Светлана Хилова
Перспективное планирование по ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста посредством игровых технологий
▼ Скачать + Заказать документы
Перспективное планирование по ранней профориентации детей
старшего дошкольного возраста посредством игровых технолог
ий. [/b]
Цель: обобщение знаний о профессиях в процессе совместной и самостоятельной деятельности детей через игровые технологии.
Задачи:
Публикация «Перспективное планирование по ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста посредством игровых технологий» размещена в разделах
- Младшая группа
- Планирование. Планы работ
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Профессии. Планы, тематические недели
- Ранняя профориентация дошкольников
- Старшая группа
- Темочки
- расширять и систематизировать представления о труде взрослых, материальных и нематериальных результатах труда, его личностной и общественной значимости;
- расширять и систематизировать представления о разнообразных видах техники, облегчающей выполнение трудовых функций человека;
- формировать представления о различных сторонах трудовой деятельности детей посредством игровых технологий;
- систематизировать знания о труде людей в разное время года;
- знакомить с трудом людей творческих профессий: художников, писателей, композиторов, мастеров народного декоративно-прикладного искусства.
Тема недели
НОД Совместная деятельность детей и взрослых
Самостоятельная деятельность детей Взаимодействие с семьями воспитанников
«День знаний» Беседа: «День знаний».
Цель: расширение представления детей о профессии учителя, воспитателя, об учебных заведениях (детский сад, школа, колледж, ВУЗ); о сферах человеческой деятельности, науке. Подвижная игра: «Мы веселые ребята».
Сюжетно ролевая игра: «Мой любимый детский сад».
Дидактическая игра: «Этикет в детском саду».
«Что кому?»
Рассматривание школьных фотографий членов семьи.
«Профессии в детском саду» Беседа: «Профессии детского сада».
Цель: обогащать знания и представления детей о профессиях работников детских учреждений Рассматривание альбома: «Профессии детского сада».
Сюжетно-ролевая игра: «Детский сад».
Дидактическая игра: «Четвертый лишний». Консультации для родителей: «Профориентация детей в дошкольном образовании».
«Все профессии важны, все профессии нужны» Презентация: «Все профессии важны, все профессии нужны».
Беседа: «Кем и где работают твои родители?».
Цель: вызвать интерес у детей к разным видам профессий; расширять и закреплять знания детей о профессиях людей; воспитывать уважение к труду взрослых. Проектная деятельность: «Профессии моих родителей».
Сюжетно-ролевая игра: «Магазин», «Кафе», «Повар».
Рассматривание иллюстрированных альбомов о различных профессиях.
Моделирование сюжетно-ролевой игры «Пекарня». Выставка фотографий о профессиях родителей группы.
Фотоотчет "Мы готовили салат"
(осваиваем профессию повара).
Краски осени:
«Овощи, фрукты» Проект: «Профессия овощевод».
Цель: продолжать расширять представления детей о труде взрослых, познакомить с профессией овощевод; оказать результаты труда овощеводов, общественную значимость их труда; объяснить, что для облегчения труда овощеводы используют разнообразную технику. Сюжетно-ролевая игра «Овощной магазин»;
«Повар»
Рассматривание и обговаривание схем приготовления овощных (фруктовых) салатов и соков.
Чтение пословиц о труде
Сюжетно-ролевая игра «Овощной магазин»;
«Повар».
Дидактическая игра: «Профессии».
Раскраски и шаблоны по теме «Овощи, фрукты».
Беседа с родителями о привлечении детей к посильной работе на даче, садовом участке; закрепить в быту название профессии «овощевод».
Принять участие в изготовлении атрибутов к с/р играм.
«Мой город» Беседа: «Чем и кем славится наш город».
Цель: познакомить детей с выдающимися людьми Нижнего Новгорода, с их профессией; вызвать желание детей заниматься той же профессией. Сюжетно-ролевая игра «Семья», «Дом», «Больница», «Кабинет окулиста»
Дидактическая игра: «Транспортные службы города», «Город как торговый центр».
Творческое задание: «Если бы ты стал мэром города, что бы ты изменил?»
«Осень» Беседа: «Кто такой художник».
Цель: познакомить детей с профессией художника, значимостью его деятельности для общества, орудиях его труда; познакомить с понятием «репродукция»; расширить знания детей о выдающемся художнике нашего города; развивать интерес к искусству, эмоциональную отзывчивость на произведения искусства; Сюжетно-ролевая игра: «Лесная аптека», «Путешествие в осенний лес».
Рассматривание работ художников, писавших картины природы;
Дидактическая игра: «Кому что нужно».
Лото: «Профессии». Консультации для родителей: «Профориентация детей в дошкольном образовании через игровые технологии».
«Одежда и обувь» Беседа: «Профессия швея».
Цель: продолжать знакомить детей с трудом взрослых; расширять и закреплять представления детей о профессии швеи; развивать представления детей об инструментах и тканях, используемых в данной профессии; воспитывать у детей уважение к труду людей. Сюжетно-ролевая игра «Ателье для кукол».
Конкурс «Укрась одежду деталями».
Чтение рассказа С. Маршака “Кем быть?”. Сюжетно-ролевая игра: «Ателье для кукол».
Дидактическая игра: «Оденем куклу по сезону»; «Купим обувь для кукол», «Одежда и профессии».
Изготовление альбома с разными видами тканей.
«Перелётные птицы» Знакомство с профессией орнитолога.
Цель: расширять и конкретизировать представления детей о многообразии профессий; познакомить с профессией «орнитолог»; объяснить детям важность данной профессии для сохранения природы Земли. Изготовление поделки из бумаги «Птичка»;
Чтение потешек, чистоговорок и считалок о птицах.
Рассматривание подборки иллюстраций о профессии орнитолога.
Раскраски по теме «Профессия орнитолог». Привлекать ребёнка к кормлению птиц, наблюдению за их поведением;
Организовать прогулки в парк, сквер, обращая внимание ребёнка на птиц, собирающихся в стаи и улетающих на юг;
«Дикие животные» Беседа: «Что мы знаем о профессии дрессировщика».
Цель: вызывать у детей интерес к окружающему миру, формировать реалистические представления о труде людей; расширять знания и представления о профессии дрессировщика. Рассматривание моделей: «Правила поведения и обращения с животными»
Работа с пословицами, поговорками, загадками по теме. Сюжетно-ролевая игра: «Зоопарк», Посетить цирк, зоопарк.
Посмотреть фильмы, мультфильмы, где показана профессия дрессировщика.
«День народного единства» Беседа: «Ремесла Древней Руси».
Цель: знакомить дошкольников с историческим прошлым своего народа; повысить интерес к истории своего народа; расширять знания детей о народных ремеслах; способствовать развитию познавательных способностей, любознательности детей; воспитывать чувства гордости за свой народ. Просмотр презентации по теме: «Ремесла Древней Руси».
Дидактическая игра «Ремесла Древней Руси».
Рассматривание иллюстраций о городах России; о труде взрослых; о жизни детей в разных регионах России, мира.
Раскрашивание изображений ремесленников древней Руси.
Просмотр видеофильмов, книг, иллюстраций по теме.
«Домашние животные» Беседа: «Профессия фермера»
Цель: расширять знания и представления детей о сельскохозяйственных профессиях; познакомить с профессией фермера, профессиональными действиями и орудиями труда; развивать связную речь, формировать грамматический строй речи; воспитывать уважение к сельским труженикам. Просмотр презентаций:
«Профессия кинолог»,
«Пограничник на заставе»
Чтение рассказа Ю. И. Коваль «Алый».
Сюжетно-ролевая игра: «На животноводческой ферме». Дидактическая игра: «Профессии».
Рассматривание иллюстраций, книг, картин по теме.
Раскрашивание иллюстраций по теме.
Предложить просмотреть фильмы, мультфильмы по теме профессии кинолога, ветеринара.
«Посуда» Беседа: «Профессия гончара».
Цель: расширять представления детей о профессиях; познакомить с профессией гончара, спецификой его труда; развивать желание трудиться вместе с взрослым; познакомить детей с процессом изготовления посуды из глины. Сюжетно-ролевая игра: «Гончарная мастерская»
Просмотр презентации: «Как в наше время делают посуду».
Сюжетно-ролевая игра «Встреча гостей».
Дидактическое упражнение: «Для чего и почему», «Угадай предмет по детали», «Дорисуй деталь», «Лишний предмет»
Дидактическая игра: «Из чего делается посуда». По возможности посетить с детьми музей декоративно-прикладного искусства, выставку изделий народных мастеров
«Моя семья» Беседа: «Профессии моих родителей».
Цель: обогащать знания и представления детей о профессиях родителей. Сюжетно-ролевая игра «Почта», «Магазин», «Школа», «Детский сад».
Дидактические игры: «Кто где работает?», «Кем быть?»
Рассматривание альбома с фотографиями членов семьи на рабочем месте. Создании альбома: «Кем работают моя мама и мой папа».
«Наш быт». «Знакомство с профессией электрик».
Цель: дать представление о значимости профессии электрика; показать необходимость специалиста в ремонте электроприборов; познакомить с правилами электробезопасности.
Сюжетно-ролевая игра: «Мы электрики».
Просмотр презентации по теме.
Обсуждение проблемных бытовых ситуаций: «Если не выключили утюг» и т. д.
Дидактическая игра: «Можно-нельзя».
Рассматривание предметных и сюжетных картинок на тему «Электроприборы». Изготовление буклетов на тему: «Правила обращения с электроприборами».
«Зима». Беседа: «Профессией метеоролога».
Цель: дать представление о профессии метеоролога и о работе метеорологической станции; развивать связную речь, логическое мышление. Эксперимент: «Сколько весит воздух», «Определяем силу ветра».
Отмечать погоду в дневнике наблюдений в календаре природы.
Дидактическая игра: «Выбери инструменты для метеоролога».
Сюжетно-ролевая игра: «Юные метеорологи».
Принять участие для изготовления «ветрячков» на участок детского сада.
«Новогодний калейдоскоп»
«Знакомство с профессией пожарные».
Цель: дать детям знания о труде пожарных, об элементарных правилах поведения при пожаре; побуждать детей быть осторожными с огнём и электричеством; воспитывать уважение к труду пожарных.
Беседа о пожарных
Экскурсия в пожарную часть
Сюжетная ролевая игра «Смелые пожарные»
Дидактическая игра «Огнеопасные предметы».
Спортивное развлечение с преодолением препятствий «Юный пожарный»
Дидактическая игра: «Огнеопасные предметы», «Что кому нужно».
Сюжетная ролевая игра: «Смелые пожарные».
Раскраски: «Спички- детям не игрушка!» (запрещающие и предупреждающие знаки) Папка-передвижка «Правила поведения при пожаре».
Принять участие в изготовлении атрибутов для с/р игры.
«Зимующие птицы».
Презентация: «Профессия ветеринар».
Цель: расширить и углубить знания и представления детей о работе ветеринарного центра; вызвать интерес к профессии ветеринарного врача.
Сюжетно-ролевая игра: «Ветеринарная клиника».
Чтение сказки К. Чуковского «Доктор Айболит».
Сюжетно-ролевая игра: «Я-ветеринар», «Зоомагазин».
Принять участие в изготовлении атрибутов для с/р игры.
«Быть здоровыми хотим» Знакомство с профессией медицинского работника.
Цель: расширить представления детей о профессиях врача, медицинской сестры; прививать детям чувство благодарности к человеку за его труд; закрепить знания социальных отношений, обучение навыкам поведения в поликлинике; развивать игровой диалог. Сюжетно-ролевая игра «Больница», «Аптека», «Скорая помощь».
Дидактическая игра: «Подбери инструменты», «Кому что». Рисование «Машина скорой помощи едет на вызов».
Рассматривание иллюстраций по оказанию первой медицинской помощи.
Сюжетно-ролевая игра «Больница», «Аптека», «Скорая помощь». Помощь в изготовлении атрибутов к с/р игре.
«Транспорт» Беседа: «Профессии людей, работающих на транспорте».
Цель: расширять и конкретизировать представления детей о профессиях людей, работающих на транспорте; обогащать словарный запас названиями транспортных средств, профессиями людей, управляющих этими транспортными средствами. Игра – викторина: «Машины разные нужны, машины разные важны».
Сюжетно ролевая игра: «Шоферы и пассажиры», «Путешествуем на машинах», «Велосипедисты и шоферы», «Семья», «Автомастерская».
Дидактическая игра-пазл:
«Собери картинки», «Почини машину».
Дидактическая игра: «Узнай по части», «Кому что нужно».
Помощь в ремонте игрушечных машин.
Помощь в изготовлении атрибутов.
«Азбука безопасности. ПДД» «Знакомство с профессией полицейского»
Цель: познакомить с профессией полицейского, воспитывать уважение к профессии полицейского.
Дидактическая игра: «Кому что нужно».
Встреча с инспектором ДПС в ДОУ.
Чтение Н. Носова «Милиционер». Сюжетно-ролевая игра «Дорога города», «Полиция».
Прогулки по городу. В ходе прогулок наблюдение за движением на дорогах города.
«Инструменты» «Профессии на стройке».
Цель: расширение представлений о профессии строителя, о строительных специальностях, о необходимости и важности труда строителей. Просмотр презентации «Профессии на стройке».
Загадки по теме: «Строительные профессии». Дидактическая игра: «Собери профессию по образцу». Изготовление родителями совместно с детьми строительных инструментов из подручных материалов.
«Наша Родина» Беседа о профессии библиотекаря.
Цель: расширять представления детей о профессии библиотекаря, содержании и значимости труда библиотекаря; воспитывать у детей отзывчивость, уважение к труду библиотекаря, бережное отношение к книгам.
Презентация: «Жизнь книги».
Починка порванных книг.
Сюжетно-ролевая игра: «Библиотека».
Пополнение книжного уголка.
«Наша Армия» Знакомство с профессией военного.
Цель: расширить представление детей, что профессия военного требует большой выносливости, тренировки. Военный охраняет и защищает Родину от врагов. Сюжетно-ролевая игра: «Пограничники», «Танкисты», «Летчики», «Военный парад», «Мы моряки». Рассматривание иллюстраций: «Наши защитники», «Воин на посту».
Лото «Профессии».
Раскраска по теме. Оформление фотоальбома или стенгазеты: «Мой папа (дед, дядя) служил в армии», «Мой папа (дед, дядя) военный».
«Мебель» Знакомство с профессией плотника.
Цель: дать представление о профессии плотника; познакомить детей с основными видами инструментов, которые использует в работе плотник; с основными правилами безопасного поведения; развивать любознательность, внимание, память, мышление; воспитывать уважение к труду, самостоятельность, инициативу
Сюжетно-ролевая игра: «Плотник»
Чтение рассказа Е. Пермяка «Для чего руки нужны».
Сюжетно-ролевая игра: «В Мастерской плотника».
Дидактическая игр: «Подбери нужный инструмент», «Четвертый лишний». Помочь ребёнку сделать объёмную игрушку по теме «Мебель» и принести на выставку.
«Женский день». Беседа: «Мамы разные нужны, мамы всякие важны».
Цель: продолжать формировать представления детей о профессиях своих мам, бабушек; расширять и обогащать представления о трудовых действиях, орудиях труда; активизировать в речи слова, родовые понятия, связанные с темой. Индивидуальные беседы: «Кем работает моя мама».
Дидактическая игра: «Кому что нужно», «Подбери инструмент», «Дорисуй портрет». По возможности показать своё рабочее место ребёнку, инструменты своей профессии.
Принять участие в фотовыставке «Кем работает моя мама».
«Город мастеров. Профессии» Презентация: «Город мастеров»
Цель: закрепить знания детей о разнообразных профессиях, их названии и роде деятельности; воспитывать уважение к труду взрослых, желание выбрать профессию и стремление учиться. Изготовления народных игрушек из бумаги, глины в уголке художественного творчества. Рассматривание альбома «Народные промыслы».
Дидактическая игра: «Подбери узор», «Подбери заплатку», «Народные промыслы». Посетить с детьми выставку народного творчества.
«Весна шагает по планете» «Знакомство с профессией эколог»
Цель: формировать представления о профессии эколог; дать знания о том, что профессия эколог затрагивает все сферы жизнедеятельности
Человека; воспитывать интерес к данной профессии. Презентация: «Земля наш дом- мы все хозяева в нём».
Экспериментирование
«Очистим воду через фильтр».
Рассматривание иллюстраций по правилам поведения в природе. Изготовление буклетов на тему: «Правила поведения в природе».
«Творческие профессии»
Беседа: «Профессии «артист» и «актёр».
Цель: формировать интерес к творческим профессиям. Рассматривание альбома «Творческие профессии». Сюжетно-ролевая игра: «Поход в театр». Посетить с детьми театр.
«Деревья. Лес». «Знакомство с профессией лесника»
Цель: сформировать знания о труде лесника и его экологическом значении; расширять представление об использование леса в жизни человека; развивать умение рисовать разные виды деревьев в лесу; воспитывать бережное отношение к природе, вызвать уважение к труду взрослых. Чтение рассказов С. Михалкова «Ёлочка», Г. Скребицкого «Лесное эхо», «Сказки следопыта», Н. Сладкого «Лесной календарь», «Лесные сказки», «Вот я иду по лесу».
Дидактическая игра: «Четвертый лишний», «Чья тень».
Раскрашивание раскрасок по теме. Экскурсия в лес:
«Знакомство с деревьями нашего леса».
«День космонавтики» «Знакомство с профессией космонавт»
Цель: формирование познавательного интереса к профессии космонавт, истории космонавтики; ввести в речь детей слова: космонавт, космический корабль, невесомость, скафандр, ракета; развивать воображение, речевой слух, наблюдательность; воспитывать чувство патриотизма, гордости за Родину, российских космонавтов Презентация на тему: «Космическое путешествие".
Рассматривание альбома «Космос».
Дидактическая игра:
«Кому что надо», «Что лишнее».
Сюжетно-ролевая игра: «Полёт на другую планету», «Космонавты»;
Раскрашивание раскрасок «Ракета», «Космонавт».
Выставка «Муляжей ракет и планет».
«Цветы» Знакомство с профессией садовник. Цель: формировать представления о содержании деятельности взрослых.
Развивать способы взаимодействия с предметами окружающей действительности; воспитывать дружеские взаимоотношения, активность, ответственность. Дидактические упражнения: «Кто больше подберет слов для описания цветка», «Четвертый лишний», «Найди причину», «Собери лепестки цветка из оттенков». Дидактическая игра «Садовник».
Игра с мячом «Я знаю пять цветов».
Оформление альбома «Садовые цветы».
«Знатоки профессий»
Презентация: «В мире профессий».
Цель: закреплять знания детей разных профессий, формировать представления о значимости всех профессий, воспитывать уважение к людям труда. Конкурсы: «Кто назовёт больше профессий?», «Кто лучше расскажет о своей профессии?», «Угадай профессию по движениям». Дидактическая игра: «Угадай профессию», «Библиотека».
Рассматривание альбома «Многообразие профессий». Конкурс рисунков «Я мечтаю стать…»
«День Победы». Презентация «Школа разведчиков».
Цель: расширить знания учащихся о военных подразделениях; познакомить ребят с одной из военных профессий; закреплять понятие «военные», формировать умение разделять военные подразделения; воспитывать любовь к Родине.
Беседа о профессии военных, о предметах, необходимых для военных разного рода войск
Подвижные игры: эстафета «Саперы», «Переход границы», «Бег наперегонки», «Самолеты», «Кто дальше бросит», «Парашютики», «Веселые эстафеты с флажками», Дидактическая игра: «Найди штаб по плану», «Проведи отряд».
Рассматривание альбома «День Победы».
Консультация: «Подвиги людей во время войны.
«Праздник весны и труда».
Беседа: «Как выращивают хлеб».
Цель: уточнить и обобщить представления детей о труде хлеборобов; продолжать воспитывать уважение к людям, выращивающим хлеб, бережное отношение к хлебу.
Чтение произведений Н. Верещагина «Золотой колосок», А. Мусатова «Стакан молока»;
Рассматривание иллюстраций о сельскохозяйственных профессиях; Рассматривание альбома «Правила огородных работ»; «Правила безопасного обращения с инвентарём»; «Машины специального назначения»;
Составить рассказ «Как мы трудимся весной в саду, в огороде».
«Я человек» Беседа: «Когда я вырасту – я стану…»
Цель: продолжать знакомство детей с профессиями; формировать обобщенное понятие «профессия»; обогащать активный словарь; развивать внимание, память, мышление, любознательность. Сюжетно-ролевая игра: «Семья», «Дом», «Больница», «Кабинет окулиста».
Просматривание альбомов о спорте, труде людей, в ходе которого отмечать красоту человеческого тела, движений и т. д.
Консультация в родительский уголок «Как научить ребёнка трудиться».
Принять участие в изготовлении атрибутов к с / р играм.