Светлана Карлеба
Перспективное планирование занятий по формированию целостной картины мира. Часть вторая
▼ Скачать + Заказать документы
24. Повторение правил пожарной безопасности.
«Огонь - не шутка»
1. Показать детям, как быстро загораются предметы из разных материалов; какие средства можно использовать при тушении огня;
2. Продолжить закреплять знания по правилам пожарной безопасности и осторожному обращению с огнём;
3. Активизация словаря: правила пожарной безопасности:
- не брать спички и не играть с ними;
- не влезать предметами в розетку;
- не подходить к газовой плите;
- не включать утюг и другие электроприборы;
- при пожаре звонить – 01.
4. Развивать внимание, речь, мышление.
5. Инд. работа:
Публикация «Перспективное планирование занятий по формированию целостной картины мира, Часть вторая» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Планирование. Планы работ
- Темочки
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций о правилах пожарной безопасности, совместное оформление плаката о Пожарной безопасности, повторение потешки «Тили – бом», чтение экологической сказки «Пожарище»
Материалы: полоска бумаги, кусок ваты, деревянная палочка, кусок ткани, монета, сухое горючее, фарфоровые чашечки, пинцет, 3 стакана, баночки с песком, кусок плотной ткани, красный воздушный шар, иллюстрации о причинах возникновения пожара, плакаты и иллюстрации по пожарной безопасности, красный воздушный шар, ведро с водой, огнетушитель.
25.«Красавица зима».Воспитывать в детях чувство прекрасного, любовь к природе, к родному краю через изобразительное искусство, музыку, поэзию.
«Волшебница зима»
1. Формировать в детях чувство прекрасного, любовь к природе, к родному краю.
2. Продолжать совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, пении песен; прививать чуткость к поэтическому слову.
3. Обогащение и активизация словаря: названия месяцев, хмурень, лютовей, снеговей; балет, балерина, лазурь.
4. Развивать умение давать эстетические оценки, высказывать суждения, соотносить по настроению образцы живописи, музыки, поэзии. Вызвать эмоциональный отклик на художественный образ.
5. Инд. работа:
Предварительная работа: наблюдения за зимними явлениями в природе. Рассматривание репродукций картин, изображающих зимний пейзаж; прослушивание музыкальных произведений на тему зимы. Чтение стихотворений о зиме, беседа о содержании, разъяснение незнакомых слов. Заучивание наизусть стихотворений, песен, пословиц о зиме. Просмотр фрагментов из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского в видеозаписи.
Материалы: музыкальный центр, компьютер
26. Организовать деятельность детей по ознакомлению с некоторыми свойствами воды. «Упала капелька с небес».
1. Показать разнообразие состояний воды в окружающей среде, обобщить знания детей о воде, ее значении в жизни человека, растений и животных;
2. Дать представление о том, где и как рождается снег, какую роль играет в жизни природы зимой.
3. Активизация словаря: опыт, кристаллы, снегопад, оттепель. Закреплять умение отвечать на вопросы воспитателя.
4. Воспитывать бережное отношение к воде. Развивать любознательность, мышление и речь детей;
5. Инд. работа
Предварительная работа: опыт, физ минутка, демонстрация опыта, презентация где и как рождается снег, рассказ, чтение сказки «Зачем зимой снег», дидактическая игра «Хорошо-плохо», загадывание загадки.
Материалы: искусственная снежинка, лист прозрачной упаковочной пленки, ножницы, интерактивная доска, ноутбук, презентация «Откуда берется снег», книга со сказкой «Зачем снег зимой», диск с песней «Снежинок хоровод», снег, теплая и холодная вода, пластмассовые стаканчики.
27. «Русские традиции, обычаи, народные праздники». Ознакомление с предметами русской старины. Формирование у детей чувства сопричастности к русской национальной истории и культуре.
"Колокола и колокольные звоны России".
1. Познакомить с русской историей, формировать знания о колоколах и колокольных звонах России; особенностями его звучания;
2. Отметить, какое значение имеют колокола в русской истории и культуре в прошлом и в настоящем времени.
3. Словарь: колокол, колокольня, колокольный, колокольчик; звон, звонарь, звонница, звонить; набат, благовест, бубенец, ботало, ямщик, тройка, царь-колокол, Валдайский колокольчик.
4. Воспитывать у детей интерес к историческому и культурному прошлому русского народа;
5. Инд. работа:
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций из альбома «Колокола России»;
-разучивание пословиц, скороговорок, загадок, легенд, стихов; раскраски «Колокольчики»;
слушание звонов России на аудиокассете; разучивание песен Ю. Энтина «Бьют часы на старой башне»; оркестр колокольчиков «Новогодняя песенка - Jingle Bells».
Материалы: иллюстраций из альбома «Колокола России»; колокольчики, аудиозаписи.
28. "Путешествие по сказкам".Формирование представления детей о разнообразии русских народных сказок.
1. Знакомить детей с творчеством русского народа сказками.
2. Замечать и осмысливать характеры и поступки персонажей, сопереживать с героями, давать оценку их поступкам;
3. Рассказывать сказки по сюжетным картинкам; умение использовать выразительные средства языка сказок (песенки, повторы, образные выражения); Словарная работа: хитрая, коварная, костяная нога.
4. Воспитывать эмоционально-образные восприятие содержания сказки.
5. Инд. работа:
Предварительная работа: чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций, дидактические игры "Узнай сказку", "Сложи сказку", настольный, пальчиковый театр.
Материалы: аудиозаписи, ноутбук, слайды по сказкам, тарелки с горохом и фасолью, счетные палочки, разрезные картинки, «записки» с заданиями.
29.«Зимние забавы».Расширение представлений детей об окружающей действительности через ознакомление детей с зимними видами спорта.
«Зимние виды спорта»
1. Формировать знаний детей о зимних видах спорта, о важности и пользе занятиями спортом для здоровья. Пробудить интерес к физической культуре и спорту.
2. Способствовать развитию умения различать простейшие взаимосвязи между видом спорта и его атрибутами, уважительного отношения друг к другу.
3. Обеспечить обогащение и уточнение словаря по теме.
4. Способствовать развитию логического мышления, внимания, памяти.
5. Инд. работа:
Предварительная работа: рассматривание альбомов и иллюстраций о спорте, беседы о зимних видах спорта, о пользе зарядки и физической культуры; чтение художественной литературы; просмотр презентации о зимних видах спорта.
Материалы: мультимедиа-проектор, дидактический материал «Зимние виды спорта», картинки : санки, лыжи, коньки; «снежок», карточки для выполнения индивидуальных заданий «Найди пару», коробочка, в которой спрятаны лыжи.
30. «Зачем зимой снег». Дать представление о том где и как рождается снег, какую роль играет в жизни природы зимой.
1. Продолжать знакомить детей со свойствами снега, где и как рождается снег, какую роль играет в жизни природы зимой.
2. Способствовать формированию потребности в двигательной активности.
3. Активизация словаря: опыт, кристаллы, снегопад, оттепель
4. Развивать общение и взаимодействие детей со сверстниками и взрослыми.
5. Инд. работа:
Предварительная работа: рассказ, чтение сказки «Зачем зимой снег», дидактическая игра «Хорошо-плохо», загадывание загадки, презентация где и как рождается снег.
Материалы: искусственная снежинка, лист прозрачной упаковочной пленки, ножницы, интерактивная доска, ноутбук, презентация «Откуда берется снег», книга со сказкой «Зачем снег зимой», диск с песней «Снежинок хоровод», снег, теплая и холодная вода, пластмассовые стаканчики.
31.«Новый год».Обогатить и дополнить знания детей о праздновании нового года в России и других странах
«Слышишь кто-то идет.»
1. Формировать представления дошкольников о традициях празднования Нового года на Руси.
2. Систематизировать знания детей о праздновании Нового года в разных странах, отличия и сходства в праздновании.
3. Обогащать и активизировать словарь, давать полные и развернутые ответы;
4. Развивать мышление, воображение, внимание, память, связанную речь.
5. Инд. работа:
Предварительная работа: познакомить детей с историей Новогоднего праздника, с традициями украшения Новогодней елочки; подготовка к предстоящему Новогоднему празднику, рассматривание иллюстраций с Дедом Морозом; заучивание стихотворений, наблюдение за зимними явлениями в природе; рассматривание репродукций картин, изображающих зимний пейзаж. Чтение книг Андрея Усачева «Школа Снеговиков» и «Чудеса в Дедморозовке».
Материалы: фотоматериалы о зиме, о празднике, о животных; новогодняя елка; карточки с загадками; бумага для рисования, карандаши, фломастеры, ленточки цветные; сюжетные картинки; музыкальный центр, сотовый телефон, телевизор, микрофон, видеофильмы.
32. «Новогоднее приключение Красной шапочки».
Формировать знания детей о том, к чему может привести неосторожное обращение с огнем. Знать и соблюдать правила поведения при пожаре
1. Расширять знания детей о семье, о членах семьи;
2. Уточнять представления о новогоднем празднике, обычаях русского народа, атрибутах праздника, об опасностях, которые могут произойти из-за нарушений правил безопасности; Закреплять и расширять представления о пожарной безопасности.
3. Словарь: пожарные, дорожное движение, пожарная безопасность. О правилах поведения при обнаружении пожара, закреплять знания, № телефонов служб спасения.
4. Развивать внимание, память детей. Воспитывать любовь и бережное отношение к своей жизни и жизней
5. Инд. работа:
Предварительная работа: рассматривание картинок и фотографий на тему «Пожар», загадывание загадок, обыгрывание ситуаций;
Материал: карточки с номерами; картинки схематического изображения сюжетов сказок; полоски мнемотаблиц, аптечка для оказания первой медицинской помощи.
33.«Народные праздники».Расширять и углублять представления детей о старинных семейных обычаях, закреплять знания старинных русских имен.
«Я и мое имя»
1. Расширять и углублять представления детей о старинных семейных обычаях, закреплять знания старинных русских имен.
2. Поддерживают интерес к истории и культуре, участие в народных праздниках.
3. Обогатить словарный запас существительными: оберег, тезка, колыбелька, лапти, чугунок, сундук; определениями: старинный, деревянный, расписная и т. д.
4. Воспитывать уважение, интерес к обычаям старины, русскому фольклору; чувство эмпатии.
5. Инд. работа:
Предварительная работа: мини - анкета «В каждом доме свои традиции», фото «Традиции нашей семьи», силуэты кисти руки с расставленными пальцами (из плотного картона, шапочка на каждый палец с изображениями лиц мамы, папы, бабушки, дедушки и ребенка (для педагога). Для детей – эмблемы и шапочки, изготовленные родителями с детьми.
Материалы: Семейные фотографии, микрофон, схемы, простые карандаши, старинные предметы (игрушки, посуда, книги, белые фартуки, разделочные доски, скалки, формочки.
34. «Народные праздники на Руси».Знакомить детей с традиционными русскими народными праздниками, развивать понимание их названий.
1. Прививать любовь и интерес к традициям и обычаям русского народа, приобщая к истокам духовной культуры.
2. Делиться впечатлениями с окружающими, используя художественные средства выразительности. Всесторонне развивать личность ребенка, формировать его духовный мир.
3. Словарная работа: предки, обычай, колядки, благая весть, активизировать речь детей, совершенствовать навыки связного высказывания.
4. Развивать познавательную активность, мышление, память, внимание.
5. Инд. работа:
Предварительная работа: беседа о русских народных праздниках, рассматривание иллюстраций с изображением праздничных гуляний на Рождество, иллюстраций с изображением праздничных гуляний на Масленицу и репродукций картин художников - И. Сурикова «Взятие снежного городка» и Н. Кустодиева «Масленица».
Материалы: иллюстрации с изображением праздничных гуляний на Рождество, Масленицу, Пасху; русских народных костюмов. Открытки, календарь народных праздников. Картины русских художников : И. Сурикова «Взятие снежного городка» и Н. Кустодиева «Масленица». Аудиозапись «Звон колоколов».
35.«Животный мир России».
Формирование у детей экологического сознания, элементарных экологических представлений, культуры природопользования.
«Путешествие в лес средней полосы России».
1. Вызвать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир; обобщить знания детей о лесе средней полосы России.
2. Закреплять знания о жителях леса средней полосы России.
3. Пополнять активный словарь детей новыми словами: лиственный лес, смешанный лес, хвойный лес, съедобные и ядовитые грибы, певчие птицы.
4. Воспитывать позитивное отношение к природе, и к окружающим людям.
5. Инд. работа:
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций о природе: «Дикие животные», «Домашние животные», «Времена года», «Перелётные птицы». Чтение художественной литературы:
И. Винокуров «Кто как зимует»; М. Пришвин «Этажи леса»; Н. Сладков «Птичьи столовые»; Экологические беседы: «Как помочь птицам зимой»; «Живые ли деревья зимой»; «Мой домашний любимец»; «Как живётся диким животным в лесу»; «Кто в лесу «вредный», а кто «полезный»?»; «Природа и человек»;
«Правила друзей леса».
Материалы: иллюстрации леса и животные средней полосы России, иллюстрации грибов, кустарников, ноутбук, презентация.
36."Животные Севера". Знакомить и углублять знания детей о России, а именно о Севере; подвести знания детей к тому, что природа, животный мир, образ жизни людей зависит от климатических условий данной полосы России;
1. Уточнять и расширять знания детей о животных Севера: характерном внешнем виде, повадках, питании, детёнышах;
2. Подвести знания детей к тому, что природа, животный мир, образ жизни людей зависит от климатических условий данной полосы России;
3. Активизировать в речи детей прилагательные и глаголы; обогащать словарный запас детей; рассказывать с опорой на схему;
4. Воспитывать у детей интерес к жизни животных.
5. Инд. работа:
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, чтение произведений: «Айога», «Лепешки», «Белый и Бурый медведь».
Материал: фигурки и иллюстрации с изображением животных Севера, глобус, кассета с записями шума ветра, вьюги, песни «Где-то на белом свете…», карточки-схемы, разрезные картинки для игры «Составь животное», карта, указка, иллюстрации о Севере, альбом «Животные севера», альбом «Тайны Севера», карточки для игры «Хорошо-плохо».
37.«Что из чего и для чего?».
Формирование знаний детей о различных профессиях и их особенностях. «Все работы хороши – выбирай на вкус!»
1. Вызвать интерес к разным профессиям, к их значимости в нашей жизни.
2. Закреплять представления детей о том, что такое профессия.
3. Употребление в речи слова названия - профессий.
4. Воспитание уважительного отношения к труду взрослых.
5. Инд. работа: Предварительная работа: беседа с детьми о профессии родителей, рассматривание иллюстраций по теме, составление небольших рассказов «Кем я буду, когда вырасту?», чтение стихов, рассматривание инструментов разных профессий.
Материал: картинки с профессиями, мяч, доска.
38. «Кто Я?».Закладывать нравственные основы личности в процессе формирования представлений о дружбе;
1. Дать детям возможность взглянуть на себя с разных сторон, расширить представление о себе, получить дополнительную информацию о самооценке ребенка;
2. Вызывать у детей интерес друг к другу, предоставить детям возможность проанализировать свои чувства и желания, осознать их и поделиться ими с окружающими;
3. Активизация словаря: употребление имен своих товарищей с уменьшительно ласкательным суффиксом.
4. Способствовать созданию комфортной обстановки для каждого участника, помочь осознать свою ценность и ценность других людей;
5. Инд. работа:
Предварительная работа: беседа «Мое тело – это я» (Приложение №1)
Пантомимическая игра «Я могу быть другим» (Приложение №1)
Материалы: листы размером 912 на каждого ребенка, цветные карандаши.
39. «Моя семья». Семья воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи, родным, родственникам.
1. Составлять рассказ, использовать в речи распространённые предложения.
2. Закрепить у детей представление о семье, как о людях, которые живут вместе, любят друг друга.
3. Активизировать словарь и речь детей, фамилии, имени, родителей и других членов семьи.
4. Воспитывать чувство гордости за свою семью.
5. Инд. работа:
Предварительная работа:
Рассматривание фотографии семьи, называние по имени и родству всех членов своей семьи (кто кому приходиться). Рисование на тему «Моя семья». Изготовление заготовки (нанесение на картон слоя пластилина). Чтение художественной литературы о семье: З. Александрова «Посидим в тишине»; О. Осеева «Честное слово», «Просто старушка».
Материал: семейные фотографии, оформить выставку фотографий "Моя семья", подборка иллюстраций людей для игры " Собери цепочку"(разложить фотографии согласно возрасту и полу).Вырезанные сердечки из бумаги для каждого участника.
40.«Дорожка здоровья», развитие основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольников.
1. Совершенствовать навыки пользования предметами личной гигиены, заботится о своем здоровье, объяснить им, какой вред приносят микробы
2. Сформировать у них представление о необходимости наличия витаминов в организме человека.
3. Активизировать речь детей. Обогащение словаря: кариес, микробы.
4. Воспитывать желание вести здоровый образ жизни.
5. Инд. работа:
Предварительная работа: соблюдение режимных моментов. Беседа с детьми о витаминах, закрепление знаний об овощах и фруктах.
Материал: большой цветок, на котором висят зубные щётки, зубная паста, расчёски, мыло, полотенце. Иллюстрации зубов, иллюстрации: морковь, яблоко, конфета, торт. Плакат МИКРОБЫ. Тарелки с нарезкой из фруктов и овощей.
41. «Животные жарких стран».Дать детям элементарные представления об особенностях животных жарких стран и географического положения их места обитания - Африки.
"Животные жарких стран"
1. Дать детям представления о взаимосвязях живых организмов со средой обитания: пустыня, саванна, тропики.
2. Уточнить представления детей о животных жаркой страны: внешний вид, характерные особенности.
3. Активизировать словарь детей, составлять рассказы - описания с опорой на схему;
4. Воспитывать у детей интерес к окружающему миру, бережному и заботливому отношению к животным.
5. Инд. работа:
Предварительная работа: Беседы о животных жарких стран. Чтение художественных текстов: «Разноцветная земля» Н. Сладкова, А. Членов, «Черепаха», Б. Заходер, «Про слона» Б. Житков,, рассказы из книги «Книга джунглей» Д. Р. Киплинг, «Детки в клетки» С. Маршак; загадки о животных. Лепка «Зоопарк». Аппликация — «Моё любимое животное».
Материалы: картинки с изображением животных, схема описания животных.
42. «В гости к южным растениям». Расширять знания о комнатных растениях.
1. Формировать у детей представление о разнообразии растений, их приспособленности к жизни в разных условиях.
2. Понимать связь особенности ухода за растениями с их условиями обитания на Родине, выращивать и ухаживать за ними.
3. Активизация словаря, употребление в речи названия комнатных растений.
4. Развивать познавательную активность.
5. Инд. работа:
Предварительная работа Создание предметной среды, направленной на развитие интереса детей к растениям, наличие демонстрационного материала: картинки и плакаты из серии. Комнатные растения. Видеоматериал - для показа на экране.
Материалы: комнатные растения (фикус, бегония, алоэ, карта, зонты от дождя и солнца, запись шума дождя, рюкзак, лейка, компас, лупа.