Светлана Косарева
Перспективное планирование в детском саду «Интеллектуальное развитие детей с элементами математики» (средняя группа)
Задачи:
- Формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества.
- Формирование приемов умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия).
- Развитие вариативного мышления, фантазии, творческих способностей.
- Развитие речи, умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
- Развивать внимание и память.
- Вырабатывать умение целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильное отношение со сверстниками и взрослыми.
Публикация «Перспективное планирование в детском саду „Интеллектуальное развитие детей с элементами математики“ (средняя группа)» размещена в разделах
- Математика, ФЭМП. Планирование
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Планирование. Планы работ
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2020
- Формировать умение обдумывать и планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, проверять результат своих действий.
Сентябрь
Организованная деятельность
Тема: «Числовой ряд».
Программные задачи: Сформировать представление о числовом ряде.
Материал : карточки с цифрами от 1до5, карточки с точками, карточки с 5 домиками.
Тема: «Ритм».
Программные задачи: Сформировать представление о ритме.
Материал : квадраты разных цветов, парные картинки, кубики «Лего»,бубен.
Тема: «Счет до 6. Число и цифра 6».
Программные задачи: Сформировать представление о числе и цифре 6. Умение считать до 6.
Материал : карточки с числами от 1до 6, зеленый треугольник и белый прямоугольник по 6 штук, кубики «лего».
Тема: «Порядковый счет».
Программные задачи: Сформировать у детей представление о порядковом счете.
Материал : карточки с изображением мебели, посуды, одежды, 6 игрушек, кубики «лего».
Совместная деятельность
Игра: «Цифры стройся».
Программные задачи: Закреплять порядковый счет.
Материал : Цифры от1до5, свисток.
Разучивание считалки «1,2,3.4 жили мышки на квартире».
Программные задачи: Закреплять счет, развивать память.
Игра: «Сосчитай и построй».
Программные задачи: Закреплять счет и развивать память.
Материал : рисунки
Игра с мячом «Продолжай считать».
Программные задачи: Закреплять порядковый счет.
Материал : мяч.
Самостоятельная деятельность
Упражнение: «Проверь и исправь ошибки».
Программные задачи: Соотносить количество предметов с цифрой.
Материал : листы с цифрами
Индивидуальная работа: «Раскрась и нарисуй».
Программные задачи: Умение различать цифры, находить и закрашивать.
Настольная игра: «Домино».
Программные задачи: Соотносить количество предметов на картинке с цифрой.
Материал : игра.
Игра: «Число и цифра».
Программные задачи: Закреплять соотносить цифры с количеством предметов.
Материал : Цифры, карточки с предметами.
Работа с родителями
Консультация на тему: «Математическое развитие детей дошкольного возраста».
Октябрь.
Организованная деятельность
Тема: «Сравнение по толщине».
Программные задачи: Формировать умение сравнивать по толщине.
Материал : плакат-схема, изображение лавочек.
Тема: «Счет до 7. Число и цифра 7».
Программные задачи: Сформировать представление о числе и цифре 7, способность считать до 7.
Материал : 7 кругов, 7 треугольников разного размера.
Тема: «Числа, цифры 1-7».
Программные задачи: Тренировать умение считать до 7 в прямом и обратном порядке, соотносить цифры 1-7 с количеством, развивать мыслительные операции.
Материал : цветок, 7 лепестков
Тема: «Сравнение по длине».
Программные задачи: Сформировать умение сравнивать предметы по длине с помощью приложения.
Совместная деятельность
Игра: «Цветная поляна».
Программные задачи: Закреплять геометрические фигуры, оттенки цветов.
Материал : игра.
Чтение стихотворения «Забавная арифметика».
Программные задачи: Закреплять навык счета, развивать память
Заучивание считалки «Сидели два медведя».
Программные задачи: Развивать память, словарный запас.
Кроссворд из загадок про фигуры.
Программные задачи: Закреплять умение разгадывать загадки.
Самостоятельная деятельность
Разучить скороговорку «1 шажок, 2 шажок, левый правый сапожок».
Программные задачи: Развивать словарный запас, закреплять левую и правую стороны.
Упражнение: «Продолжи узор».
Программные задачи: Закреплять умение рисовать по клеточкам, развивать моторику рук.
Игра: «Число и цифра».
Программные задачи: Закреплять соотносить цифры с количеством предметов.
Материал : цифры, карточки с предметами.
Пальчиковая гимнастика «Пальчики в лесу».
Программные задачи: Развивать моторику пальчиков, словарный запас.
Работа с родителями
Папка «Интелектуаль-
ные игры детей
дошкольного возраста.
Ноябрь
Организованная деятельность
Тема: «Сравнение по высоте».
Программные задачи: Тренировать умение сравнивать предметы по высоте.
Материал : картинки, 8 столбиков разной высоты.
Мониторинг.
Тема: «Карта путешествий».
Программные задачи: Сформировать умение ориентироваться по плану, правильно определять взаимное расположение предметов в пространстве.
Материал : план- карта, карточки с точками.
Тема: «Счет до 8. Число и цифра 8».
Программные задачи: Сформировать представление о числе 8 и цифре 8, умение считать до 8.
Материал : куб, конус, квадрат, треугольник, карточки с точками и цифрами.
Совместная деятельность
Игра: «Построй из палочек».
Программные задачи: Закреплять у детей творческие способности, умение сравнивать по высоте.
Материал : счетные палочки.
Повторить считалку «Сидели два медведя».
Программные задачи: Развивать память, словарный запас.
Игра «Наведи порядок».
Программные задачи: Закреплять умение различать цифры, соотносить их с
количеством.
Материал : карточки, цифры.
Самостоятельная деятельность.
Игра Воскобовича «Фокусы Лопушка».
Программные задачи: Закреплять у детей размер.
Лабиринт «Помоги мышке добраться до сыра».
Программные задачи: Закреплять ориентировку в пространстве.
Материал : карта-лабиринт.
Упражнение «Что, где?»
Программные задачи: Упражнять в пространстве используя слова над, перед, под.
Материал : мяч.
Работа с родителями
Анкетирование.
Цель: Изучить представления родителей о приоритетных направлениях в математическом образовании в период дошкольного возраста.
Декабрь.
Организованная деятельность.
Тема: «Сравнение по толщине, ширине, длине».
Программные задачи: Закреплять умение считать до 8, сравнивать предметы по ширине, длине, высоте.
Тема: «Цилиндр».
Программные задачи: Сформировать представление о цилиндре, закреплять умение считать до 8.
Материал : предметы цилиндрической формы.
Тема: «Конус».
Программные задачи: Сформировать представление о конусе, умение распознавать предметы конической формы в окружающей обстановке, закреплять счет до 8, представление о числе и цифре 8.
Материал : картинки, муфта с фигурами
Тема: «Призма и пирамида».
Программные задачи: Сформировать представление о призме и пирамиде, умение распознавать предметы этих формы в окружающей обстановке, закреплять счет до 8, представление о числе 8.
Совместная деятельность.
Игра: «Скажи наоборот».
Программные задачи: Сравнивать предметы по величине, отражать в речи результат сравнения.
Материал : мяч.
Игра «На что похожа».
Программные задачи: Умение сравнивать геометрические фигуры с телами.
Материал : шар, куб, цилиндр, геометрические тела.
Игра «Угадай, что изображено».
Программные задачи: Различать и называть части суток.
Материал : картинки.
Упражнение «Ответь правильно».
Программные задачи: Различать понятия вчера, сегодня, завтра.
Прием: беседа.
Самостоятельная деятельность.
Игра «Чудо- крестики».
Программные задачи: Закреплять умение складывать из геометрических фигур простые изображения.
Сюжетно-ролевая игра «Строй площадка».
Программные задачи: Закреплять у детей объемные тела при строительстве площадки.
Индивидуальная работа: Упражнение «Найди и раскрась».
Программные задачи: Закреплять геометрические тела (цилиндр, конус).
Учить обследовать.
Игра «Лото».
Программные задачи: Закреплять у детей геометрические формы и цвета. Развивать внимание.
Работа с родителями
Конкурс-развлечение «Что, где, когда?»
Январь.
Организованная деятельность.
Зимние каникулы.
Тема: «Геометрические тела».
Программные задачи: Закреплять представление о геометрических фигурах, о плане-карте, порядковым счете, числах и цифрах 1-8, тренировать умение соотносить цифру с количеством.
Материал : геометрические тела, числа 1-8, план- карта.
Тема: «Число 9. Цифра 9».
Программные задачи: Сформировать умение считать до 9 и соотносить число 9 с кол-вом.
Материал : листы с геометрическими фигурами, карточки с числами.
Совместная деятельность.
Игра «Чудесный мешочек».
Программные задачи: Закреплять объемные тела.
Материал : чудесный мешочек, объемные тела.
Математическая сказка о часах.
Программные задачи: Познакомить с часами их функцией
Самостоятельная деятельность.
Упражнение «Найди и раскрась».
Программные задачи: Закреплять геометрические объемные тела (шар, куб, цилиндр и другие).
Игра «Компьютер».
Программные задачи: Закреплять у детей геометрические фигуры. Развивать фантазию.
Материал : игра, геометрические фигуры.
Февраль.
Организованная деятельность.
Тема: «Таблицы».
Программные задачи: Сформировать представление о таблицах.
Материал : таблицы, геометрическое лото, карточки с точками.
Тема: «Число 0. Цифра 0».
Программные задачи: Сформировать представление о числе и цифре 0.
Материал : геометрические тела, картинки с изображением дерева в разное время года.
Тема: «Символы».
Программные задачи: Формировать представление о символах.
Материал : геометрические фигуры, карты с дорожными знаками, карты с символами.
Тема: «Символы».
Программные задачи: Формировать умение символически
обозначать отрицание, тренировать умение понимать и использовать символы
Совместная деятельность
Игра: «Кто, где живет?»
Программные задачи: Тренировать умение пользоваться таблицей, различать геометрические фигуры, развивать внимание. (смотреть книгу страница 184 Петерсон).
Игра «Времена года».
Программные задачи: Закреплять понимание того, что отсутствие предметов обозначается цифрой 0. (смотреть книгу страница 188 Петерсон).
Игра : «Клумба».
Программные задачи: Тренировать умение ориентироваться на листе бумаги, понимать значение символов, развивать внимание, речь.
(смотреть книгу страница 191 Петерсон).
Игра «Клумба».
Программные задачи: Тренировать умение ориентироваться на листе бумаги, понимать значение символов.
Материал : листы с символами
Самостоятельная деятельность.
Упражнение: «Какой фигуры не хватает».
Программные задачи: Закреплять геометрические фигуры.
Материал : карточки с фигурами.
Индивидуальная работа: со счетными палочками.
Программные задачи: Закреплять умение составлять из палочек различные фигуры (домик, елка, солнышко)
Упражнение: «Кто быстрее?»
Программные задачи: Развивать мелкую моторику.
Материал : бумага в клетку, карандаш (страница 166 книга «Развивающие игры и упражнения»).
Настольная игра Воскобовича
«Крестики».
Программные задачи: Закреплять умение строить по образцу рисунок.
Работа с родителями
Консультация на тему: «Игры-головоломки в развитии мышления дошкольников».
Март.
Организованная деятельность
Тема: «Число 10».
Программные задачи: Сформировать умение считать до 10, различать запись числа 10.
Материал : 2 коробки, карточки с цифрами.
Тема: «Числа от 1до10. Таблицы.»
Программные задачи: Тренировать умение различать числа от 1 до10 по их записи, составлять числовой ряд, пользоваться таблицей.
Материал : стулья, таблицы и фигуры.
Тема: «Числа от 1 до10. Символы»
Программные задачи: Тренировать умение считать в пределах 10, соотносить число с количеством.
Мониторинг.
Совместная деятельность
Игра «Лягушки».
Программные задачи: Тренировать способность составлять числовой ряд, развивать внимание.
Материал : числа от 1до10 (страница 199 Петерсон).
Разучивание считалки «Как у нас на сеновале».
Программные задачи: Развивать память, словарный запас.
Игра с мячом «Продолжай считать».
Программные задачи: Закреплять у детей порядковый счет.
Материал : мяч
Самостоятельная деятельность.
Лабиринт «Помоги мышке добраться до сыра».
Программные задачи: Развивать глазомер, внимание, ориентировку на листе.
Материал : картинка
Упражнение «Кто правильно сосчитает предметы?»
Программные задачи: Тренировать умение считать до 10, различать числа, соотносить с количеством.
Материал : картинки, цифры
Настольная игра «Посчитай».
Программные задачи: Закреплять порядковый счет до10, соотносить цифру с картинкой.
Материал : игра.
Работа с родителями
Папка-раскладушка: «Занятие или игра».
Апрель
Организованная деятельность
Тема: «Измерение длины».
Программные задачи: Формировать умение измерять длину предметов с помощью мерки.
Материал : большой куб.
Тема: «Измерение длины».
Программные задачи: Формировать понимание зависимости результата измерения длины от величины мерки.
Тема: «Измерение длины».
Программные задачи: Тренировать умение пользоваться меркой, закреплять понимание зависимости результата измерения от величины мерки.
Тема: «Путешествие к волшебному грибу».
Программные задачи: «Закреплять порядковый счет до 10,геометрические фигуры и тела, представление о таблице символов, измерять длину с помощью мерки.
Совместная деятельность
Игра: «Разные звери».
Программные задачи: Закреплять понимание зависимости результата измерения длины от величины мерки, развивать воображение. (страница 209 Петерсон)
Кроссворд «Весна».
Программные задачи: Закреплять характерные признаки вены, умение отгадывать кроссворд.
сюжетно-ролевая игра: «Подбери ткань для шитья».
Программные задачи: Актуализировать знания детей об окружающем мире, закреплять умение пользоваться мерками в жизни. (страница 212 Петерсон)
Упражнение «Рисуем по клеточкам».
Программные задачи: Закреплять расположение правой и левой частей. Умение ориентироваться на листе.
Самостоятельная деятельность.
Игра: «Выложи узор».
Программные задачи: Развивать внимание, коммуникативные навыки.
Материал : образец-ката. (смотреть 211 Петерсон)
Закрепить считалку «Как у нас на сеновале».
Программные задачи: Развивать память, словарный запас.
Задачки для ума
«Помоги девочке собрать все цветочки, которые растут на полянке».
Программные задачи: Развивать внимание.
Материл : рисунок из книги.
Игра- шнуровки
Программные задачи: Формировать навыки шнурования, развивать мелкую моторику рук, глазомер, внимание, усидчивость. (страница 171 «Развивающие игры и упражнения).
Работа с родителями
Собрание «Любимые математические игры ваших детей или во что играют ваши дети».
Май.
Организованная деятельность.
Тема: «Сравнение по объему».
Программные задачи: Формировать умение сравнивать сосуды по объему непосредственно.
Тема: «Измерение объема»
Программные задачи: Формировать умение измерять объем сосуда с помощью мерки.
Материал : семечки, различные мерки.
Тема: «Измерение объема»
Программные задачи: Формировать представление о зависимости результата измерения объема от величины мерки.
Материал : емкость с водой, 2 бочки, 2 разные мерки.
Тема: «Путешествие на паровозе»
Программные задачи: Развив умение считать до 10, по порядку, закреплять геометрические фигуры, группировать их по признакам. Развивать мышление, изобретательность.
Совместная деятельность
Кроссворд по сказке «Емеля»
Программные задачи: Закреплять знания детей, умение отгадывать кроссворд, развив память, внимание.
Игра «Разные чашки».
Программные задачи: Тренировать умение сравнивать сосуды по объему, развивать речь, бережное отношение к природе. (смотреть страницу 216 Петерсон)
Игра «Кормушки».
Программные задачи: Тренировать умение измерять объем с помощью мерок, развивать мелкую моторику рук. (страница 218 Петерсон)
Игра «Геоконт»
Программные задачи: Закреплять у детей умение натягивать на гвоздики разные фигуры, цифры.
Материал : геоконт
Самостоятельная деятельность.
Игра Воскобовича «Какой длины Фифа».
Программные задачи: Закреплять измерение меркой.
Упражнение «Найди и закрась»
Программные задачи: Закреплять представление о фигурах и объемных телах.
Настольная игра «Геометрические формы».
Программные задачи: Закреплять у детей геометрические фигуры и тела.
Материал : игра
Игра «Сделай узор»
Программные задачи: Закреплять пространственное расположение.
Материал : фигуры, лист альбомный
(книга страница 8 «Чего на свете не бывает»)
Работа с родителями
Консультация: «Математика в художественном слове».