Шершнева Ольга
Перспективный план индивидуального сопровождения ребенка первой младшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Направление работы Программное содержание Примерные игры и упражнения
Диагностика
Развитие слуховых ориентировочных реакций (учитель-дефектолог,воспитатель)
• побуждать ребенка поворачивать голову и отыскивать взглядом названный предмет вначале в определенном месте, затем меняя его местоположение (установление связи слова не с местом, где находится предмет, а с самим предметом) Игры с металлофоном, погремушкой или колокольчиком, бубенчиками, различными предметами, издающими звуки (колокольчик, погремушка, бубен, образными игрушками, издающими при нажатии или встряхивании писк, свист, гудение, шуршание и т. д.
Публикация «Перспективный план индивидуального сопровождения ребенка первой младшей группы» размещена в разделах
Развитие понимания речи, мышления, памяти в процессе общения со взрослым на основе обогащения представлений об окружающем
(учитель-дефектолог, учитель-логопед,
педагог-психолог, воспитатели)
• побуждать реагировать на вопрос «Где. ?» поворотом головы в сторону названого предмета
• привлекать внимание ребенка к звуковым свойствам предмета
• формировать у ребенка эмоциональный контакт со взрослым
• учить выполнять движения по подражанию и слову взрослого
• учить ребенка в определенной ситуации понимать и выполнять простые инструкции
• побуждать ребенка к повторению звукоподражаний (в зависимости от речевых возможностей)
• развивать эмоциональное отношение к игрушкам, побуждать ребенка выполнять по образцу взрослого какое-либо игровое действие с каждой игрушкой
• учить ребенка находить в манеже, в группе знакомые игрушки, предметы, выполнять с ними какое-либо действие (поводить, покачать, погладить, покатать и др., отдавать игрушку взрослому
• учить ребенка устанавливать сходство предмета с его изображением, узнавать, показывать пальчиком названный предмет и отдельные детали, подавать взрослому названную картинку. Расширять активный словарь
• уточнить понимание слов, обозначающих части тела (руки, ноги, голова, части лица (рот, глаза, уши); бытовое и игровое действие (умываться)
• учить ребенка находить в специально подготовленной ситуации игрушки, имеющие одно и то же словесное обозначение, но отличающиеся по внешним свойствам
• учить ребенка находить картинки, имеющие одно и то же словесное обозначение, но отличающиеся по внешним свойствам
• учить ребенка узнавать на картинке действие, обозначенное словом; обозначать это действие словом, жестом, фразой, учитывая речевые возможности ребенка. Подводить ребенка к пониманию вопроса «Что делает?» Игра «Где ляля (собачка, корова, лошадка?»
Игра «Дай ручку»
Игра «Поручение»
Игра «Прятки»
Игра «Делай, как я»
Игра «Поручение»
Рассматривание парных картинок; картинок, изображающих простые знакомые действия
Игра «Где звучит»
Игра «Волшебный мешочек»
Развитие зрительных ориентировочных реакций, зрительно-моторной координации, тактильного восприятия, ориентировки в форме, величине, цвете (развитие сенсорики)
(учитель-дефектолог,
педагог-психолог, воспитатели)
• формировать зрительно-слуховое восприятие ребенка в процессе игровых действий
• расширять чувственный опыт при действии с предметами разной формы, простейшие виды соотнесений, в частности части с целым предметом
• учить ребенка строить башню из трех разных по размеру кубиков, накладывая один на другой; выполнять речевые инструкции
• учить ребенка выбирать предметы, ориентируясь на их форму, действовать с предметами в зависимости от свойств
• формировать активные поисковые действия, элементы экспериментирования и прогнозирования результата, используя объемные геометрические фигуры
• учить различать количество предметов (один-много)
• учить ребенка вкладывать меньший предмет в больший
• формировать понятия о величине: большой, маленький. Фиксировать внимание ребенка на различии и тождестве однотипных предметов по величине. Пополнять его пассивный словарь словами: большой, маленький. Побуждать ребенка к повторению слов и звукоподражаний: большой –У-У-У, маленький - А-А-А
• учить ребенка выбирать предметы, ориентируясь на их форму, действовать с предметами в зависимости от поставленной задачи; добиваться понимания инструкции
• развивать у ребенка навык действия с предметами в определенной последовательности, ориентируясь на величину. Учить выполнять задание по показу и словесной инструкции взрослого
• фиксировать внимание ребенка на величине предметов и ее словесном обозначении
• развивать умение различать размеры предметов – большой, поменьше, маленький
• фиксировать внимание ребенка на тождестве предметов по цвету. Учить подбирать по образцу и слову взрослого предметы трех, затем четырех основных цветов
• учить ребенка действовать не методом проб и ошибок, а методом зрительного соотнесения отверстия и соответствующей формы; действовать по словесной инструкции: «Дай такой же»
• учить ребенка подбирать по образцу разнообразные предметы (картинки, окрашенные в 4 основных цвета, к соответствующему фону Игра «Динь-динь. Где Петрушка?»
Игра «Ух, какие шарики!»
Игра «Большой-маленький»
Игра «Сними колечко!»
Игра «Башенка»
Игра «Занимательная коробка»
Игра «Волшебные зерна»
Игры с вкладышами
Игра «Солнечные зайчики»
Развитие ручной моторики, действий с предметами, орудийной, игровой, конструктивной деятельности
(учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог, воспитатели)
• развивать мелкую моторику ребенка, фиксировать особое положение большого пальца по отношению к четырем другим при захватывании плоских предметов. Расширять опыт действий: раскладывать и складывать предметы. Формировать представление о части и целом в процессе практических действий с предметами
• развивать практические навыки действий с предметами конической формы
• учить ребенка выполнять соотносимые действия с предметами разной формы. Закреплять чувственный опыт и практические знания о полом и заполненном пространстве. Развивать поисковые действия ориентировочного характера, с помощью которых можно установить невидимые свойства предметов (например, встряхнув коробку, узнать, есть в ней что-то или она пустая). Развивать координацию движений рук с превалирующим участием правой руки
• учить ребенка проталкивать и сталкивать шары, собирать их по одному, подражая взрослому. Совершенствовать координацию рук
• учить ребенка снимать и нанизывать кольца на стержень. Выполнять эти действия в горизонтальной и вертикальной плоскостях. Развивать координацию левой и правой рук
• учить целенаправленным ориентировочно-исследовательским действиям - обследованию предметов поглаживанием, прикладыванием к уху, рассматриванием частей и т. п.
• учить ребенка вставлять в панель втулки и грибочки (елочки, винтики, шарики, конусы и пр.). Развивать умение действовать кончиками пальцев. Стимулировать активное подражание действиям взрослого, умение переносить знакомые способы действия в новую ситуацию
• учить выполнять действия с предметами, имеющими сквозное отверстие: чувствовать возможность нанизывания: брать втулку кончиками большого, указательного и среднего пальцев; нанизывать втулки, имеющие округлую, цилиндрическую, кубическую форму, на вертикальный стержень
• учить выполнять действие нанизывания на стержень. Закреплять умение брать кольцо кончиками пальцев, обхватывая его сбоку. Приучать ребенка не стучать колечками о стол при снимании колец и надевании на стержень
• учить накладывать призму на кубик, выбирать среди других форм кубик и призму (крышу) по слову взрослого
• учить ребенка ставить кубик на кирпичик, лежащий широкой плоскостью на столе, соблюдая устойчивость постройки
• учить выстраивать в ряд одинаковые кирпичики
• учить ребенка действовать с предметами-орудиями: вылавливать игрушки сачком из таза с водой, мелкие предметы из банки с водой, пользуясь черпачком с вертикально прикрепленной ручкой
• учить ребенка выталкивать палочкой из небьющейся, прозрачной или непрозрачной трубки мелкие предметы Игра «Что там? Тук-тук»
Игра «Дорожка»
Игра «Сними колпачок»
Игра «Возьми тарелочку»
Игра «Что в трубочке лежит?»
Игры с ленточками, шнурками, шариками, разнообразными подвесками
Игра «Построй башенку» (заборчик, домик и т. д.)
Формирование социально-бытовых навыков (педагог-психолог, учитель-дефектолог,воспитатели)
• формировать привычку (сначала под контролем взрослого, а затем самостоятельно) мыть руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем
• учить с помощью взрослого приводить себя в порядок; пользоваться индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, расческой, горшком)
• формировать умение во время еды правильно держать ложку
• учить ребенка одеваться и раздеваться в определенном порядке; при небольшой помощи взрослого снимать одежду, обувь (расстегивать пуговицы спереди, застежки на липучках); в определенном порядке аккуратно складывать снятую одежду
Игра «Давай умоемся»
Игра «Одень куклу»
Игра «Сделай прическу клоуну»
Игра «Хорошие ушки-красивые глазки»
Речевые игры в режимных моментах
Социально-коммуникативная сфера (педагог-психолог,воспитатели)
- развитие внимания, интереса к партнёру по общению
- развитие умения входить в контакт, вести диалог
- развитие навыков взаимодействия в группе
- умение взаимодействия с другими детьми во время игры.
Игра «Кто погладит котенка?»
Игра «Волшебные слова»
Игра «Ласковое имя»
Игра «Здравствуй, я лисичка»
Игра «Веселый-грустный»
Игра «Давай сходим в гости?»
Речевое развитие (учитель-логопед) • работа над гласными звуками
• уточнение произношения гласных звуков
• уточнение произношения согласных звуков в звукоподражаниях
• развитие дыхательной функции
• развитие артикуляционного аппарата
• развитие связного речевого высказывания Игра «Кто как говорит?»
Упражнение «Веселая вертушка»
Упражнение «Звонкая дудочка»
Сказки для язычка (артикуляционная гимнастика)
Логоритмические игры с элементами самомассажа
Речедвигательная гимнастика
Картинный материал
Музыкальное развитие • дыхательная гимнастика
• прослушивание музыка различного характера (быстро-медленно, грустно-весело)
• танцетерапия
• театральная импровизация (раскрепощение, создание и решение спорных ситуаций)
• музыкотерапия Игра «Инструментальная музыка»
Игра «Тише, громче», «Угадай, кто?»
Дыхательная гимнастика «Колобок», «Зверята»,«Свечка», «Ветерок», «Улыбка», «Часики», «Шарик»
Коммуникативная игра «Здравствуй, добрый жук»