Мария Васильевна Антонова
Перспективное планирование по теме «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Перспективное планирование в подготовительной к школе группе на 2016-2017 учебный год.
Тема «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста».
Цель:
формирование у детей задатков осознанно правильного отношения к объектам природы.
Задачи:
-формировать у детей систему знаний о многообразии растительного мира;
Публикация «Перспективное планирование по теме „Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
-знакомить детей с приспособлением растительных организмов к среде обитания;
-расширять знания о законах роста и развития живых организмов;
-моделировать экологическое общение детей с разнообразными представителями растительного мира, культуры контактов с природными объектами и друг с другом, проявления элементарной ответственности в практической деятельности за жизнь беззащитных растений.
Сентябрь
Непосредственно образовательная деятельность
НОД «Распространение семян»
Цель: познакомить детей со способами распространения семян растений, трав, деревьев (при помощи ветра, животных).
Совместная деятельность взрослого и детей
1.Трудовая деятельность: «Размножение растений»
Цель: дать детям представление о размножении комнатных растений с помощью корня, стебля, листьев, формировать трудовые умения и навыки детей по пересаживанию растений.
2. Беседа «Зеленая аптека» (ромашка, лопух, крапива, подорожник, тысячелистник, зверобой)
Цель: закрепить умение узнавать и правильно называть лекарственные травы (5-6 видов); расширить знания о пользе и применении лекарственных растений.
3. Подвижная игра «Садовник».
Цель: формировать потребность в ежедневной двигательной активности. Закрепить названия и особенности внешнего строения цветов.
4. Чтение литературы:
И. Соколов-Микитин «Осень в лесу»
М. Скребцова «Разговорчивая березка»
А. Лопатина «Художник и клен».
Взаимодействие с родителями
1. Консультация: «Поделки из природного материала»
2. Выставка «Чудо - поделки нам дарит природа»
Октябрь
Непосредственно образовательная деятельность
НОД «Распространение семян»
Цель: познакомить детей со способами распространения семян растений, трав, деревьев (при помощи ветра, животных).
Совместная деятельность взрослого и детей
1. Беседа: «Целебные комнатные растения»
Цель: продолжать знакомить детей с целебными комнатными растениями.
2. Игровое упражнение «Что мы знаем о комнатных растениях».
Цель: уточнить знания детей о лекарственных комнатных растениях.
3. Чтение литературы:
М. Пришвин «Осенние листики»,
А. Пушкин «Унылая пора…», И. Соколов-Микитин «Золотая осень»,
А. Толстой «Осень».
Взаимодействие с родителями
Родительская газета «Не болей!»
Ноябрь
Непосредственно образовательная деятельность
НОД «Путешествие в кладовую родного края. Лес»
Цель: познакомить детей с видами лесов и деревьями в лесу; прививать любовь к природе, природе родного края и воспитывать бережное отношение к ней, расширять кругозор, развивать память, внимание, речь детей.
Совместная деятельность взрослого и детей
1. Цикл наблюдений за елью во время прогулки:
а) «Чем ель не похожа на другие деревья?»
б) «Как различить ель, сосну, лиственницу?»
в) «Чем ель на участке отличается от игрушечной елки?»
2. Беседа «Как вести себя в лесу»
Цель: продолжать формировать навыки культуры поведения в природе.
Расширять представления о способах правильного взаимодействия с растениями и животными.
3. Беседа «Деревья поздней осенью».
4. Чтение литературы:
М. Скребцова «Внутренняя красота».
Взаимодействие с родителями
Создание альбома «Лекарственные растения» (совместно родители, дети, воспитатель).
Декабрь
Непосредственно образовательная деятельность
НОД «Лес - наше богатство»
Цель: уточнять и расширять представления детей о лесе, о растительном и животном мире леса.
Воспитывать у детей интерес к жизни леса, видеть красоту лесного пейзажа.
Совместная деятельность взрослого и детей
1. Изготовление плакатов на тему «Сохраним елочку – лесную красавицу»
2. Цикл наблюдений за елью во время прогулки: (продолжение)
а) «Сколько лет елке?»
б) «Ель очень красивое и полезное дерево»
3. Экскурсия в зимний лес.
4. Ситуативный разговор"Сохраним лесных красавиц. "
(Разговор о том, что нельзя вырубать деревья в лесу, особенно, когда приближается праздник Новый год).
5. Чтение литературы:
М. Скребцова «Солнечное дерево», загадки, стихи о елочке.
Взаимодействие с родителями
Акция «Добрая зима для птиц».
Январь
Непосредственно образовательная деятельность
НОД «Влаголюбивые и засухоустойчивые комнатные растения»
Цель:формировать у детей представление о дифференцированных потребностях комнатных растений во влаге.
Учить детей рассматривать особенности внешнего строения растений и на этой основе относить их к засухоустойчивым или влаголюбивым.
Совместная деятельность взрослого и детей
1. Игра «Скорая помощь» (экологическая игра в уголке природы)
Цель: воспитывать заботливое отношение к растениям, желание оказывать помощь, развивать наблюдательность.
2. Опыт «Растение теряет воду через испарение».
Цель: формировать представление у детей о способе потери воды растениями.
3. Чтение литературы:
А. Лопатина «Волшебная рябинка»
Взаимодействие с родителями
Консультация «Расскажите ребенку о лекарственных растениях».
Февраль
Непосредственно образовательная деятельность
НОД «Комнатные растения»
Цель: расширять представления детей о комнатных растениях: их пользе и строении. Учить различать комнатные растения по внешнему виду, изменения в жизни комнатных растений в связи с изменением светового и теплового режима. Наблюдение за ростом и развитием комнатных растений. Их пересадка, деление куста. Знакомство с размножением комнатных растений. Выращивание земных культур.
Совместная деятельность взрослого и детей
1. Посадка лука
Цель: уточнять представления детей об условиях, необходимых для роста и развития растения (почва, влага, тепло и свет). Дать элементарные понятия о природных витаминах. Формировать трудовые умения и навыки.
2.«Зеленая служба Айболита»
Цель: продолжать формировать навыки ухода за комнатными растениями (протирание листьев, рыхление почвы, полив, обрызгивание побегов).
3. Беседы: «Полезная пища», «Витамины и здоровье».
4. Чтение литературы:
Загадывание загадок о комнатных растениях, чтение стихов, разучивание скороговорок.
Взаимодействие с родителями
Консультация «Комнатные растения в детской».
Март
Непосредственно образовательная деятельность
НОД «Лес - как экологическая система»
Цель: формировать у детей понятие «этажи леса», выявить взаимосвязи между растениями и местом обитания, питания животных.
Совместная деятельность взрослого и детей
1. Беседа «Кто главный в лесу?».
Цель: дать детям представление о леснике – человеке, который заботится о лесе.
2. Беседа «Исчезающие растения нашего края».
Цель: продолжать знакомить с Красной книгой, в которую внесены редкие и исчезающие растения родного края.
3. Беседа «Как вести себя в лесу».
Цель: способствовать формированию у детей навыков разумного поведения в лесу.
4. Чтение литературы:
К. Бальмонт «Подснежник»,
Л. Соколов-Микитов «Цветы леса»,
А. Плещеев «Весна»,
Е. Серова «Подснежник».
Взаимодействие с родителями
Консультация «Лук от семи недуг, а шелуха - от ста».
Апрель
Непосредственно образовательная деятельность
НОД «Пищевые цепочки в лесу».
Цель: закрепить знания детей о взаимосвязях в экосистеме «Лес», растений, насекомых, птиц, зверей и факторов не живой природы на уровне частных и обобщенных понятий.
Совместная деятельность взрослого и детей
1. Беседа «Растения и жизнь на Земле».
Цель: подвести к пониманию того, что разнообразный растительный и животный мир являются необходимым звеном в цепочке экосистемы.
2. Дидактическая игра «Пищевые цепочки».
Цель: Закрепить знания детей о пищевых цепочках в лесу.
3. Чтение литературы:
М. Пришвин «Разговор деревьев».
Загадывание и отгадывание загадок
4. Рассматривание альбомов, книг, открыток, фотографий, просмотр презентаций о лесе.
Взаимодействие с родителями
Консультация «О чем говорят растения?».
Май
Непосредственно образовательная деятельность
1. НОД «Приготовь лекарство».
Цель: продолжить знакомство детей с лекарственными травами, закрепить части растений, формировать умение правильно использовать полезные травы (знать у какого растения какую часть применять при лечении)
2. Викторина «Знатоки природы».
Цель: закрепить полученные знания детей на экологической тропе. Воспитывать бережное отношение к природе.
Совместная деятельность взрослого и детей
1. Игра «С чьей ветки детки» (с плодами и семенами деревьев).
2. Создание панно «Цветущая весна».
3. Беседа «Ядовитые и лекарственные растения».
Цель: расширять представления о том, что в природе все взаимосвязано (например, одно, и тоже растение может быть ядовитым для человека и лекарственным для животного). Напоминать детям, что рвать растения и есть их нельзя.
4. Беседа «Размножение растений».
Цель: знакомство со способами их вегетативного размножения (черенками, листьями, усами).
5. Чтение литературы:
И. Бунин «В лесу», С. Есенин «Черемуха», «Ландыш»,
М. Пришвин «Золотой луг», Е. Серова «Ландыш».
Взаимодействие с родителями
Консультация «Как собирать растения - лекари».