Беликова Любовь
Перспективный план по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Перспективный план работы
по опытно - экспериментальной деятельности детей
в старшей группе
Прежде чем давать знания, надо
научить думать, воспринимать,
наблюдать.
В. Сухомлинский
На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая нами понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.
Публикация «Перспективный план по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Опыты и эксперименты. Планы
- Планирование. Планы работ
- Старшая группа
- Темочки
Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы детских дошкольных учреждений.
В работах многих отечественных педагогов говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами смогли бы обнаруживать все новые и новые свойства предметов, их сходство и различия, о предоставлении им возможности приобретать знания самостоятельно (Г, М, Лямина, А. П. Усова, Е. А. Панько и др.).
В процессе экспериментирования дошкольники получают возможность удовлетворить присущую им любознательность (почему? зачем? как? что будет, если, почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем.
Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы.
Особое значение для детей старшего дошкольного возраста имеет, получение ими представлений о взаимосвязи природы и человека. В группе этого возраста формируются уголки экспериментирования. Материалы, находящиеся в уголке экспериментирования, распределяются по разным разделам, которые расположены в доступном для свободного экспериментирования месте и в достаточном количестве. В уголке экспериментирования желательно иметь разное оборудование:
• Приборы – помощники: увеличительные стекла;
• Разнообразные сосуды из различных материалов разного объема и формы;
• Природный материал;
• Медицинские материалы;
• Прочие материалы.
Материал, находящийся в уголке экспериментирования, должен соответствовать среднему уровню развития ребенка. Необходимо также иметь материалы и оборудование для проведения более сложных экспериментов, рассчитанных на одаренных детей и детей с высоким уровнем развития.
Сентябрь.
1. «Какая вода?» - формировать представления о воде и ее свойствах. («Опыты, игры, эксперименты стр. 142»)
2. «Куда делась вода?» - знакомство со свойствами воды («Опыты, игры, эксперименты стр. 142»)
3. "Прозрачная вода" - расширение представлений о свойствах воды - без запаха, прозрачная, льётся, имеет вес. («Опыты, игры, эксперименты» стр. 66)
4. «Поверхностное натяжение воды» - Сформировать представления о свойствах воды. («Опыты, игры, эксперименты» стр. 215)
Октябрь.
1. «Торнадо в бутылке» («Опыты, игры, эксперименты» стр. 101)
2. "Термометр и температура" - формирование представлений о температуре окружающей среды и собственного тела. («Опыты, игры, эксперименты» стр. 82)
3. "Часы и время" - формирование представлений о времени. (Опыты, игры, эксперименты. Стр. 83)
4. "Газ-свойство воздуха" - развитие способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы. («Опыты, игры, эксперименты» стр. 90)
Ноябрь.
1. "Отчего происходит смена дня и ночи" - развитие умений устанавливать причинно-следственные отношения. («Опыты, игры, эксперименты стр. 86»)
2. «Смена времен года» - развитие логического мышления детей. («Опыты, игры, эксперименты» стр. 87)
3 «Земля на глобусе» - Развивать познавательный интерес. («Опыты, игры, эксперименты» стр. 84)
4. "Всё увидим, всё узнаем" - формирование представлений об увеличительном стекле - лупе. («Опыты, игры, эксперименты» стр. 72)
Декабрь.
1. «Удивительные свойства льда» - расширение представлений о свойствах льда. («Опыты, игры, эксперименты» стр. 78)
2. «Маленькие волшебники» - расширение знаний о свойствах льда, актуализировать знания о свойствах дерева, магнита. Развивать умение формулировать проблему. («Опыты, эксперименты, игры» стр. 203)
3. «Ледяные парусники» - Развивать знания о том, что лед легче воды, может плавать. Способствовать развитию органов дыхания. («Опыты, эксперименты, игры» стр. 214)
4. «Тающий лед» - формирование представления о свойствах льда. («Опыты, эксперименты, игры» стр. 71)
Январь.
1. Игры на развитие слухового восприятия
«Найди одинаковый звук» («Опыты, эксперименты, игры» стр. 197)
2. Игры на развитие тактильно – двигательного восприятия
«Чудесные мешочки у белых медвежат» («Опыты, эксперименты, игры» стр. 198)
3. Игры на развитие вкусового восприятия.
«Вкусовые стаканчики» («Опыты, эксперименты, игры» стр. 199)
4. Игры на развитие обоняния.
«Манящие баночки» («Опыты, эксперименты, игры» стр. 200)
Февраль.
1. «Вырастим кристаллики» знакомство детей со свойствами воды и соли. «Опыты, игры, эксперименты стр. 222»
2. «Свойства соли» Формирование представлений о свойствах соли. «Опыты, игры, эксперименты стр. 59»
3. «Мыльные пузыри» Формировать представления о свойствах мыла. (Опыты, игры, эксперименты стр. 64.)
4. "Лёгкий - тяжёлый" - сформулировать представление о свойствах камня. («Опыты, игры, эксперименты» стр. 195)
Март.
1. «Какими бывают камешки» – сформировать представление о разнообразии камней, их особенностях, значении для человека. («Опыты, игры, эксперименты» стр. 156)
2. «Твердый как камень часть 1» – сформировать представления о свойствах камней. («Опыты, игры, эксперименты» стр. 156)
3. «Твердый как камень часть 2» – сформировать представления о свойствах камней. («Опыты, игры, эксперименты» стр. 156)
4. «Вода как камень» - сформировать представления о свойствах камней. («Опыты, игры, эксперименты» стр. 156)
Апрель.
1. «Источники звука и его распространения» - развитие познавательной активности в процессе анализа различных звуков. («Опыты, игры, эксперименты» стр. 98)
2.«Загрязнение почвы» - сформировать представления о свойствах почвы. («Опыты, игры, эксперименты» стр. 157)
3. «Почва и подземные жители» - сформировать представления о свойствах почвы. («Опыты, игры, эксперименты» стр. 156)
4. «Почва и воздух» - сформировать представления о свойствах почвы. («Опыты, игры, эксперименты» стр. 157)
Май.
1. Игры с песком на улице
«Чей след?» («Опыты, игры, эксперименты» стр. 172)
2. «Опыт с растениями» – сформировать представления о необходимости влаги для роста растений. («Опыты, игры, эксперименты» стр. 177)
3. «Опыт с растениями» – сформировать представления о необходимости света для роста растений. («Опыты, игры, эксперименты» стр. 177)
4. «Опыт с растениями» – сформировать представления о необходимости тепла для роста растений. («Опыты, игры, эксперименты» стр. 177)
Перспективный план работы
по опытно - экспериментальной деятельности детей
в старшей группе
Прежде чем давать знания, надо
научить думать, воспринимать,
наблюдать.
В. Сухомлинский
На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая нами понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.
Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы детских дошкольных учреждений.
В работах многих отечественных педагогов говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами смогли бы обнаруживать все новые и новые свойства предметов, их сходство и различия, о предоставлении им возможности приобретать знания самостоятельно (Г, М, Лямина, А. П. Усова, Е. А. Панько и др.).
В процессе экспериментирования дошкольники получают возможность удовлетворить присущую им любознательность (почему? зачем? как? что будет, если, почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем.
Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы.
Особое значение для детей старшего дошкольного возраста имеет, получение ими представлений о взаимосвязи природы и человека. В группе этого возраста формируются уголки экспериментирования. Материалы, находящиеся в уголке экспериментирования, распределяются по разным разделам, которые расположены в доступном для свободного экспериментирования месте и в достаточном количестве. В уголке экспериментирования желательно иметь разное оборудование:
• Приборы – помощники: увеличительные стекла;
• Разнообразные сосуды из различных материалов разного объема и формы;
• Природный материал;
• Медицинские материалы;
• Прочие материалы.
Материал, находящийся в уголке экспериментирования, должен соответствовать среднему уровню развития ребенка. Необходимо также иметь материалы и оборудование для проведения более сложных экспериментов, рассчитанных на одаренных детей и детей с высоким уровнем развития.
Сентябрь.
1. «Какая вода?» - формировать представления о воде и ее свойствах. («Опыты, игры, эксперименты стр. 142»)
2. «Куда делась вода?» - знакомство со свойствами воды («Опыты, игры, эксперименты стр. 142»)
3. "Прозрачная вода" - расширение представлений о свойствах воды - без запаха, прозрачная, льётся, имеет вес. («Опыты, игры, эксперименты» стр. 66)
4. «Поверхностное натяжение воды» - Сформировать представления о свойствах воды. («Опыты, игры, эксперименты» стр. 215)
Октябрь.
1. «Торнадо в бутылке» («Опыты, игры, эксперименты» стр. 101)
2. "Термометр и температура" - формирование представлений о температуре окружающей среды и собственного тела. («Опыты, игры, эксперименты» стр. 82)
3. "Часы и время" - формирование представлений о времени. (Опыты, игры, эксперименты. Стр. 83)
4. "Газ-свойство воздуха" - развитие способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы. («Опыты, игры, эксперименты» стр. 90)
Ноябрь.
1. "Отчего происходит смена дня и ночи" - развитие умений устанавливать причинно-следственные отношения. («Опыты, игры, эксперименты стр. 86»)
2. «Смена времен года» - развитие логического мышления детей. («Опыты, игры, эксперименты» стр. 87)
3 «Земля на глобусе» - Развивать познавательный интерес. («Опыты, игры, эксперименты» стр. 84)
4. "Всё увидим, всё узнаем" - формирование представлений об увеличительном стекле - лупе. («Опыты, игры, эксперименты» стр. 72)
Декабрь.
1. «Удивительные свойства льда» - расширение представлений о свойствах льда. («Опыты, игры, эксперименты» стр. 78)
2. «Маленькие волшебники» - расширение знаний о свойствах льда, актуализировать знания о свойствах дерева, магнита. Развивать умение формулировать проблему. («Опыты, эксперименты, игры» стр. 203)
3. «Ледяные парусники» - Развивать знания о том, что лед легче воды, может плавать. Способствовать развитию органов дыхания. («Опыты, эксперименты, игры» стр. 214)
4. «Тающий лед» - формирование представления о свойствах льда. («Опыты, эксперименты, игры» стр. 71)
Январь.
1. Игры на развитие слухового восприятия
«Найди одинаковый звук» («Опыты, эксперименты, игры» стр. 197)
2. Игры на развитие тактильно – двигательного восприятия
«Чудесные мешочки у белых медвежат» («Опыты, эксперименты, игры» стр. 198)
3. Игры на развитие вкусового восприятия.
«Вкусовые стаканчики» («Опыты, эксперименты, игры» стр. 199)
4. Игры на развитие обоняния.
«Манящие баночки» («Опыты, эксперименты, игры» стр. 200)
Февраль.
1. «Вырастим кристаллики» знакомство детей со свойствами воды и соли. «Опыты, игры, эксперименты стр. 222»
2. «Свойства соли» Формирование представлений о свойствах соли. «Опыты, игры, эксперименты стр. 59»
3. «Мыльные пузыри» Формировать представления о свойствах мыла. (Опыты, игры, эксперименты стр. 64.)
4. "Лёгкий - тяжёлый" - сформулировать представление о свойствах камня. («Опыты, игры, эксперименты» стр. 195)
Март.
1. «Какими бывают камешки» – сформировать представление о разнообразии камней, их особенностях, значении для человека. («Опыты, игры, эксперименты» стр. 156)
2. «Твердый как камень часть 1» – сформировать представления о свойствах камней. («Опыты, игры, эксперименты» стр. 156)
3. «Твердый как камень часть 2» – сформировать представления о свойствах камней. («Опыты, игры, эксперименты» стр. 156)
4. «Вода как камень» - сформировать представления о свойствах камней. («Опыты, игры, эксперименты» стр. 156)
Апрель.
1. «Источники звука и его распространения» - развитие познавательной активности в процессе анализа различных звуков. («Опыты, игры, эксперименты» стр. 98)
2.«Загрязнение почвы» - сформировать представления о свойствах почвы. («Опыты, игры, эксперименты» стр. 157)
3. «Почва и подземные жители» - сформировать представления о свойствах почвы. («Опыты, игры, эксперименты» стр. 156)
4. «Почва и воздух» - сформировать представления о свойствах почвы. («Опыты, игры, эксперименты» стр. 157)
Май.
1. Игры с песком на улице
«Чей след?» («Опыты, игры, эксперименты» стр. 172)
2. «Опыт с растениями» – сформировать представления о необходимости влаги для роста растений. («Опыты, игры, эксперименты» стр. 177)
3. «Опыт с растениями» – сформировать представления о необходимости света для роста растений. («Опыты, игры, эксперименты» стр. 177)
4. «Опыт с растениями» – сформировать представления о необходимости тепла для роста растений. («Опыты, игры, эксперименты» стр. 177)