Репкина Виктория
Перспективное планирование по экологическому воспитанию детей в старшей группе «Как прекрасен этот мир посмотри»
▼ Скачать + Заказать документы
Перспективное планирование по экологическому воспитанию детей в старшей группе,
через экспериментально-исследовательскую деятельность.
Тема: «Как прекрасен этот мир посмотри».
Содержание.
1. Вводная часть. (актуальность, пояснительная записка, цель и задачи проекта).
2. Условия реализации программы.
3. Описание форм и методов, используемых в работе.
Публикация «Перспективное планирование по экологическому воспитанию детей в старшей группе „Как прекрасен этот мир посмотри“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Планирование. Планы работ
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
4. Список литературы, используемой для прочтения детям.
5. Список используемой литературы для работы с детьми и родителями.
6. Приложения № 1; 2; 3
Актуальность проблемы:
В настоящее время наблюдается процесс отчуждения детей от природы. Многие дети живут практически в искусственной среде, не имея возможности общаться с природными объектами. Дети всё больше времени проводят за компьютерными играми, телевизором. Но никакой фильм о природе не заменит живого общения с природой. Ребенок должен иметь возможность вдохнуть запах цветка, потрогать лист, кору, побегать босиком по траве, обнять дерево. Самостоятельно открыть тайны природы. Я считаю, что взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности и начинать эту работу необходимо с детских лет, именно в этот период закладывается позитивное отношение к природе. Начиная работу в этом направлении, я определила для себя следующие проблемы: у детей низкий уровень знаний о природе, они бессистемны, поверхностны, что свидетельствует о низком уровне развития экологической культуры. Большинство современных родителей не хотят и не могут заниматься всесторонним воспитанием детей, из- за сложившейся экономической и нравственной системы современного общества. Современные родители это дети «лихих» 90-х годов. Они сами росли в системе, где старые нравственные законы были разрушены, а новых законов дано не было. Многие родители особенно в провинциальных городах не готовы на сегодняшний день осуществлять грамотное психолого-педагогическое развитие своих детей, нести ответственность. Что уж говорить об экологическом воспитании. Не имея достаточный запас знаний об экологическом поведении, зачастую сами не соблюдают правила поведения на природе, что свидетельствует о низком уровне развития их экологического сознания. Анализируя свою работу, я пришла к выводу, что одним из эффективных методов воспитания с детьми, а через детей и воспитание родителей является метод экспериментирования. Потому что детское экспериментирование – это метод практического и целенаправленного действия. Он дает детям реальное представление о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами, со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти и речи ребенка, активизируются умственные и исследовательские способности, формируется у детей собственный жизненный опыт. Домашние экспериментальные задания помогают скрепить детско-родительские отношения, и воздействовать на родителей через ребёнка. Родители помогая своему малышу проводить эксперименты сами того не замечая меняются, получая новые знаниями умения навыки. Этот вид воздействия на родителей наиболее эффективен, чем все остальные (лекции, беседы, фильмы) так как только самостоятельная и совместная деятельность развивает, обогащает и ведет к саморазвитию личности. При этом не вызывая агрессии и негатива со стороны родителей. Именно поэтому, экспериментирование я включала в разные формы работы с детьми и их родителями. С детьми эксперементирование было включено в организованную, самостоятельную, совместную деятельность, экскурсии, прогулки, наблюдения, трудовую деятельность, проведение опытов в детском саду. Для того, чтобы увлечь детей экспериментальной деятельностью, в группе создана детская мини-лаборатория, оборудованная необходимым оборудованием для опытов и экспериментов. В нее помещена картотека опытов, конспектов НОД по освоению детьми окружающего мира. При помощи оборудования, хранящегося в лаборатории, дети имеют возможность проводить простейшие опыты с водой, воздухом, песком глиной, магнитами, камнями. В процессе экспериментирования дети учатся наблюдать, быть ответственными и бережливыми по отношению к себе, к окружающему миру, ресурсам природы и получают реальные представления о целостной картине мира. Для того, чтобы вовлечь родителей в экспериментальную деятельность, было введено соревнование между семьями и создан уголок поделись своей экспериментальной изюминкой. Был открыт родительский клуб.
Пояснительная записка.
В современном обществе востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающего, проявлению самостоятельности, инициативы, исследовательской активности. Уже в дошкольном возрасте необходимо заложить первоосновы личности, проявляющей активное исследовательско -творческое отношение к миру. Развитие той или иной способности базируется на овладении духовной и материальной культурой общества, основных знаниях науки, техники и искусства. Поскольку знаний в этих областях довольно много, именно окружение акцентирует внимание детей на наиболее значимых фактах, стремится передать полезный опыт. В том числе опыт, который будет важен для развития способности.
Цель: Формирование экологического мировоззрения у детей дошкольного возраста.
Задачи:
Образовательная: расширять и обобщать знания детей о мире природы, как целостной взаимосвязанной системе. Обогащать представление детей о растениях, об объектах и ресурсах природы, встречающихся в ближайшем окружении;
Развивающая: развивать общие познавательные способности: умение наблюдать, описывать, строить предположения и предлагать способы их проверки, учить видеть причинно - следственные связи. Развивать познавательные способности, развивать творческое воображение, мышление; память.
Воспитательная : обеспечить условия для психологического благополучия и здоровья детей; способствовать накоплению ребенком ярких впечатлений о природе; формировать экологическую культуру ребёнка, способствовать воспитанию духовно богатой личности.
Задачи экспериментально - исследовательской деятельности
• вхождение детей в проблемную, игровую ситуацию (ведущая роль педагога или родителя);
• активизировать желание искать пути, разрешение проблемной ситуации;
• способствовать пристальному и целенаправленному расследованию объекта;
• формировать начальные представления исследовательской деятельности.
Условия реализации:
Разработка примерного перспективного планирования по экологическому воспитанию через опытно-экспериментальную деятельность создана для детей средней группы (см. приложение №1).
Учебная программа, рассчитана на творческое, учебно-исследовательское взаимодействие ребёнка с педагогами и родителями, и строится на базе основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. С. Н. Николаевой «Юный эколог», Н. А. Рыжовой «Природа наш дом»,. Дыбина О. В. Неизведанное рядом, Технология А. И. Савенкова «Маленький исследователь».
Программа включает в себя рабочие программы кружков, «Капитошка», «Почемучки» и «Волшебный мир».
Материальное и техническое обеспечение:
Обновление оборудования группового исследовательского уголка и его оформление (По образцу детская мини-лаборатория «Экспериментайка»).
Методы и приемы используемые для реализации программы:
Наглядные методы: экскурсии, целевые прогулки; наблюдения; рассматривание книжных иллюстраций, репродукций, посмотр тематических мультфильмов и документальных фильмов для детей.
Игровые приемы: применение дидактических игр; подвижных игр, сюжетноролевых игр, настольных игр по теме экологии.
Словесные методы: чтение литературных произведений, беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя, загадывание загадок.
Практические методы: организация опытно-экспериментальной деятельности, изготовление с детьми наглядных пособий, продуктивая деятельность с детьми. Художественно-эстетические методы и приемы (изготовление поделок, сочинение сказок, инсценировки сценок)
Ожидаемые результаты к концу года обучения детей 4-5 лет.
1. Знать и называть домашних и диких животных, понимать чем они отличаються.
2. Наблюдать за растениями, животными, птицами, рыбами.
3. Делать элементарные выводы и делиться впечатлениями об окружающем мире.
4. Правильно взаимодействовать с окружающим миром.
5. Участвовать в наблюдениях за растениями, животными. Птицами, рыбами и в посильном труде по уходу за ними; делиться своими познаниями о живом и неживом
6. Бережно относиться к окружающему миру: не рвать, не ломать растения, бережно относиться к живым существам, возникновение желания беречь и охранять окружающий мир (водоемы, леса, диких животных).
Список используемой литературы.
1. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду: кн. для воспитателя детского сада / А. К. Бондаренко. – М. : Просвещение, 2011.
2. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию + CD / О. А. Воронкевич. – СПб: Детство-Пресс, 2001.
3. Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду / В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, – Спб. : Детство-Пресс, 2007. – 244с.
4. Дрязгунова В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями / В. А. Дрязгунова. – М. : Просвещение, 2009.
5. Николаева С. Н. Юный эколог : программа и условия ее реализации в детском саду / С. Н. Николаева. – М. : Мозаика-Синтез, 2009.