Марта Ляшева
Перспективное планирование экспериментальной деятельности в младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Месяц Блок Цель опыта Описание опыта
Сентябрь Вода Дать представление о некоторых свойствах воды
(теплая, холодная; прозрачная, течет, льется, журчит) «Познакомимся с водой»
- Вода бывает теплая и холодная. Принести холодной и горячей воды (проверить с детьми температуру горячей воды через стенки ведерка). Смешать и сделать теплую воду.
- Вода наливается в разные сосуды (баночки). Разлить с детьми воду из большого сосуда в несколько маленьких. Дать детям возможность самостоятельно наливать воду.
Вода Научить собирать и переливать воду с помощью губки. «Для чего нужна губка?»
Темочки:
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Планирование. Планы работ
- Экспериментирование. Исследовательская деятельность
- Экспериментирование. Планы
- Темочки
Показать сухую губку. Затем опустить её в таз с водой на несколько секунд. Вынуть губку и отжать её в пустую ёмкость. Губка набрала в себя воду.
Вода Формировать умение наливать воду в разную ёмкость. «Кто быстрее нальёт и выльет?»
Предложить детям разной формы сосуды (бутылочки, кружки, баночки). Дети набирают в них воду, опуская сосуд в воду. Предложить наливать воду через воронку в сосуды разного размера.
Октябрь Вода Дать представление о том, что вода быстро впитывается в сухой песок «Куда исчезла вода?»
В стаканчик с песком налить воды. Потрогаем песок, задать вопросы: Каким песок стал?Куда исчезла вода?
Вода Показать, что в горячей воде сахар растворился быстрее, чем в холодной. «Сладкая вода»
В два стакана налить одинаковое количество воды, только в один стакан - холодной, а в другой - горячей (не кипяток). Положить в каждый стакан по кусочку сахара и начать размешивать.
Вода Показать детям, что в воде одни вещества растворяются, другие не растворяются «Что растворилось»
Взять два стаканчика с водой. В один из них дети положат обычный песок и попробуют размешать его ложкой. Что получается? Растворился песок или нет? Взять другой стаканчик и положить в него ложку соли, размешать его. Сделать вывод : что растворилось?
Ноябрь Вода Развивать аккуратность в переливании воды «Волшебная вода»
В присутствии детей окрасьте воду с помощью гуаши. Пусть дети наливают «волшебную» воду в прозрачные емкости и переливают в другую емкость.
Вода Расширять представление о взаимодействии воды с неживыми обьектами. «Волшебный камешек»
Рассмотреть с детьми сухие камешки. Опустить их в емкость с водой. Поговорить с детьми о том, что камешки тяжелые, и они упали на дно. Достав камешки, сравните их с сухими. Вместе с детьми сделать вывод, что мокрые камешки изменили свой цвет.
Вода Формировать умение понимать причинно- следственные связи (легкие предметы-не тонут, тяжелые- тонут) «Плавает- тонет»
Дать детям разные предметы (деревянные, металлические, пластмассовые, резиновые, камешки). Предложить бросить их в воду. Посмотреть, какие из них утонули, а какие плавают.
Вода Показать детям, какой формы капли «Капельки»
Из пипетки на блюдце капнуть несколько капель воды. Капельницу держать достаточно высоко от блюдца, чтобы дети увидели, какой формы появляется капля и как она падает.
Декабрь Песок Познакомить со свойствами сухого песка. «Поиграем с песком»
Предложить детям поиграть с сухим песком – пересыпать его совочками, оставлять на нём следы разными предметами, просеять его через сито и др., слепить из него куличики. Куличики слепить не получилось.
Песок Познакомить со свойствами сырого песка. «Дружба воды и песка»
Полить из лейки сухой песок. После этого предложить детям поиграть с песком – просеять его, пересыпать его. Не получается. Предложить слепить куличики. Из сырого песка получились куличики.
Песок Учить детей чувствовать руками разную температуру песка. «Тепло- холодно»
Дать детям потрогать теплый и холодный песок, уточнить, где какой и песок находится. Предложить поиграть с песком, пересыпать его между пальчиками маленькими тонкими струйками. С каким песком было приятнее играть? (в жаркую погоду приятнее играть с прохладным песком, в холодную — с теплым)
Январь Песок Выделить свойства песка: сыпучесть, рыхлость. Выполнить аппликация из сухого песка «Лупа- наш помощник»
Предложить детям рассмотреть песок: какого цвета, попробовать на ощупь (сыпучий, сухой). Из чего состоит песок? С помощью лупы рассмотреть песчинки- маленькие, полупрозрачные, круглые, не прилипают к друг другу.
Па плотной бумаге нарисовать клеевым карандашом что-нибудь, а потом на клей насыпать песок. Стряхнуть лишний песок и посмотреть, что получилось.
Песок Показать, что камешки тяжелее песка. «Что легче : песок и камешки?»
Взять два стакана с водой. В первый высыпать из ложки камушки, во второй — песок. Камушки опускаются на дно стакана быстрее, чем песок.
Песок Показать свойство песка- не растворяется в воде. Насыпать в стакан 1/3 песка и залить его водой, перемешать. Спустя некоторое время слить воду, песок остаётся на дне.
Февраль
Воздух Познакомить со свойствам воздуха приводить в движение некоторые предметы «Волшебный кораблик»
Предложить детям опустить в таз с водой кораблики. Затем предлагает подуть на них и посмотреть, что произойдёт. Кораблики поплывут по воде – это воздух заставляет их двигаться.
Воздух Познакомить со свойствам воздуха приводить в движение некоторые предметы. «Почему вертушка вращается?»
Предложить детям взять в руки вертушки. Посмотреть на них – ничего не происходит. Затем он предлагает подуть на них – вертушки медленно начинают вращаться. Затем воспитатель предлагает пробежать с вертушками в руках – вертушки вращаются быстрее. Это движение воздуха заставляет вертушки вращаться.
Март Воздух Показать детям, что воздух вокруг нас, мы его выдыхаем. Воздух в воде превращается в пузыри. Предложить детям вдохнуть носом и выдохнуть ртом воздух. Поставить ладонь ко рту и выдохнуть (дети почувствовали движение воздуха. Взять трубочки. Поставить ладонь и подуть в трубочки. (дети почувствовали струю воздуха)
Подойти к емкостям с водой, опустить один конец трубочки в воду и выдохнуть в нее.
Воспитатель: Дети, значит из трубочки выходит воздух, который мы сначала вдыхаем, а потом выдыхаем. Потому что воздух вокруг нас.
Воздух Показать, что воздух может заполнять некоторые предметы. Поставить перед детьми проблемную ситуацию: один шарик надутый, другой сдувшийся. Что нужно сделать, чтобы оба шарика были надутые? Наполнить воздухом.
Воздух Помочь детям выявить воздух; познакомить со свойством -невидимость. развивать умение устанавливать связь между предметами и делать простейшие выводы. «Что такое воздух?»
Воспитатель машет веером на детей.
Вопросы: «Что вы чувствуете, когда я машу веером (холодок). Это воздух. Видим ли мы воздух (нет). Можно ли его потрогать руками? (нет). Воздух невидимый, его нельзя потрогать руками».
Воспитатель предлагает опустить пустую прозрачную бутылку в таз с водой так, чтобы она начала заполняться. Вопросы: «Что происходит? Почему из горлышка бутылки выходят пузырьки? (воздух выходит из бутылки и она наполняется водой).
Апрель Воздух Закрепить знания детей о воде и воздухе, их значении в жизни.
«Посадим лучок»
Предложить детям посадить лук в горшочке, поговорить о том, что нужно для того, чтобы лук рос (вода, солнце, воздух)
Через неделю посмотреть каковы результаты.
Воздух Дать представление о том, что вещи на теплом воздухе сохнут быстрее. «Сушим вещи»
Поставить перед детьми проблему- кукла Катя испачкала свои платья. Необходимо их постирать.
Одно платье повесить сохнуть на стул, другое- на батарею. Выяснить, почему на батарее платье высохло быстрее.
Свет Познакомить с происхождением солнечных зайчиков, их движением, предметами, от которых они отражаются. «Солнечный зайчик»
Вынести в солнечный день на участок зеркало и научить детей, как пускать солнечного зайчика. Организовать игры с солнечным зайчиком
Вода Научить узнавать предметы, сделанные из ткани и бумаги, определять их качества и свойства. «Что крепче - бумага или ткань?»
Потрогав, помяв, порвав предметы, предложить детям их намочить и выяснить, что крепче - бумага или ткань?
Май Вода Дать представление о том, что вода может приводить в движение другие предметы. «Водяная мельница»
Показать водяную мельницу. Спросить детей, как можно ее заставить двигаться?
Дать детям лить воду в мельницу, наблюдать за вращением «колесиков»
Цвет Познакомить с получением промежуточных цветов путем смешивания двух.
«Рисуем апельсин»
Поставить перед детьми задачу: для рисования апельсина необходим оранжевый цвет, но его в палитре нет, только красный и желтый. Предложить детям смешать два цвета для получения нужного.
Магнит Показать свойства магнита. «Липнет – не липнет».
Рассыпать на столе различные железные, пластмассовые, деревянные предметы. Проверить, какие предметы притягиваются к магниту, а какие нет.
Попросить родителей вместе с детьми, к чему магнит прилипает, а к чему – нет.
Вода, воздух Закрепить и обобщить знания о воде, воздухе, понять их значение для всего живого.
«Росток»
Приготовить в лотке землю, полить ее вместе с детьми, разрыхлить. Посадить туда семечко быстро прорастающего растения (овощ или цветок). Полить водой и поставьте в теплое место. Вместе с детьми ухаживать за посевом, и через некоторое время появится росток.