Лысова Наталья Артуровна
Перспективный план НОД по краеведению «Крымский веночек. Республика Крым» на учебный год
▼ Скачать + Заказать документы
Краеведение
«Крымский веночек» региональная парциальная программа по гражданско патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в Республике Крым. Гражданско-патриотическое воспитание должно быть в первую очередь нацелено на формирование у личности тех черт, которые позволят ей стать полноценным участником, общественной жизни. Гражданственность выступает как составной элемент мировоззрения человека, его отношения к родной стране, другим странам, нациям и народам.
Основными целями реализации программы являются:
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Крым. Родной край
- Моя малая Родина, край, город. Краеведение
- Планирование. Годовые планы на учебный год
- Республика, область, край. ВСЕ, список
- Темочки
воспитание у ребёнка уважения к родителям, их культурной самобытности, к языку и национальным ценностям страны проживания и страны происхождения, к культурам, отличным от его собственной;
воспитание любви к Родине;
подготовка ребёнка к сознательной жизни в демократическом обществе в духе взаимопонимания, мира, дружбы между всеми народами, этническими, национальными группами.
Цели отвечают содержанию и напрвленности международных и российских документов о правах ребёнка и об образовании.
Задачи программы:
1. Воспитание основ духовной культуры, формирование морально-этического отношения, гражданской позиции:
к семье, родному дому, городу (селу, посёлку, Родине;
к природе родного края;
к языку, истории и культурному наследию своего народа и людей, среди которых проживает ребёнок.
2. Побуждение ребёнка к проявления сострадания, заботливого отношения, внимательности, уважения к родным и близким людям, к друзьям и сверстникам, в том числе к представителям различных национальностей, к тем кто о нем заботится в детском саду, дома, или сам нуждается в его участии.
3. Воспитание уважительного отношения к людям и результатам их труда, родной земле, государственной символике и этническим символам, традициям страны, к государственным и религиозным праздникам.
4. Воспитание чувства собственного достоинства, уважительного отношения не только к своей этнической группе, но и уважения, симпатии, добрых чувств к людям других национальностей.
5. Ознакомление детей с историей, природой Крыма, историей города, села в котором они живут, с людьми, прославившими эти места.
6. Ознакомление с особенностями языка, бытом и традициями людей, проживающих в Крыму – в том числе с семейными и народными обычаями, народным этикетом, традициями гостеприимства.
7. Обучение этике межнационального общения и «культуре мира».
8. Формирование активной гражданской позиции, чувства патриотизма и национальной гордости, позитивного отношения к разнообразию культур.
8. Создание условий для краеведческой и народоведческой работы в дошкольных образовательных заведениях.
При разработке содержания разделов были использованы следующие концептуальные принципы:
- принцип приоритета общечеловеческих ценностей: этнической толерантности, «культуры мира», равноправия языковых, этнических групп независимо от статуса, численности и времени проживания на полуострове (в программе за основу берется алфавитный порядок упоминания этносов, языковых религиозных групп);
- принцип возрождения, сохранения и развития этнокультурной самобытности и диалога культур (вопросы традиционной культуры рассматриваются по тематическому принципу);
- принцип доступности: формы и методы работы с детьми, объем историко-этнографического материала должны соответствовать возрастным и психологическим особенностям восприятия детей дошкольного возраста;
- принцип преемственности с начальным звеном образования предполагает продолжение и углубление содержания работы по межкультурному образованию детей младшего школьного возраста.
Перспективный план НОД по краеведению
№ Тема Программное содержание
Дата
Cентябрь
1. Крым на карте России. Символика Крыма. Рассматривание большой карты Крыма для детей. Обратить внимание на очертание крымского полуострова. Знакомить детей с достопримечательностями посёлка. выявить запас знаний о природе родного края.
2. «Моя малая родина - Крым». продолжать формировать представление о многообразии народностей, живущих в Крыму, об их традициях, формировать навыки толерантного поведения, убежденность в том, что Крым наш общий дом, всем надо жить в мире друг с другом, воспитывать уважение к родителям, к чувствам других детей, позитивное отношение к себе и своим друзьям.
Октябрь
3. «Природа родного края». Программное содержание: формировать позитивное эмоционально-целостное отношение к природному окружению посредством ознакомления детей с разнообразием природы Крыма, формировать элементы экологического миропонимания, закрепить понятия (Крымские горы, Черное и Азовское моря, степь, развивать познавательную активность, воспитывать чувство любви к родному краю.
4. «Этот удивительный Крым» продолжать знакомить с удивительной природой Крымского полуострова, с его достопримечательностями.
Ноябрь
5. «Животный мир Крыма» Продолжать обогащать знания детей о диких животных Крымского полуострова, развивать связную речь.
6. «Крылатый Крым» Знакомить с разными птицами Крыма, которых дети могут наблюдать; формировать представление о приспособленности птиц к условиям наземно-воздушной и морской среды обитания и сезонным изменениям этой среды; раскрыть связь строения органов и их функционирование (лёгкое тело покрытое перьями, крылья для полёта и др.). Учить анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи.
Декабрь
7. «Зима в Крыму. Заучивание стихотворения Л. Фисейской «Капризы зимы» познакомить детей с изменениями в живой и неживой природе зимой; привить чувство любви к окружающей нас природе; развивать у детей речь, логическое мышление, скорость.
8. Игра-путешествие «Чёрное море и его
обитатели»
Расширять представления детей о Черном море и его обитателях. формировать представление детей о море, как сообществе живых организмов; познакомить детей с некоторыми обитателями морских глубин (дельфины и морской конек); развивать умение детей давать развернутые объяснения, делать выводы; способствовать развитию познавательного интереса к природе; развивать воображение; расширять кругозор детей. воспитывать активность, инициативность, выслушивать ответы товарищей; воспитывать любовь к родному краю.
Январь
9. Горный Крым Сформировать представления о Крымских горах и пещерах; закрепить знания легенд Крыма; закрепить правила поведения в природе - лесу, пещере; развивать связную речь детей, учить правильно строить предложения, использовать в речи эпитеты; создать положительный эмоциональный настрой; воспитывать чувство любви и гордости к родному краю, желание ее охранять;
10. Тема «Мы - Крымчане» обогащать знания о народных традициях, расширить знание о родном крае, формировать познавательную активность, воспитывать чувство любви к родному полуострову.
Февраль
11. Легенды Крыма Расширять и углублять знания детей о крае, в котором мы живём; Развивать связную речь, учить строить сложные предложения. Развивать фантазию, воображение.
12. «Города Крыма» систематизировать знания о столице Республики Крым, о городах Крыма, формировать умение угадывать города по достопримечательностям, развивать умение отвечать полными предложениями, развивать связную речь.
Март
13. «Народы Крыма» знакомство детей с культурой, обычаями и традициями народов, живущих в Крыму.
14. Игры народов Крыма Продолжать формировать представление об играх, их роли
Апрель
15. «Что ростёт в Крыму. Крымский лес.» Формирование желание беречь природу, лес Крыма. учить воспринимать природу как ценность, выделять позитивное и негативное влияние человеческой деятельности на её состояние, соблюдать правила целесообразного природопользования: дать понятие о том, что лес сообщество растений и животных, существующих во взаимосвязи; закреплять правила поведения в лесу, расширять знания о Красной книге Крыма; о богатстве Крыма
16. «Береги природу. Красная книга Крыма» Продолжать совершенствовать знания детей о разнообразии крымских первоцветов : подснежник, крокус, пролеска, фиалка, сон трава; о необходимости их охраны. Знакомить детей с Красной книгой Крыма. Развивать монологическую, связную, выразительную речь, память, интерес к познанию нового. Воспитывать бережное отношение и любовь к весенним растениям.
Май
17. Викторина «Мы любим и знаем наш Крым» Расширять, уточнять и пополнять знания детей о природе, о правилах поведения в природе. Продолжать активизировать познавательные способности детей. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе. Глубже познавать её тайны.
18. «Пещеры Крыма» Продолжать расширять, обогащать, углублять знания детей о крае, в котором мы живем, о Крыме; формировать чувство патриотизма путем осмысления понятия «Родина»; сформировать представления о Крымских горах и пещерах; закрепить правила поведения в природе - пещере;
воспитывать чувство любви и гордости к родному краю, желание ее охранять.