Ирина Бершина
Перспективный план ознакомления детей дошкольного возраста с предметами быта в избе
▼ Скачать +Заказ
2 младшая группа
Месяц Тема Программное содержание Материал
Сентябрь
Диагностика
Октябрь Милости просим, гости дорогие (К. ,с. 30-32) Первое посещение избы; знакомство с колыбелькой (люлькой,зыбкой) и колыбельными песнями Потешки, песенки, зыбка
Лавсень морот, лавсь
Ноябрь Чудесный сундучок (К. ,с. 33) Знакомство с сундучком, в котором живут старые вещи Сундук, загадки
Горобия, содамоёвкст
Декабрь Водичка, водичка умой мое личико (К. ,с. 36) Знакомство детей с рукомойником : части предмета и их назначение Рукомойник
Кедень шлямка
Публикация «Перспективный план ознакомления детей дошкольного возраста с предметами быта в избе» размещена в разделах
Январь Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча (К. ,с. 37) Знакомство с печкой, чугуном, ухватом, кочергой; развитие интереса к рукотворному миру, научить определять некоторые особенности предметов (части, форму) Чугунок, ухват, кочерга,
печь
Чугун, пештювто, коцькирьган, каштомо
Февраль Фока воду кипятит и как зеркало блестит (К. ,с. 39) Знакомство с самоваром; развитие интереса к предметам старины Самовар
Самовар
Март Хозяйкины помощники (К. ,с. 41) Знакомство с предметами обихода – коромыслом, ведром, корытом, стиральной доской; обучение пониманию назначения и функций предметов Коромысло, ведро, корыто, стиральная доска
Курся, ведра, очко, муськемань лаз
Апрель Сорока-белобока кашу варила (К. ,с. 45) Знакомство с глиняным горшком; закрепление знаний о современной и старинной посуде Глиняный горшок, кувшин
Сёвонень чакш, гукшин
Май
Трень-брень, гусельки (К. ,с. 44) Знакомство с русским народным инструментом –гуслями; развитие интереса к истории создания музыкальных инструментов Гусли
Кайга
Средняя группа
месяц тема программное содержание материал
Сентябрь
Беседа «Наш мини-музей» Вспомнить для чего нужен мини-музей
Октябрь Сошью Маше сарафан (К. ,с. 50) Знакомство с женской русской народной одеждой; формирование интереса к процессу создания и преобразования одежды Альбом «Одежда»,силуэты одежды на бумаге
Ноябрь Золотое веретено (К. ,с. 50) Знакомство с предметами обихода - прялкой и веретеном; воспитание уважительного отношения к труду Прялка, веретено
Пакарь, штере
Декабрь Волшебные спицы (К. ,с. 51) Знакомство с процессом создания изделий из шерсти
Спицы, пряжа, шерстяная нить
Спицат, ревень лопат, понань суре
Январь Лисичка со скалочкой (К. ,с. 51) Знакомство со скалкой на основе русской народной сказки «Лисичка со скалочкой»
Прялка– пакарь, веретено– штере
Февраль Веселые ложки (К. ,с. 56) Знакомство с деревянной ложкой как важнейшим изобретением человека Деревянная ложка, современная металлическая ложка
Чувтонь пенч, кшинень пенч
Март Русская балалайка (К. ,с. 58) Знакомство с балалайкой, формирование интереса к истории музыкальных инструментов
Балалайка
Балалайка
Апрель Русская свистулька (К. ,с. 63) Рассказ о глиняной свистульке; закрепление представления о богатстве рукотворного предметного мира Свистулька
Тутурушка
Май
Путешествие в царство часов (Д. ,с. 37) Знакомство с разными видами часов; закрепление представления о богатстве рукотворного предметного мира Картинки, волшебная палочка, песочные часы, карандаши, бумага
Човаронь част, карандашт, гонёв
Старшая группа
месяц тема программное содержание материал
Сентябрь
Диагностика
Октябрь Хлеб всему голова (К. ,с. 68) Знакомство со старинными орудиями труда –серпом и цепом, историей их появления, назначением; воспитание уважительного отношения к труду
Орудия труда: серп; хлеб
Тарваз, кши
Ноябрь Октябрь пахнет капустой (К. ,с. 67) Знакомство с предметами обихода -деревянным корытцем, тяпкой,их назначением; воспитание уважительного отношения к труду Корытце, тяпка, капустные листы
Капстань тапамо, очко, капстань лопат
Декабрь А за ним такая гладь– ни морщинки не видать (К. ,с. 84 - 85;Д. ,с. 66) Знакомство с историей утюга, различными способами глажения белья Предметные картинки, утюги
Январь Путешествие в прошлое плиты (Д. ,с. 57) Знакомство с процессом преобразования русской печи в современную плиту; формирование интереса к истории Предметные картинки с изображением печки, плиты; макет плиты; бумага, карандаши
Каштомо, артовкст каштомо марто
Февраль Путешествие в прошлое зеркала (Д. ,с. 48) Знакомство с историей появления зеркала; развитие фантазии,творческих способностей Зеркала разной формы, волшебный сундучок; дидактическая игра «Подбери отражение»
Чамаварчамо
Март Путешествие в прошлое иголки (Д. ,с. 78) Знакомство с историей появления иглы, процессом ее преобразования человеком; формирование интереса к предметам рукотворного мира Разные виды игл
Салмукс
Апрель Путешествие в страну волшебной прялки (Д. ,с. 85) Знакомство с назначением прялки; воспитание уважительного отношения к труду
Прялка, веретено, шерсть, сюжетные иллюстрации
Пакарь, ревень лопат, артовкст
Май
Путешествие в прошлое ручки (Д. ,с. 88) Знакомство с прошлым шариковой ручки; обучение установлению причинно-следственных связей между назначением и способами употребления предметов Игрушка-карандаш, гусиное перо, чернила, фломастеры, карандаши, бумага, стальное перо
Дигань толга, кшнинь толга; сёрмадомапель
Подготовительная группа
месяц тема программное содержание материал
Сентябрь Диагностика
Октябрь Хлеб всему голова (К. ,с. 87) Знакомство с историей появления жерновов, их назначением; воспитание уважительного отношения к труду Жернова; пословицы и поговорки о хлебе
Ноябрь Светит, но не греет (К. ,с. 91;Д. ,с. 120) Уточнение представлений о различных источниках освещения; знакомство с историей появления лампочки; формирование интереса к истории предметов Свечи, лучины, электрическая лампа, керосиновая лампа
Штатолт, чевкст
Декабрь Обогревательные приборы (Д. ,с. 94) Знакомство с историей появления и преобразования обогревательных приборов; обучение установлению причинно-следственных связей между назначением и способами употребления предметов Макеты обогревательных приборов; стеклянный.
пластмассовый. деревянный стаканы; металлические игрушки; кубики со слогами
Суликань, пластмассовой, чувтонь стопкат, кшнинь налксемка
Январь Поэзия народного костюма (К. ,с. 97) Уточнение представлений о народном костюме; формирование интереса к процессу изменения и преобразования одежды Альбом «Народный костюм»; аудиозапись песен «Валенки», «Красный сарафан»
Платок, рубаха
Панго, паця, пулай, панар.
Февраль Мебель Продолжение развития интереса к народному быту; уточнение знаний о современной мебели; установление аналогий между старинным сундуком и старинным шкафом Сундук. кровать, стол, лукошко
Горобия, удоматарка, столь, паргине
Март Инструменты Расширить представления детей о разных видах инструментов, о применении их в работе людьми разных профессий. Корыто, долото, гвозди, молоток
Очко, долота, эскеть, молотка
Апрель Чудесное превращение очков (Д. ,с. 123) Знакомство с историей очков, их видами; формирование интереса к историческому прошлому предметов Макеты очков, лорнета, пенсне
Сельмукшт
Май
Прощание с избой (К. ,100) Обобщение полученных знаний
Литература:
3. Воспитание детей через приобщение их к истории родного края / З. Герасимова, Н. Козачек // Дошкольное воспитание. - 2001. — №12. – C. 47-52.
4. Зимина А. Н. Государственные праздники для дошкольников. – М. : Педагогическое общество России, 2005.
5. О. Л. Князева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» .- М. : ТЦ Сфера, 2009.- 192 с.
6. Круглов, Ю. Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки [Текст] / сост. Ю. Г. Круглов. М. : Просвещение, 1990.
7. Комратова М. Г., Грибова Л. Ф. С чего начинается Родина… // Управление ДОУ №6, 2003, с. 82.
8. Кондрыкинская, Л. А. С чего начинается Родина (опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ) / Ред. Л. А. Кондрыкинская. - М. : ТЦ Сфера, 2005.- 192 с.
9. Миронова, Л. П. Люби и знай родной свой край / Л. П. Миронова // Воспитатель ДОУ. - 2008.- №1.- C. 17-23.
10. Мой родной дом. Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Сост. Н. А. Арапова-Пискарева. – М., 2005.
11. И. Рыбалова Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания // Д. в. №6, 2003, с. 45.
12. Рубцова Н. И. Использование национально-регионального компонента в образовательной работе с детьми. // Мир детства №4, 2001, с. 39.