Татьяна Панина
Перспективное планирование коррекционно-развивающего обучения для детей с ЗПР подготовительная группа
▼ Скачать + Заказать документы
Разделы коррекционно-развивающей работы
учителя-дефектолога:
1. Сенсомоторное развитие:
сенсорно - перцептивное развитие в условиях полифункциональной среды
2. Познавательно-речевое развитие:
формирование социально-личностных представлений;
коммуникативных навыков;
развитие речи; конструирование;
формирование элементарных математических представлений.
3. Подготовка к обучению грамоте
4. Чтение художественной литературы
I период
(сентябрь, октябрь, ноябрь)
Публикация «Перспективное планирование коррекционно-развивающего обучения для детей с ЗПР подготовительная группа» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Проекты, планирование, тематические недели
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Планирование. Планы работ
- Подготовительная группа
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2017
1-й раздел: Сенсомоторное развитие и основы здорового образа жизни (сенсорно - перцептивное развитие в условиях полифункциональной среды)
Задачи: - развивать и корригировать нарушения сенсорно-перцептивных и моторных компонентов деятельности детей :
-зрительно-моторную координацию;
- мышечную выносливость;
- способность перемещаться в пространстве на основе выбора объекта для движения по заданному признаку;
- обучать детей правильному динамическому и статистическому дыханию;
-формировать навыки выполнения действий по словесной инструкции.
2-й раздел: Познавательно-речевое развитие
Развитие речи
Задачи:
Связная речь и навыки общения:
Учить рассматривать картинки и иллюстрации к сказкам, изображения игровых ситуаций, разыгрывать ситуации, изображённые на картинке.
Учить составлять рассказы по картинкам с использованием приёмов мнемотехники. Развитие общих речевых навыков
- пополнять и активизировать словарный запас детей по лексическим темам; - уточнить представления о родовых понятиях (в рамках лексических тем); - отрабатывать интонации законченности предложения, побудительного и вопросительного предложения, перечисления.
Фонетико-фонематическая сторона речи:
- учить узнавать неречевые звуки, определять местоположение звука (начало, середина, конец, различать силу, темп, ритм звучания;
- учить различать гласные звуки (а, у, и, о);
- уточнять правильную артикуляцию гласных звуков
(а, у, и, о, произношение звукосочетаний гласных звуков;
Развитие импрессивного и активного словаря:
- Пополнять словарь детей за счёт усвоения названий частей и деталей предметов, их качеств, назначения;
- уточнять понимание и использование в речи конкретных и обобщающих понятий существительных, глаголов, прилагательных и наречий в соответствии с лексическими темами:
• существительных, обозначающих форму предметов
(круг, квадрат, треугольник, овал, шар, прямоугольник)
• существительных, противоположных по значению: день-ночь, осень-весна, лето-зима, свет-темнота, жара-холод)
• глаголов, обозначающих эмоциональное состояние людей: горевать, радоваться, скучать, веселиться
• глаголов, противоположных по значению: идти-стоять, говорить-молчать, хвалить-ругать
• прилагательных, обозначающих основные цвета, оттенки. форму, величину, вкус, запах;
• притяжательных прилагательных;
• обстоятельственных наречий со значением местоположения (слева, справа)
• количественных и порядковых числительных;
• предлогов: в, на, за, под, из, у, с, от, над, для, перед из-за
• союза а, потому что.
- формировать у детей понимание значений слов на основе сравнения, различения и обобщения предметов;
- учить отгадывать загадки;
Словоизменение:
Учить и закреплять правильное использование:
-множественного числа существительных, обозначающих детёнышей животных в именительном и косвенных падежах;
-родовых окончаний существительных и прилагательных;
-падежных форм существительных;
местоимений я, ты,мы,вы в родительном и дательном падежах (ко мне, у меня и т. д.)
Закреплять в речи согласование:
• существительных и глаголов в числе;
• прилагательных и существительных И. П. в числе;
• прилагательных и существительных в роде;
• притяжательных местоимений мой, твой, ваш, наш
с существительными м. р. и ж. р. в именительном падеже;
• числительных один, два, три с существительными.
Словообразование:
Формировать навыки словообразования:
• существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
• приставочных глаголов (с помощью приставок в-вы-на-при
Синтаксис:
В процессе ответов на вопросы по содержанию сюжетным картинкам в диалогах учить детей правильно употреблять грамматические связи слов
(согласование, управление и примыкание).
Учить построению распространённых предложений без предлогов и с предлогами.
Продуктивная (конструктивная) деятельность
-Стимулировать познавательный интерес детей к процессу и результату конструирования;
-учить детей различать пространственные тела (шар, брусок, кубик,цилиндр) и геометрические тела;
-учить создавать из 2-3 малых форм одну большую, отличную от исходных;
-учить складывать пазлы (до 24 частей, разрезные картинки с различными видами разрезов;
-учить выполнять рисунок из счётных палочек по образцу и по рисунку.
Формирование элементарных математических представлений
1. Количественные представления:
-учить сравнивать 2 группы множеств предметов (в пределе 3) путём пересчёта и наложения
-развивать диалогическую речь в процессе выполнения математических заданий: «Сколько у тебя? У тебя больше, чем у меня, а у меня меньше, чем у тебя»
- познакомить с количеством 3, учить составлять это количество из 2 групп множеств : 1 и 2, 2 и 1
-познакомить с порядковым счётом в пределах 3 с опорой на наглядный материал
-знакомство с цифрами 1 2 3
2. Представления о форме:
-учить определять и называть основные геометрические фигуры, давать характеристику их основных свойств
3. Представления о величине:
-учить упорядочивать объекты по величине;
-учить сравнивать объекты по величине, используя сравнительные прилагательные;
учить изображать и конструировать предметы разной величины, учить называть величину предметов и изображений.
4. Пространственные представления:
-упражнять детей в определении правой/ левой стороны тела,
- упражнять детей в определении местоположения предметов (справа, слева)
-учить дифференцировать слова, обозначающие направление
(вверх-вниз, вперёд-назад)
-учить закрашивать и штриховать изображения объектов различной величины и конфигурации вертикальными и горизонтальными линиями; обводить изображения по внутреннему и внешнему контуру.
5. Временные представления
-Учить называть и определять круг сезонных изменений, выучить названия и последовательность времён года.
Подготовка к обучению грамоте
-учить выделять, называть гласные АИУО;
-учить находить место звука в слове (начало, середина, конец) в ударной позиции);
- учить делить слова на слоги (отхлопывать ритм);
-формировать навык чтения звукокомплексов АИ ИУ АУИ ит. д.
- формировать навык работы с клеткой (учить видеть границы клетки, соблюдать границы, ритм рисунка).
Чтение художественной литературы
октябрь:
Малые фольклорные формы: «Тили бом», «Едем, едем на лошадке», «Заяц Егорка»
Сказки: р. н. с. «Репка», «Пых»; А. Толстой «Мужик и медведь»;
В. Сутеев «Под грибом».
С. Маршак «Круглый год», А. Толстой «Грибы», В. Сутеев «Мешок яблок».
для пересказа: «Репка»
Наизусть: А. Барто «Игрушки»
ноябрь:
Малые фольклорные формы: «Бежала лесочком лисонька с кузовочком», «Солнышко-ведрышко», «Тили бом»
Сказки: р. н. с. «Рукавичка», Л. Толстой «Три медведя»,
К. Чуковский «Мойдодыр», К. Чуковский «Федорино горе».
для пересказа : Л. Толстой «Три медведя»,
Наизусть: К. Чуковский «Мойдодыр» (отрывок)