Елена Галицына
Перспективное планирование «Развитие речи» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Месяц Тема Цель Программное содержание Материал, оборудование Совместная деятельность
31 августа по 7 сентября Тема: «Рассказывание по картинке «В школу»».
Цель:
Развивать у детей умение составлять сюжетный рассказ по картинке с использованием полученных знаний о композиции рассказа. - Учить придумывать события, предшествующие изображенному на картинке сюжету, без помощи воспитателя.
- Активизировать употребление в речи детей слов на темы «Школа» и «Осень»; учить сравнивать и обобщать, выделять существенные признаки, подбирать точные слова для обозначения явлений.
Публикация «Перспективное планирование „Развитие речи“ в средней группе» размещена в разделах
- Упражнять в умении различать звуки с и ш; развивать интонационную выразительность речи : умение передавать предложения с интонацией вопроса, радости и т. п.
Картинка «В школу». - загадки
- физкультминутка
- игра “Собери портфель”
- чистоговорки звуки «с» и «ш»
8-14 сентября Тема: «Пересказ рассказа К. Ушинского «Четыре желания. Рассказывание из личного опыта»».
Цель: Развивать речь.
Л. : Ушакова стр. 45
- Учить детей передавать литературный текст, последовательно и точно, без пропусков и повторений; формировать умение составлять законченный рассказ на основе личного опыта.
-Развивать и закреплять у детей умения образовывать степени сравнения имен прилагательных и наречий разными способами, подбирать синонимы и антонимы к именам прилагательным и глаголам. Рассказ К. Ушинского «Четыре желания».
Иллюстрации. - Беседа
-Д. Игра «Какой, какие, какая»
-Загадки
- физкультминутка
15 сентября-21 сентября Тема: «Пересказ рассказа В. А. Сухомлинского «Стыдно перед соловушкой»»
Цель: Учить пересказывать текст рассказа.
- Развивать у детей умение связывать отдельные части рассказа; передавать текс точно, последовательно, выразительно.
- Пробуждать у детей светлые, добрые чувства и заботливое отношение к живой природе.
-Обогощение лексики родственными словами, признаками и действиями (к слову лес).
- Закрепить употребление предлога в (в диалогической речи). Рассказ В. А. Сухомлинского «Стыдно перед соловушкой» - физкультминутка
- загадки о лесе
- пословицы и поговорки о лесе.
- упражнение в образовании родственных слов к слову лес.
22-28 сентября Тема:
Рассказывание по картинке
Цель: Активизировать употребление в речи детей сложноподчиненных предложений с использованием приема составления письма.
Л. : Ушакова стр. 48
- Учить составлять рассказ по картинке.
-Упражнять детей в согласовании имен прилагательных с именами существительными в роде и числе, подбирать однокоренные слова и определения к заданным словам.
Картинки с изображением животных нашего леса. -рассматривание картинок
- физкультминутка
-загадки
29 сентября-5 октября Тема: Составление рассказа «Строим дом»
Цель: Воспитывать любовь к родному городу.
-Закрепить представление о новостройках родного города.
-Дать представление об опасности игр на строительной площадке.
-Закрепить умение составлять рассказ по сюжетной картине, придумывать продолжение сюжета, изображенного на картине.
-Учить подбирать глаголы и прилагательные для характеристики действий персонажей.
- Уточнить и закрепить правильное произношение звуков ж и ш, учить дифференцировать эти звуки, отчетливо и внятно произносить слова с ними.
- Учить делить двухсложные слова на части. Картина «Строим дом», иллюстрации многоэтажного и одноэтажного дома. -загадки
- физкультминутка
- стихотворение «Кто построил новый дом»
-Д. Игра «Скажи по- другому»
6-12 октября Тема: Мой родной город.
Цель: Познакомить детей с малой родиной.
Л. : Варенцова стр. 56
- Учить описывать свой город, отвечать на вопросы, описывать картинку.
- Развивать речь.
- Расширять словарный запас, воспитывать патриотические чувства.
- Познакомить детей с понятием «Город» и «Столица».
- учить сравнению слов по звуковому составу, совершенствовать умение подбирать слова заданным звукам. Иллюстрации с видами и достопримечательностями родного города. - игра «Один - много»
- беседа о достопримечательностях родного города.
- Д. Игра «Живые звуки».
13-20 октября Тема: Страна, где мы живем
Цель: Воспитывать чувство гордости за свою страну
Л. : Голицына стр. 389
Л. : Варенцова стр. 57 - Закрепить знания названия страны
- Дать знания о богатстве России.
-Развивать связную речь.
-Расширять кругозор детей.
- Освоение звукового анализа слов, знакомство со смыслоразличительной функцией звука.
- Совершенствовать умение подбирать слова заданным звукам. Глобус, иллюстрации родной страны. -чистоговорки, поговорки о Родине
- физкультминутка
- стихи и песни.
21-26 октября Тема: Пересказ русской народной сказки «Как аукнется- так и откликнется»
Цель: Учить детей выразительно пересказывать сказку с использованием слов и выражений из текста.
Ушакова стр. 87 -Активизировать употребление в речи детей глаголов (из текста сказки).
- упражнять детей в образовании сравнительной степени имен прилагательных; учить понимать смысл пословиц.
- упражнять детей в правильном произнесении звуков ш,ж,р изолированно и в скороговорке с изменением силы голоса и темпа речи. Русская народная сказка «Как аукнется- так и откликнется». Иллюстрации к сказке. - Пересказ сказки.
- пересказ сказки по ролям.
27 октября-2 ноября Тема: О чем печалишься, осень?
Цель: Закрепить знания детей об изменениях в осенней природе.
Ушакова стр. 182
- Вызвать восхищение красками осенней природы в процессе рассматривания иллюстраций и слушания художественных текстов, желание выразить свои впечатления в образном слове.
- Развивать поэтический слух.
- Умение воспроизводить образные выражения, подбирать сравнение, эпитеты.
- Упражнять в образовании разных форм глаголов и сравнительной степени прилагательных. Иллюстрации на тему «Золотая осень», букет из осенних листьев. - Пословицы, поговорки, загадки
-Физкультминутка
3-9 ноября Тема: Ознакомление с малыми фольклорными формами.
Цель: Познакомить детей с народной педагогикой.
Ушакова стр. 199 - Уточнить представления детей о жанровых особенностях, назначении загадок, скороговорок, пословиц.
- Учить понимать обобщенное значение пословиц и поговорок, развивать умение составлять по ним небольшие рассказы, соотносить при этом содержание с названием текста. Иллюстрации к загадкам. -Загадки, пословицы, поговорки, скороговорки.
-Упражнение «Скажи по другому».
10-16 ноября Тема: Малые фольклорные формы.
Цель: Уточнить и закрепить представление детей о жанровых и языковых особенностях потешек, песенок, загадок и пословиц.
Ушакова стр. 221,105 - Воспитывать умение понимать переносное значение слов и словосочетаний.
- Развивать у детей представление о похожих звучащих словах; упражнять в подборе словесных пар с разным количеством слогов. Книги потешек и песенок. Игрушки детей, кукла -Загадки, потешки, песенки.
- Упр. «Коза- стрекоза».
17-23 ноября Тема: Осенние мотивы.
Рассматривание и составление описательного рассказа по картине «Осень»
Цель: Обобщить и систематизировать знания об осени.
Ушакова стр. 95
Морозова стр. 12 - Продолжать учить детей составлять рассказ по картинке с использованием имеющихся у них знаний об осени.
- Развивать способность самостоятельно придумывать события, предшествующие изображенным и следующие за ними.
- Закреплять умение детей составлять рассказ по любой из предложенных картинок.
- Развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление; учить подбирать однокоренные слова, соглосовывать прилагательные с существительными. Осенние картины. Гласные буквы -рассматривание картинок
- физкультминутка
-загадки
- Игра «Скажи наоборот»
- Игра «Помоги Незнайке»
24-30 ноября Тема: Придумывание сказки на тему: «Как ежик зайца выручил»
Цель: Учить детей придумывать сказку на заданную тему.
Ушакова стр. 56
Придумай слово стр. 157 - Продолжать учить детей придумывать сказку с использованием описания внешнего вида персонажей их действий, переживаний.
- Совершенствовать умение детей подбирать однокоренные слова, синонимы (воспитывать чуткость к смысловым оттенкам слова) и антонимы. Картинки вспомогательные. Стихотворение «Прощальная игра» -физкультминутка.
- Д. Игра «Найди нужное слово»
1-7 декабря Тема: Рассказывание по серии сюжетных картинок
Цель: Учить детей составлять последовательный рассказ по серии сюжетных картинок
Ушакова стр. 79
- Продолжать учить детей придумывать концовку коллективного рассказа
- Воспитывать способность договариваться между собой о том кто будет начинать рассказ, кто продолжать и кто завершать.
- активизировать употребление в речи детей глаголов настоящего и прошедшего времени единственного и множественного числа, закреплять произношение детьми звуков л и р. Картинки. -физкультминутка
- беседа
- скороговорки.
8-14 декабря Тема: Составление рассказа «Как мы играем зимой на участке» на основе личного опыта
Цель: Учить составлять рассказ из личного опыта
Ушакова стр. 74, 122 - Развивать у детей умение отбирать для рассказа самое интересное, существенное и находить целесообразную форму передачи этого содержания.
- Учить включать в рассказ описания природы, окружающей обстановки.
- Активизировать употребление в речи детей однокоренных слов, к слову «снег».
- Учить составлять небольшой рассказ с заданными словами, правильно сочетать их по смыслу. Вспомогательные картинки. Иллюстрации зимних пейзажей. - физкультминутка
- Вопрос- ответ
- Д. Игра «Снежинки»
15-21 декабря Тема: «Рассказ по картинке «Зимние забавы»».
Цель: Учить детей составлять связанный рассказ о своих впечатлениях, не отступая от заданной темы.
Л. : Варенцова стр. 59
- Учить связанной речи, употреблять сложноподчиненные предложения, описывать изменения в природе зимой; учить рассказывать о зимних забавах по картинке.
- Продолжить знакомить детей с зимними развлечениями и зимними видами спорта.
- Звуковая культура речи- «ха-ха-ха», уметь регулировать тихий и громкий голос, изменение тембра голоса.
- Развивать представление о разных звуках, учить отличать гласные звуки от согласных. Картина «Зимние забавы». Иллюстрации с изображением зимних видов спорта. - Чистоговорки, скороговорки.
- Физкультминутка.
22-28 декабря Тема: Выросла елка
Цель: учить детей составлять описательный рассказ.
Л. : Волчкова стр 162
- Упражнять детей согласовывать существительные, прилагательные, местоимения в роде, числе, падеже.
- Закрепить правила произношения гласных звуков. Игрушка «Елка», иллюстрации по данной теме. - Чтение стихотворения Е. Трутневой «Выросла елка в лесу, на горе»
12-18 января Тема: «Составление описательного рассказа «Волшебница зима»».
Цель: Учить детей при описании событий указывать время действий с использованием разных типов предложений (простых, распространенных и сложных).
- Закрепить умение подбирать определения к заданным существительным.
- Совершенствовать структуру предложений в связанной речи, при помощи игры «Живые слова» учить детей отвечать на вопрос, при этом громко произносить одно слово, все слова по порядку.
- Добиваться четкого произношения слов и фраз, включающих звуки «ц» и «ч»; развивать умение правильно пользоваться вопросительной интонацией; учить детей разделять на слоги трехсложные слова. Иллюстрации с явлениями природы зимой. Картинки с изображением птиц. -Беседа о зиме.
- Физкультминутка.
- Скороговорки.
19-25 января Тема: Рассказывание по картинке «Дети Севера»
Цель: Учить детей составлять рассказ по картинке.
Ушакова стр. 68 - Учить развивать сюжет по картинке с использованием имеющихся у них знаний о жизни детей севера.
- Развивать способность самостоятельно придумывать события, расширять знания детей о народах нашей страны.
- Упражнять в подборе определений и слов, близких по смыслу.
- Упражнять детей в подборе коротких и длинных слов. Картина «Дети Севера».
- песня «Умка» - Беседа
- прослушивание песни
- физкультминутка
- Игра- сказка «Друзья»
26 января-1 февраля Тема: Придумывание сказки на самостоятельно выбранную тему (по аналогии)
Цель: Учить детей самостоятельно выбирать тему для сказки, придумывать содержание в соответствии с темой, составлять связанный рассказ. - Развивать умение детей подбирать синонимы и антонимы, называть детенышей животных.
- Совершенствовать умение детей различать и использовать в речи интонацию. Иллюстрации животных. -Беседа
-Д. Игра «Назови детеныша»
- физкультминутка
2-8 февраля Тема: «Слава, армии родной в день ее рождения». Чтение стихотворений на военную тематику «Спасибо доблестным солдатам».
Цель: Расширить знания детей о Российской армии. Развивать речь.
Л. : Голицына
- Учить отвечать на вопросы.
- Формировать грамматическую сторону речи.
- Развивать связанную речь, диалогическую речь- естественную форму языкового общения. Иллюстрации о службе в армии, о военных профессиях. - Рассматривание иллюстраций.
- Беседа.
- Чтение стихотворений на военную тематику «Спасибо доблестным солдатам».
9-15 февраля Тема: Составление рассказа по набору игрушек «военной тематики»
Цель: Учить составлять сюжетный рассказ.
Голицына стр. 286 - Учить рассказывать, давать описание действий и характеристики персонажей, вводить в повествование диалог.
- Учить подбирать определение к заданным словам.
- Уточнить представления детей о звуковой и смысловой стороне слова. Что такое звук, слово, предложение? Стихотворение С. Маршака «Февраль». Игрушки. - беседа
- физкультминутка
16-22 февраля Тема: Составление рассказа по картине «Три богатыря»
Цель: Учить детей составлять рассказ по картине.
Морозова стр. 88 - Воспитывать уважение к защитникам родины.
- Учить придумывать самостоятельно сюжет, формировать умение использовать выразительные средства языка при описании картины.
- Учить правильно строить предложение.
- Обогащать словарный запас по военной тематики. Картина «Три богатыря».
-беседа
- физкультминутка.
- рассматривание иллюстраций с изображением древнего снаряжения воина Руси (кольчуга, шлем, плащ, копье)
- Д. Игра «Скажи наоборот»
23 февраля-1 марта Тема: Рассказывание по картинке «Подарки маме к 8 Марта» (на основе личного опыта)
Цель: воспитывать любовь к маме. - Учить детей придумывать начало и конец к сюжету, изображенному на картине.
- Активизировать употребление в речи детей названий профессий и связанных с ним действий.
- Учить детей различать на слух и дифференцировать в произношении звуки д и дь, выделять во фразе отдельные слова. Картина «Подарки маме к 8 Марта». - беседа
- пословицы
- физкультминутка.
2-8 марта Тема: Придумывание сказки по картине и на предложенную тему
Цель: Учить придумывать сказку на предложенную тему.
Ушакова стр86 - Продолжать знакомить детей с репродукциями картин великих художников.
- Упражнять детей в подборе синонимов и антонимов, определений и сравнений имен существительных и прилагательных женского, мужского и среднего родов; упражнять детей в словообразовании.
-учить детей передавать интонацией различные чувства Картина И. Левита «Весна. Большая вода». Стихотворение И. Токмаковой «Весна» - Чтение стихотворения И. Токмаковой «Весна»
- физкультминутка «Подснежники»
9-15 марта Тема: «Составление рассказа по предметам декоративно прикладного искусства».
Цель: Закреплять представления детей с декоративно прикладным искусством России.
Л. : Волчкова стр. 257
Л. : Варенцова стр. 66 - Побуждать составлять рассказ на основе представлений об особенностях народной росписи.
- Учить подбирать наиболее точные определения при описании предметов декоративно прикладного искусства.
- Упражнять в подборе синонимов.
- Освоение звукового анализа слов.
- Различение звуков по их качественной характеристики. Развитие умения выделять ударный звук в слове.
- Учить делить слова на слоги. Выставка предметов декоративно прикладного искусства. Иллюстраций. - Д. Упражнение «Подбери словечко».
-Беседа.
- Составление рассказа.
- Физкультминутка
- Загадки, пословицы и поговорки.
16-22 марта Тема: В горнице
Цель: Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров.
Бойчук стр. 218 - познакомить детей с деревянными изделиями в горнице и их украшением (резьба, роспись).
- воспитывать у детей гордость за мастерство русского народа.
-Закреплять умение выделять звуки из слов.
Иллюстрации русской горницы. Расписная посуда. - беседа
- загадки
- потешки
- песни
23-29 марта Тема: Составление описательного рассказа по предметам декоративно- прикладного искусства (посуда)
Цель: Продолжать знакомить детей с предметами народных мастеров
Ушакова стр. 115 - Развивать речь
- Учить детей выделять общие и индивидуальные признаки предметов, сравнивать их по величине, форме, цвету.
- Учить описывать предмет.
- Отгадывать предметы по выделенным признакам. Иллюстрации с изображением предметов декоротивно- прикладного искусства. - загадки
- физкультминутка
- потешки
- беседа
- составление рассказа
- Д. Игра «Ждем гостей»
30 марта-5 апреля Тема: Пересказ рассказа К. Ушинского «Четыре желания». Рассказывание на основе личного опыта.
Цель:
Ушакова стр45 - Учить детей передавать литературный текст последовательно и точно, без пропуска и повторений.
- формировать умение составлять законченный рассказ на основе личного опыта
- Развивать и закреплять у детей умения образовывать степени сравнения имен прилагательных и наречий разными способами, подбирать синонимы и антонимы к именам прилагательным и глаголом.
Рассказа К. Ушинского «Четыре желания». Иллюстрации к рассказу - чтение
- беседа по прочитанному
- физкультминутка
6-12 апреля Тема: Весна идет
Цель: Вызвать у детей чувство любования, восторга перед красотой родной природы, желание выразить в слове свои переживания и впечатления.
Ушакова стр. 259 - Учить эмоционально воспринимать образное содержание художественных текстов.
- Развивать речь.
Репродукция картины Левитана «Март», фонозапись инструментальной музыки, иллюстрации с пейзажами начала весны в лесу. - беседа
- физкультминутка
13-19 апреля Тема: Пересказ рассказа Л. Кассиля «Сестра»
Цель: Воспитывать уважение к защитникам родины. Развивать речь.
Ушакова стр. 72 - Учить детей передавать литературный текст, рассказывающий о высоких гражданских чувствах.
- Учить детей понимать смысл образных выражений в пословицах, обогащать словарь.
- Упражнять детей в отчетливом произнесении слов. Репродукция картины М. Самсонова «Медицинская сестра». Рассказ Л. Кассиля «Сестра» -чтение
- физкультминутка
- обсуждение по содержанию
- пословицы
20-26 апреля Тема: Этот праздник со слезами на глазах.
Цель: формировать у детей чувство патриотизма -Вовлекать детей в содержательное общение; обогащать эмоциональную сферу ;
- Воспитывать чувство патриотизма на конкретных примерах (рассказы, стихи, чувство гордости за свою страну, уважение к ветеранам войны
- Учить умению отвечать на вопросы.
- Развивать связанную речь Наборное полотно, игрушки: шар, цветы, флажок, барабан, самолет, машина, карточки со словами: 9 Мая, день, Победы, ура,. (точка).
Рассматривание набора открыток «Мамаев курган», иллюстраций о праздновании Дня Победы, чтение рассказов и стихов.
27 апреля-3 мая Тема: День Победы
Цель: Обобщать материал по теме «День Победы». - Развивать у детей мышление и память, фонематические процессы.
- Активизировать предметный словарь
- Упражнять детей в словообразовании, составлении рассказа по представлению, в образовании глаголов совершенного и несовершенного вида. Сюжетные картинки. Картинки с изображение различных памятников. - беседа
- Д. Игра «Повтори, не ошибись».
- физкультминутка «Посади дерево»
4-10 мая Тема: Закрепление знаний о литературных произведениях. Литературная викторина.
Цель: Развивать речь
Ушакова 125 - Закрепление, проверка и активизация знаний на занятиях по развитию речи и по ознакомлению с художественной литературой. Картинки с пейзажами. Атрибуты для драматизации сказки. - беседа
- драматизация сказки
-физкультминутка
- загадки
11-17 мая Тема: «Составление рассказа по картине лето»
Цель: Учить детей пересказывать.
- Развивать речь.
- Учить детей составлять связанный рассказ по картине. Картина «Лето». - Использование загадок, чистоговорок, скороговорок.
- Физкультминутка.
18-24 мая Тема: Мой детский сад! Составление коллективного рассказа- описания
Цель: Учить детей составлять коллективный рассказ
Ушакова стр. 91 - Учить детей дифференцировать на слух и в произношении звуков р и рь, четко и ясно произносить слова с этими звуками, выделять их голосом, правильно отбирать с ними слова;
- Закреплять представление о длинных и коротких словах, разделение слов на слоги, об ударении.
- Обогащать словарь по теме детский сад Иллюстрации. - загадки
- физкультминутка
- скороговорки