Татьяна Фамина
Перспективное планирование по развитию поисково-исследовательской деятельности детей младшей группы через экспериментирование
▼ Скачать + Заказать документы
Перспективное планирование по развитию поисково-исследовательской деятельности детей младшей группы в процессе экспериментирования.
Актуальность
Ребенок дошкольного возраста – от природы исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребенок видел, слышал и переживал, тем больше он знает и усвоит, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая исследовательская деятельность» - писал Лев Семенович Выгодский.
Публикация «Перспективное планирование по развитию поисково-исследовательской деятельности детей младшей группы через экспериментирование» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Планы
- Планирование. Планы работ
- Темочки
В период дошкольного детства у ребенка возникают первые представления об окружающем мире, формируется умение устанавливать простейшие взаимосвязи и закономерности в явлениях окружающей жизни, а также применять полученные знания в доступной практической деятельности. Многие дети дошкольного возраста уже обладают довольно обширными знаниями об окружающем мире. Однако в них преобладает фрагментальность, поверхностность, нечеткость представлений о предметном мире. Восполнить эти пробелы позволяет именно познавательно-исследовательская деятельность. Процесс получения новых знаний способствует расширению кругозора, саморазвитию детей. Дошкольники имеют возможность напрямую удовлетворить присущую им любознательность, упорядочить свои представления об окружающем мире, развивать воображение и творческую активность, в следствии чего формируются устойчивые познавательные интересы.
Сентябрь
3 неделя
Тема: «Пейте куклы Вкусный сок!»
Цель. Выявить свойства воды и красок, способность красок растворятся в воде и изменять ее цвет.
4 неделя
Тема: «Красящие вещества фруктов»
Цель. Показать, что фруктовый сок оставляет следы на одежде, салфетке. Учить культурно-гигиеническим навыкам.
Октябрь
1 неделя.
Тема: Наблюдение за сезонными изменениями. Сбор листьев для гербария.
Цель. Обратить внимание детей на изменения в природе в осенний период. Научить различать листья разных деревьев, сохранять для дальнейшего использования.
2 неделя.
Тема: «Как листики летают по ветру»
Цель. Показать детям зависимость полета падающего листочка, от его величины и формы. Учить находить дерево с которого упали листочки.
3 неделя
Тема: «Ткань и ее качества и свойства».
Цель. Научить узнавать вещи из ткани; определять ее свойства, структуру, качество.
4 неделя
Тема: «Сказка о камешке».
Цель. Дать элементарные представления о камнях и на примере опыта показать, что предметы могут быть легкими и тяжелыми.
Ноябрь
1 неделя.
Тема: «Что звучит?»
Цель. Научить детей определять предмет по издаваемому звуку.
2 неделя.
Тема: «Игры с цветными стеклышками»
Цель. Учить детей смотреть через цветные стеклышки и различать предметы ближайшего окружения. Выяснить зависимость увиденного через стекло от цвета стекла.
3 неделя
Тема: «Какая бывает бумага».
Цель. С помощью разных приемов определить свойства бумаги: разная по цвету, структуре, форме, размеру, плотности.
4 неделя
Тема: «Маленький цветочек».
Цель. Дать элементарные представления о растениях, как они растут, и что способствует росту и цветению растений.
Декабрь
1 неделя.
Тема: «Хрустальные сосульки»
Цель. Познакомить со свойствами воды: замораживание. Учить делать выводы, что в теплой воде лед тает быстрее, чем в холодной.
2 неделя.
Тема: «Снеговик в гостях у детей»
Цель. Дать элементарные представления о свойствах снега: в теплом помещении превращается в воду.
3 неделя.
Тема: «Цветной снеговик»
Цель. Расширять представления о свойствах снега. Показать, что снег впитывает краску и приобретает цвет.
4 неделя
Тема: Украшения для елочки: цветные льдинки.
Цель. Дать представления о свойствах воды: прозрачность, растворимость, смешивание с красками. Замерзание при низких температурах.
Январь
2 неделя.
Тема: «Что звучит?» «Коробочки -шумелки»
Цель. Продолжать закреплять умения детей определять по звуку, что находится в коробочке, находить пару.
3 неделя.
Тема: Пластмасса: ее свойства и качества.
Цель. Научить детей узнавать вещи и предметы из пластмассы. Определять ее свойства и качества.
4 неделя.
Тема: «Наши помощники»
Цель. Познакомить детей с органами чувств и их назначением (глаза - видеть, уши слышать, нос-определять запах, язык-определять вкус, пальцы - определять форму, структуру)
Февраль
1 неделя.
Тема: «Что в коробочке? Источники света»
Цель. Познакомить со значением света и его источниками: солнце, фонарик, свеча. Показать, что свет не проходит через не прозрачные предметы.
2 неделя.
Тема: Дерево: его свойства и качества.
Цель. Научить детей узнавать вещи изготовленные из древесины. Научить вычленять ее качества и свойства.
3 неделя
Тема: «Рыбалка»
Цель. Закреплять знания детей о свойствах воды: льется, можно процедить через сачок.
4 неделя
Тема: «Почему кораблики не плывут»
Цель. На примере опыта обнаружить воздух, образовывать ветер (коктейльные трубочки, веер, воздушные шарики).
Март
1 неделя.
Тема: «Солнечный зайчик»
Цель. Познакомить детей с естественным источником света: солнцем. Научить отражать свет зеркалом – пускать солнечных «зайчиков».
2 неделя.
Тема: Игры с воздушным шариком и соломинкой.
Цель. Познакомить детей с тем, что внутри человека есть воздух, и обнаружить его.
3 неделя.
Тема: «Горячо – холодно»
Цель. Научить детей определять температурные качества предметов и веществ.
4 неделя.
Тема: «Поиграем с солнышком»
Цель. Определять какие предметы нагреваются быстрее: светлые или темные; и где это происходит быстрее на солнышке или в тени.
Апрель
1 неделя.
Тема: «Веселые человечки играют»
Цель. Познакомить детей со строением тела человека (туловище, ноги, руки, стопы, пальцы, шея, голова) и лица (нос, глаза, рот, брови, волосы)
2 неделя.
Тема: Проращивание луковиц в стакане с водой и без воды.
Цель. Выделить фактор внешней среды – воду - существенную необходимость для роста и развития лука.
3 неделя.
Тема: Проращивание семян в блюдце с водой и без воды
Цель. Выделить фактор внешней среды – воду - существенную необходимость для роста и развития семян.
4 неделя.
Тема: «Как очаровать червячка»
Цель. Дать детям знания о том, что черви любят дождь (они берегут свою кожу от высыхания, чувствуют вибрацию земли от дождевых капель.
Май
Тема: «Подуй на свечу»
Цель. Показать детям, что огонь может менять направление при изменении направления потока воздуха.
Две первые и две последние недели учебного года: мониторинг
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ПО ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. Марудова, Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование / Е. В. Марудова. – СПб: Детство-Пресс, 2015, 128 с.
2. Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах. Выпуск 1 / сост. Н. В. Нищева. – СПб: Детство-Пресс, 2015. – 240с.
3. Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах. Выпуск 2 / сост. Н. В. Нищева. – СПб: Детство-Пресс, 2015. – 240с.
4. Дыбина, О. В. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников / О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. – М. : Наука, 2010. – 362 с.
5. Дыбина, О. В. Из чего сделаны предметы. Игры-занятия для дошкольников. - М. : Сфера, 2010г.