Елена Орнатская
Перспективное планирование по ознакомлению с предлогами и падежными конструкциями в подготовительной логопедической группе
▼ Скачать + Заказать документы
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ПРЕДЛОГАМИ И ПРЕДЛОЖНО-ПАДЕЖНЫМИ КОНСТРУКЦИЯМИ
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ГРУППА
Месяц: октябрь
Лексическая тема:
«Ранняя осень»
«Овощи»
«Фрукты»
«Лес. Ягоды, грибы»
«Осенняя одежда, обувь, головные уборы»
Темочки:
- Конструирование. Планирование
- Планирование. Планы работ
- Подготовительная группа
- Предлоги. Конспекты занятий
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
Предлоги, предложные конструкции:
Падежные конструкции: именит. пад. множ. числа сущ-х
Предлог «В»
Закрепление предлогов «В», «НА», «ПОД»
Развивающая предметно-пространственная среда:
Карточки : деревья, овощи, фрукты, ягоды, грибы
Лото «Один-много»
Картотека игр:
«Где что растет»
«Что в чем»
«Где что лежит»
«Где что покупают»
«Кто где живет»
Лото «Предлоги»
«Кормушка»
«Исправь ошибку»
«Выбери схему»
Схемы предлогов
Взаимодействие с воспитателем:
ОО «Художественно-эстетическое развитие»: рисование, лепка, аппликация
ОО «Социально-коммуникативное развитие»: сюжетная игра «Супермаркет»
ОО «Физическое развитие»
ОО «Познавательное развитие» : ФЭМП
Месяц: ноябрь
Лексическая тема:
«Перелетные птицы»
«Поздняя осень»
«У бабушки в деревне» (домашние животные и их детеныши)
«Лесные обитатели» (дикие животные и их детеныши)
Предлоги, предложные конструкции:
Падежные конструкции: дательный пад. множ. числа сущ-х
Предлог «НАД»
Дифференциация предлогов: «НА-НАД»
Закрепление употребления предлого-наречий, изученных предложно-пад. конструкций
Развивающая предметно-пространственная среда:
Картотека игр:
«Приглашение в гости»
«Что напутал художник»
«Поезд»
«Лото»
«Сделай, не ошибись»
«Добавь слово»
«Найди свое место»
«Угощение для зверей»
Картинный материал по лексическим темам.
Картотека предложений с пропущенными предлогами.
Картотека схем предлогов
Взаимодействие с воспитателем:
ОО «Социально-коммуникативное развитие»: сюжетная игра «Ветеринарная клиника»
ОО «Художественно-эстетическое развитие»: рисование, лепка, аппликация
ОО «Познавательное развитие» : ФЭМП, ознакомление с окружающим миром
Месяц: декабрь
Лексическая тема:
«Зима»
«Зимующие птицы»
«Зимние забавы»
«Новый год»
Предлоги, предложные конструкции:
Закрепление предлогов: «НА», «НАД», «В», «ПОД»
Падежные конструкции: творительный пад. множ. ч. сущ-х
Предлог «ИЗ»
Развивающая предметно-пространственная среда:
Картотека игр:
«Выложи узор»
«Кормушка»
«Путешествие снежинки»
«Лото» (предлоги)
«Украсим комнату»
«Наряжаем елочку»
«Чем украсим комнату»
«Чем украсим елочку»
«Угощение для птиц»
«Из чего сделано» (новогодние игрушки, зимняя одежда)
Картотека предметных картинок для составления предложений из 2-х опорных слов с использованием заданного предлога.
Взаимодействие с воспитателем:
ОО «Художественно-эстетическое развитие»: рисование, лепка, аппликация
ОО «Познавательное развитие» : ознакомление с окружающим миром
Месяц: январь
Лексическая тема:
«Мебель»
«Посуда»
«Транспорт»
Предлоги, предложные конструкции:
Дифференциация предлогов «В-ИЗ», «К-ОТ»
Предлог «ЗА»
Развивающая предметно-пространственная среда:
Картотека сюжетных картинок
Картотека игр:
«Скажи наоборот»
«Где хранят продукты»
«На улицах города»
«Лото»
«Дружные ребята»
«Машина едет по дороге»
Взаимодействие с воспитателем:
ОО «Социально-коммуникативное развитие»: сюжетная игра «Готовим на кухне»
ОО «Физическое развитие»: движение в колонне друг за другом
ОО «Познавательное развитие» : ознакомление с окружающим миром
Месяц: февраль
Лексическая тема:
«Профессии на транспорте»
«Строим дом. Строительные профессии»
«Много профессий хороших и разных»
«Инструменты»
Предлоги, предложные конструкции:
Падежные конструкции: предл. пад. множ. ч. сущ-х
Закрепление изученных предлогов
Развивающая предметно-пространственная среда:
Картотека игр:
«Что где движется»
«Закончи предложение»
«По стрелке»
Взаимодействие с воспитателем:
ОО «Познавательное развитие» : ознакомление с окружающим миром
ОО «Социально-коммуникативное развитие»: сюжетная игра «В больнице», «Магазин игрушек»
Месяц: март
Лексическая тема:
«Зоопарк» (животные жарких стран)
«Океанариум» (животный мир морей и океанов)
«Животный мир Севера»
«Ранняя весна, перелетные птицы»
Предлоги, предложные конструкции:
Предложно-падежные конструкции: родит. пад. ед. ч. сущ-х с предлогом «У», дат. пад. ед. ч. сущ-х с предлогом «ПО», твор. пад. ед. ч. сущ-х с предлогом «С/СО»
Развивающая предметно-пространственная среда:
Картотека игр:
«У кого кто» (животные, птицы)
«Где обедал воробей»
«Кто с кем» (детеныши животных)
Картотека предметных картинок для составления предложений из 2-х опорных слов с использованием заданного предлога.
Взаимодействие с воспитателем:
ОО «Познавательное развитие» : ознакомление с окружающим миром
Месяц: апрель
Лексическая тема:
«Наша Родина – Россия»
«Москва –столица нашей Родины»
«Космическое путешествие»
«Наш город»
Предлоги, предложные конструкции:
Предлог: «ИЗ-ПОД»
Дифференциация предлогов: «ПОД - ИЗ-ПОД»
Предлог «ИЗ-ЗА»
Дифференциация предлогов:
«ИЗ - ИЗ-ЗА»
Развивающая предметно-пространственная среда:
Картотека сюжетных картинок.
Картотека игр:
«Путешествие воздушного шарика»
«Лото»
«Исправь предложение» (вставь предлог)
«Скажи наоборот»
«Где спрятался Бимка?»
«Найди схему предлога»
Взаимодействие с воспитателем:
ОО «Познавательное развитие» : ознакомление с окружающим миром
Месяц: май
Лексическая тема:
«Поздняя весна»
«Насекомые»
«Школьные принадлежности»
Предлоги, предложные конструкции:
Закрепление предложно-падежных конструкций с изученными предлогами
Развивающая предметно-пространственная среда:
Картотека игр:
«Бабочка»
«Подскажи словечко»
«Путешествие муравьишки»
«Лото»
«Исправь ошибки»
«По стрелке»
Составление рассказов с использованием схем предлогов
Взаимодействие с воспитателем:
ОО «Познавательное развитие» : ознакомление с окружающим миром, ФЭМП
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРАВИЛЬНОГО УПОТРЕБЛЕНИЯ ПРЕДЛОГОВ И ПРЕДЛОЖНО-ПАДЕЖНЫХ КОНСТРУКЦИЙ В РЕЧИ
«СДЕЛАЙ, НЕ ОШИБИСЬ»
Цель: закрепление употребления предлогов и предлогов-наречий
Логопед предлагает детям выполнить задание и ответить на вопросы. Используются предлоги, обозначающие пространственные отношения (выше, ниже, справа, слева, между, перед, сзади)
Положи мяч справа от куклы. Куда ты положил мяч?
Положи пирамидку между куклой и мячом. Куда ты положил пирамидку?
Нарисуй кружок, над ним нарисуй крестик. Где ты нарисовал крестик?
Посади мишку за куклой. Куда ты посадил мишку?
Положи яблоко перед куклой. Куда ты положил яблоко?
Положи кубик между двумя другими предметами. Где кубик?
Встань так, чтобы дверь была правее от тебя. Где дверь?
«ДОБАВЬ СЛОВО»
Цель: закрепление употребления предлогов-наречий (справа, слева, впереди, сзади)
Логопед начинает предложение и бросает мяч одному из детей. Ребенок должен закончить предложение, используя предлоги-наречия.
Стол стоит …. Полочка с цветами висит …. Мишка сидит … Пирамидка стоит ….
Кукла лежит …. Лампа висит …. Дверь находится ….
«ПРАВИЛЬНО ПОДНИМИ КАРТОЧКУ»
Цель: дифференциация предлогов «в». «на», «под».
Логопед называет словосочетания или предложения с соответствующими предлогами. Дети поднимают карточку с со схемой соответствующего предлога.
«СКАЖИ НАОБОРОТ»
Цель: дифференциация предлогов, обозначающих направление движения: в-из, на-с, к-от.
Логопед называет предложения и просит детей сказать наоборот:
Мальчик положил мячик в ящик. – Мальчик вынул мячик из ящика.
Девочка налила воду в графин. - ….
Мама положила яблоки на стол. - ….
Брат поставил лампу на тумбочку. -….
Машина подъехала к дому. - …
Дедушка подошел к забору. -…
«МАШИНА ЕДЕТ ПО ДОРОГЕ»
Цель: закрепление предложно-падежных конструкций.
Детям предлагается макет дороги, по которой «поедет» машина. С одной стороны дороги –гараж, с другой – магазин. Вдоль дороги располагаются дома, горки, сквер, мосты.
1. Логопед дает инструкцию, например: «Машина объехала вокруг красного дома».
2. Логопед помещает машину на макете, а дети самостоятельно определяют, где едет машина, оречевляя свои действия.
3. В процессе игры дети находят соответствующие схемы предлогов и размещают их на макете. В дальнейшем они воспроизводят рассказ о движении машины только на основании схем предлогов.
«УМЕЙ НАЙТИ СВОЕ МЕСТО»
Цель: закрепление предложно-падежных конструкций
Логопед предлагает детям быстро встать друг за другом, уточняя место каждого ребенка по отношению к соседям. При это логопед использует слов «за», «перед», «между», «сзади». Затем логопед просит каждого ребенка ответить на вопрос: «За кем ты стоишь? (перд кем, между кем, впереди кого, позади кого).
«ИГРА В ПОЕЗД»
Цель: закрепление предложно-падежных конструкций, дифференциация предлогов «в». «на», «под».
На доске выставляется макет поезда.
-Пассажиры ведут в поезде разные вещи. В первом вагоне везут вещи, про которые можно составить предожения с предлогом «в». Во втором вагоне- вещи, про котороые можно придумать предложения с предогом «на», а в третьем – с предлогом «под»
Логопед показывает картинки. Дети придумывают предложения и помещают картинки в соответствующие «вагоны».
«ИСПРАВЬ ОШИБКИ»
Цель: закрепление предложно-падежных конструкций
«Жил человек рассеянный на улице Бассейной…» Кто написал про этого рассеянного человека?
Один такой рассеянный человек читал книгу и перепутал все слова. Помогите ему правильно прочитать и понять предложения. Вот как он прочитал:
«Дед в печи, дрова на печи»
«На столе сапожки, под столом лепешки».
«Овечки в речке, караси у речки».
«Под столом портрет, над столом табурет».
«ИГРА В НЕДЕЛЮ»
Цель: закрепление предложно-падежных конструкций.
В игре принимают участие 7 детей. Каждый из них получает «имя» одного из дней недели. Логопед предлагает детям встать друг за другом так, как идут дни недели. Затем задает вопросы, например: «Вторник, кто идет за тобой? А кто перед тобой? и т. п.»
«РАССТАВИМ МЕБЕЛЬ»
Цель: закрепление предложно-падежных конструкций.
1. Предлагается картинка, изображающая комнату. Логопед задает вопросы о расположении в ней различных предметов мебели. Затем дети расставляют игрушечную мебель на макете так же, как на картинке. При этом они комментируют свои действия: «Поставим стул справа от стола».
2. Дети самостоятельно располагают игрушечную мебель в комнате. При этом логопед задает вопросы: «Где находится шкаф по отношению к столу? Где расположен торшер по отношению к шкафу?»
"ПО СТРЕЛКЕ"
Цель: практическое употребление предлогов в речи
Детям предлагается игровое поле, на котором изображены сюжеты. Бросая кубик, дети совершают ходы. Попав на свою клетку ребенок самостоятельно составляет предложение, либо отвечает полным ответом на вопрос логопеда по картинке. При этом дети называют предлог, который они употребляют при своем ответе.