Марина Некрасова
Мастер-класс для воспитателей по профилактике плоскостопия у детей
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер класс для воспитателей по профилактики плоскостопия
Что такое плоскостопие
Плоскостопие — это заболевание, при котором один из этих сводов «теряет» нужную высоту. Стопа начинает выглядеть «распластанной». Но внешний вид — это далеко не самая большая проблема! Гораздо хуже, что из-за этого снижаются или даже полностью утрачиваются ее пружинящие свойства. А ведь именно они и помогают человеку ходить!
Публикация «Мастер-класс для воспитателей по профилактике плоскостопия у детей» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Плоскостопие. Профилактика, игры и упражнения
- Самомассаж, игровой массаж в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2017
Главными причинами развития плоскостопия у детей являются :
• избыточный вес ребенка;
• раннее начало ходьбы и становление ребенка на ноги;
• наследственная предрасположенность;
• травмы различного характера;
• длительное хождение без обуви по гладкой и твердой поверхности;
• неправильная обувь;
• осложнения после полиомиелита и рахит;
• усиленные физические нагрузки, не соответствующие возрасту малыша.
Плоскостопие бывает разным. Обычно выделяют:
• продольное;
• поперечное;
• продольно-поперечное;
• вальгусное.
«Продольное» или «поперечное» — определяется по тому, какой именно свод стопы «потерял» высоту. Если и тот, и другой, то тогда говорят о продольно-поперечном плоскостопии.
А вальгусное плоскостопие диагностируют у детей, если продольный свод стопы становится плоским и, при этом, присутствует легкая косолапость. Кстати, этот дефект возникает у детей чаще всего.
Степени плоскостопия
В зависимости от того, как сильно стопа изменила форму, выделяют три степени плоскостопия :
• Плоскостопие у детей I степени. Практически ничем себя не проявляет. На этом этапе высота свода еще практически не изменилась, просто ослабли связки, впрочем, иногда дети жалуются по вечерам на легкие боли в ногах.
• Плоскостопие у детей II степени. Свод становится плоским, стопа «распластывается». Боли начинают носить более постоянный и выраженный характер, они возникают не только в стопах, но и в голеностопных, а иногда и коленных суставах.
• Плоскостопие III степени. Самая тяжелая форма заболевания. Ребенку становится больно ходить, появляются сильные отеки — в основном, на голеностопных суставах. Из-за того, что передвигаться нормально уже невозможно, возникают изменения в коленных и тазобедренных суставах, а также в позвоночнике. Часто дети жалуются не только на боли в ногах — начинают болеть спина и голова.
Плоскостопие у детеи — основные симптомы :
• Распространение боли в другие области
• Отек ног
• Нарушение осанки
• Боль в стопе
• Нарушение походки
• Повышенная утомляемость ног
• Судороги нижних конечностей
• Уплощение стоп
• Утолщение кожи на боковом суставе первого пальца ноги
• Удлинение стопы
• Боль при пальпации стопы
• Низкая двигательная активность
• Покраснение кожи в зоне косточки
• Отек кожи в зоне косточки
• Невозможность носить обычную обувь
Чем опасно плоскостопие у детей
Плоскостопие опасно, так как стопа перестает амортизировать, поэтому необходимо дозировать физическую нагрузку. В результате, при беге и ходьбе колени, позвоночник и тазобедренные суставы ребенка испытывают дополнительную нагрузку, а это может стать причиной таких серьезных заболеваний и осложнений,
• искривление пальцев нижних конечностей;
• формирование мозолей;
• нарушение осанки; остеоартроз и остеохондроз
• развитие недугов позвоночного столба, в частности, остеохондроза и межпозвонковых грыж;
• деформирующий артроз;
• воспалительное поражение менисков;
• варикозное расширение вен ног.
Лечение плоскостопия
• Необходимо ограничить физические нагрузки и временно отказаться от занятий в спортивных секциях. Вместо этого следует ежедневно, желательно под руководством инструктора, заниматься лечебной физкультурой;
• По вечерам делайте ребенку теплые ножные ванночки с морской солью. Они прекрасно снимают усталость ног. Лучше всего на дно таза или ванны положить крупную гальку. Попросите ребенка перебирать ее ножками;
• Неплохой результат дают массаж и мануальная терапия. А вот использовать ортопедические стельки без консультации с врачом- ортопедом не рекомендуется — неправильно подобранные стельки могут принести серьёзный вред и ухудшить ситуацию;
• И, конечно, обязательно следуйте всем рекомендациям врача. В самых запущенных случаях, он может даже порекомендовать наложение гипсовой лангеты. Это, конечно, неприятно, но иногда абсолютно необходимо, лангета разгрузит свод стопы и придаст ему правильную форму.
Упражнения для профилактики плоскостопия
1. ВЕЛИКАН. Хождение на высоких носочках (руки вверх, затем хождение на пяточках (руки в пояс).
2. ОКНО. Стоя на полу, ребенок разводит и сводит выпрямленные ноги, не отрывая подошвы от пола.
3. ПРИСЕДАНИЯ. Приседаем, не отрывая пятки от пола, под стопами палочки. Руки вытянуты вперед.
4. СУЛТАН. Ребенок стоит на мягкой подушке. Руки вытянуты вверх.
5. ПОЖАРНИК. Поднимаемся и опускаемся по шведской лесенке босиком.
6. АКРОБАТ. Поочередно стоим на одной ноге на бревне /брусе.
7. МИШКА КОСОЛАПЫЙ. Переступаем по полу как «мишка» наружными сторонами стоп, руки на поясе.
8. ПРИСЕДАНИЕ. Наступаем на цилиндр поочередно стопами обеих ног, приседаем. Руки вперед.
9. ЦИРКАЧ. С помощью взрослых пытаемся стоять на мяче. Руки в стороны.
10. ПРОЙТИ ПО ЛИНИИ. Начертить на полу мелом прямую линию. Пройти по ней, ставя пятку к носку впереди стоящей ноги, затем обратно спиной вперед, ставя носок к пятке. Ходим по линии на полу, ставя пятку одной ноги перед носком другой. Руки в стороны /на поясе.
11. КАТОК. Шагаем с перекатом с носка на пятку.
12. БАРАБАНЩИК. Сидя на стуле, шлепаем большими пальчиками ног по-отдельности по полу.
13. МЕЛЬНИЦА. Описываются ступнями дуги в разных направлениях.
14. ФОКУСНИК. Сидя на стуле, с помощью пальцев ног одной ноги снимаем /одеваем носок на другую.
15. СЕРП. Сидя на стуле, подошвы на полу, расстояние между ними 20 см. Согнутые пальцы стоп сначала сближаются, затем разводятся в разные стороны, при этом пятки на одном месте.
16. НОСИЛЬЩИК. Сидя на стуле, двумя стопами обхватываем небольшой мячик и пытаемся удержать его на весу или перенести влево, потом вправо.
17. РА3БОЙНИК. Сидя на стуле, с усилием ребенок старается подтащить по полу полотенце /простыню на которой лежит груз, сначала одной ногой ‚ потом другой.
18. СБОРЩИК 1. Сидя на стуле, собираем пальчиками стоп ткань с пола.
19. СБОРЩИК 2. Сидя на стуле, собираем с пола каждой ногой поочередно различные мелкие предметы шашки, пуговицы, шарики.
20. ЖОНГЛЕР. Сидя на стуле, перекатываем цилиндрический предмет / бутылку.