Ирина Долженкова
Перспективный план по исследовательской деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
МДОУ «Детский сад № 32 комбинированного вида»
Перспективный план
познавательно – исследовательской
деятельности
детей
дошкольного возраста
Воспитатель: Долженкова И. С.
2014 г
пгт Ярега
Перспективный план
познавательно – исследовательской деятельности
в средней группе
Публикация «Перспективный план по исследовательской деятельности» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Планирование. Планы работ
- Темочки
месяц Познавательно – исследовательская деятельность Формы работы Цель исследования Материал
сентябрь «Цветочная клумба».
(наблюдение) Проблемная ситуация
Беседа
Наблюдение Формирование умения определять взаимосвязь сезона и развития растений: действие тепла и холода на растения. Цветы с клумбы, емкость для растения, предметы ухода.
сентябрь «Такие разные фрукты и овощи»
(исследование) Проблемная ситуация
Дидактические игры
Моделирование
Рассматривание Формирование умения выделять общее в строении семян (наличие ядрышка).
Побуждение детей к называнию частей строения семян: ядрышко, оболочка. Овощи, фрукты, ягоды (вишня, слива); подносы, ножи для овощей;
лупа, молоточек, изображения растений, коллекция семян и растений.
октябрь «Почему птицы могут летать?»
(исследование) Рассматривание
Беседа
Моделирование
Чтение познавательной литературы Формирование умения находить особенности внешнего вида некоторых птиц, позволяющие приспособиться к жизни в окружающей среде. Крылья птиц из бумаги, контур крыла из тонкой проволоки, картонная и резиновая птички, иллюстрации птиц, животных.
октябрь «Сыпучие барханы».
(рассматривание + опыт) Проблемная ситуация
Рассматривание
Опыт Формирование умения выделять свойства песка и глины: сыпучесть, рыхлость. Емкость с песком и глиной; емкости для пересыпания; лупа, ширма, сито.
ноябрь «Как звери меняют «шубку»?
(исследование) Беседа
Проблемная ситуация
Рассматривание Выявление зависимости изменений в жизни животных от изменений в неживой природе. Кусочки меха (старого, кора деревьев.
ноябрь «Воздух – невидимка».
(опыты) Проблемная ситуация
Беседа
Опыты Формирование умения обнаруживать воздух.
Выявление свойства воздуха. Султанчики. Ленточки.
Флажки, пакет, воздушные шары, трубочки для коктейля, емкость с водой, два целлофановых пакета (один с водой, другой с воздухом, комочки земли, глина.
декабрь «Зачем зайчику другая «шубка»?
(исследование) Проблемная ситуация
Беседа
Экспериментирование
Рисование Выявление зависимости изменений в жизни животных от изменений в неживой природе. Кусочки плотного и редкого меха, рукавички из тонкой, плотной ткани и меховые.
декабрь «Пузырьки – спасатели»
(наблюдение + опыт) Проблемная ситуация
Наблюдение
Беседа
Опыты Выявление того, что воздух легче воды, имеет силу. Стаканы с минеральной водой, мелкие кусочки пластилина.
январь «Цветные льдинки».
(исследование + опыт) Рассматривание
Моделирование
Проблемная ситуация
Опыт Ознакомление с двумя агрегатными состояниями воды – жидким и твердым.
Емкость с окрашенной водой. разнообразные формочки, веревочки.
февраль «Домашние и дикие животные».
(рассматривание + исследование) Проблемные ситуации
Чтение художественной литературы
Рассматривание Уточнение знаний о признаках домашних животных. Иллюстрации, атрибуты к сюжетно – ролевой игре «На ферме»
февраль «Снег и лед».
(опыт) Моделирование
Проблемная ситуация
Выдвижение гипотез
Опыт Выявление свойства воды: чем выше ее температура, тем в ней быстрее, чем на воздухе тает снег.
( Сравнить свойства снега и воды: прозрачность, текучесть – хрупкость, твердость.
Проверить способность снега под действием тепла превращаться в жидкое состояние). Мерные емкости с водой разной температуры.
Снег, тарелочки, мерные ложки.
март «Кто живет в воде?»
(рассматривание + эксперимент) Рассматривание иллюстраций
Проблемная ситуация
Эксперимент Формирование умения находить особенности внешнего вида рыб, позволяющие приспособиться к жизни в окружающей среде. Емкость с водой, аквариум с рыбками, иллюстрации животных, рыбки игрушки (внутри груз, чтобы держались в воде).
март «Волшебная рукавичка».
(опыты) Проблемная ситуация
Рассматривание
Опыты Выявление способности магнита притягивать некоторые предметы. Магнит, мелкие предметы из разных материалов, рукавичка с вшитым внутрь магнитом.
апрель «Из чего птицы строят гнезда?»
(экскурсия + исследование) Целевая прогулка,
Наблюдение, речевые ситуации, рисование. Выявление некоторых особенностей образа жизни птиц весной. Нитки, лоскутки, вата, кусочки меха, тонкие ветки, палочки, камешки.
апрель «Где будут первые проталинки?»
(исследование) Наблюдение, целевые прогулки, рисование Установление связи сезонных изменений с наступлением тепла, появлением солнца. Емкости для каждого ребенка, окрашенные в светлые и темные тона.
май
Итоговое мероприятие по содержанию тематического плана
Перспективный план познавательно – исследовательской деятельности
в старшей группе.
месяц Познавательно – исследовательская деятельности Формы работы Цель исследования Материал
сентябрь «Может ли растение дышать?»
(исследование + опыт) Наблюдение
Моделирование
Проблемная ситуация
Беседа Выявление потребности растения в воздухе, дыхании.
(Понять, как происходит процесс дыхания у растений. Определить, что все части растений участвуют в дыхании) Комнатное растение, трубочки для коктейля, вазелин, лупа, прозрачная емкость с водой, лист на длинном стебельке.
сентябрь «Для чего корешки?»
(опыт) Моделирование Наблюдение Рисование
Беседа Доказание того, что корешок растения всасывает воду; уточнение функции корней растений;
(установить взаимосвязь строения и функции растения.) Комнатное растение, трубочки для коктейля, вазелин, лупа, карандаши, бумага.
октябрь «Как устроены перья у птиц?»
(исследование) Рассматривание
Моделирование Обсуждение
Беседа. Установление связи между строением и образом жизни птиц в экосистеме. Перья куриные, гусиные, лупы, «замок – молния», свеча, волос, пинцет.
октябрь «Почва».
(опыты) Проблемная ситуация
Наблюдение
Беседа
Опыт Выяснение, что есть в почве для жизни живых организмов (воздух, вода, органические остатки). Почва, спиртовка, металлическая тарелка. Стекло или зеркало, емкость с водой.
ноябрь «Кто чистит аквариум?»
(исследование) Проблемная ситуация
Рассматривание
Наблюдение Выявление взаимосвязи в живой природе экосистемы «пруд». Аквариум со «старой» водой, моллюски, лупы, кусок белой ткани.
ноябрь «Упрямый воздух.
(опыты) Рассматривание
Беседа
Опыт Обнаружение того, что воздух при сжатии занимает меньше места; сжатый воздух обладает силой, может двигать предметы. Шприцы, емкость с водой (подкрашенной)
декабрь «Сухой из воды».
(опыты) Моделирование
Наблюдение
Выдвижение гипотез
Опыт Определение того, что воздух занимает место. Емкость с водой, стакан с прикрепленной на дне салфеткой, деревянные бруски с флажками.
декабрь «Сравнить жизнь диких и домашних животных.»
(исследование) Чтение литературы, проблемные ситуации. Рассматривание и обсуждение иллюстраций Уточнение с детьми признаков домашних и диких животных; (Доказать, что домашние животные отличаются от диких). Видеофильмы, энциклопедии.
январь «Волшебница вода».
(опыты) Моделирование
Рассматривание
Беседа
Опыт Сравнение свойств воды, льда, снега, выявление особенностей их взаимодействия.
(Выявить процесс испарения воды. Познакомить с процессом конденсации). Емкости с одинаковым количеством обычной и соленой воды, молоком, соком, растительным маслом, схемы.
февраль «Почему первые птицы не летали?»
(исследование) Проблемная ситуация
Чтение энциклопедий
Рассматривание иллюстраций
Опыт
Рисование Выявление особенностей строения птиц, помогающие им держаться в воздухе. Модели крыльев, грузы разного веса, перо птицы, лупы, бумага, картон, тонкая бумага.
февраль «Свойства воды».
(опыты) Наблюдение
Моделирование
Рассматривание
Проблемная ситуация Сравнение свойств воды, льда, снега.
(Выявить особенности их взаимодействия). Емкости со снегом, водой, льдом.
март «Как появились моря и материки».
(исследование) Проблемная ситуация
Опыт
Создание макета
Рисование Формирование представлений, происходящих на планете. (изменения с использованием полученных знаний). Емкость с почвой, камешки, вода. Карандаши, бумага.
март «Мы – фокусники».
(опыты) Проблемная ситуация
Выдвижение гипотез
Опыт
Наблюдение
Игровые ситуации Выявление свойств магнита. (прохождение магнитных сил через различные материалы и вещества). Пластмассовая тарелка, фанера, картон, ткань, бумага, стаканы с водой, магнит; мелкие реагирующие на магнит предметы; емкость с песком и мелкими металлическими предметами.
апрель «Вершки – корешки»
(опыт) Моделирование
Опыт
Наблюдения Формирование представлений того, что раньше появляется из семени. Бобы (горох, фасоль, влажная ткань (бумажные салфетки). Прозрачные емкости, зарисовка с использованием символов строения растения.
апрель «Опыление растений».
(исследование) Моделирование
Рассматривание иллюстраций
Рисование Формирование представлений того, как происходит процесс опыления у растений. Ватные шарики, порошок краситель двух цветов, макеты цветов, коллекция насекомых, лупы. Карандаши, бумага.
май
Итоговое мероприятие по содержанию тематического плана
Перспективный план познавательно – исследовательской деятельности
в подготовительной группе.
месяц Познавательно – исследовательская деятельности Формы работы Цель исследования Материал
сентябрь «Куда тянутся корни?»
(исследование + опыт) Проблемная ситуация
Наблюдение
Рассматривание
Беседа Установление связи видоизменений частей растения с выполняемыми ими функциями и факторами внешней среды. Два растения в горшках с поддоном, модель зависимости растений от факторов внешней среды.
сентябрь «Какие корни у растений тундры?»
(опыты) Моделирование
Опыт
Наблюдение
Рисование Формирование представления о взаимосвязи строения корней с особенностями почвы в тундре. Пророщенные бобы, влажная ткань, термометр, вата в высокой прозрачной емкости.
Листы белой бумаги, карандаши.
октябрь «Как появились острова, материки».
(исследование) Моделирование
Проблемная ситуация Наблюдение
Опыт Формирование представлений, происходящих на нашей планете. Емкость с почвой, камешками, залитая водой
октябрь «Изобретаем прибор для вскапывания почвы».
(исследование) Проблемная ситуация, Рассматривание
Беседа
Моделирование Формирование умения самостоятельно находить новые решения при выполнении задания с поставленным условием; проявлять устойчивое стремление преобразовывать предмет. Иллюстрации с изображением орудий труда для обработки почвы, карандаши, краски, альбомные листы, фломастеры.
ноябрь «Растущие малютки»
(исследование) Моделирование
Наблюдение
Рисование
Экспериментирование Выяснение того, что в продуктах есть мельчайшие живые организмы. Установление, что для роста мельчайших живых организмов (грибков) нужны определенные условия. Емкости с крышкой, молоко, полиэтиленовый пакет, ломтики хлеба, пипетка, лупы.
Карандаши, тетради.
ноябрь «Свечка в банке».
(опыт) Проблемная ситуация
Опыт
Наблюдение Выявление, что при горении изменяется состав воздуха (кислорода становится меньше, что для горения нужен кислород. Закрепление правил, способов тушения пожара. Свеча, банка, бутылка с обрезным дном.
декабрь «Почему в пустыне у животных окрас светлее, чем в лесу?»
(исследование) Опыт
Моделирование
Проблемные ситуации
Создание макета «Пустыня» Формирование умения понимать и объяснять зависимость внешнего вида животного от факторов неживой природы (природно – климатические зоны) Ткань светлых и темных тонов, рукавички из драпа черного и светлого цвета.
декабрь «Почемучкины вопросы».
(опыты) Моделирование
Конструирование
Опыт
Беседа Формирование умения анализировать и делать выводы на основе знаний о свойствах воздуха.
(Теплый воздух поднимается вверх, т. е. легче холодного, воздух плохо проводит тепло.) Папиросная бумага, подставка с иглой.
январь «Фильтрование воды».
(опыты) Моделирование
Проблемная ситуация
Опыт Ознакомление с процессами очистки воды разными способами. Промокательная бумага, воронка, тряпочка, речной песок, крахмал, емкости.
февраль «Фильтрование воды».
(опыты) Моделирование
Проблемная ситуация
Опыт Ознакомление с процессами очистки воды путем фильтрования. Промокательная бумага, воронка, тряпочка, речной песок, крахмал, емкости
февраль «Зелёные витамины для птиц».
(эксперимент) Сюжетно – ролевая игра
труд в уголке природы (посадка)
проблемные ситуации. Систематизация представлений о птицах.
Закрепление знания об особенностях зимующих птиц.
Закрепление знания детей о росте растений, условиях для его роста. Почва, ящик для рассады, семена разных трав, овса, лейка, палочки для рыхления земли.
март «Почему растаяла избушка лисы?»
(опыт со льдом) Игра – ситуация, Моделирование, Слушание музыки. Закрепление свойств снега и льда, умение определять разные состояния воды, установление причинно – следственных связей в явлениях окружающей жизни. Домик из кусочков льда, лампа, иллюстрация к сказке, поддон.
март «Земля – магнит»
(опыт) Моделирование
Игровая ситуация
Проблемная ситуация
Беседа Выявление действий магнитных сил. Гвозди по количеству детей, батарейки, проволока; иголки, тарелки с водой, растительное масло, магниты на каждого ребенка; металлические опилки, металлические скрепки.
апрель «Почему в пустыне мало воды?»
(исследование) Рассматривание карты
Эксперимент
Беседа Формирование умения объяснять некоторые особенности природно – климатических зон Земли. Макет «Солнце – Земля»,
две воронки, прозрачные емкости, мерные емкости, песок, глина.
апрель «Быстрые растения».
(исследование) Труд в уголке природы
Наблюдение
Беседа Выявление приспособления некоторых растений к короткому, благоприятному для жизни периоду. Луковицы тюльпанов, почва.
май
Итоговое мероприятие по содержанию тематического плана