Наталья Ермолко
Перспективное планирование по чтению художественной литературы на 2015–2016 учебный год (подготовительная группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Перспективное планирование чтение художественной литературы подготовительная группа 2015- 2016 учебный год
Дата запланированная Дата фактическая № Организованная образовательная деятельность Материал
1 Рассказывание русской народной сказки «Царевна- лягушка»
Публикация «Перспективное планирование по чтению художественной литературы на 2015–2016 учебный год (подготовительная группа)» размещена в разделах
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Планирование. Годовые планы на учебный год
- Планирование. Планы работ
- Подготовительная группа
- Темочки
Учить детей воспринимать образное содержание произведения; закреплять знания о жанровых, композици-онных, языковых особенностях русской сказки, продолжать развивать поэтический слух: умение слышать и выделять в тексте выразительные средства; подводить детей к осознанию и пониманию образных выражений. Книжка-иллюстрация, плакатные иллюстрации к сказке.
2 «О чем печалишься, осень?» Чтение рассказов об осени, рассматривание иллюстраций
Цель:
Закрепить знания детей об изменениях в осенней природе, вызвать любование красками осенней природы в процессе рассматривания иллюстраций и слушания художественных текстов, желание выразить свои впечатления в образном слове, развивать поэтический слух: умение воспроизводить образные выражения, подбирать сравнения, эпитеты; упражнять в образовании разных форм глаголов и сравнительной степени прилагательных. Иллюстрации на тему «Золотая осень», букет из осенних листьев, краски, бумага; проигрыватель с тематическим подбором грамзаписей.
3 Рассказывание русской народной сказки «Сивка-бурка»
Цель:
Учить детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки. Осмысливать характеры персонажей; закрепить знания о жанровых особенностях сказки; формировать образность речи: чуткость к образному строю языка сказки, умение воспроизводить и осознавать образные выражения.
Книжки-сказки «По щучьему велению», «Сказка о золотой рыбке» А. С. Пушкина, «Иван-царевич и серый волк», «Сивка-бурка», «Конек-горбунок» П. Ершова, плакатные иллюстрации к сказке.
4 Заучивание стихотворения Е. Трутневой «Осень»
Цель
Учить детей выразительно читать наизусть стихотворение Е. Трутневой «Осень» - передавая интонационную спокойную грусть осенней природы; продолжать развивать поэтический слух детей: умение чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения; упражнять в подборе эпитетов, сравнений, метафор для описания осенних пейзажей; активизировать употребление глаголов. Материал
Детские рисунки на тему «Золотая осень», выпол-ненные ранее, иллюстрации на тему «Березка в золотом осеннем убранстве».
5 Чтение туркменской сказки Падчерица». Сопоставление с русской народной сказкой «Хаврошечка»
Цель:
Учить детей замечать сходство и различие в построении сюжета, идее, характерах героев обеих сказок, выделять в тексте выразительные средства, осознавать целесообразность их использования. Карандаши, листы бумаги, иллюстрации к сказке «Хаврошечка».
6 Ознакомление с малыми фольклорными формами
Цель
Уточнить представления детей о жанровых особенностях, назначении загадок, скороговорок, пословиц; учить понимать обобщенное значение пословиц и поговорок, уметь составлять по ним небольшие рассказы, соотнося содержание с названием текста. Материал
Карандаши, бумага, иллюстрации к загадкам
7 Чтение сказки «Про зайца — длинные уши.» Д. Мамина-Сибиряка.
Цель
Формировать целостное восприятие художественного текста в единстве содержания и художественной формы; закреплять знания детей об особенностях разных литературных жанров; упражнять детей в подборе сравнений, синонимов, антонимов, воспитывать стремление к точному словоупотреблению. Материал
Иллюстрации к сказке.
8 Заучивание стихотворения А. С. Пушкина «Уж небо осенью дышало»
Цель
Учить детей выразительно читать наизусть стихотво рение, передавая интонацией печаль осенней природы, чувствовать, понимать и воспроизводить образность языка стихотворения; расширять представления о пейзажной лирике А. С. Пушкина. Материал
Портрет А. С. Пушкина, иллюстрации на тему о глубокой осени
9 Рассказывание украинской сказки «Хроменькая уточка»
Цель
Познакомить детей с украинской сказкой, подвести к осознанию художественных образов сказки. Материал
Книжки-сказки «Колосок», «Рукавичка», «Пых» и др.
10 Ознакомление с новым жанром — басней. Чтение басни И. А. Крылова «Стрекоза и Муравей»
Цель
Познакомить детей с басней, с ее жанровыми особенностями; подвести к пониманию аллегории басни, идеи; воспитывать чуткость к образному строю языка
басни, понимать значение пословиц о труде, связывать значение пословицы с определенной ситуацией. Материал
Иллюстрации к басне, портрет И. А. Крылова, книга с пословицами о труде «В большом деле и маленькая помощь дорога».
11 Беседа о творчестве А. С. Пушкина. Чтение «Сказки о рыбаке и рыбке»
Цель
Углублять и расширять знания детей о творчестве А. С. Пушкина; воспитывать умение эмоционально воспринимать образное содержание сказки, замечать и выделять изобразительно-выразительные средства, понимать их значение.
Материал
Портрет А. С. Пушкина, книги сказок А. С. Пушки-на, иллюстрации к «Сказке о рыбаке и рыбке», грамзапись сказки, проигрыватель.
12 Чтение стихотворения К. Чолиева «Деревья спят». Беседа об осени
Цель
Учить детей составлять рассказ, используя выразительно-изобразительные средства языка, подбирать эпитеты, сравнения к заданному слову; передавать в слове настроение, впечатления. Материал
Проигрыватель, пластинки, картинки на темы «Листопад», «Начало зимы».
13 Малые фольклорные формы
Цель
Уточнить и закрепить представления детей о жанровых и языковых особенностях потешек, песенок, загадок и пословиц; воспитывать умение понимать переносное значение слов и словосочетаний. Материал
Книги потешек и песенок, игрушки, кукла.
14 Рассказывание русской народной сказки «Снегурочка»
Цель:
Развивать у детей способность к целостному восприятию сказки в единстве ее содержания и художественной формы; закреплять знания об особенностях (композиционных, языковых) сказочного жанра. Иллюстрации к сказке «Снегурочка» разных худож-ников.
15 Заучивание стихотворения Е. Трутневой «Первый снег»
Цель
Учить детей интонационно выразительно передавать любование картиной зимней природы при чтении наизусть стихотворения, учить замечать изобразительно-выразительные средства, составлять лирические сказки на тему «Танец снежинок». Иллюстрации, на которых изображены заснеженный лес, поля; карандаши, бумага.
16 Рассказывание сказки В. И. Одоевского «Мороз Иванович»
Учить детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки, подвести к пониманию идеи произведения, связать ее со значением пословицы, Иллюстрации к сказке, бумага, карандаши.
17 Чтение басни «Ворона и Лисица»
Продолжать знакомить детей с жанровыми особенностями басни, учить понимать аллегорию, ее обобщенное значение, выделить мораль басни; обращать внимание детей на языковые образные средства художественного текста; развивать чуткость к восприятию образного строя языка басни. Плакатные иллюстрации к басне, портрет И. А. Крылова.
18 Чтение рассказа В. Драгунского «Тайное становится явным». Составление рассказов по пословице
Учить детей правильно понимать нравственный смысл изображенного, мотивированно оценивать поступки героя рассказа; углублять представления детей о соответствии названия текста его содержанию; продолжать учить детей составлять по пословице короткие рассказы или сказки. Осмысливать образное содержание и обобщенное значение пословиц и поговорок. Мешочек, шило или большая игла.
19 Заучивание стихотворения С. Есенина «Берёза» Творческое рассказывание.
Учить детей выразительно читать наизусть стихотворение, интонационно передавая нежность, любование картиной зимней природы. Иллюстрации к стихотворению, зимние пейзажи.
20 Чтение сказки У. Диснея «Три поросенка»
Учить детей чувствовать юмористический характер сказки, замечать образный язык; развивать творческую активность детей в процессе придумывания различных вариантов продолжения сказки. Книга «Три поросенка», листы бумаги, карандаши.
21 Малые фольклорные формы
Знакомить детей с малыми фольклорными формами: пословицами, поговорками, скороговорками, загадками, воспроизводить образные выражения, понимать переносное значение слов и словосочетаний; развивать умение составлять рассказы, сказки по пословицам, придумывать загадки. Рисунки к фразеологизмам, картинки-образы
22 Чтение рассказа С. Иванова «Каким бывает снег»
Углублять знания детей об особенностях природы в разные периоды зимы; формировать эстетическое восприятие картин природы, художественных текстов; передавать образы зимней природы в рисунке и словесном описании. Краски, бумага, иллюстрации разных периодов зимы
23 Чтение басни С. Михалкова «Ошибка». Анализ фразеологизмов, пословиц, рисование к ним иллюстраций
Учить детей эмоционально воспринимать содержание басни, понимать ее нравственный смысл, подвести к осознанию аллегории, содержащейся в басне; формировать представления о С. Михалкове как о баснописце; продолжать учить детей осмысливать переносное значение слов и словосочетаний, пословиц и поговорок. Бумага, карандаши, книга «Басни И. А. Крылова», портрет С. Михалкова.
24 Чтение сказки В. Катаева «Цветик-семицветик»
Подвести детей к пониманию нравственного смысла сказки, к мотивированной оценке поступков и характера главной героини, закрепить знания детей о жанровых особенностях сказки. Иллюстрации к сказке
25 Комплексное занятие «Весна идет». Чтение рассказов, стихотворений о весне. Рассматривание иллюстраций
ф. Вызвать у детей чувство любования, восторга перед красотой родной природы, желание выразить в слове свои переживания и впечатления; учить эмоционально воспринимать образное содержание художественных текстов. О. Репродукция картины И. Левитана «Март», грамзаписи инструментальной музыки, иллюстрации о начале весны в лесу; проигрыватель.
26 Чтение басни Л. Толстого «Собака и ее тень». Анализ пословиц
Учить детей осмысливать аллегорию басни, ее образную суть, соотносить идею басни со значением пословицы Бумага, карандаши, иллюстрации к басням Крылова и Михалкова.
27 Чтение сказки М. Михайлова «Лесные хоромы». Сопоставление с русской народной сказкой «Теремок»
Познакомить детей со сказкой, помочь найти сходное и отличное от русской народной сказки «Теремок», научить осмысливать идею сказки, оценивать характеры персонажей. Книжка-сказка «Теремок», атрибуты к инсценировке.
28 Чтение рассказа В. Драгунского «Друг детства»
ф. Учить детей эмоционально воспринимать образное содержание произведения, осмысливать идею; закрепить представления о жанровых особенностях литературных произведений (сказка, стихотворение, рассказ); осмысливать значение образных выражений.
29 Заучивание стихотворения Г. Новицкой «Вскрываются почки».
Творческое рассказывание «Как разбудили клен»
Учить детей выразительно читать наизусть стихотворение, интонационно передавая радость пробуждения природы, развивать поэтический слух; способность воспринимать музыкальность поэтической речи, чувствовать и понимать поэтические образы; развивать ре-четворческие способности детей: умение составлять лирические рассказы и сказки. Иллюстрации к стихотворению, бумага, краски, несколько веток с почками в вазе.
30. Беседа о русском устном народном творчестве. Рассказывание сказки С. Аксакова «Аленький цветочек».
Лексические упражнения
Систематизировать и углубить знания детей о русском устном народном творчестве: о сказках, потешках, песенках, пословицах, о жанровых, композиционных и национальных языковых особенностях русской сказки.
Подборка книг для тематической выставки «Русское народное творчество», иллюстрации к сказке «Аленький цветочек», грамзапись сказки в музыкальном оформлении; проигрыватель.
31 Чтение сказки Г. X. Андерсена «Гадкий утенок»
Уточнить знания детей о творчестве датского сказочника Г. X. Андерсена; учить осмысливать и оценивать характеры персонажей сказки; формировать внимание к поэтическим образам. Тематическая подборка книг для выставки «Сказки Г. X. Андерсена».
32 Чтение басни И. А. Крылова «Лебедь, Щука и Рак»
ф. Продолжать учить детей осмысливать содержание басни, аллегорию, образный строй языка, уточнить представления о жанровых особенностях басни; развивать точность, выразительность, ясность изложения мыслей.
33 Итоговая литературная викторина
Закрепить, систематизировать знания детей о литературных произведениях, прочитанных за год, об особенностях разных жанров художественных произведений, закрепить знания о малых фольклорных формах. Широкая по тематике подборка книг, атрибуты к со-ревнованиям, карта-схема последовательности выпол-нения заданий.