Елена Галицына
Перспективное планирование в средней группе «Природное окружение»
▼ Скачать + Заказать документы
Перспективное планирование в средней группе
Неделя
месяц Тема Цель Программное содержание Материал, оборудование Совместная деятельность
31 августа по 7 сентября Тема: «В гостях у Сентябринки»
Цель: Развивать любознательность и наблюдательность детей в процессе ознакомления их с явлениями природы.
-Уточнить представление о названиях, форме, вкусе, цвете, запахе овощей и фруктов и о местах их произрастания; формировать представление о некоторых способах употребления овощей и фруктов в пищу; развивать сенсорные чувства, речь, внимание; вырабатывать умение объединять плоды по сходному признаку. Кукла Сентябринка в ярком золотистом платье с веночком из ярких осенних листьев, корзина в которой лежат овощи и фрукты.
Публикация «Перспективное планирование в средней группе „Природное окружение“» размещена в разделах
- загадки
- стихи
- игра “Угадайка”
- игра “узнай по вкусу”
-Д. Игра «Почему так называют»
8-14 сентября Тема: Ранняя осень
Цель: Закрепить представление о ранней осени. -Отработка понятия «Осень- время года», приметы осени, изменения в природе с приходом осени; развитие наблюдательности, активизация мыслительной деятельности, умения отражать в творческой деятельности свои наблюдения, знания; воспитание экологической культуры, чувства сопереживания и любви к природе
Иллюстрации на тему «Ранняя осень»
-Д. Игра «Хорошо-плохо», «Да-нет», «Когда это бывает».
-Загадки
-Физкультминутка
-Прогулка
15 сентября-21 сентября Тема: Чудо овощи
Цель: Дать представления о труде в природе осенью.
- Продолжать знакомить с сельскохозяйственными профессиями.
-Расширять знания детей об осени.
- познакомить детей с плодами овощных культур
-Закрепить знания о месте их произрастания (огороде)
- Закрепить умение описывать овощи по характерным признакам, согласно схеме
-Продолжать воспитывать благородные чувства к природе и людям, которые благодаря своему труду, получают урожай - Иллюстрации по данной теме.
- муляжи овощей
-
-Д. Игра «Назови профессии людей, работающих на земле»
-Д. Игра «Чудесный мешочек»
-«Четвертый лишний»
-Д. Игра «Назови действия людей- земледельцев»
-физкультминутка
22-28 сентября Тема: Кто живет в лесу (как звери готовятся к зиме)
Цель: Развивать у детей интерес к живой природе, эмоциональную отзывчивость.
Л. : Кочергина стр. 9 -Обогащать представление детей о животных в осеннем лесу
- Отличать характерные признаки представителей диких животных
- Обогащать представления детей об образе жизни диких животных в осеннем лесу
- развивать любознательность Картинки из серии диких животных, игрушки с изображением диких животных и их среды обитания - физкультминутка
-загадки
- пальчиковая гимнастика
- игра «Что было бы, если бы из леса исчезли …»
29 сентября-5 октября Тема: Перелетные птицы.
Цель: Формировать причинно- следственные связи и закономерности в природных явлениях.
Л. : Кочергина стр. 167 - Расширить представления о перелетных птицах
- Познакомить детей с народными приметами и литературными произведениями о птицах
- Развивать речь детей
- воспитывать чувство сопричастности к окружающей природе. Картинки с изображением перелетных птиц - прослушивание аудиозаписей пения птиц
-загадки
- физкультминутка
- игра «Кто с кем улетает осенью на юг».
- Д. игра «Что это за птица».
- прослушивание песни «Журавушка»
6-12 октября Тема: Люблю березку русскую.
Цель: Приобщать детей к природе.
Л. : Бойчук стр. 111 - Рассказать детям о березе - символе России, о том, что о березе сложено много стихов, песен.
- Развивать стремление к познанию, пробудить интерес к природе через художественно - поэтическое творчество. Иллюстрации с изображением березы. Сказка «Полевая березонька». Стихотворение А. Прокофьева «Люблю березку русскую». - загадки
- хоровод березка
- чтение стихотворения А. Прокофьева «Люблю березку русскую»
- игра «Подскажи словечко»
13-20 октября Тема: Растительный мир родного края.
Цель: Воспитывать чувство гордости за природу родного края, бережного отношения к ней.
- Выявить знания детей о растительности и животном мире родного края, дать сведения о равнинах, холмах, оврагах, возвышенностях, о главных реках, о полезных ископаемых
-Познакомить с природными достопримечательностями региона
- Вызвать интерес к изучению родного края. Глобус, иллюстрации природы родного края - Игра «Что в круге».
-Заучивание стихотворения М. Пляцкого «Родина».
- Поговорки и пословицы о природе родного края.
- Д. Игра «Узнай чей лист».
- Д. Игра «Природа и человек».
21-26 октября Тема: Как звери готовятся к зиме
Цель: Воспитывать интерес к природе.
Л. : Кочергина стр. 55, 155
- Закрепить знания детей о диких животных
- Продолжать обогащать представление детей об образе жизни диких животных, об изменениях жизни зверей осенью
-Развивать речь, обогащать словарный запас детей. Иллюстрации, игрушки с изображением диких животных. -Игра «Да-нет»
- беседа о лесе, о лесных жителях
-логическая задача, что рассказал еж.
- Рассматривание картинок
(белки осенью, медведь в осеннем лесу, медвежья берлога)
27 октября-2 ноября Тема: Волшебница осень.
Цель: Пробуждать у детей чувство любви к родной русской природе, восхищение ее красотой.
- Обобщать и систематизировать знание детей об осени.
- Формировать экологическую культуру личности дошкольника.
- Воспитывать бережное отношение к растениям и животным.
-Развивать диалоговую речь. Карточки с изображением явлений природы в осеннее время года, каточки с изображением птиц и животных. - Пословицы, поговорки, загадки.
- Игра «Зайка».
- Д. Игра «Какой? Какие? Какая?».
3-9 ноября Тема: Природа России. Тундра.
Цель: Продолжать знакомить детей с природными зонами России. - Воспитывать бережное отношение к природе.
- Расширять кругозор.
- Формировать экологическую культуру личности дошкольника.
- Обобщить и систематизировать знание детей о тундре. Иллюстрации с изображение птиц и животных тундра. Карта «Природные зоны России» - Загадки.
- Д. Игра «Отгадай, что за животное», «Исправь ошибку».
10-16 ноября Тема: Природа России. Степь. Субтропики. Горы
Цель: Продолжать знакомить детей с природными
зонами России.
- Познакомить детей с особенностями природных условий степи.
- воспитывать чувство эмпатии к родной природе. Иллюстрации с изображение птиц и животных степи. Карта «Природные зоны России» - Загадки.
- Д. Игра «Что это за птица», «Кто больше знает».
17-23 ноября
Тема: Как звери готовятся к зиме
Цель: Воспитывать интерес к природе.
Л. : Кочергина стр. 55, 155
- Закрепить знания детей о диких животных
- Продолжать обогащать представление детей об образе жизни диких животных, об изменениях жизни зверей осенью
-Развивать речь, обогащать словарный запас детей.
Иллюстрации, игрушки с изображением диких животных.
-Игра «Да-нет»
- беседа о лесе, о лесных жителях
-логическая задача, что рассказал еж.
- Рассматривание картинок
(белки осенью, медведь в осеннем лесу, медвежья берлога)
24-30 ноября Тема: Волшебница осень.
Цель: Пробуждать у детей чувство любви к родной русской природе, восхищение ее красотой.
- Обобщать и систематизировать знание детей об осени.
- Формировать экологическую культуру личности дошкольника.
- Воспитывать бережное отношение к растениям и животным.
-Развивать диалоговую речь.
Карточки с изображением явлений природы в осеннее время года, каточки с изображением птиц и животных. - Пословицы, поговорки, загадки.
- Игра «Зайка».
- Д. Игра «Какой? Какие? Какая?».
1-7 декабря Тема: Здравствуй зимушка –зима, хорошо, что к нам пришла.
Цель: Развивать эстетически- эмоциональное восприятие.
Кочергина стр. 177 - Воспитывать любовь к природе.
- Развивать любознательность.
- учить умению наблюдать за красотой зимней природы.
- Учить проникать в удивительный мир русского слова. Сборник стихотворений о зиме, иллюстрации с изображением зимней природы, картина А. Соврасова «Зимний пейзаж» -Пословицы, поговорки, загадки.
-Заучивание отрывка из стихотворения «Гуляет русская зима».
- Приметы
- Беседа о зиме.
8-14 декабря Тема: В лесу родилась елочка.
Цель: Воспитывать любовь к живой природе. - Приобщать детей к природе, вызвать интерес к растительному миру, учить умению любоваться, удивляться.
- Развивать все стороны речи. Игрушка «Елка», хвоинки, иллюстрации по данной теме. - Разучивание песни «В лесу родилась елочка».
- Беседа о лесной красавице.
- Д. Игра «Загадай, мы отгадаем», «Приметы зимы», «Закончи предложение».
15-21 декабря Тема: «Морозушко- мороз». Стихотворение «Дед Мороз»
Цель: Развивать интерес к не живой природе. - Приобщать детей к неживой природе, учит понимать взаимосвязь живой с неживой природой.
- Учить умению определять понятие «живая природа» и «неживая природа».
- Учить детей чувствовать красоту русской речи, при прослушивании закличек, загадок, прибауток, пословиц и поговорок.
- познакомить с зимними явлениями в природе. Сборник стихов, поговорок, загадок, пословиц. Игрушка Дед Мороз. -Поговорки, загадки, приметы, прибаутка.
- Физкультминутка.
- Беседа о явлениях в природе зимой.
- Народная игра «Дед Мороз».
22-28 декабря Тема: «Откуда пришел обычай лепить снежных баб». Песня «Мы слепили снежную бабу».
Цель: Уточнить и расширить представления детей о свойствах снега.
Л. : Кочергина стр 79
Л. : Волина стр 15
-Уточнить и расширить представления детей о снеге; помочь детям понять, почему при изменении температуры снег изменяет свои свойства; вызвать радость от открытий, полученных из опытов.
- Продолжить знакомить детей с обычаями и традициями русского народа.
- Расширить знания детей о русских народных играх в предновогодние дни.
- Обогащать знания и словарь по зимней тематике. Иллюстрация по сказке «Снегурочка». Песня- хоровод «Мы слепили снежну бабу». - Беседа.
- Д. Игра «Где снежинка».
- Игра в снежки.
- Загадки.
- Разучивание песни «Мы слепили снежную бабу».
12-18 января Тема: От Арктики до Антарктики
Цель: Закрепить знания детей о различных климатических зонах земного шара и их особенностях. - Формировать представления об особенностях зимы в разных широтах и разных полушария земли.
- Закрепить представление о мире животных и растениях, об их приспособленческих особенностях к жизни в различных условиях.
- Способствовать развитию интереса к познанию окружающего мира. Иллюстрации животных, птиц, растений различных климатических зон. Глобус, карта земного шара. - Загадки
- физкультминутка
- беседа
-Д. Игра «Найди и назови природные зоны на глобусе»
19-25 января Тема: Путешествие в зимний лес.
Цель: Развивать любовь и интерес к родной природе. - Закрепить представление о жизни животных и растений в лесу зимой, способах их приспособления и защиты.
- Дать знания о том, как человек помогает диким животным и птицам в голодное зимнее время.
- Развивать эстетическое восприятие при рассматривании картин с изображение зимних пейзажей. Иллюстрации зимнего леса, диких животных и растений зимой. Стихи о зиме. -Загадки
- Беседа
- Физкультминутка
- Д. Игра «Природа и человек»
-Д. Игра «Что это за птица»
26 января-1 февраля Тема: «Идет волшебница зима…»
Цель: Обобщить и систематизировать знания детей о характерных признаках зимы, продолжать учить самостоятельно находить их.
- Учить составлять связи между сезонными изменениями в природе и образе жизни животных.
- Познакомить детей с природными особенностями зимних месяцев.
- Развивать у детей способность наблюдать, строить предложения.
- Воспитывать чувство эмпатии к родной природе. Иллюстрации с изображением русской природы зимой. Календарь природы. - Поговорки.
- Народная игра «Малечина- калечина».
- Загадки.
- Приметы.
- Стихи о зиме.
2-8 февраля Тема: Родной край
Цель: Развивать интерес к изучению родного края, речь, умение делать выводы.
Кочергина стр. 192 - Воспитывать чувство гордости за природу родного края, бережного отношения к ней
- выявить знания детей о растительном и животном мире родного края, дать сведения о равнинах, холмах, оврагах и т. д. Карта области. Иллюстрации животных и растений родного края. Стихотворение Пляцковского «Родина» - Загадки
- Беседа
- Д. Игра «Опиши, я отгадаю»
- Д. Игра «Что в круге?»
9-15 февраля Тема: Кто главный в лесу? Живые цепочки
Цель: Воспитывать познавательный интерес, бережное отношение к природе.
Кочергина стр. 153 - Уточнить представление детей о лесе его растения и обитателях;
- Формировать представление о взаимосвязи и взаимозависимости обитателей лесного сообщества.
Иллюстрации с изображением леса, животных леса. - Беседа
-Д. Игра «Живая цепочка»
- физкультминутка
16-22 февраля Тема: «Своя земля и в горсти мила». Стихотворение В. Орлова «Родное»
Цель: Воспитывать любовь к природе.
Л. : Кочергина стр. 106 - Продолжать развивать эстетическое восприятие, приобщать детей к природе нашей Родины.
- Продолжать расширять знания о традициях охраны родной земли. Картины о природе. Географическая карта, глобус. - Беседа о природных ресурсах нашей Родины.
- Стихотворение В. Орлова «Родное».
- Д. Игра «Хорошо-плохо».
- Физкультминутка.
- Загадки, поговорки.
23 февраля-1 марта Тема: «Сердце матери лучше солнышка греет». Чтение сказки «У солнышка в гостях».
Цель: Развивать у детей эмоциональную отзывчивость на весенние проявления природы. Развивать любознательность.
Л. : Голицына стр. 309
- Развивать у детей доброту, приобщать детей к природе, художественной культуре.
Вызвать интерес к прослушиванию сказки, стихов о маме.
- Показать детям пробуждение природы весной с наступлением маминого праздника.
Картина И. Левитана «Весна», «Большая вода». - Объяснение пословиц.
- Поговорки.
- Чтение сказки «У солнышка в гостях».
- Д. Игра «Ручеек».
- Д. Игра «Скажи какое, какие, какой?».
2-8 марта Тема: Весенние первоцветы
Цель: Вызвать у детей интерес к окружающему миру
Кочергина стр. 214 - Формировать реалистическое представление об окружающей нас природе, желание стать другом природы, беречь и охранять ее. Расширить представления и знания детей о весенних лесных первоцветах.
- Развивать речь детей, активизировать внимание и память Иллюстрации первоцветов. Стихи о весне -Беседа
- Д. Игра «Четвертый лишний»
- физкультминутка
9-15 марта Тема: Жаворонки прилетите, весну- красну принесите!
Цель: Познакомить детей с праздником прилета птиц- Сороками.
И. А. Бойчук стр. 72 - Дать понятие о любви русского народа к птицам, их необычайной красоте, пению.
- Способствовать пониманию детьми декоративно- прикладного искусства, как части духовной культуры народа.
- Побуждать активно исполнять заклички, развивать умение испытывать радость от игр со звуками, от прикосновения с прекрасны. Иллюстрации с изображение перелетных птиц; дымковские игрушки изображающие птиц; птицы в предметах хохломской посуды, городца, вышивки; птица счастья, аудиозапись голосов птиц. - беседа
- заклички
- загадки
- Д. Игра «Ласточка»
16-22 марта Тема: Дарьюшкины сказки (лекарственные растения)
Цель: продолжать знакомство детей со свойствами лекарственных растений.
Кочергина стр220 - Воспитывать бережное отношение к природе
- Активизировать умственную деятельность, через постановку проблемных вопросов, учить находить выход из сложившейся ситуации
- Помочь почувствовать единство и взаимосвязь всего живого на земле Лекарственные растения. -беседа
- игровые приемы «Хорошо или плохо», «Живая дорожка».
- физкультминутка «Одуванчики»
23-29 марта Тема: Рада скатерть хлебушку, он на ней, как солнышко.
Цель: воспитывать любовь и уважение к людям труда.
Кочергина стр. 186
Бойчук 113 - Дать детям понятие о том, что хлеб- всему голова.
- Воспитывать бережное отношение к хлебу, как результату деятельности многих людей.
- Дать знания детям о том, какой путь проходит зерно, чтобы стать хлебом.
- Воспитывать любовь к родной земле. Иллюстрации каравая. Картина Шишкина «Рожь». - загадки
- пословицы и поговорки
- Д. Игра «Что делают хлеборобы», «Что выпекают пекари»
30 марта-5 апреля Тема: «На проталинке в лесу, первым встретил я весну».
Цель: Воспитывать чувство
любови к природе.
Л. Кочергина стр. 11.
Л. Горькова стр. 111,
- Уточнить знания детей о последовательных весенних изменениях в природе.
- учить устанавливать связь между изменениями в живой и неживой природе. Иллюстрации с природными явлениями. Стихи о весне. - Беседа по стихотворению «Весна».
- Заучивание потешек, загадок.
- Наблюдение за приметами.
- Прослушивание романса П. И. Чайковского «Весна».
6-12 апреля Тема: Солнечные лучики
Цель: Пробуждать интерес к природе, к первым весенним признакам.
Кочергина стр. 223 - Дать детям понятие о роли солнца в жизни животных, растений, человека.
- Расширить знания о связи между явлениями живой и не живой природы. Иллюстрации.
Стихотворение Ю. Марцикявичус «Солнце отдыхает». - загадки
- пословицы
- физкультминутка
13-19 апреля Тема: «Все мы жители земли».
Цель: Воспитывать чувства патриотизма и любви к своей родине.
- Формировать представления о земле и жизни людей на нашей планете.
- Познакомить с многообразием растительного мира на земле.
- Рассказать детям о значении растений в жизни человека.
- Воспитывать интерес и уважение к людям разных стран и национальностей, их деятельности и культуре. Иллюстрации о природе. Слайд- к стихотворению Я. Акима «Наша планета», о разнообразии растительного мира. Глобус, карта. Иллюстрации взрослых и детей разных национальностей. - Беседа.
- Физкультминутка.
- Д. Игра «Кто где живет».
20-26 апреля Тема: «Наш любимый край - Россия (природа)». Чтение стихотворения «Небо синее в России, реки синие в России».
Цель: Воспитывать любовь к природе.
- Развивать у детей интерес к природе родного края.
- Учить наблюдать за жизнью природы; помочь детям почувствовать красоту и многообразие природы.
- Обратить внимание детей на разнообразие различных оттенков, цветов, показать красоту форм и линий, сложность и многообразие природных форм.
- Продолжать знакомить детей с богатыми природными ресурсами нашей страны, нашего края. Глобус. Иллюстрации с изображением природы родного края. Стихотворение «Небо синее в России, реки синие в России». Рассказы и сказки о природе. - Беседа.
- Наблюдение в природе.
- Физкультминутка.
- Д. Игра «Живая и неживая природа».
27 апреля-3 мая Тема: «День Победы. Цветущие сады. Чтение стихотворения С. Есенина «Черемуха».
Цель: Развивать эстетическое восприятие, любознательность.
Л. : А. В. Кочергина стр. 32
- Расширить знания детей, о том, что День Победы самый значимый праздник весны для народа нашей страны.
- Обратить внимание детей на пробуждение природы в этот период.
- Развивать наблюдательность и познавательные интересы. Стихотворения С. Есенина «Черемуха». Репродукция картин с изображением весенней природы. Иллюстрации с изображением Парада Победы 1945 года. Иллюстрация с изображение памятника советскому солдату. - Беседа.
- Рассматривание иллюстраций, фотографий по данной теме.
- Д. Игра «Когда это бывает».
4-10 мая Тема: Что такое лес
Цель: знакомство с видами лесов и деревьями в лесу.
Кочергина стр217 - Прививать любовь к природе, воспитывать бережное отношение к ней.
- Расширять кругозор, память, внимание, речь. Иллюстрации разных видов лесов и деревьев.
- беседа
- физкультминутка
- Д. Игра «Опиши, я отгадаю»
11-17 мая Тема: Облака
Цель: Формировать наблюдательность и любознательность. - Формировать у детей умение видеть красоту неба;
- Учить делать открытия, рассуждать;
- Развивать творчество, воображение, вызвать желание фантазировать
- Дать более полное представление о том, как ветер формирует облака.
- Рассказать о круговороте воды в природе. Иллюстрации. Песня «Облака» - беседа
Загадки
- стихи
- физкультминутка
- прослушивание песни «Облака»
18-24 мая Тема: Лето красное
Цель: Закреплять знания о разноцветии красок летнего периода Уточнить знания детей о последовательных весенних изменениях в природе.
- учить устанавливать связь между изменениями в живой и неживой природе. Иллюстрации. - Загадки
- Пословицы и поговорки
- физкультминутка