанных с днем Кузьмы и Демьяна. Посиделки “Кузьминки-об осени одни поминки”.
Декабрь Игротека “Встанем в круг”. Игры “Кузнецы”, “Чики- чикалочки”, “Подушечка” и другие. Рассказ Хозяйки о народных приметах и обычаях, связанных с днем Николы Рассказ о рождественских песнях- колядках. Разучивание и пение колядок. Рассказ воспитателя о праздниках, которые отмечают в период Зимних Святок (Рождество, Новый год).
Январь Загадывание загадок о зиме. Исполнение песни “Я по рыночку ходила”. Кликанье мороза.
Рассказывание сказок. Игротека “Встанем в круг”. Проведение русских народных игр “Бабка Ёжка”, “Прялица”, “Башмачок”.
Февраль Рассказ воспитателя о масленице. Знакомство с русской народной игрой “Гори, гори ясно”.
Знакомство и пение песен, исполняемых в дни масленицы. Ряжение. Разучивание русской народной игры “Горелки”.
Знакомство с закличками и потешками о весне. Рассказ о праздновании первых двух дней Масленицы.
Проводы Масленицы. Рассказ о Тужилках по Масленице Игротека “Встанем в круг”. Проведение игр “Горшки”, “Горелки”, “Родничок”, “Ручеёк”.
Март Рассказ о народном празднике «Алексей – с гор потоки». Рассказывание докучных сказок. Рассказ воспитателя о праздновании Пасхи. Знакомство с пасхальными песнями. Жаворонки Посещение “избы”. Рассказ Хозяйки о праздновании Вербного воскресенья и о вербе.
Апрель Знакомство с русским обычаем обмениваться на Пасху яйцами, о значении этого действия.
Раскрашивание пасхальных яиц. Проведение игр с яйцами. Фольклорный досуг «красная горка»
Лесенки Разучивание потешек о весне. Исполнение народной песни “Как по морю, морю синему”. Игротека “Встанем в круг”. Игры “Ерыкалище” и “Верба-вербочка”.
Май Рассказ о народном празднике Лялин день.
Инсценировка сказки о Ляле. Русальная неделя
Семик (Зеленые Святки) Знакомство детей с праздником “Троица”, с обрядами “завивания берёзки”, “кумления” Игротека “Встанем в круг” Игры “Венок” и “В кресты”.
Июнь Игротека “Встанем в круг”. Игра Кто с нами?”.
Загадывание загадок, разучивание потешек, закличек, пословиц и поговорок о лете. Игротека “Встанем в круг”. Игры “Кузнецы”, “Чики- чикалочки”, “Подушечка” и другие. Акулина-гречишница
Июль Календарь русских народных примет, обрядов и обычаев. Иван Купала
Рассказ о Папоротнике Петров день Игротека
Август Ильин день.
Календарь русских народных примет, обрядов и обычаев - Август
Рассказ о праздниках “Медовый спас”, “Яблочный спас”. Рассказ о праздниках “Медовый спас”, “Яблочный спас”. Знакомство детей с приметами, обычаями и обрядами, связанными с этими праздниками Рассказ о праздниках
“Ореховый спас” и “Успение”.
Знакомство детей с приметами, обычаями и обрядами, связанными с этими праздниками
Третий Спас хлебный Знакомство детей с приметами, обычаями и обрядами, связанными с этими праздниками