Елена Ферко
Перспективный план на учебный год «Обучение грамоте» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Перспективное планирование в старшей группе
Месяц Не-деля № Зан.
Занятия
Программное содержание
Работа вне занятий
Сентябрь
1
1
Познакомить детей с понятием «звук», «слово»; учить находить слова с заданным звуком
Публикация «Перспективный план на учебный год „Обучение грамоте“ в старшей группе» размещена в разделах
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Планирование. Годовые планы на учебный год
- Планирование. Планы работ
- Старшая группа
- Темочки
Дать детям представление о слове (имеет значение, звучит, потому что слова состоят из звуков, слова звучат по разному); развивать умение вслушиваться в слова, слышать звуки в словах, учить интонационно-му выделению звука в начале, середине и в конце слова.
Дидактические иг-ры:
«Что нужно кукле?»
«Загадки Петрушки»,
«Придумаем сказку про слова»,
«Кто летит в самолете?»,
«Какое слово длиннее?»,
«Интересные слова»,
«Произнеси слово»,
«Здравствуйте, я – Пет-рушка!».
Чтение:
А. Барто «Игра в слова».
А Шибаев «Прислушай-ся к слову
2
2
Познакомить с понятием «пред-ложение»; учить определять по-рядок слов в предложении
Учить детей выделять предложения из речевого по-тока (связного рассказа); познакомить с термином «предложение»; дать детям представление о том, что в предложении может быть разное количество слов; учить складывать двух или трех словные предложе-ния о предметах.
3
3
Звуковой анализ слов «ау», «уа», определение места звука в слове
Учить звуковому анализу слов, познакомить со схе-мой звукового анализа; учить определять место звука в слове.
4
4
Звуковой анализ слов, состоящих из трех звуков, определение места звука в слове
Учить детей проводить анализ звукового состава сло-ва, используя модель слова, представленную нейтральными фишками (квадратами белого цвета). Закреплять умение определять место звука в слове. Развивать внимание, фонематический слух, упраж-нять в правильном произношении звуков.
Октябрь
1
5 Звуковой анализ слов, состоящих из трех звуков
Учить детей проводить звуковой анализ слов, нахо-дить одинаковые звуки в словах; закреплять умение называть слово с заданным звуком; познакомить со словоразличительной ролью звука.
Дидактические игры:
«Каждой вещи свое ме-сто», «Зверек, где твой кружок?», «Загадки пет-рушки»,
«Цепочка слов»,
«Кто в каком домике будет жить?»,
«Включи телевизор»,
«Узнайте звук».
Чтение:
С. Погореловский «Ма-каронная семейка»,
А. Максаков «Сказка про овощи»,
Г. Юдин «Отец и мать».
2
6 Гласные и согласные звуки (поня-тие, обозначение);
звуковой анализ слов с выделением гласного звука; выкладывание зву-ковой схемы слова
Дать детям сведения о гласных и согласных звуках (при произношении воздушная струя не встречает препятствий, ему не мешают ни губы, ни язычок); закреплять умение определять первый и последний звуки в слове; учить детей находить сходство и раз-личие слов по их звуковому составу; учить называть слова по заданию воспитателя с определенным зву-ковым составом.
3
7 Знакомство с согласными звуками. Звуковой анализ слов с выделением гласных и согласных звуков
Закрепить знания детей о гласных звуках; дать поня-тия о согласных звуках; учить проводить звуковой анализ четырёх звуковых слов с выделением глас-ных и согласных звуков, используя картинки-схемы, модели слов; закрепить умение дифференцировать понятия: слово, предложение.
4
8 Звуковой анализ слов, выделение гласных и согласных звуков Учить ориентироваться в заданиях, требующих ха-рактеристики звука (гласный, согласный); искать в словах одинаковые звуки, подбирать слова одинако-вой звуковой структуры; звуковой анализ слов «ро-за», «раки».
Ноябрь
1
9 Знакомство с мягкими и тверды-ми согласными звуками, звуковой анализ слов с выкладыванием схем
Закреплять знания о гласных и согласных звуках, по-знакомить детей с мягкими и твердыми согласными, их обозначением квадратами (зеленый – мягкий со-гласный звук, синий – твердый согласный); учить сравнивать слова по звуковому составу, учить назы-вать слова по заданию воспитателя с определенным звуковым составом; звуковой анализ слов «лист» и «волк». Дидактические иг-ры:
«Как зовут друзей?»,
«Кто внимательный?»,
«Найди вкусное слово»,
«Кто в домике живет?»,
«Кто быстрее соберет вещи?», «Найди место звука в слове».
Игровое упражнение
«Твердый - мягкий».
2
10 Уточнить понятия «твердый со-гласный звук», «мягкий согласный звук», звуковой анализ слов с ис-пользованием звуковой модели сло-ва
Закреплять навыки звукового анализа слов с различ-ной звуковой структурой, уточнить понятия «твер-дый согласный звук», «мягкий согласный звук»; учить искать одинаковые звуки в словах, ориентиро-ваться в заданиях, требующих полной характеристи-ки звуков; звуковой анализ слов «лиса», «луна».
3
11 Познакомить со слогоразличи-тельной ролью звука, учить назы-вать слова с заданным звуком.
Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов; закреплять знания о гласных, твердых и мягких согласных звуках; закрепить умение пользоваться при звуковом анализе условными обозначениями; дать понятие, что с изменением одного звука в слове, меняется слово и его значение, учить называть слова с заданным звуком.
Чтение:
Е. Агранович
«Приключения буквы «К».
4
12 Учить сравнивать слова по моде-ли и звукам, закреплять понятие о словоразличительной роли звука
Продолжать учить проводить звуковой анализ слов; упражнять в анализе четырех – пяти - звуковых слов; учить сравнивать слова по модели и звукам; закреп-лять понятие о словоразличительной роли звука.
Декабрь
1
13 Деление слов на слоги с выклады-ванием слоговой схемы, звуковой анализ слов
Дать представление о слоге как произносительной части слова, формировать умение произносить слова по слогам; закреплять умение проводить звуковой анализ слов, различать гласные, твердые и мягкие со-гласные звуки.
Дидактические иг-ры:
«Дошагай до головы удава», «Магазин игру-шек»,
«Слоговой аукцион»,
«Купи игрушку»,
«Вагончики»,
«Преврати короткое сло-во в длинное»,
«Волшебная цепочка»,
«Почтальон принес письмо».
Чтение:
«Приключения буквы У» по рассказу Е. Моги-левского,
А. Шибаев «Слова, сло-ва, слова…».
2
14 Деление слов на слоги, ударение. Показать слогоразделительную роль гласного звука на основе зву-кового анализа слов
Закреплять умение делить слова на слоги, произно-сить слова по слогам; дать понятие об ударении, вы-делять ударный слог; закреплять умение проводить звуковой анализ слов, показать детям, что в словах, сколько гласных звуков, столько и слогов; учить называть слова с заданным звуком.
3
15 Показать роль гласного звука в об-разовании слога, продолжать учить делать звуковой анализ слов
Учить делить слова на части; показать роль гласного звука в образовании слога; продолжать учить делать звуковой анализ слов.
4
16 Закрепить знания о роли гласного звука в определении слога
Продолжать учить детей делить слова на слоги, определять количество слогов в слове, закрепить зна-ния о роли гласного в определении слога.
Январь
1
17 Закрепить знания о том, что гласный звук может образовать отдельный слог
Закрепить знания о слоге, как части слова, о роли гласного в образовании слога; закрепить знания о том, что гласный звук может образовать отдельный слог; учить делить на слоги слова, состоящие из двух – трех слогов.
Дидактические иг-ры:
«Шторм»,
«Стук, да стук, найди слово, милый друг»,
«Придумай предложе-ние», «Подумай, не то-ропись»,
«Какое слово потеря-лось», «Где вы слышали эти слова?», «Кто пред-ложит сам?».
Чтение:
Э. Успенский «Путани-ца»,
В. Волина «Шторм».
2
18 Закреплять знания о слогообразу-ющей роли гласного звука, учить называть слова с заданным звуком
Продолжать учить проводить звуковой анализ слов, различать гласные и согласные звуки; закреплять знания о слогообразующей роли гласного звука; учить называть слова с заданным звуком.
3
19 Продолжать учить делить слова на слоги, пользуясь слоговой моде-лью слова
Продолжать учить проводить звуковой анализ слов, различать твердые и мягкие согласные звуки; про-должать учить делить слова на слоги, пользуясь сло-говой моделью слова.
4
20 Предложение. Определение коли-чества слов в предложении, опре-деление места слова в предложе-нии Учить составлять предложения из двух слов, из трех слов, называть первое, второе слово и первое, второе, третье слово; определять место слова в предложении; учить проводить звуковой анализ слов; дифференци-ровать гласные, твердые и мягкие согласные звуки.
1
21 Звуковой анализ слов. Слова схо-жие по звучанию. Показать, как изменяются слова с изменением одного звука
Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов, различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки; учить вычленять словесное ударение, опреде-лять его место в слове; учить сравнивать слова по звуковому составу, показать, как изменяются слова с изменением одного звука.
Дидактические иг-ры:
«Звуковые часы»,
«Игры деда – Буквоеда»,
«Веселые звуки»,
«Найди пару»,
«Доскажите словечко»,
«Волшебная цепочка».
Чтение:
Г. Юдин «Поэты»,
Н. Гернет «Что получи-лось?»,
Н. Матвеева «Путани-ца».
Февраль
2
22 Звуковой анализ слов. Нахождение слов схожих по звучанию, приду-мывание рифмы
Закреплять умение проводить звуковой анализ слов, различать гласные, твердые и мягкие согласные зву-ки; закреплять знание о различительной роли звука, сравнивать слова; учить придумывать рифмы.
3
23 Звуковой анализ слов, деление слов на слоги, подбор слов к звуковой схеме слова
Продолжать обучению звуковому анализу слов; за-креплять умение различать гласные, твердые и мяг-кие согласные звуки; делить слова на слоги, учить подбирать слова к звуковой схеме слова.
4
24 Нахождение слов схожих по зву-чанию, придумывание рифмы. Де-ление слов на слоги.
Закреплять умение проводить звуковой анализ слов, различать гласные, твердые и мягкие согласные зву-ки; закреплять знание о различительной роли звука, сравнивать слова; продолжать учить придумывать рифмы; придумывать слова, начинающие с заданного слога.
Март
1
25 Знакомство с алфавитом. Звуко-вой анализ слов со звуком [а], за-мена обозначения гласного звука [а] буквой Аа
Дать детям понятие о том, что звуки мы слышим, а буквы пишем. Продолжать учить детей звуковому анализу слов, закрепить гласные и согласные звуки, учить заменять в схеме обозначение гласного (крас-ный квадрат) буквой А.
Дидактические иг-ры:
«Собери букет»,
«Включи телевизор», «Цветной магазин»,
«Найди пару»,
«Доскажи словечко», «Дошагай до головы удава».
Чтение:
Г. Юдин «Почему А первая»,
М. Аршртром «Говоря-щая курица»,
Я. Пришумов «Останов-ка»,
«Кое – что про букву О» (стихи Г. Сапгир, В. Лу-нин, С. Соловьев).
2
26 Знакомство с буквой Уу. Звуковой анализ слов со звуком [у], замена обозначения гласного звука [у], буквой У
Познакомить детей с буквой У. Учить читать звуко-сочетание АУ. Закреплять умение выделять нужный звук в слове, проводить звуковой анализ слова, выде-лять гласные и согласные, мягкие и твердые звуки. Закреплять умение делить слова на части, правильно определяя ударный слог.
3
27 Знакомство с буквой Оо. Звуковой анализ слов с заменой обозначения гласного звука на букву О Познакомить детей с новой буквой О. Продолжать учить звуковой анализ слов, заменяя фишки в моде-лях слов выученными буквами, делить слова на сло-ги, самостоятельно преобразовывать слова из двух слогов в слова трехсложные.
4
28 Знакомство с буквой Ии. Звуковой анализ слов с заменой обозначе-ний гласных звуков буквами А, О, У, И; деление слов на слоги
Познакомить детей с новой буквой И; закрепить уме-ние детей выделять звуки в словах, обозначать звуки соответствующими буквами, проводить звукобук-венный анализ слов, учить подбирать рифмы к сло-вам – находить слова похожие по звучанию.
Апрель
1
29 Знакомство с буквой Ы. Звуковой анализ слов со звуками [ы], [и], деление слов на слоги
Познакомить с буквой Ы, ее написанием, дать поня-тие, что гласная буква Ы обозначает гласный звук [ы], перед звуком [ы] все согласные звуки произно-сятся твердо, что звук [ы] встречается только в сере-дине и в конце слова. Продолжать учить детей делать звуковой анализ слова, делить слова на слоги.
2
30 Буква Ээ. Звуковой анализ слов, за-мена обозначений звуков на буквы, «чтение» схем слов
Познакомить с буквой Э; продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов с применением пра-вил написания гласных букв и определением ударно-го гласного звука; продолжать учить детей называть слова с заданными звуками; «чтение» схем слов.
Дидактические иг-ры:
«Догадайся сам»,
«Звуковые часы»,
«Поезд»,
«Веселые звуки»,
«Любопытный».
Чтение:
М. Аромштам «Дорож-ный указатель с веселым язычком»,
А. Шибаев «Веселые стихи»,
Г. Виеру «Учусь пись-му».
3
31 Знакомство с буквой Мм, замена звукового символа (квадрата) бук-вой М. Обучение слиянию звуков в слоги
на основе звукового анализа (ма, ап, му, ум, мо, ом) Познакомить с правильным написанием и названием буквы М (ЭМ, обозначает звук [м]. Продолжать учить детей делать звуковой и слоговой анализ слов, закреплять умение выделять нужный звук в слове, определять его положение в слове. Учить детей чи-тать, плавно произносить два звука последовательно, чтобы получился слог.
4
32 Знакомство с буквой Сс. Обучение слиянию звуков в слоги (са, ас, со, сы, си, сэ, су)
Познакомить детей с буквой С, с ее алфавитным названием (эс). Продолжать учить слитно произно-сить звуки читая слоги-слияния, читать слоги с бук-вой С и всеми изученными гласными. Учить читать слова из двух слогов. Закреплять умение делать сло-говой анализ слова, выделять звуки в словах (глас-ные, согласные, твердые, мягкие).
Май
1
33 Буква Кк, обучение слиянию звуков в слоги, звуковой анализ слов, де-ление слов на слоги
Познакомить детей с буквой К, с ее алфавитным названием (КА); продолжать учить читать слоги-слияния, четко произнося звуки, читать слова из двух слогов; закреплять умение анализировать слово по звуковому составу, правильно характеризовать звуки (гласный, согласный, твердый, мягкий).
Дидактические иг-ры:
«Построй пирамиду»,
«Собери букет»,
«Слоговой аукцион»,
«Смотри не ошибись», «Строители»,
«Восстанови букву».
Чтение:
А. Шибаев «Мы убираем двор»,
А. Барто «Буква Р»,
Г. Юдин «Рыжий город»,
М. Пляцковский «Стихи на одну букву».
2
34 Закрепление пройденного:
«Незнайка приходит в гости»
Учить детей делать звуковой анализ слова, выделять гласные и согласные звуки, различать их. Продол-жать учить находить слова схожие по звучанию. За-креплять умение делить слова на слоги разными спо-собами. Развивать фонематический слух. Воспиты-вать внимание, усидчивость, интерес к занятиям.
3
35 Итоговое занятие
«Путешествие по стране
Мультитроллии»
Учить детей делить на слоги двух-трех-сложные сло-ва, отчетливо произносить каждую часть слова, само-стоятельно преобразовывать слова из двух сло-гов в слова трехсложные.