Наталья Зобова
Перспективный план по познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
№ Тема Программное содержание Оборудование Примечание
Сентябрь
1. «Машины» (конструирование) Формировать представления детей о различных машинах и их функциональном назначении; упражнять в умении анализировать сделанные воспитателем постройки; учить заменять одни детали на другие; развивать творчество и фантазию. Строительный материал
2. «Наоборот»
Знакомить со словами «наоборот», «противоположно» и усвоение их значений; развитие умение находить к каждому слову (действию) противоположное слово. Картинки с изображением взрослых животных и их детенышей, белый и черный кубики, одинаковые по величине.
Публикация «Перспективный план по познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Планирование. Планы работ
- Темочки
3. «Стрекоза» (конструирование) Учить детей делать игрушку из природного материала по образцу; использовать для соединения частей игрушки пластилин, анализировать последовательность изготовления, умение подбирать материал нужной величины, формы; развивать воображение, формировать интерес. Семена ясеня, клена, семена яблока, сухая веточка любого дерева, пластилин.
4. «Большой маленький» Развивать умение находить и различать противоположности; формировать действие «превращение». Большая и маленькая куклы, большая и маленькая пуговицы, платок из плотной ткани.
Октябрь
1. «Дома» (конструирование)
Учить детей делать более сложное перекрытие, сооружать достаточно сложную конструкцию, украшать постройку; формировать умение анализировать образец, находить отдельные конструктивные решения. Строительный материал, конструкторы.
2. «Превращение»
Познакомить со словом «превращается», поиск превращений; развивать умения фиксировать действие превращения на основе употребления пар слов: «был- будет», «был- стал (станет)». Картинки с изображением маленьких и больших деревьев, животных; пластилин, мед. бинт.
3. «Мосты» (конструирование)
Расширять представления детей о мостах; упражнять в конструировании мостов; совершенствовать конструктивные навыки, способность к экспериментированию, умение понимать, расчленять, строить схемы. Строительный материал, конструкторы.
4. «Схема превращения» Освоение схемы «превращения»; формирование действия «превращения». Предметные картинки, бумага, карандаши.
5. «Катер» (конструирование)
Познакомить детей с новыми деталями - кольцами, возможностью использовать их; упражнять в замене одних деталей другими, учить планировать постройку, предварительно рассказывать о ней. Картинка, фото с изображением катера, игрушка, строительный материал, конструктор.
Ноябрь
1. «Волшебные стеклышки» Познакомить детей с приборами для наблюдения – микроскопом, лупой, подзорной трубой, телескопом, биноклем; объяснить, для чего они нужны человеку. Лупа, бинокль, различные мелкие предметы, мелкие семена фруктов и овощей.
2. «Сова» (конструирование)
Совершенствовать практические умения работы с разнообразным природным материалом, навыки скрепления и соединения деталей игрушек с помощью инструментов, клея, пластилина; развивать представление, воображение творчество. Веточки, сучки, мох, еловая шишка, трава, пластилин, клей, картинки с изображением совы.
3. «Почему предметы движутся» Познакомить детей с физическими понятиями: «сила», «трение»; показать пользу трения. Небольшие машины, пластмассовые и деревянные шары, неваляшка, игрушки.
4. «Грузовик» (конструирование)
Вспомнить и закрепить ранее приобретенные приемы конструирования; совершенствовать умение анализировать образец, строить в определенной последовательности, научить заменять кубики брусками. Строительный материал.
Декабрь
1. «Лед - вода» Развивать представления о плавлении льда, о превращении льда в воду, о зиме
и лете; формировать действия «превращения». Лед в целлофановом пакетике, две картинки с одинаковым пейзажем в разное время года
2. «Автобус» (конструирование)
Учить детей вырезать одинаковые детали из бумаги, сложенные гармошкой для изготовления городского транспорта. Провести беседу о правилах дорожного движения, закрепить имеющиеся знания у детей. Развивать творчество, самостоятельность. Игрушка – автобус, цветная бумага, альбомный лист.
3. «Морозко» Формирование представлений об агрегатных превращениях воды и сезонных
изменениях в природе. Формирование действий превращения. Две конфорки, два кружка –
синий и красный, два кусочка льда.
4. «Фонарик» (конструирование)
Учить детей делать игрушку приемом склеивания выкройки; развивать воображение детей. Прямоугольник 4*16 см, два прямоугольника 2*8см для украшения, нитка.
Январь
1. «Твердое - жидкое» Формирование представлений о твердых веществах и жидких. Развитие умения
наблюдать, сравнивать различные вещества. Формирование действий превращения. Кусочек льда, камень, стакан молока, стакан воды, большой кусок льда, тазик с водой, камешек; картинки с изображением зимы и лета, корабля на волнах, водопада.
2. «Корзинка» (конструирование)
Закреплять у детей умение работать по выкройке. Развивать умение видеть готовую объемную игрушку в её плоской выкройке- развертке. Воспитывать самостоятельность, инициативу. Квадрат с начерченными линиями, цветная бумага, образец- корзиночка, иллюстрации с изображением корзиночки.
Февраль
1. «Жидкое - твердое» Формирование представлений о плавлении и отвердевании веществ. Развитие
способностей к преобразованию. Формирование действия превращения. Стакан горячего компота, стакан с замороженным компотом. Кусочки парафина.
2. «Самолеты, ракеты»
(конструирование) Расширять представления детей о различных летательных аппаратах, их назначении. Формировать обобщенные представления о данных видах техники, упражнять в создании схем будущих построек. Развивать пространственное мышление, умение делать умозаключения.
Строительный материал, конструкторы.
3. «Нагревание - охлаждение» Формирование представлений о нагревании, охлаждении, плавлении и отвердевании. Развитие способностей к преобразованию. Формирование действий превращения. Картинки: пятачок в постели, холодильник с открытой дверцей, плита с дымящейся кастрюлей.
4. «Пингвины на льдине» (коллективное конструирование) Развивать умение работать коллективно, объединяя свои поделки с общим замыслом. Закреплять интеллектуальные навыки. Воспитывать дружественные отношения между детьми, вызывая положительные эмоции.
Еловые шишки, пластилин, пенопласт.
Март
1. «Солнце дарит нам тепло и свет» Дать детям представление о том, что Солнце является источником тепла и света; познакомить с понятием «световая энергия», показать степень её поглощения разными предметами, материалами. Настольная лампа, набор предметов, изготовленных из разных материалов.
2. «Улицы города» (конструирование)
Активизировать знания детей, учить их творчески понимать ранее приобретенные конструкторские умения. Учить размещать свои постройки с учетом расположения построек других детей. Игрушки, транспорт, флажки, строительный материалы, конструкторы.
3. «Почему дует ветер?» Познакомить детей с причиной возникновения ветра- движением воздушных масс; уточнить представление детей о свойствах воздуха: горячий поднимается вверх- он легкий, холодный опускается вниз- он тяжелый. Рисунок «Движение воздушных масс», схема изготовления вертушки, свеча.
4. «Заяц»
(конструирование)
Развивать навык складывания листа бумаги пополам, совмещая стороны и углы; развивать глазомер, художественный вкус. Игрушка - заяц, белая бумага, ножницы, клей, кисти, чёрный фломастер.
5. «Свойства веществ» Формировать представления о свойствах твердых и жидких веществ; развитие экологического сознания; развитие способностей к преобразованию.
Деревянная палочка, кусок мела, кусок пластилина, стакан с водой, пустой стакан (на каждого ребенка, кусок льда, вода в целлофановом пакете, молоток, кубик.
Апрель
1. «Роботы»
(конструирование)
Упражнять детей в создании схем и чертежей, в моделировании и конструировании из строительного материала и деталей конструкторов. Развивать воображение, внимание. Строительные материалы, конструкторы.
2. «Испарение» Формирование представлений об испарении воды – превращении воды в пар
при нагревании. Формирование целостного представления об агрегатных состояниях воды:
лед – вода – пар. Развитие представлений об источниках тепла (теплые руки, горячая плита,
солнце). Развитие способностей к преобразованию Кусочки льда, стакан со льдом, плитка или спиртовка,
небольшая кастрюля.
3. «Декоративное панно»
(конструирование)
Учить детей самостоятельно готовить основу для панно из пластилина, по схемам составлять из различного материала узоры. Развивать фантазию, воображение. Плотный картон, пластилин, природный материал.
4. «Золушка»
Закрепление знаний об агрегатных состояниях воды. Формирование представлений об испарении жидкостей. Развитие способностей к преобразованию.
Одеколон (или спирт) во флаконе, пипетка, блюдечки.
Май
1. «Конструирова -
ние по замыслу»
(конструирование) Учить детей самостоятельно планировать свою деятельность, подбирая необходимый материал. Развивать умственную активность в процессе изготовления поделки. Строительные материалы, конструкторы.
2. «Стирка и глажение белья» Формирование представлений об испарении воды. Развитие способностей к пре-
образованию. Кукольные платье и штанишки, тазик с водой, горячий утюг; картинки:
грязный ребенок, чистый ребенок
3. «Стол и стул».
(конструирование
из бумаги)
Показать детям новый способ использования коробочек; учить делать по образцу воспитателя предмет; учить различать поделку для изготовления ножек стула. Квадраты со сторонами 15 и 9 см для нижней части стола и стула; овал 6 на 10 см или круг диаметром 7 см для крышки стола; прямоугольник 3 на 8 см для сиденья и спинки стула; мелкие геометрические формы или кусочки цветной бумаги для вырезания украшений.
4. «Конденсация» Формирование представлений о конденсации воды – превращении пара в воду при охлаждении пара. Развитие способностей к преобразованию Вода в чайнике или кастрюле, зеркало или стекло. Картинки: избушка на
курьих ножках, Баба-яга, Настенька, ручеек