Галина Ермоленко
Дидактическое пособие по профилактике плоскостопия у детей
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание:
Пособие содержит подборку консультаций для родителей по профилактике и коррекции плоскостопия у детей. Рекомендовано для использования воспитателям, а также инструкторам по физической культуре.
Цель:
• привлечь внимание родителей к проблеме профилактики плоскостопия,
• познакомить с основами профилактики и специальными упражнениями, способствующими укреплению сводов стопы,
Публикация «Дидактическое пособие по профилактике плоскостопия у детей» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Плоскостопие. Профилактика, игры и упражнения
- Самомассаж, игровой массаж в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» ноябрь 2017
• вызвать у родителей осознанное отношение к проблеме, познакомить с путями её решения.
Введение
Здоровье начинается со стопы.
В последнее время замечено ухудшение физического развития и состояния здоровья всего населения, в том числе детей. Высок процент дошкольников с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Стопа является фундаментом здоровья, поскольку выполняет чрезвычайно важные функции, благодаря которым осуществляется всё многообразие движений в процессе жизнедеятельности. Нарушение строения и функций стопы приводит к развитию различных заболеваний. Чаще всего это приводит к формированию плоскостопия.
Подборка данных консультаций поможет систематизировать знания родителей, дать теоретические и практические знания о причинах возникновения, профилактике и коррекции плоскостопия у детей, создании здоровьесберегающей среды для своих детей.
Плоскостопие
Плоскостопие - это деформация стопы с уплощением ее свода.
Точно определить, есть у ребенка плоскостопие или нет, можно только когда малышу исполниться пять лет. Почему? Во-первых, у детей до определенного возраста костный аппарат стопы еще не окреп, частично представляет собой хрящевую структуру, связки и мышцы слабы, подвержены растяжению. Во-вторых, подошвы кажутся плоскими, так как выемка свода стопы заполнена жировой мягкой «подушечкой», маскирующей костную основу. При нормальном развитии опорно-двигательного аппарата к пяти-шести годам свод стопы приобретает необходимую для правильного функционирования форму. Однако в некоторых случаях происходит отклонение в развитии, из-за которого появляется плоскостопие. Этому заболеванию часто сопутствуют неприятные и даже болевые ощущения, особенно при ходьбе и беге. А поскольку у детей подвижность повышена, плоскостопие может доставлять им массу неудобств.
Определить форму стопы в домашних условиях можно так: смазать стопы ребенка гуашью и поставить его на лист белой бумаги. Через 10 секунд снять стопу с бумаги и внимательно рассмотреть отпечатки. Если следы стоп имеют форму боба, то это свидетельствует о нормальных стопах. Если же отпечаталась вся стопа, следует заподозрить имеющееся или начинающееся плоскостопие, а если же дошкольник при длительной ходьбе жалуется на боль в ногах, то здесь уже нужна консультация и помощь ортопеда.
Детки, у которых есть возможность не носить обувь постоянно, получают своеобразный природный массаж ножек, который помогает избежать плоскостопия. В этом действии воплощается профилактика, которую дает малышам сама природа. К сожалению, в городских условиях подобные вещи нам недоступны, но можно купить или сделать самим вместе с ребенком массажный коврик.
«Математический коврик»
Для изготовления этого коврика понадобятся подручные материалы: ткань, ленточки, поролон, деревянные косточки от старых счёт, пришитые в форме цифр.
При ходьбе босиком по коврику производится своеобразный массаж стопы. Это улучшает кровообращение, повышает иммунитет, снимает усталость, тонизирует организм. Чтобы было увлекательнее, можно предложить детям игры:
«Пошагай – посчитай»,
«Прямой – обратный счет»,
«Цифры – соседи»,
«Пройдись только по желтым квадратам».
Как подобрать обувь ребенку?
Хорошо подобранная обувь — залог правильного развития стопы
Ребенок привыкает ходить прямо примерно с полу года. Сейчас магазины предлагают множество красивой обуви, которая не развивает плоскостопие, а молодой мамочке так хочется, чтобы ее ребенок был самым лучшим и модным. В погоне за красотой родители не всегда выбирают для своих детей удобную обувь, и часто получается, что стопа при носке туфелек или кед, которые выглядят почти как у взрослых, деформируется. Для профилактики плоскостопия у детей лучше выбирать правильную ортопедическую обувь.
Перед покупкой, загляните внутрь обувки, там не должно быть неаккуратных выступающих швов.
Размер обуви нужно подобрать таким образом, чтобы был небольшой запас и обувь не сдавливала детскую ножку. В то же время следите за тем, чтобы она не болталась на ноге.
Когда ребенку уже исполнилось 2 года, выбирайте обувь с супинатором, и он обеспечит стопе необходимый массаж.
Высота каблука для детей раннего и дошкольного возраста должна быть 1,5-2 см.
Упражнения для лечения и профилактики плоскостопия
Для предупреждения и лечения плоскостопия необходимо укреплять мышцы, поддерживающие свод стопы, что достигается применением общеразвивающих и специальных гимнастических упражнений. Они должны включаться в занятия гимнастикой, использоваться на физкультурных занятиях, на прогулках, в подвижных играх. Дома можно выполнять упражнения всей семьей.
Самым доступным методом лечения плоскостопия у детей являются специальные физические упражнения, а так же езда на велосипеде и плаванье.
1. Ходьба на носках в среднем темпе в течение 1-3 минут.
2. Ходьба на наружных краях стоп в среднем темпе в течение 2-5 минут.
3. Медленная ходьба на носках по наклонной плоскости.
4. Ходьба по палке.
5. Катание мяча поочередно одной и другой ногой.
6. Катание обруча пальцами ног (поочередно) в течение 2-4 минут.
7. Медленные приседания на гимнастической палке с опорой на стул.
8. Медленные приседания на мяче с опорой на стул.
9. Сгибание и разгибание стоп в положении сидя на стуле.
10. Захват, поднимание и перекладывание палочек, кубиков или небольших бумажных, тканевых салфеток пальцами ног в течение 1-3 минут (упражнение проводится поочередно одной и другой ногой).
Примерный комплекс гимнастики для профилактики плоскостопия детям 4-6 лет,
представленный в игровой форме «Обезьянки».
1. Пошли в обход по залу. Обычная ходьба.
2. Какая высокая трава. Пошли на носках, руки подняли вверх. Так я увижу вас, ребята. Ходьба на носках, руки вверх.
3. Вот и прошли этот участок. Обычная ходьба.
4. Болото, идти опасно. Идем строго по следовой дорожке. Ходьба по следовой дорожке.
5. Переходим через ручей. Ходьба приставным шагом по гимнастической палке.
6. Утята гуляют возле ручья. Ходьба на пятках, руки на плечевых суставах.
7. Какой-то подозрительный шум в лесу. Идем тихо-тихо. Ходьба в полуприседе на носках.
8. Это медведь идет. Ходьба на наружной стороне стопы, руки на поясе.
9. Вот мы и подходим. Уже видны обезьяньи домики. Обычная ходьба, построение вдоль обручей.
10. Маленькие обезьянки тоже хотят нас увидеть: поднимаются на носки. Подъем на носки, руки вверх.
11. Обезьянки поворачиваются вправо, смотрят на нас, влево поворачиваются, хотят всех нас увидеть. И. П. основная стойка. Повороты вправо с отведением правой руки вправо Повороты влево с отведением левой руки влево. Выполняется без отрыва стоп.
12. Обезьянки показывают нам, какие у них мячики. И. П. стоя на обруче, в руках мяч. Полуприсед, мяч подняли.
13. Наверное, мячи у обезьянок - любимые игрушки. И. П. то же. Подняли мяч, отставили правую ногу назад на носок.
14. Обезьянки решили показать нам все свои игрушки: сели перед своими домиками и ножками достают из домиков мелкие игрушки. И. П. Сидя.
15. Руки в упоре сзади. Ноги согнуты. Захват стопами мелких предметов перед собой и перемещение их вправо и влево.
16. Теперь обезьянки решили играть большими мячами. И. П. как в 14. Захват стопами большого мяча, выпрямление ног в КС.
17. Обезьянки очень гибкие. Они выпрямили ноги и наклонились, потянулись к стопам руками. Наклон к прямым ногам. Стопы в положении тыльного сгибания.
18. Обезьянки собирают свои игрушки в домик. Захват стопами мелких предметов справа и слева и перемещение их по центру перед собой.
19. Обезьянки пошли на прогулку. Вот они идут по наклонному бревну к высокому дереву. Ходьба по наклонной гимнастической скамейке.
20. Забираются по веткам дерева выше и выше. Лазание по шведской стенке.
21. Перебираются с одного дерева на другое. Ходьба приставным шагом по шведской стенке.
22. Спускаются на землю. Лазание по шведской стенке.
23. Идут по каменистой гряде. Ходьба по ребристой доске.
24. И попадают прямо на берег с обилием мелких камушков. Обезьянки массируют стопы.
25. Обезьянки вернулись домой. Легли в свои домики. Свернулись клубочками и сами себя укачивают. Перекаты в группировке.
26. Обезьянки выпрямились, расслабились, слушают, как у них отдыхают стопы.
Литература
Евдокимова Т. А. Полная энциклопедия для лечебной гимнастики. 2003.
Ловейко И. Д. Лечебная физическая культура при дефектах осанки, сколиозе и плоскостопии. Москва 1982.
Милюкова И. В. Пенькова И. В. Сулейманов И. И. Профилактика нарушений осанки детей дошкольного и младшего школьного возраста в процессе воспитания. Москва 2000.
Мушкова Е. Л. Гимнастика с детьми до 7 лет. Мед. 1974.
Осокина Т. И., Тимофеева Е. А., Фурмина Л. С. Игры и развлечения детей на воздухе. М. : "Просвещение". 1981.
Фонарева Н. И. Развитие движений ребенка-дошкольника. М. : "Просвещение". 1971.