Елена Замяткина
Перспективное планирование «Прозрачный мольберт» как нетрадиционное средство развития познавательных способностей детей
▼ Скачать + Заказать документы
«Прозрачный мольберт»
Занятия на мольберте стимулируют познавательную активность ребенка. Вызывают у детей положительный эмоциональный отклик, позволяют фиксировать его внимание на происходящем и доставляют радость от совместного творчества с педагогом и детьми.
Сентябрь 1-я неделя
«Давайте познакомимся»
Знакомство с пособием, со свойствами стекла; развитие коммуникативных навыков.
Сентябрь 2-я неделя
«Такой разный дождь»- пальцеграфия
Публикация «Перспективное планирование „Прозрачный мольберт“ как нетрадиционное средство развития познавательных способностей детей» размещена в разделах
Развитие мелкой моторики рук. Формировать творческие способности на основе сотрудничества с взрослым и со сверстниками. Закреплять знание детьми цвета и оттенка. Формирование умения проводить линии разной длины и направления. Воспитывать эмоционально- положительное отношение к рисованию.
Сентябрь 3-я неделя
«Осенний букет» отпечатки листьями и травинками
Познакомить с новым видом нетрадиционной техники рисования. (оттиск, отпечаток листом с дерева, травинками). Развивать технические навыки, в рисовании. Развивать творческое мышление, речевую активность, коммуникативные навыки, внимание, память. Развивать любознательность, воображение, мелкую моторику кистей рук. Воспитывать бережное отношение к природе.
Сентябрь 4-я неделя
«Деревья»-пальцеграфия и рисование ладошками
Развивать умение находить центр композиции, сочетать различные приемы рисования пальчиками, цвета и оттенки красок для точности передачи образа.
Октябрь 1-я неделя
«Три краски» - Оттиск смятой бумагой
Расширять представления детей о свойствах бумаги. Дать детям первоначальные знания об изобретении бумаги. Помочь детям с помощью разнообразных приемов определить свойства бумаги. Формировать умение анализировать, делать простейшие умозаключения. Активизировать в речи детей слова, обозначающие свойства бумаги. Воспитывать наблюдательность, внимание. Развивать мелкую моторику. Развивать фантазию, воображение. Воспитывать аккуратность.
Октябрь 2-я неделя
«Дорисуй» - оттиск поролоном
Развивать фантазию, воображение. Совершенствовать умение в художественной технике печатание. Развивать умение устанавливать причинно – следственные связи между свойствами поролона и пластмассы. Продолжать знакомить со свойствами поролона и пластмасса. На мольберт наклеены 2-3 кусочка цветной бумаги. Очертание и цвет - самые разные. Задание детям: внимательно рассмотреть,а затем дорисовать, используя поролоновые штампики, так, чтобы получилось что-то узнаваемое.
Октябрь 3-я неделя
«Превращение» - Рисование кистью
Закреплять умение правильно держать кисть. Развивать воображение, фантазию, творческое мышление. Активизировать употребление в речи названий предметов, их частей, материалов, из которых они изготовлены. Расширять словарный запас. Формировать умение употреблять в речи существительные с обобщающим значением. К заданному предмету (например, кружка) пририсовывает по одному элементу так, чтобы этот предмет превратился в другой (например, яхту и т. п.).
Октябрь 4-я неделя
«Чья вещь?» - Печать по трафарету
Формировать умение наносить на мольберт отпечаток используя трафарет, меняя цвета. Развивать мелкую моторику. Развивать слуховое внимание, память. Формировать умение отгадывать загадки.
Ноябрь 1-я неделя
«Жилище для сказочного героя» - Рисование маркером
Закреплять умение правильно держать маркер. Развивать фантазию, воображение. Закреплять умение детей определять местоположение предмета. Упражнять детей в составлении рассказа. На листе изображен какой-либо сказочный герой. Задание: нарисовать дом для этого героя.
Ноябрь 2-я неделя
«Веселые человечки» - Оттиск печатками цифр
Познакомить детей с цифрами 1-5 их с графическим изображением. Развивать фантазию, воображение. Развивать мелкую моторику рук. Совершенствовать диалогическую речь детей. Веселых человечков предлагается изобразить из разных цифр или из одной. Цифры можно рисовать в разных направлениях и в зеркальном отражении. Можно нарисовать семейку единичек и т. п.
Ноябрь 3-я неделя
«Корзина с урожаем» - Рисование ватными палочками
Развивать интерес к нетрадиционному изображению овощей. Развивать мелкую моторику. Закреплять знание цветов и оттенков. Расширять представления детей об овощах. Совершенствовать восприятие детей путем активного использования осязания, зрения, вкуса, обоняния. Обогащать чувственный опыт и умение фиксировать полученные впечатления в речи. Закреплять умение отгадывать загадки. Развивать видение художественного образа, формировать чувство композиции.
Ноябрь 4-я неделя
«Волшебная линия»- рисование кистью
Закреплять умение правильно держать кисть. Совершенствовать умение проводить непрерывные линии в разных направлениях. Развивать фантазию, воображение. Совершенствовать диалогическую речь. Ребенку предлагается с закрытыми глазами на мольберте нарисовать "почеркушку", внимательно посмотреть на нее и подумать, что она напоминает. Затем дорисовать изображение.
Декабрь 1-я неделя
«Морозные узоры» - Оттиск смятой бумагой
Развивать зрительную память, внимание. Развивать мелкую моторику рук. Закреплять умение правильно держать кисть. Расширять представления детей о том, что в мороз вода превращается в лед, сосульки; лед и снег в теплом помещении тают. Вызвать интерес к созданию образа снежных узоров различными нетрадиционными техниками. Активизировать мыслительную деятельность при проведении элементарной исследовательской деятельности (опыт со льдом); Активизировать, уточнять и обогащать представления детей о зимних явлениях
Декабрь 2-я неделя
«Снег идет» - Аппликция+набрызг
Познакомить детей с новой нетрадиционной техникой рисования – «набрызг». Развивать у детей творческие способности. Формировать умение смешивать краски и получать новые оттенки с помощью белой и синей гуаши. Развивать у детей эмоциональное, радостное отношение к художественному изображению зимней природы. Развивать познавательный интерес к природе. Воспитывать аккуратность в работе с гуашью с нетрадиционными материалами.
Декабрь 3-я неделя
«Снеговик» - монотипия
Формировать умение создавать рисунок в технике монотипия. Воспитывать интерес к необычным техникам. Развивать творческое мышление, эстетический вкус и фантазию. Воспитывать аккуратность. Формировать умение передавать впечатления о природе необычными изобразительными средствами. Развивать интерес к природе и отображению представлений в изобразительной деятельности. Развивать творческие способности детей.
Декабрь 4-я неделя
«Дорисуй бусы» - Печатание штампами
Расширять представления детей о геометрических фигурах. Учить детей совершать мыслительные операции: продолжать ряды геометрических фигур по образцу, данному воспитателем. Закреплять умение рисовать штампами. Воспитывать аккуратность. Закреплять знание цветов и оттенков.
Январь 1-я неделя
«Украшаем елку» - Оттиск поролоновыми кубиками разных размеров.
Познакомить с техникой рисования кубиками. Развивать внимание. Развивать умение выполнять инструкцию, ориентироваться на плоскости. Совершенствовать умение сравнивать предметы по величине. Развивать умение определять пространственные направления от себя, двигаться в заданном направлении, обозначать словами положение предметов по отношению к себе. Воспитывать аккуратность.
Январь 2-я неделя
«Следы на снегу» - Рисование ладонью и пальцами
Закреплять умение рисовать ладонью и пальцами. Уточнять и закреплять знания цветов. Формировать интерес и положительное отношение к рисованию. Развивать мелкую моторику. Воспитывать аккуратность. Расширение активного и пассивного словарного запаса ребенка. Расширять представления детей о жизни диких животных зимой.
Январь 3-я неделя
«Гирлянда на елку» - Оттиск воздушными шарами
Развивать познавательную активность, способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха и резины. Развивать мелкую моторику, цветовое восприятие, тактильное восприятие, воображение. Развивать творческие способности детей, заинтересовать детей нетрадиционными способами рисования. Совершенствовать навыки нетрадиционного изображения предмета (оттиск воздушного шара). Воспитание эстетического вкуса и культуры труда. Воспитывать аккуратность при работе с красками.
Январь 4-я неделя
«Лабиринт» - Рисование пальцами
Развивать пространственное мышление. Формировать умение доводить начатое дело до конца. Развивать внимание и память, воображение. Формировать графомоторные навыки. Формировать умение проводить прямые линии параллельно стенам лабиринта. Совершенствовать умение ориентироваться на плоскости.
Февраль 1-я неделя
«Пингвины на льдинах» - Печать по трафарету
Закреплять умение рисовать поролоновым тампоном. Формировать умение наносить оттиск на стекло с помощью трафарета. Расширять представления детей об особенностях природы Антарктиды. Развивать экологическое мышление и творческое воображение в процессе ознакомления детей с природой и в результате опытнической и исследовательской деятельности. Развивать внимание, память, воображение, наблюдательность, познавательный интерес.
Февраль 2-я неделя
«Филин» - Рисование тычком полусухой жесткой кистью
Формировать у детей умение создавать образ Филина используя технику тычка. Закреплять умение правильно держать кисть. Воспитание бережного отношения к птицам. Расширять и систематизировать представление детей о зимующих птицах. Закреплять умение сравнивать разных птиц, выделяя общее и различия. Развивать сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу в дидактических играх. Продолжать развивать навыки восприятия звуков (прослушивание аудиозаписи голоса птиц). Воспитывать доброжелательное отношение к птицам.
Февраль 3-я неделя
«Летят самолеты» - Разные техники уже знакомые детям
Способствовать накоплению у детей представлений о празднике «День Защитника Отечества». Расширять представления детей о таких понятиях как: «Отечество», «страна», «Родина» «армия», «войска». Побуждать правильно использовать название страны – Российская Федерация, Россия. Закрепить у детей понятие о мужском поле (мужчины, мальчики, дедушки). Совершенствовать умения и навыки необходимые для работы в нетрадиционных техниках.
Февраль 4-я неделя
«Оживи кружок» - Рисование маркером, пальцами, ладонью
Развивать воображение, пространственное мышление. Развивать диалогическую речь детей. Совершенствовать умения и навыки необходимые для работы в техниках – рисование ладонью, пальцами, маркером. Закреплять умение правильно держать маркер. Развивать мелкую моторику рук. Закреплять умение смешивать краски для получения нужных цветов и оттенков. Развивать желание использовать разнообразные цвета, обращать внимание на многоцветие окружающего мира.
Март 1-я неделя
«Цветы для мамы» - Рисование пальцами и ладонью
Закреплять умение детей изображать в рисунках строение цветка (стебель, листья, лепестки) используя разнообразные материалы. Развивать эстетические чувства, аккуратность, воображение, творчество. Воспитывать любовь к маме, самостоятельность. Закрепить знания детей о комнатных растениях, поддерживать интерес к жизни комнатных растений, желание наблюдать за ними. Уточнить и обобщить представления детей об уходе за комнатными растениями. Развивать у детей желание ухаживать за комнатными цветами, относиться к ним с любовью и нежностью как к живым организмам. Совершенствовать умения и навыки необходимые для работы в знакомых техниках.
Март 2-я неделя
«Мой портрет» - Рисование кистью
Продолжать знакомить детей с жанром изобразительного искусства — портретом. Закреплять умение передавать характерные особенности лица, соблюдать пропорции. Формировать интерес к самопознанию через отображение в рисунке особенностей своей внешности; развивать чувство композиции. Закреплять приемы рисования на мольберте. Развивать внимание. Закреплять умение правильно держать кисть.
Март 3-я неделя
«Волшебный фломастер» - Каракулерография, фломастер, кисть
Познакомить с таким способом рисования, как каракулеграфия, поупражнять в изображении недостающих деталей объекта, преобразуя его в единое целое. Закрепить навык проведения линий с соблюдением контура дорисовываемых предметов. Развивать желание довести начатое дело до конца, чтобы увидеть конечный результат. Развивать логическое мышление, представление, зрительную память. Развивать мелкую моторику. Совершенствовать умение правильно держать кисть, фломастер.
Март 4-я неделя
«Рисуем по шаблону» - Шаблонография, фломастер, кисть
Расширять представление детей о строении сложных предметов, развивать способность находить взаимосвязь главного и второстепенного. Научить детей смотреть на одну и ту же форму с разных сторон, помочь увидеть многообразие предметов, развивать воображение. Познакомить детей со способом изображения разных объектов приемом обрисовывания готовых шаблонов разных геометрических форм. Развивать координацию движений, мелкую моторику рук.
Апрель 1-я неделя
«Цыплята и одуванчики»-Рисование пальцами, тряпочками и ватными палочками
Закреплять умение создавать монохромную композицию. Совершенствовать умение изображать предметы нетрадиционными способами. Создать условия для экспериментирования с художественными материалами. Воспитание интереса к природе. Воспитывать желание отражать полученные представления и впечатления в доступной изобразительной деятельности.
Апрель 2-я неделя
«Цветик – разноцветик» - Смешивание цветов.
Закрепить представления детей о цветовом мноrooбразии, ознакомить с хроматическими (основными) и ахроматическими цветами. Расширить знания цветовой гаммы путем введения новых оттенков, освоения способов их получения. Закрепить навык закрашивания внутри контура. Развивать чувственно-эмоциональное восприятие окружающеro мира.
Апрель 3-я неделя
«Первые листочки» - Оттиск печатками и кисть
Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями. Формировать умение узнавать и называть время года, выделять признаки весны: солнышко стало теплее, набухли почки на деревьях, появилась травка, распустились подснежники, появились насекомые. Закреплять умение передавать в рисунке особенности строения веточки с листочками используя технику печатания, рисование кистью.
Апрель 4-я неделя
«Аквариум» - Рисование ладонью и пальцами
Помочь детям осознать ритм как изобразительно-выразительное средство. Совершенствовать технику пальцевого рисования и рисования ладонью. Развивать мелкую моторику рук. Формирование знаний у детей о характерном строении рыб: форма тела, плавники, жабры, размер. Уточнять и расширять словарь по теме «Рыбы». Развитие зрительного восприятия, внимания, мышления, ориентировки в пространстве.
Май 1-я неделя
«Салют» - Рисование мыльными пузырями
Познакомить детей с искусством выдувания мыльных пузырей. Познакомить с техникой рисования мыльными пузырями. Формировать у детей представление о подвиге народа, который встал на защиту своей Родины в гoды Великой Отечественной войны. Закрепить свойства разных материалов, используемых в работе: гуашь, мыльный раствор, маркер. Усвоить навык проведения непрерывных линий, достижение свободноro движения руки в произвольном и в заданном направлении. Развивать композиционные навыки, пространственные представления. расширение представления детей о веществах и их свойствах в ходе исследования, применять полученные знания в продуктивной деятельности.
Май 2-я неделя
«Ящерица» - монотипия
Расширять представления детей о представителях класса пресмыкающихся - ящерица черепаха ее внешним видом и способами передвижения (у ящерицы продолговатое тело, у нее есть длинный хвост, который она может сбросить; ящерица очень быстро бегает). Расширять активный и пассивный словарь. Формировать умение детей рассказывать : описывать предмет, картину.
Май 3-я неделя
«Черемуха» - Рисование методом тычка кистью и ватными палочками
Воспитывать эстетически-нравственное отношение к природе через изображение ее образа в собственном творчестве. Расширять знания и представления детей об окружающем мире, познакомить с внешним видом дикорастущей черемухи, ее цветущих веток. Совершенствовать умения детей в технике рисования тычком. Формировать чувство композиции и ритма. Поддерживать внимание и интерес к слову в литературном произведении.
Май 4-я неделя
«Весенний пейзаж» - Все знакомые техники
Упражнять в комбинировании различных техник; развивать чувство композиции, ритма, творчество, воображение. Формировать умение работать над замыслом, мысленно представлять содержание своего рисунка, продолжать развивать пространственное воображение и композиционные навыки. Развивать творческую фантазию, умение передавать характер рисуемого объекта, добиваясь выразительности с помощью цвета, мимики, дополнительных деталей. Продолжать работу по формированию доброжелательных взаимоотношений между детьми, воспитывать желание работать вместе.