Светлана Томилина
Перспективное планирование по нравственному воспитанию. Подготовительная группа
▼ Скачать + Заказать документы
Социально-коммуникативное развитие (подготовительная группа).Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Темочки:
Нравственно-патриотическое воспитание.
Сентябрь. 1.«День Знаний» право на образование. Задачи: познакомить детей с понятиями (урок, перемена) с трудом учителя, вызвать желание учиться в школу. Воспитывать уважение к труду учителя и воспитателя.
Формы работы:
Посещение школьной линейки 1 сентября.
Беседа о дне знаний.
Чтение произведений о школе.
Беседа «Право на образование»
Игра «Собери портфель в школу» Разыгрывание ситуаций на тему «Не хочу учиться»
Д/и «Ступеньки образования» Загадки
2.«Труд людей в селе и в городе»Задачи: уточнять первоначальные представления об особенностях труда в городе и деревне; способствовать становлению устойчивого познавательного интереса к своей истории, людям труда, народной культуре; формировать навыки практического применения информации в игровой деятельности.
Формы работы:
Рассматривание иллюстраций с изображением профессий села
Чтение стихотворения Я. Дяугите «Руки человека», сказки «Колосок»
Чтение рассказа И. Винокурова «Как самолет в поле работает»
Хороводная игра «Кто с нами»
Русская народная игра «Горшки»
3.«Развитие труда».Задачи: уточнять представление детей об истории труда человека, начиная с древних времен и до настоящего времени; способствовать проявлению потребности в получении информации об истории труда человека; формировать способы практического применения полученной информации в игровой деятельности.
Формы работы:
Беседа «Машины - помощницы»
Игра-лото «Труд древних людей»
Игра «кому что нужно для труда»
Просмотр слайдов «Развитие труда»
Русская народная игра «Кострома»
Октябрь. 1.«Разнообразие рас».Задачи: обогащать первоначальные представления о расовых различиях между людьми; воспитывать познавательный интерес к культуре других народов; формировать навыки практического применения информации в игровой, изобразительной деятельности.
Формы работы:
Рассматривание карты мира
Рассматривание изображений людей разных национальностей
Настольно-печатная игра «Сложи портрет»
Прослушивание аудиозаписи «Большой хоровод»
b]2.«Традиции русской кухни».
[/b]Задачи: обогащать первоначальные представления детей о русской кухне как части национальной культуры; воспитывать познавательный интерес к культуре своего народа; формировать навыки практического применения информации в игровой, трудовой деятельности.
Формы работы:
Русская народная игра «Пирожок»
Игра «Угадай на вкус»
3.«Я-человек». Задачи: на основе исследовательской деятельности развивать представления о том, что человек-часть природы, и одновременно существо мыслящее. Развивать представление о том, что здоровье-главная ценность человеческой жизни. Помочь детям осознать роль государства в охране и укреплении здоровья.
Формы работы:
Проблемные ситуации по теме.
Беседа о профессии врача.
Упр. на координацию речи с движениями
Игра «Неоконченное предложение»
«Живое –неживое»
4. "Возрастная линия".Задачи: конкретизировать первоначальные представления о различных социальных функциях людей разного пола в семье; подвести детей к осознанию проявления любви, заботы и уважения к членам семьи, родственникам.
Формы работы:
Рассматривание семейных фотографий
Выставка «Родословное дерево»
Игра-драматизация «Находчивая мама»
Игра «Кто кем кому приходится»
Чтение стихотворения П. Синяковского
Ноябрь.1.«Такие разные и такие похожие».Задачи: воспитывать доброжелательное отношение и терпимость к детям любой расы, веры, национальности. Формировать понятие о том, что все люди разные, со своими индивидуальными особенностями. Учить общаться друг с другом.
Формы работы:
Этюд «Два друга»
И/упр. «Спиной друг к другу»
Рассм-е иллюстраций с изображением детей различных рас.
Рассм-е национальных костюмов.
Чт. книги «Моя Россия»
Короленко «О Петрусе»
Беседа: Такие разные дети. (национальность и расы)
Беседа: «Как вы понимаете слово (дружба?»,
«Сколько времени длиться дружба?»
2. «Я – человек: я- мальчик, я- девочка»Задачи: уточнять знания детей о возрастном развитии людей разного пола от рождения до старости. Способствовать проявлению интереса к сфере взаимоотношений между людьми разного пола и возраста.
Формы работы:
Рассматривание семейных фотографий детей
Игра- лото «Один дома»
3. «Родственные связи. Право на сохранение семейных связей»
Задачи: закрепить представление детей о благополучной дружной семье. Дать представление о защите прав ребёнка членами семьи и государством.
Формы работы:
Рассматривание семейных древ детей. Выставка.
Игра- ассоциация «Мама, папа,я»
Лепка дымковской игрушки «Семья»
Разучивание пословиц и поговорок о семье
Игра «Дружная семья»
4. «Забота о доме. Право на жильё.»
Задачи: обогащать первоначальные представления о значимости и красоте семейных традиций, обычаев, жилища. Стимулировать потребность в подражании одобряемым в семье мужским и женским поступкам.
Формы работы:
Д/и «Мы разные»
Беседа-диалог «Как мы помогаем поддерживать красоту в доме»
Игры «Хорошо или плохо», «Для кого что нужно?»
Рассматривание картинок с изображением мебели, вещей, которыми украшают дом.
Прослушивание аудиозаписи «Улыбка»
Рисование с детьми «Мы друг другу помогаем»
Декабрь1.«Этикет и его история».Задачи: уточнять первоначальные представления о нормах и правилах взаимоотношений, приемлемых в российской коммуникативной культуре. Способствовать проявлению потребности в выполнении норм и правил поведения, соответствующих своему полу и возрасту.
Формы работы:
Игра «Цветок вежливости», «Уроки этикета"
Чтение стихотворения «Невежливая вежливость»
2. «Что такое культурное наследие?»Задачи: обобщать первоначальное представление о культуре и культурном наследии. Воспитывать познавательный интерес к культуре своего народа. Способствовать осознанию роли человека в развитии культуры.
Формы работы:
Ситуационная беседа «Праздник русской культуры»
Игра «Разложи по порядку»
Игра на ложках
Русская народная игра «Горелки»
3. «Общее и различное в культуре разных народов».Задачи: обогащать первоначальные представления о сходстве и различиях в культуре своего и других народов. Формировать навыки практического применения информации в игровой, речевой, двигательной деятельности.
Формы работы:
Беседа «Всемирный хоровод»
д/и «Жители планета Земля»
Подвижные и хороводные игры разных народов
Рисование «Дети планета Земля»
4. «Традиции и обряды в культуре разных народов».Задачи: обогащать первоначальные представления о роли традиции и обрядов в жизни русского народа. Роли оберегов в защите от злых духов. Воспитывать познавательный интерес к культуре своего народа.
Формы работы:
Беседа «Традиции и обряды в культуре разных народов»
Изготовление домовёнка Кузи из природного материала
Слушание произведения Чайковского «Баба Яга»
Разучивание пословиц и поговорок, связанных с приметами, обрядами.
Январь1 «Прикладное искусство».Задачи: закрепить знания детей о народно – прикладном искусстве, воспитывать любовь и уважение к корням, искусству народного промысла.
Формы работы:
Чтение стихов, рассказов о народных праздниках.
2 «Как жили первобытные люди».Задачи: развить представление о внешнем облике, жилище, особенностях деятельности и отдыхе древних людей; развивать любознательность, научить сравнению и анализу.
Формы работы:
Рассматривание иллюстраций о жизни древних людей
Беседа «Первобытные люди»
3 «Мы все жители планеты Земля».Задачи: формировать у детей представления о Земле и жизни людей на ней; воспитывать интерес и уважение к людям разных стран и национальностей, к их деятельности и культуре; воспитывать чувство патриотизма, любви к своей стране.
Формы работы:
Беседа «Мы жители планеты Земля»
Рассматривание глобуса, политической карты мира.
Февраль
1.«Изобретения и достижения человека».Задачи: обогащать начальные представления о роли техники в процессе человечества, расширять представления детей о выдающихся людях России; воспитывать чувство восхищения достижениями человечества; формировать способы практического применения полученной информации в игровой деятельности.
Формы работы:
Беседа «Как жили первобытные люди».
Словесная игра «Старое-новое».
Рассматривание илл-й «Транспорт», «Бытовая техника».
Зрительная гим-ка «Паровоз».
Чтение стих-я Э. Э. Мошковской «Всего труднее дело…».
Игровое упраж. «Что работает от электричества
2.«Профессии мужские и женские».Задачи: уточнять знания детей о специфике труда мужчин и женщин; формировать представления о коллективном характере труда; способствовать самостоятельному применению полученных знаний в игровой деятельности.
Формы работы:
Беседа «Кем работают мои родители».
Чтение сказки Е. Лопатина «Фея Мастерства».
Д/и «Что лишнее?».
Подвиж. игра «Изобрази человека любой профессии».
Рассматривание илл-й «Профессии»
3.«Жители России. Право на гражданство».Задачи: обогатить представления о людях разных национальностей; стимулировать проявление познавательного интереса к явлениям истории и культуры своей страны;
довести до сознания то, что каждый ребёнок является гражданином государства, в котором он живёт.
Формы работы:
Чтение стих-я М. Новиковой «Россия».
Пальч. игра «Братцы».
Д/и «Одень куклу в национальный костюм».
Рассматривание илл_й «Народы России».
Русская народная игра «Плетень».
4.«Русские богатыри».Задачи: познакомить детей с героями защищавшими свою родину в разное время; воспитывать в детях дух патриотизма и любовь к родине.
Беседа о героях в разное время.
Формы работы:
Объяснение пословицы: «Солдату в походе что день, то новоселье»,
«Доброе дело без награды не останется».
Март.
1.«Нас от беды укроет мама».Задачи: продолжать формировать способы установления тёплых отношений с членами семьи, проявления заботы, помощи, уважения;
закрепить представление о защите прав ребёнка; развивать самостоятельность суждений, умение делать выводы.
Формы работы:
Чтение рассказа
Н. М. Артюховой «Большая берёза».
Пальчиковая игра «Семья».
Словесная игра «Назови ласково».
Д/и «Собери детёнышей».
Рассматривание фотографий с мамами
2.«Настроением можно управлять» «Что такое обязанности?».Задачи: способствовать проявлению интереса к сфере эмоциональных проявлений человека; содействовать становлению способов передачи собственных эмоциональных состояний; объяснить, что каждый человек имеет не только права, но и обязанности.
Формы работы:
Игра-драматизация «Маленький народ».
Настольная игра «Театр настроения».
Игра на социально-эмоциональное развитие «Дотронься ласково».
Чтение стих-я К. И. Чуковского «Радость».
3.«Дети планеты Земля».Задачи: сформировать чёткое понимание о необходимости предоставления разных возможностей детям разных национальностей; продолжать воспитывать уважение к культурам разных народов и гордость за неповторимость своей родной культуры.
Формы работы:
Рассматривание илл-й «Народы мира».
Просмотр м/ф «Чунга –чанга».
Чтение татарской народной сказки «Три дочери».
Этюд «Два друга».
Игр. упраж. «Спиной друг к другу».
4.«Во что верили русские люди».Задачи: расширять первоначальные представления о вере людей в природные, земные и наземные силы, культовых атрибутах; воспитывать познавательный интерес к культурному наследию своего народа через знакомство со сказками и былинами.
Формы работы:
Словесная игра «Угадай сказку».
Русская народная игра «Водяной».
Рассматривание илл-й с изображением былинных богатырей.
Чтение рус. нар. сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».
Апрель. 1.«Полезные и вредные привычки».Задачи: конкретизировать первоначальные представления о полезных и вредных привычках; способствовать возникновению убеждения в том, что каждый человек несёт ответственность за свои дела и поступки; совершенствовать умение регулировать своё поведение.
Формы работы:
Беседа «Ложь человека не красит».
Настольная игра «Этикет для малышей».
Пальчиковая гимнастика «С добрым утром».
Чтение рассказа А. П. Гайдара «Совесть».
Игра на социально-эмоциональное развитие «Кто пришёл к нам в гости?»
2.«Всемирные праздники».Задачи: обогатить представления о планете Земля, об общих праздниках людей, её населяющих; стимулировать познавательный интерес к явлениям планеты Земля; формировать навыки практического применения информации в игровой деятельности.
Формы работы:
Игра «Узнай планету».
Игра на социально-эмоциональное развитие «Подари салют».
Чтение стих-я «В лесу объявлен карнавал».
Настольная игра «Расскажи про детский сад».
Словесная игра «Угадай праздник».
3. «Кто такой культурный человек».Задачи: обогатить представления детей о роли человека в развитии культуры; воспитывать познавательный интерес к культуре своего и других народов; формировать способы самостоятельного применения информации в игровой деятельности.
Формы работы:
Настольная игра «Что такое хорошо, что такое плохо».
Чтение рассказа В. Ю. Драгунского «Тайное становится явным».
Беседа «Добро не умрёт, а зло пропадёт».
Артикуляц. гим-ка «Вкусное варенье».
4.«История транспорта» «Безопасность в городе».Задачи: продолжать знакомить детей с различными видами транспорта; ввести в словарь понятия «конка» и «линейка»; закрепить знания детей о правилах поведения на улицах города; продолжать знакомить с дорожными знаками и ПДД.
Формы работы:
Чтение рассказа «Санки».
Настольные игры «Расскажи про свой город», «Прогулка по городу».
Артикуляционная гим-ка «Машина».
Строительная игра «Поезд».
Зрительная гим-ка «Паровоз».
Май1.«Памятники защитникам Отечества в родном городе» + «Право на жизнь».Задачи: довести до сознания детей, что каждый человек имеет право на жизнь и здоровое развитие; государство заботится об охране жизни; продолжать знакомство с памятниками г. Липецка.
Формы работы:
Рассматривание открыток «Липецк».
Театр. игра «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».
Словесная игра «Назови памятник».
Настольная игра «День Победы».
2. «Права человека».Задачи: конкретизировать представления о правах человека; расширять знания детей о международных документах по правам человека; развивать чувство собственного достоинства.
Формы работы:
Игра «Угадай язык».
С/р игра «Полиция».
Настольная игра «Что такое хорошо, что такое плохо».
Двигательная гимнастика «Буратино».
Ситуативная беседа «Я знаю не только свои права, но и обязанности
3.«О любви и дружбе» «День защиты детей».Задачи: обогатить обобщённые представления о необходимости и значимости проявления дружеских, уважительных отношений между детьми разного пола; способствовать проявлению интереса в сфере взаимоотношений и симпатий между сверстниками своего и противоположного пола.
Формы работы:
Игра «Правильно – не правильно».
Рус. нар. игра «На блины».
Чтение рассказа В. Ю. Драгунского «Друг детства».
Рисование «Мой лучший друг».
Пальчиковая гим-ка «Братцы».
Литература:
Коломийченко Л. В. «Занятия для детей 6-7 лет".
Макарова Т. В. «Толерантность и правовая культура дошкольников».
Алешина Н. В. «Патриотическое воспитание дошкольников».
Мулько И. Ф. «Развитие представлений о человеке в истории и культуре".
Шорыгина Т. А. «Беседы о правах ребёнка».
Мячина Л. К «Маленьким детям-большие права».