Владимирова Оксана
Перспективное планирование по развитию речи в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
№ п/п Период освоения материала Тема Программное содержание
1 2 неделя сентября "Дары осени" «ПРЕКРАСНАЯ СТРАНА СЛОВ»
Программные задачи:
развивать монологические формы речи, стимулировать речевое творчество детей;
развивать умение замечать и доброжелательно исправлять ошибки в речи сверстников;
формировать умение обобщать, классифицировать (морские рыбы, рыбы, живущие в пресноводных водоемах);
Публикация «Перспективное планирование по развитию речи в старшей группе» размещена в разделах
расширять словарный запас (фантазия, солнце лучистое, течет, журчит, плывет, шумит, рыбы (сом, форель, щука, судак, лещ, плотва, карась, окунь, акула, касатка, улыбка, добрый, нежный, прекрасный) через учас-тие в словесно-речевых играх;
развивать общие речевые навыки, зрительное восприятие в процессе игрового общения;
формировать представление о понятии «фантазия»;
учить фантазировать, развивать образное представление; упражнять в умении рифмовать слова, согласовывая окончания;
воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, инициативность;
развивать эмоциональную сферу детей.
2 4неделя сентября "Осень" «ХОТЬ И ХОЛОДЕН БАТЮШКА СЕНТЯБРЬ, ДА СЫТ» Программные задачи:
развивать умение соблюдать этику общения в условиях коллективного взаимодействия;
развивать умение замечать и доброжелательно исправлять ошибки в речи сверстников;
формировать представление об осени на основе знакомства детей с существенными признаками сентября, с народным земледельческим календарем; учить устанавливать разнообразные связи в природе;
расширять словарный запас,жовтень, хмурень, заморозки; голубика, клюква, брусника, брусница, брусена, бруска; кафтан, тулуп)через участие в словесно-речевых играх;
развивать общие речевые навыки, зрительное восприятие в процессе игрового общения;
активизировать речевую деятельность путем развития доказательной речи детей;
учить фантазировать, используя в качестве основы игровую ситуацию;
развивать образное представление;
воспитывать внимательное и бережное отношение к природе и труду взрослых;
развивать эмоциональную сферу детей; воспитывать любовь к художественному слову.
.
3 1неделя октября "Животные" «ОСЕННЯЯ ПРОГУЛКА»
Программные задачи:
развивать монологические формы речи, стимулировать речевое творчество детей;
развивать умение соблюдать этику общения в условиях коллективного взаимодействия;
обогащать словарь за счет расширения представлений об изменениях в природе и в жизни детей;
развивать умение замечать и доброжелательно исправлять ошибки в речи сверстников;
поддерживать интерес к рассказыванию по собственной инициативе; учить самостоятельно находить признаки осени, устанавливать причинно- следственные связи, решать противоречия;
активизировать речевую деятельность детей, формировать умение обосновывать свои ответы.
4 3неделя октября "Мое здоровье" «ИНСТРУМЕНТЫ»
Программные задачи:
развивать монологические формы речи, стимулировать речевое творчество детей;
обогащать представления о правилах речевого этикета и способствовать осознанному желанию и умению детей следовать им в процессе общения;
развивать речь детей, умение общаться, активизировать мыслительную деятельность;
развивать умение соблюдать этику общения в условиях коллективного взаимодействия;
обогащать словарь детей (рубанок, пила, молоток, клещи, топор, долото, плотник, строитель, инструменты) за счет расширения представлений об инструментах;
развивать умение замечать и доброжелательно исправлять ошибки в речи сверстников;
поддерживать желание высказываться по собственной инициативе; развивать первоначальные представления о средствах языковой вырази-тельности;
способствовать развитию понимания литературного текста в единстве его содержания и формы, смыслового и эмоционального подтекста.
5 5 неделя октября «В ЛЕС ЗА ЗДОРОВЬЕМ»
Программные задачи:
обогащать представления детей о правилах речевого этикета и способствовать осознанному желанию и умению следовать им в процессе общения; развивать умение соблюдать этику общения в условиях коллективного взаимодействия;
обогащать словарь детей (блики, хворь, напиток, отвар, настой, боярышник, сирень, вишня, акация, малина, смородина, калина, можжевельник, ирга, шиповник, терновник) за счет расширения представлений о явлениях природы;
развивать умение замечать и доброжелательно исправлять ошибки в речи сверстников;
формировать представления о лекарственных растениях; учить устанавливать значение леса для здоровья человека; формировать представление о взаимодействии человека и природы; развивать детскую смекалку через упражнения в разгадывании загадок; развивать речевые навыки, умение участвовать в коллективном общении; развивать диалогическую речь;
воспитывать внимательное и бережное отношение к природе.
6 1 неделя ноября «ПОКОРМИТЕ ПТИЦ ЗИМОЙ!»
Программные задачи:
развивать монологические формы речи, стимулировать речевое творчество детей;
развивать умение соблюдать этику общения в условиях коллективного взаимодействия;
развивать умение замечать и доброжелательно исправлять ошибки в речи сверстников;
расширять словарный запас (скворцы, грачи, жаворонки, ласточки, журавли, воробьи, вороны, сороки, голуби, дрозды, свиристели, синицы, снегири, клесты, чечетки) через участие в словесно-речевых играх; развивать общие речевые навыки, зрительное восприятие в процессе игрового общения;
развивать доказательную речь детей (речь-рассуждение);
учить фантазировать, развивать образное представление; воспитывать доброжелательное отношение к окружающей живой природе; расширять знания детей о птицах;
учить устанавливать разнообразные связи в природе;
формировать умение обобщать, классифицировать (перелетные птицы, зимующие);
развивать эмоциональную сферу детей через формирование у них навыков нравственного поведения (забота о птицах, оказание им помощи в трудное зимнее время);
воспитывать любовь к художественному слову.
7 3 неделя ноября МОЯ СЕМЬЯ»
Программные задачи:
развивать умение соблюдать этику общения в условиях коллективного взаимодействия;
обогащать словарь детей за счет расширения представлений о явлениях социальной жизни, взаимоотношениях и характерах людей;
развивать умение замечать и доброжелательно исправлять ошибки в речи сверстников;
продолжать уточнять, расширять знания и представления детей о семье;
активизировать словарный запас детей прилагательными, характеризующими семью и обозначающими настроение человека;
развивать у детей умение правильно отвечать на поставленные вопросы, использовать речь-доказательство;
воспитывать интерес детей к самостоятельному словесному творчеству, поощрять их желание составлять рассказы о семье;
воспитывать желание заботиться о своих близких, развивать чувство гордости за свою семью.
8 5 неделя ноября «ЗАЙЦЫ»
Программные задачи:
развивать монологические формы речи, стимулировать речевое творчество детей;
развивать умение соблюдать этику общения в условиях коллективного
взаимодействия;
обогащать словарь детей за счет расширения представлений о живой природе — обитателях леса;
развивать умение замечать и доброжелательно исправлять ошибки в речи сверстников;
формировать умение внимательно рассматривать картину, рассуждать над ее содержанием;
учить составлять сюжетный рассказ по картине;
воспитывать умение внимательно выслушивать товарища, оценивать рассказ, аргументируя свою оценку;
поддерживать интерес к рассказыванию по собственной инициативе;
способствовать развитию понимания литературного текста в единстве его содержания и формы, смыслового и эмоционального подтекста.
9 2 неделя декабря «УВЛЕКАТЕЛЬНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ В ЗИМНЕЕ ЦАРСТВО»
Программные задачи:
развивать монологические формы речи, стимулировать речевое творчество детей;
способствовать осознанному желанию и умению детей следовать правилам речевого этикета в процессе общения;
обогащать словарь детей за счет расширения представлений о живой природе зимой, признаках зимы, об особенностях жизни людей зимой; развивать умение замечать и доброжелательно исправлять ошибки в речи сверстников;
поддерживать интерес к рассказыванию по собственной инициативе;
развивать первоначальные представления об особенностях литературы: о видах (проза и поэзия, о многообразии жанров;
способствовать развитию понимания литературного текста в единстве его содержания и формы, смыслового и эмоционального подтекста;
уточнить знания детей о признаках зимы, учить понимать простейшие причинно-следственные связи;
развивать мышление, умение анализировать и сравнивать; воспитывать интерес к живой природе.
10 4 неделя декабря ПОМОЖЕМ МЫШАТАМ НАУЧИТЬСЯ БЕРЕЖНО ОТНОСИТЬСЯ К ХЛЕБУ»
Программные задачи:
развивать монологические формы речи, стимулировать речевое творчество детей;
развивать умение соблюдать этику общения в условиях коллективного взаимодействия;
обогащать словарь детей (трактор, элеватор, пшеница, рожь, хлебороб) за счет расширения представлений о труде хлеборобов;
развивать умение замечать и доброжелательно исправлять ошибки в речи сверстников;
поддерживать интерес к рассказыванию по собственной инициативе;
обогащать познавательный и эмоциональный опыт детей по теме «Хлебушко душистый к нам на стол пришел» (хлеб и хлебобулочные изделия) на основе содержания знакомой сказки;
подвести детей к пониманию того, что хлеб нужен каждому человеку;
воспитывать уважение к труду хлеборобов;
совершенствовать умение отвечать на поставленные вопросы;
развивать интерес к выполнению заданий в малых группах;
формировать умение договариваться и доводить начатое дело до конца;
способствовать развитию понимания литературного текста в единстве его содержания и формы, смыслового и эмоционального под текстов.
11 2 неделя января «ПРОГУЛКА В ЗИМНИЙ ЛЕС»
Программные задачи:
развивать монологические формы речи, стимулировать речевое творчество детей;
обогащать представления детей о правилах речевого этикета и способствовать их осознанному желанию и умению следовать им в процессе обучения,
развивать умение замечать и доброжелательно исправлять ошибки в речи сверстников;
поддерживать интерес к рассказыванию по собственной инициативе;
систематизировать и закреплять представления детей о жизни зимующих птиц и лесных зверей, формировать умение соотносить следы и животного, который их оставил;
закреплять умение ориентироваться в пространстве;
развивать мелкую моторику пальцев руки, воспитывать самостоятельность, инициативность;
формировать коммуникативные и рефлексивные навыки, ассоциативное мышление;
воспитывать бережное, заботливое отношение ко всему живому
12 4 неделя января «ДОМАШНИЕ ПОМОЩНИКИ»
Программные задачи:
развивать умение соблюдать этику общения в условиях коллективного взаимодействия;
развивать умение замечать и доброжелательно исправлять ошибки в речи сверстников;
поддерживать интерес к рассказыванию по собственной инициативе;
расширять познавательные интересы у детей в процессе знакомства с группами предметов, являющихся нашими домашними помощниками;
учить детей при рассматривании группы предметов вычленять существенные признаки, их объединяющие;
совершенствовать навыки монологической речи и активизацию словаря (электрический ток, электроприборы, инструменты, вилка, подошва, абажур, швейные инструменты);
развивать внимание, интерес к бытовым предметам и бережное отношение к ним;
воспитывать культуру быта.
13 1 неделя марта «МОЯ МАМА»
Программные задачи:
развивать монологические формы речи, стимулировать речевое творчество детей;
обогащать представления о правилах речевого этикета и способствовать осознанному желанию и умению следовать им в процессе общения; развивать умение соблюдать этику общения в условиях коллективного взаимодействия;
обогащать словарь детей за счет расширения представлений о явлениях социальной жизни, взаимоотношениях и характерах людей; развивать умение замечать и доброжелательно исправлять ошибки в речи сверстников;
поддерживать интерес к рассказыванию по собственной инициативе;
способствовать развитию понимания литературного текста в единстве его
содержания и формы, смыслового и эмоционального подтекста.
14 3 неделя марта
«МОЯ СЕМЬЯ»
Программные задачи:
развивать умение соблюдать этику общения в условиях коллективного взаимодействия;
обогащать словарь детей за счет расширения представлений о явлениях социальной жизни, взаимоотношениях и характерах людей;
развивать умение замечать и доброжелательно исправлять ошибки в речи сверстников;
продолжать уточнять, расширять знания и представления детей о семье;
активизировать словарный запас детей прилагательными, характеризующими семью и обозначающими настроение человека;
развивать у детей умение правильно отвечать на поставленные вопросы, использовать речь-доказательство;
воспитывать интерес детей к самостоятельному словесному творчеству, поощрять их желание составлять рассказы о семье;
воспитывать желание заботиться о своих близких, развивать чувство гордости за свою семью.
15 5 неделя марта
«МАРТ ВЕСНУ ВСТРЕЧАЕТ»
Программные задачи:
развивать монологические формы речи, стимулировать речевое творчество детей;
развивать умение замечать и доброжелательно исправлять ошибки в речи сверстников;
поддерживать интерес к рассказыванию по собственной инициативе;
формировать представление о весне на основе знакомства детей с существенными признаками марта, с народным календарем;
учить устанавливать разнообразные связи в природе, стимулировать желание самостоятельно изучать окружающий мир;
расширять активный словарь (март, протальник, грачевник, брезень, сне- жица, худоба, хвороба, пролетье) и зрительное восприятие в процессе игрового общения;
развивать образное представление, учить фантазировать, используя игро-вую ситуацию;
активизировать речевую деятельность путем развития доказательной речи;
воспитывать внимательное и бережное отношение к природе; развивать наблюдательность, эмоциональную сферу детей;
воспитывать любовь к художественному слову и продуктивной творческой деятельности.
16 2 неделя апреля «КАК ЧИПОЛЛИНО И ЕГО ДРУЗЬЯ ПОПАЛИ В БЕДУ,
А РЕБЯТА ИХ ВЫРУЧАЛИ»
Программные задачи:
обогащать словарь детей за счет расширения представлений об овощах и фруктах, об их пользе для организма человека;
развивать умение замечать и доброжелательно исправлять ошибки в речи сверстников;
поддерживать интерес к рассказыванию по собственной инициативе;
продолжить работу по обогащению познавательного и эмоционального опыта детей по теме «Во саду ли, в огороде» (овощи, фрукты, ягоды);
через использование игровых приемов на основе содержания знакомой сказки подвести детей к пониманию, что овощи, фрукты и ягоды содержат витамины и приносят одинаковую пользу организму человека; развивать речевое творчество, учить детей придумывать новое название сказки;
совершенствовать коммуникативные навыки, умение отвечать на поставленные вопросы;
17 4 неделя апреля РАССКАЖЕМ МЕДВЕЖОНКУ, ЧТО ТАКОЕ ЛЕС»
Программные задачи:
поддерживать инициативность и самостоятельность ребенка в речевом общении со взрослыми и сверстниками;
использовать в практике общения описательные монологи и элементы
объяснительной речи;
поддерживать стремление задавать и правильно формулировать вопросы;
учить детей при ответах на вопросы использовать элементы объяснительной речи;
воспитывать интерес к литературе, соотносить литературные факты с име-ющимся жизненным опытом, устанавливать причинные связи в тексте, воспроизводить текст по иллюстрациям;
развивать речевую активность детей, гибкость мышления, умение подбирать нужные по смыслу слова;
продолжать развивать интерес к изменениям, происходящим в природе; закреплять знания о деревьях, а также основные понятия (лиственный, хвойный, смешанный лес);
совершенствовать умение отвечать на поставленные вопросы;
формировать потребность в совместной со сверстниками деятельности;
прививать бережное отношение к родной природе.
18 2 неделя мая «В ГОСТЯХ У ЛЕСОВИЧКА»
Программные задачи:
поддерживать инициативность и самостоятельность ребенка в речевом общении со взрослыми и сверстниками;использовать в практике общения описательные монологи и элементы объяснительной речи;
поддерживать стремление задавать и правильно формулировать вопросы;
учить детей при ответах на вопросы использовать элементы объяснительной речи;
формировать представление о том, что пчелы — полезные насекомые;
расширить знания детей о меде, его полезных свойствах;
развивать речь детей, обогащать их словарь новыми словами (пчеловод, пасека, улей, соты);
воспитывать интерес к насекомым, бережное отношение ко всему живому
19 4 неделя мая СЧАСТЛИВ ТОТ, КОГО НАСТОЯЩИМ ДРУГОМ НАЗЫВАЮТ»
Программные задачи:
поддерживать инициативность и самостоятельность ребенка в речевом общении со взрослыми и сверстниками;
поддерживать стремление задавать и правильно формулировать вопросы; учить детей при ответах на вопросы использовать элементы объяснительной речи;
развивать навыки диалогической речи : умение участвовать в коллективном разговоре, отвечать на вопросы;
развивать умение выполнять движения по словесному сигналу, упражнять в беге по определенному направлению с увертыванием;
закреплять представления о правилах речевого поведения среди сверстников; формировать желание иметь друзей;
воспитывать честность, дружелюбие;
продолжать учить детей, выполняя задание в малых группах, договариваться и доводить начатое дело до конца.